Мое первое впечатление после полутора часов игры можно описать так: «кажется, нам подсунули аддон с мультиплеером». Только через сутки чистого геймплея, когда мне удалось одолеть сюжетную линию и большинство побочных заданий, я понял, сколь глубоко ошибался изначально.
Сразу нужно понять и принять: игросериал всю дорогу рос-рос да и вырос из коротких штанишек относительно свободной «песочницы», играющей чисто декоративную роль, и теперь щеголяет в модных труселях с отпоротой биркой GTA. Все, приплыли: как и следовало ожидать (см. спецматериал неподалеку), из игры сделали менеджер средневековой оргпреступности с сохранением персонификации – сиречь отождествлением себя с протагонистом. Этакий The Godfather, даже с теми же национальными корнями, только пятьсот лет назад.
Но поскольку эта игра все-таки называется Assassin’s Creed, то никто не отменял лазанье по отвесным стенам, идеальные убийства в темных подворотнях, кучу разнообразных событий, основные и побочные задания, апгрейды экипировки и – впервые в Анимусе – управление целой гильдией ассасинов. Я не способен поверить в то, что весь этот громадный контент был сделан за год: скорее всего, часть была готова уже к AC2, просто ее удалось очень аккуратно вырезать. Для статистики можно бы привести сухие числа (столько-то основных заданий, столько-то побочных, столько-то инстансов и так далее), но лучше ими подтереться – никакого впечатления от реального размаха дел они не дадут. Тут действительно очень-очень много всего.
Вообще, я очень не люблю безыдейные песочницы с серьезным выражением лица, особенно в той части, где есть рандомные занятия типа «собери 100 ящиков, разбросанных на 20-ти квадратных километрах многоэтажной застройки» или «угони десять тачек за двадцать секунд» просто так, для смеху. В AC:B практически все эти занятия как-нибудь да обоснованы (хотя вот, например, зачем кузнецу для ковки меча две засушенные головы?). Толк от них есть, но он не критичен для прохождения: прогресс по основной сюжетной линии самостоятельно снабжает Эцио доступом к новым доспехам, оружию и прочей важной экипировке; деньги для них зарабатываются в процессе. Все остальное – это «сопутствующие товары» вроде доспехов Брута (добывается точно так же, как уникальная экипировка Альтаира из AC2), возможности нанимать воров и куртизанок, короче, стандартная GTA-мишура. Но! Эта самая мишура настолько органично вплетается в сеттинг AC: Brotherhood, что я самого себя отрывал от очередного благородного подвига или от починки акведука обратно в сюжетную линию, ибо время не резиновое. Получалось плохо: этот текст в итоге был написан лишь в день сдачи номера.
Ситуация редкая, но очень интересная. Главное, чтобы жертва была правильной: за убийство невиновного на некоторое время лишают возможности исполнять контракты (а значит, зарабатывать вожделенные очки).Если игра обнаружит сохраненки от Assassin’s Creed II, то Эцио в самом начале игры выдадут его последний надетый костюм, деньги и прочую экипировку.
Кризис-менеджер
Действие AC:B начинается в тот момент, когда заканчивается Assassin’s Creed II: в подвале Сикстинской Капеллы после основательной драки с Папой Александром VI. Эцио покидает Хранилище вместе с дядей Марио, получает выговор от Макиавелли за то, что оставил Родриго Борджиа в живых (ну извини, друг, против учебника истории не попрешь), тем не менее, зарабатывает постельную сцену с Катериной Сфорца и принимает участие в обороне виллы, в результате теряя память и все свое оборудование. Затем он возвращается в Рим и начинает там расстраивать планы сына Родриго, Чезаре Борджиа, по объединению Италии.
А тем временем в 2012-м фургончик с Анимусом 2.0 и ассасинами прибывает на виллу Монтериджони – да-да, ту самую – и мы впервые за всю историю сериала можем посмотреть на внешний мир Дезмонда Майлса. Увы, он мало чем отличается от виллы из 1500-го: только автомобили на улицах да распределительные щитки (довольно странно видеть на средневековой вилле знаки «Не влезай – убьет!»). Как и в прошлые разы, задача у Майлза одна, зато глобальная: выяснить посредством генетической памяти местонахождение Частицы Эдема, которая поможет ему с соратниками побороть тамплиеров и преодолеть надвигающийся на планету кризис (чем бы он ни был).
Сюжет игры кажется самым слабым в сериале: например, в исторически зафиксированной сцене самоотравления Родриго Борджиа фигурируют яблоки вместо вина, Леонардо да Винчи создает какие-то слишком уж эффектные и навороченные для своего времени устройства (один только глайдер-бомбардировщик чего стоит) в количествах, ключевые события не вызывают чувство причастности. А последние сцены в Риме сгенерировали ощущение, что эпизод выбирали из нескольких вариантов методом пальца, который в итоге ткнул в самую нелепую концовку. Но тут же замечу, что истинное окончание Assassin’s Creed: Brotherhood (то есть, в 2012) превосходит не то что римскую часть – она способна уделать даже What. The. Fuck. из AC2. За нее я с легким сердцем простил все остальные огрехи, к тому же в этом году выйдет еще одна (скорее всего, не номерная) часть, в которой, я надеюсь, ответят на все эти новые вопросы, от которых я еще какое-то время собирал челюсть с пола как в прошлый раз, так и в этот.
Расположение Рима на холмах и, как следствие, относительно просторные улицы позволяют Эцио скакать на лошади где угодно – даже внутрь виллы Монтериджони, чего раньше не дозволялось.Толпа стражей обычно мешает друг другу – достаточно уйти в глухую оборону и выцеплять врагов контрударами. Главное в этом деле – терпение.
Культрассвет
Рим в Assassin’s Creed: Brotherhood безумно красив. Несмотря на невысокое (относительно PC) качество графики, периодически не успевающие подгрузиться модели и не слишком далекий горизонт обозрения, все эти архитектурные памятники, симпатично пожранные неумолимым временем, хочется просто обходить вокруг и рассматривать. К каждому прилагается краткое описание из базы данных Ассасинов с какой-нибудь несмешной (в основном из-за перевода) ремаркой. Большая карта Рима – а это главное и практически единственное открытое место действия – показывает несколько районов, делящихся на две основные части: плотная застройка городского типа с мощеными улицами, ремесленными мастерскими, храмами и дворцами; и загородная часть с отдельными деревушками в три домика и двумя длиннющими акведуками. После благолепных, но чересчур однообразных Флоренции с Венецией это пиршество просторов пришлось как нельзя лучше. Разрушенные акведуки, термы, базилики, храмы и Колизей, разумеется, – он огромен и великолепен сам по себе. Не забыли канадцы и свою фирменную фишку: крестьяне в Риме сеют и пашут, горожане подметают дворики и общаются друг с другом, стражники отрядами патрулируют улицы, бандиты подкарауливают жертву («Хорошая одежка! Сапоги мои!») в переулках и кустах. В игре про насильственную смерть на удивление много жизни.
А чем, собственно, заниматься в городе, куда ведут все дороги? О, много чем, особенно если ты – глава древнего ордена убийц. Если раньше каждая секвенция характеризовалась новой местностью (Флоренция, Тоскана, Форли, Венеция), то теперь воспоминания состоят из возможностей. Новые персонажи, новые побочные задания, новые предметы для покупки и так далее – все это выдается порционно, по мере прохождения сюжетной линии, но в рамках одного большого Рима. Разжившись деньгами, можно заняться восстановлением коммерческого сектора: выкупать и открывать портняжные мастерские, арт-ларьки, кузницы, лавки лекарей и станции местного транспорта – спуски в лабиринт подземных тоннелей (выбор понятен: монреальцы три года назад разрабатывали игру по TMNT). Правда, я пользовался этим способом редко: лучше проскакать к цели на лошади (вызывается в точности как в Red Dead Redemption: короткий свист, и за ближайшим углом появляется самонаведенный на Эцио конь), поскольку по пути наверняка найдется какой-нибудь невыкупленный магазин или недостроенная секция акведука. Деньги на благое дело накапливаются с развитием, собственно, коммерческих заведений на Семи Холмах: каждое из них раз в двадцать минут кладет на счет Аудиторе кругленькую сумму.
Я там в спецматериале посетовал на малое количество чисто сексистских штучек (при том, что игра оценена как 18+ при прочих равных). Так вот, AC: Brotherhood несколько исправляет ситуацию короткой постельной сценой с участием анатомически небезынтересной детали Катерины Сфорца.К сожалению, пострелять из пушки – именно так, чтобы из пушки – дадут всего лишь один раз. Зато будет и бомбардировка с глайдера, и управление деревянным танком, и артобстрел с гондолы... но все равно чувствуется, что все эти развлечения разработчики напихали в большой спешке.
Завалить старушку
Отдельная занятость для Эцио – обустройство собственной гильдии. Выручение граждан из уличных конфликтов с исполнительной властью заканчивается тем, что спасенный записывается в ассасины; после этого можно вызывать на поле боя вооруженного помощника одним легким посвистом. Подопечных имеет смысл прокачивать, посылая на международные задания в Москву, Лиссабон, Париж и Калькутту. Оттуда они притаскивают помимо ценной экспы кучку денег и, бывает, полезный предмет, необходимый для выполнения просьб ремесленников (и все-таки: зачем кузнецу засохшие головы?!). Каждая миссия занимает несколько минут реального игрового времени – весьма напрягает, когда в волнующей сцене расставания с Кристиной звучат фанфары, а на экране появляется сообщение о том, что «задание завалить старушку успешно выполнено!». Выжившие в результате тренировок граждане посредством особого ритуала превращаются в настоящих ассасинов с тонной здоровья, тремя видами оружия и лучшими доспехами. Разгуливать с такой невидимой бандой по оживленным улицам Рима – одно удовольствие, чувствуешь себя непобедимым (опять какие-то ассоциации из «Крестного отца»?).
Ветераны улиц тоже вернулись: воры, наемники и куртизанки теперь не тусуются где бог на душу положит, а организовывают часовые посты возле собственных гильдий, которые можно покупать наравне с мастерскими и банками. Свои отношения с дамами легкого поведения и рыцарями клинка и карманов можно улучшать, выполняя особые задания. Но толку от них, как и в предыдущих выпусках, практически никакого – все препятствия, с которыми они помогают справиться, в принципе легко одолеть собственноручно.
Сам Эцио, отпустивший бородку и переставший напоминать помесь Аладдина с Дрейком, тоже не стесняется жирок растрясти: умение взобраться на крышу по-прежнему играет немаловажную роль в выполнении квестов. Инстансов – то есть, подземелий по типу тех, где добывались ключи к доспехам Альтаира, – стало заметно больше, и каждое обязательно чем-нибудь да запомнится. Карьер, где рудокопы под присмотром немецкого офицера ищут сокровища тамплиеров, клетки гладиаторов под ареной Колизея, разрушенный варварами храм – все очень красиво и функционально. И как никогда прежде невероятно напоминает Prince of Persia. Полагаю, Патрис Дезиле (креативный директор серии) намеренно вставил в самом начале этап, где Дезмонд и Люси попеременно нажимают рычаги, ехидно перекликаясь и открывая путь друг другу, – это же чистая аллюзия на Sands of Time! Не говоря уже про последний уровень, в котором из потолка выезжают ручки, – в этот момент мне даже показалось, что следующая часть «Принца» обязательно будет содержать намеки на тесные связи с Assassin’s Creed. Или… кроссовер?..
Удачно проведенный контрудар ведет к цепочке казней. Но 10 штук подряд сделать с первого раза вряд ли удастся: еще живые противники любят подойти и ткнуть чем-нибудь неприятным, пока Эцио расправляется с очередной жертвой.По-прежнему обожаю эти фонари, внезапно переносящие Эцио за угол, словно сменяя перспективу и измерение.
Смерть в песочнице
Но вернемся к паркуру. К разбросанным по местности точкам обзора прибавились башни Борджиа: нужно убить некоего генерала, после чего влезть на близлежащую вышку и поджечь ее. Чем больше сожжешь, тем больше инфраструктурки на районе можно прикупить и ассасинов к себе в гильдию зазвать. Левел-дизайнеры наконец-то перестали колебаться относительно умственного развития игрока и усыпали башни ложными путями, в результате чего я перестал считать ворон, зажимая вверх и R1 и дожидаясь, пока Эцио сам заберется на верхотуру.
А вот драки, наоборот, упростили донельзя. Вместо хитромудрых тактических выкрутасов достаточно зажать одну кнопку и вовремя нажимать вторую или третью, в зависимости от того, за какое оружие держится враг. К тому же появилась «серия казней» – эффектно грохнув одного противника, достаточно отклонить джойстик в сторону следующего, чтобы Эцио одним ударом покончил и с ним, потом с третьим, четвертым – и так, пока флорентийца не остановит клинок или тот факт, что количество врагов – число конечное. В достижениях даже есть награда за десять казней подряд, что как бы символизирует. Если с таймингом беда – ничего страшного, удар ногой в пах временно дезориентирует стражника, что позволит затыкать его до смерти хоть кухонным ножом. Впрочем, в тяжелом оружии все-таки есть смысл. В финальной битве, например, ковырять Чезаре Борджиа спрятанным клинком дело наиутомительнейшее, так что лучше взять с собой булаву или двуручный меч, благо Эцио теперь может и такое мощное железо на себе таскать.
Более того, обыск поверженных врагов больше не является самой бесполезной тратой времени в игре: в карманах помимо флоринов можно найти боеприпасы, лекарства, яды и предметы для заданий ремесленников. Тоже, кстати, рецепт: если болты для арбалета или пули подходят к концу, надо отыскать пару клюквенных точек на мини-карте, убить их и обыскать. Делов-то.
Но не надо думать, что Assassin’s Creed: Brotherhood – это упрощенная «песочница» про очередные приключения Эцио Аудиторе. У каждого задания, а их тут более чем прилично, есть дополнительный челлендж, символизирующий 100% синхронизации (в переводе на русский: 50% синхронизации – это Эцио совершил поступок, а 100% – это как именно он совершил поступок). Например, пройти инстанс за восемь минут, что с первого раза попросту невозможно, поскольку время подгоняется впритык к четко слаженным действиям – привет, спидраннеры. Или вот стелс-миссия: нельзя никого убивать и давать себя обнаружить. Отбивая Николая Коперника у ватиканских киллеров, нужно не пропустить ни единого удара в свой адрес. В половине случаев удается выполнить «полную синхронизацию» с одной-двух попыток, в ином случае производится мощный плевок с забиванием: дело в том, что в случае провала челленджа надо проходить фрагмент с самого начала, что, помимо очевидной проблемы с повторением пройденного, чревато длительной загрузкой.
Лоадинги – это вообще особая боль AC: Brotherhood. Такое ощущение, будто старушка PS3 уже взобралась на склон лет и ведущие разработчики мира, рыдая и сморкаясь, вынуждены усилием воли смирять свои аппетиты и возможности, урезая ради фреймрейта текстуру за текстурой, модель за моделью, переводя все динамические данные в отложенную загрузку. Суть даже не в длительности – загрузки тут терпимые, видали и подольше – а в том, что это случается ну вообще по каждому поводу. Про рестарт задания уже говорил: ради «полной синхронизации» на первом прохождении точно напрягаться не захочется; но лоадинг данных для запуска скриптовой сценки в местности, которую только что проезжал Эцио? Полная перезагрузка маленького инстанса? Это как-то чересчур.
В принципе, бои на конях не обязательны, но при наличии «среднего» оружия (я уже говорил, что Эцио может таскать и огромные двуручные алебарды?) это занятие превращается в увлекательную шинковку.46-летний Эцио больше напоминает певца Принса, нежели Аладдина. А вот голос остался тот же: Роджер Крэйг Смит великолепно справляется с имитацией итальянского акцента.
Ваш звонок очень важен для нас
Долгожданный мультиплеер (агенты Абстерго тренируются убивать друг друга в Анимусе) принес бочку меда о четырех режимах и одну большую ложку дегтя. Последняя заключается в том, что система подбора игроков работает, мягко говоря, странно. Здесь нет лобби с выбором игр или серверов, просто нажимаешь кнопку «играть», и система отправляет тебя в некую очередь, куда также сбрасывает и прочих игроков. Однако по неизвестной причине очереди иногда заполняются очень долго: запихнуть в одну сессию восемь жаждущих игры человек для этой системы – большая проблема, приходится ждать порой минут по десять. В этом нашелся и определенный плюс: если консилиум собрался, то после первого раунда почти наверняка каждый выберет опцию «матч-реванш», потому что даже если ты работал мясом всю дорогу, то выходить в главное меню и снова ждать еще неизвестно сколько времени подходящую тебе группу – это не каждый вытерпит. Уж лучше играть с победителями – глядишь, чему-нибудь да научишься у них.
А учиться тут есть чему: игровой процесс мультиплеера строится на том, что каждый участник – либо охотник, либо жертва, либо и то, и другое сразу. Для качественного убийства необходимо использовать те же приемы, что и Эцио: нырять в сено, прятаться среди себе подобных, прыгать с крыш и внезапно вставать со скамеек. Но при этом никогда нельзя забывать, что враг пользуется теми же способами, чтобы убить тебя. Так что самые мощные моменты – это, например, когда ты с крыши целишься в ничего не подозревающую жертву из спрятанного в рукаве огнестрела, но за секунду до выстрела тебя стаскивает вниз твой преследователь. Адреналина и неожиданных ситуаций здесь куда больше, чем в шутерах, но периодически напоминают о себе досадные мелочи вроде AvP-синдрома – это когда я нашел свою жертву и подошел к ней вплотную, но она пока занята убийством своей цели, поэтому приходится ждать окончания их разборки. Интерфейс тоже далек от идеала – чтобы взять искомое в прицел на дальнем расстоянии, нужно наводиться с высокой точностью, а без мышки это дохлый номер.
Командные режимы доставляют ничуть не меньше: сообразительные игроки, преодолев первичный бардак, быстро самоорганизовываются и начинают действовать сообща. За это, кстати, дают и бонусные очки опыта. А схема левеллинга в Assassin’s Creed: Brotherhood проста как три флорина: каждый уровень дает одну-две новых возможности практического либо косметического характера. Система подбора не гнушается забрасывать пятьдесят ветеранов в одну сессию с «мальками», но практика показывает, что руки важнее доступных возможностей (если не считать ружья и темпларского зрения – с ними только круглый идиот не сможет опознать и убить свою жертву).
Палач пытается казнить жулика, а сзади на него прыгает кондотьер. Картинка на самом деле постановочная: система не дает напасть на жертву, если та занята расправой.
Assassin’s Creed: San Roma
Честно признаться, игра превзошла мои ожидания. Assassin’s Creed II обернулась расцветающей весной Эцио Аудиторе Флорентийского, плавно переходящей в затяжное лето. Assassin’s Creed: Brotherhood расширила лето до многокрасочной осени и, надеюсь, с зимой мы знакомиться уже не будем – развитие дальше в таком духе может быть только хуже. Отступление от фирменных особенностей цикла (практически все ключевые убийства сопровождаются одним-единственным «Покойся с миром») в пользу идей и инноваций, словно навестивших монреальских разработчиков из GTA: San Andreas, в действительности идет сериалу на пользу. К тому же хитрое мироустройство не запретит создателям следующего выпука отказаться от предыдущих наработок и выбрать какой-нибудь новый поджанр к дополнение к обязательному паркуру с убийствами: новым героям – новые приключения.
А пока что у нас есть AC: Brotherhood – игра для тех, кто одинок. Выращивайте ассасинов, чините акведуки, выкупайте магазины, проходите сюжетную линию, добывайте ачивменты, убивайте друзей исподтишка и в открытую.
Добро пожаловать в Братство. P.S. О ЛОКАЛИЗАЦИИ. Если вы еще не приобрели Assassin’s Creed: Brotherhood для своей приставки, то учтите, что в русской версии нет доступа к Uplay (техподдержка Ubisoft на это отвечает так: «К несчастью, в русской версии нет поддержки этого сервиса») и, по некоторым данным, сохранились недостатки из локализованной версии Assassin’s Creed II. Если у вас есть игровой компьютер, лучше дождитесь весны, когда выйдет соответствующая версия Assassin’s Creed: Brotherhood – уж там-то наверняка все будет как надо. Да и к тому же перевод просто отвратителен: местами опущены целые фразы и смысловые куски, местами прет какая-то отсебятина.
Дорога из Рима
Чтобы не распылять внимание и не запутывать игрока, геймдизайнеры и сценаристы периодически засылают Эцио в пригороды Рима на короткие, но эффектные миссии, а еще вызывают в его памяти события, связанные с Кристиной Веспуччи. Это, если кто забыл, его большая любовь, за которой он бегал в первой флорентийской миссии Assassin’s Creed II. В воспоминаниях показана история их отношений на фоне уже известных событий. Единственный приятный момент: музыка! Именно этих треков мне так не хватает в Риме, там половина старые, а другая половина какая-то невнятная совершенно. Или просто непривычная.
Еще есть кнопка «Выйти из Анимуса», но для этого действия придется прервать текущую миссию (если Эцио на задании). В «реальности» можно почитать электронную почту в системе «Гефест», побегать по осовремененной версии Монтериджони и поискать какие-нибудь знаки или артефакты, поболтать с Люси, Ребеккой и этим, как его, постоянно забываю имя. Ученым, короче.
Слева: Я там в спецматериале посетовал на малое количество чисто сексистских штучек (при том, что игра оценена как 18+ при прочих равных). Так вот, AC: Brotherhood несколько исправляет ситуацию короткой постельной сценой с участием анатомически небезынтересной детали Катерины Сфорца.