Жанр классических платформеров, некогда один из главных в игровой индустрии – и, в первую очередь, на домашних консолях – сегодня явно переживает не лучшие времена. Из убеленных сединами ветеранов более-менее уверенно себя чувствует разве что старик Марио, тогда как его многочисленным коллегам и конкурентам не позавидуешь: их уже почти не видно за широкими спинами шутеров от первого и третьего лица, RPG и приключенческих «эпиков» всех мастей. Даже те, кто пока еще
пытается держать удар (например, свежие выпуски Ratchet & Clank), вынуждены идти на сделку с совестью, разбавляя непременные прыжки через пропасти ожесточенными перестрелками и превращая привычные незамысловатые сюжеты в тяжеловесные и порой совершенно нелепые «саги о спасении мира».
Примерно в одно время с появлением «Шариков и роликов» в магазинах имеющие доступ к Xbox Live пользователи получили возможность приобрести и версию оригинальной Banjo-Kazooie, выпущенной некогда на Nintendo 64. Стоит заметить, что, хотя лет прошло немало, ветеран все еще держится молодцом и даже смотрится не так уж плохо – Rare всегда умела выжимать из платформ Nintendo максимум. С игровым процессом, правда, дела обстоят похуже: этапы не слишком разнообразны,
да и уровень сложности порой начинает безумно раздражать. Да, в конце 90-х каждая ошибка, допущенная в виртуальном мире, традиционно обходилась куда дороже, чем теперь – и никаких послаблений!
Впрочем, этой кривой тропкой пошли далеко не все. Скажем, взявшаяся за Banjo-Kazooie: Nuts & Bolts («Шарики и ролики» в локализованном варианте) студия Rare не стала делать из забавного клона трехмерных Super Mario боевик или ролевую игру. В пику последним веяниям сообразительные англичане соорудили очень забавный, яркий
и красочный виртуальный конструктор, где нашлось место элементам чуть ли не дюжины жанров, а готовое блюдо щедро приправлено привычными шутками, нелепыми персонажами и забавными сценками. Сразу предупредим – перед нами не абсолютный шедевр, не хит, не обреченный маркетинговыми калькуляторами на непременный успех «блокбастер». Это даже, пожалуй, не самое удачное детище Rare, и уж точно не лучшее из того, что появилось на Xbox 360 за прошедший год. Но вместе с тем, на похождения глупого медведя
и его пернатого напарника совершенно не жаль потратить свободное время, даже если его у вас совсем немного.
Героям Nuts & Bolts покорны все стихии – в том числе и море, населенное гигантскими деревянными черепахами.Безумная архитектура уровней и весьма смелые сочетания цветов уже давно стали визитной карточкой Rare.
Винтики да шпунтики
Итак, начнем, пожалуй, с основного – то есть, с игрового процесса, благо, здесь есть о чем рассказать. Стартовой площадкой для вылазок несколько подрастерявшей былую удаль парочки станет причудливый Шодаун-таун, вотчина Властелина Игр (L.O.G.) и, одновременно, транспортный узел, связывающий множество мирков. По давней хорошей традиции (да-да, кое-какие традиции в Nuts & Bolts все же сохранились) доступ в упомянутые миры вам откроют далеко не сразу – с ходу попасть получится
лишь в самые простенькие, чтобы добраться до других, предстоит немало попотеть, выполняя не слишком сложные, но разнообразные и трудоемкие поручения Властелина и расстраивая злодейские планы вредной Грунтильды. В награду за праведный труд и самоотверженность героическому дуэту вручают джигги (Jiggys). Ну а джигги, в свою очередь, дают возможность открывать все новые и новые Act Doors, за которыми прячется новая порция увлекательных приключений.
Пусть Nuts & Bolts не претендует на звание симулятора и разработчики даже не пытались воссоздать в игре хоть сколько-нибудь правдоподобное поведение транспорта, физике здесь уделено достаточно внимания – ведь почти каждая новая деталь, добавленная к конструируемому вами средству передвижения, может повлиять на то, каким образом «железный
конь» будет взаимодействовать с окружающей средой. Правда, опять-таки, из-за отсутствия какой бы то ни было реалистичности, поведение этого чуда инженерной мысли совершенно непредсказуемо, что создает дополнительные сложности для незадачливых водителей и пилотов – на первых порах управление может показаться непростой задачей. Многие, вероятно, сочтут это недостатком игры – об этом свидетельствуют и обзоры в зарубежной прессе, и не всегда положительные отзывы на форумах. Мы же склонны считать
строптивость техники в Nuts & Bolts очередной шуткой Rare – довольно спорной, но неплохо вписавшейся в общую философию новой игры.
Впрочем, Шодаун-таун – это не только виртуальный «вокзал» со множеством пересадок, но и вполне самостоятельный уровень, к тому же, фактически, единственный, где элементам старого доброго платформера удается развернуться как следует. Возведен город в полном соответствии с канонами жанра – есть где попрыгать, найдется куда залезть, да и без секретных закоулков не обошлось, причем иногда весьма хитро замаскированных. Кроме того, именно Шодаун-таун разработчики превратили
в место бойкой торговли, культурного досуга (если в нем вдруг возникнет необходимость) и выдающихся инженерных достижений. Подозрительное коммерческое предприятие под вывеской Mumbo’s Motors станет вашим эксклюзивным поставщиком транспортных средств, а заодно предложит обширный список дополнительных услуг, от покраски очередного самоваропаровозовертолета до испытания свежесконструированного монстра в зоне Test-o-Treck. Увы, или к счастью, но долго торчать в Шодаун-таун не получится, нужно отправляться в
путь – и вот тут-то Nuts & Bolts наконец покажет истинное лицо.
В Showdown Town и его окрестностях есть на что посмотреть – город на удивление живописен.
Чем внушительнее выглядит очередной автомобиль Банджо, тем, как правило, труднее на нем маневрировать.
Поначалу кажется, будто сотрудники Rare оставили нам с вами выбор – даже оседлав какой-нибудь аэроплан и поднявшись под облака, персонажи частенько могут (если ландшафт позволяет) приземлиться и отправиться разгуливать на своих двоих. Однако дизайн уровней едва ли располагает к пешим экскурсиям: этапы не кажутся чересчур большими, когда вы крутите баранку самодельного автомобиля, но оказываются слишком уж велики для привычных пробежек рысцой, стоит только пренебречь достижениями цивилизации. Также
следует отметить, что героев лишили привычных для поклонников сериала специальных движений и приемов – их нехватку здесь и призваны восполнить те или иные функции техники кустарной сборки. Следовательно, никакого вопроса «Ездить или не ездить?» и нет вовсе. Ездить, непременно ездить, попутно стараясь правильно выбрать, на чем!
Полученный в самом начале гаечный ключ быстро становится универсальным инструментом на все случаи жизни. Это и оружие, и уникальное средство для взаимодействия с различными предметами, и многое другое. Вещи, например, можно перетаскивать при помощи «встроенного» в гаечный ключ телекинеза.
Как это частенько бывает с подобного рода «конструкторами», у вас есть два пути – остановить свой выбор на готовом решении (просто, но несколько, знаете ли, скучновато), или же, проявив чудеса изобретательности, взяться за отвертку и гаечный ключ. Деталей, которыми предстоит воспользоваться начинающим механикам, великое множество, и со временем список все растет и растет – а вместе с ним увеличивается и простор для полета фантазии. В «Шариках и роликах» никто не
запретит соединить абсолютно неподходящие одна к другой детали – главное, чтобы нашлось место для двигателя, бензобака и кресла пилота. Остальное может либо облегчить, либо осложнить поставленную перед вами вездесущим L.O.G. задачу, но едва ли скажется на эффективности новоявленного транспортного средства.
Несмотря на разнообразие, управление техникой более или менее унифицировано. Правый курок отвечает за ускорение, левый позволяет сбросить скорость, аналоговые рукояти традиционно замещают руль и пульт управления камерой. Левый курок также может пригодиться, если вы хотите, например, посадить самолет. Не остались без работы и четыре основные клавиши: на Y назначена посадка и высадка героев, тогда как за X, A и B закрепляются специальные функции очередного драндулета – они зависят от того, какими деталями
вы пользовались в мастерской. Кстати, упомянутых функций в действительности может быть намного больше, переназначать их разрешено при помощи цифровой крестовины, так что экспериментируйте на здоровье.
Эта милая скромная девочка едва ли не в каждый мир умудряется пролезть раньше вас.
Некоторые противники столь велики, что, кажется, могут проглотить героев вместе с машиной – на этот случай предусмотрен защитный силовой барьер.
Жизнь ради жизни
Хотя в игре и есть привычный счетчик здоровья, никакой необходимости в нем вы не ощутите. Во-первых, Nuts & Bolts изначально слишком проста, и умирать здесь приходится весьма редко, да и то обычно по легкомыслию. Во-вторых, растраченная в стычках с недругами (или препятствиями) жизненная сила очень быстро восстанавливается, и нет никакой необходимости
гоняться за медикаментами или чересчур осторожничать. Уже упоминавшийся дизайн уровней также далек от привычного «платформенного» – попадающиеся изредка ловушки являются, скорее, доброй шуткой над негласными правилами жанра, но и только. Это одновременно и хорошо, и плохо: энтузиасты наверняка оценят, консерваторы могут остаться недовольны новой концепцией, благодаря которой детище Rare может показаться экстравагантным набором взаимосвязанных мини-игр, а не цельным «сюжетным» проектом.
Не всем придется по душе и затянутое (в типичной для студии манере) обучение – кажется, не было ни единой рецензии на Viva Pinata, не указавший на эту оплошность, и вот пожалуйста, Банджо и Казуйи вновь наступают на те же грабли. Не изменив собственным ошибкам, англичане остались верны себе и в другом – с точки зрения технического и художественного исполнения, красочный мирок медведя Банджо ни с чем нельзя спутать. Безумный облик отдельных персонажей, аляповатые, но, безусловно, колоритные
декорации, ослепительно-яркие, иногда почти кислотные цвета, ужимки и анимация героев – все на месте, по-прежнему радуя, обескураживая, раздражая, а иногда и вызывая изумление. И в этом вся Rare – любите вы их игры или нет, они давно уже отвоевали себе теплое местечко на Олимпе игровой индустрии.