Мое главное личное разочарование года. Чудесный сериал, каждую новую игру которого я ждал с огромным нетерпением, был перезагружен даже хуже, чем мне чудилось в ночных кошмарах.
Сериал всегда любили за две вещи. Во-первых, Ace Combat всегда давала возможность осознать, принять и излить вовне свою любовь к боевым самолетам. Не нужно быть занудой с военных форумов, чтобы восхититься красотой обводов Су-30 или видами на портовую бухту с высоты птичьего полета. Бои в воздухе, при всей их «аркадности», – совсем не то же, что стрельба в очередном наземном шутере, пусть даже самом фантастическом. Это очень необычный опыт – и именно поэтому интересный. Наконец, в наше время именно авиация вносит решающий вклад в исход любого серьезного конфликта. Как следствие, ощущение важности, масштабности происходящего всегда придавало событиям Ace Combat особенный вес. И тут мы плавно переходим ко второму основному достоинству цикла. Ace Combat любили за умный, тонкий, захватывающий сюжет, ради которого игры, собственно, покупались и проходились. Что мы получили в «вестернизированном» Assault Horizon, сценарий для которого писал слегка именитый американский писатель?
Два слова: тотальный провал. Режиссер проекта, Кадзутоки Коно, не зря отмалчивался, отвечая на вопросы журналистов о сюжете. Только сильно надавив, можно было добиться формального подтверждения: да, будут видеоролики; да, будет история с яркими персонажами, а не просто набор миссий. В западной прессе – так вовсе этот аспект игнорировали; более-менее подробную информацию о завязке Ace Combat: Assault Horizon можно было найти лишь в Famitsu Weekly и в «СИ». Именно японские журналисты выяснили: все начнется в Африке, во время совместной миротворческой миссии НАТО и России, главный злодей – русский по фамилии Марков, а оружие врага – загадочные сверхмощные (но неядерные) бомбы с кодовым названием «Тринити». Один взрыв – и отряд боевых вертолетов НАТО как корова языком слизнула. Западная пресса смаковал другой факт: русские самолеты вторгнутся в небо над Майами; в общем, привет, Modern Warfare или, как съязвили на Eurogamer, Modern Airfare.
Действительно, начинается Ace Combat как раз за здравие. В небе над Майами игра знакомит геймеров с управлением и шокирует: та самая сцена из трейлеров – вовсе не то, чем кажется. В коридорах африканской базы мы знакомимся с главными героями, полуинтерактивно осматриваем помещения, технику – визуально игра действительно впечатляет. Кажется – да, есть у Assault Horizon шанс воспроизвести то, что мы любили, но в реальном мире. Вот только с каждой новой миссией надежда получала коварный удар ножом в печень. Сюжет не хорош или плох, его просто нет.
Сцены разрушения самолетов на куски авторы Assault Horizon любят смаковать. Это не постановочные кадры, в игре все так и есть.В одной изсцен вам предстоит защищать яхту премьер-министра России. О наличии у России президента игра не догадывается.
Изложение истории в Ace Combat целиком скопировано с Modern Warfare или даже, скорее, недавней Medal of Honor: фокус переключается с одного персонажа на другого; вместе с этим меняется и стиль геймплея. Грубо говоря, во время миссии на истребителе вы видите, как пилот союзников был сбит и катапультировался. Для эвакуации вызваны вертолеты – и тут же вы берете на себя управление одним из них. Проблема в том, что рассказывать сюжет при таком динамичном переключении негде и некогда; в итоге, вся африканская часть игры (едва ли не половина) может быть сведена к одному-единственному важному событию, которое легко пересказывается двумя словами! Затем сюжетные ролики и диалоги внезапно появляются в большем количестве, но отпущенное им время сценаристы тратят совершенно бездарно. Например, есть в игре такая трагическая история: девушка всю жизнь летала на бомбардировщике, потом переучилась на ганшип AC-130, но война заставила ее вновь сесть за штурвал B-2. «ОМГ, ДРАМА!», – непременно воскликнут наши самые юные читательницы.
Пройдя игру до конца, я обнаружил в ней ровно одну минуту, достойную вашего внимания, – сценаристы удосужились разъяснить мотивацию главного злодея, Маркова. Спасибо и за это. На другие вопросы (чем, например, Маркова не устроили обширные запасы российского тактического ядерного оружия, на кой черт ему эта «Тринити»?) ответов, увы, нет.
Теперь о хорошем. Новая боевая механика, требующая зайти врагу в хвост и перейти в специальный dogfight-режим, действительно великолепна. Игра стала чертовски зрелищна; в основном, потому, что под ближний бой был написан миллион скриптов формата «погоня за вражеским самолетом между горящих небоскребов». При каждом переходе в dogfight игра подбирает самый подходящий маршрут, и делает вам красиво. Сложность и, я бы сказал, адекватность воздушных боев только возросла. В конце концов, отстреливать точки на экране самонаводящимися ракетами – точно прошлый век, в этом Коно-сан прав. А то, что в ближнем бою управление самолетом частично берет на себя AI,вполне соответствует нынешним трендам в развитии авиации. Летчик принимает решения – машина просчитывает необходимые маневры. В паре последних миссий враги умеют сбрасывать вас со хвоста, и для победы требуются и ловкость, и смекалка, и реакция – заряд адреналина обеспечен. Миссии для вертолетов, бомбардировщика и ганшипа, – конечно, второстепенная часть игры. Так, для разнообразия. Но неплохо. Мне противоракетный маневр по двум шифтам вполне понравился, хотя пуристов слишком простое управление вертолетом слегка напрягло.
И вновь о плохом. В Assault Horizon мало того что отказались от управления союзниками и возможности выбирать одну из нескольких задач внутри миссии. В игре, например, вообще нет брифингов, да и необходимости в них – тоже. По сути, все события миссии происходят на одном маленьком пятачке. Если «АВАКС» предупреждает о приближающихся истребителях противника – они волшебным образом возникают прямо рядом с вами. Когда вы зачистите весь город от танков и ПВО, одно сообщение по рации – и новая волна врагов тоже возникает прямо под вами. Куда-то двигаться и вообще пользоваться картой нужно разве что в миссии в Москве, да еще в миссии с облетом радарных зон на бомбардировщике. На других картах вы топчетесь на месте – пусть и в сверхзвуковом истребителе.
В итоге, красивые воздушные dogfight-бои – единственное достоинство Ace Combat. Сюжет, персонажи гораздо лучше в Tom Clancy’s HAWX, над которой я посмеивался несколько лет назад. Миссии там тоже разнообразнее (пусть и без бомбардировщиков и вертолетов) и уж точно масштабнее. По сути, Ubisoft скопировала игровую механику старых Ace Combat, добавила пару своих фишек, а сюжет поручила литературным неграм Тома Клэнси. А вот Namco Bandai радикально и правильно поменяли механику воздушных боев, но выкинула на помойку все остальные интересные игровые идеи, а сюжет – просто профукала. Я не удивлюсь, к слову, если в оригинальном сценарии нанятого писателя все было написано интересно – вот только в игру попали лишь отдельные, плохо связанные друг с другом, плохо обоснованные, лишенные логики или не самые значимые обрывки. И я не понимаю, почему нельзя было оставить старый, виртуальный мир, оставить масштабность боев и управление союзниками, и просто добавить игре зрелищности. Вот все фанаты Ace Combat недоумевают – почему нет супероружия? В Namco Bandai бубнят – «чтобы игра была более реалистичной». Да, елки-палки, на мой вкус она и раньше (начиная с AC4) была совершенно правдоподобной. А в недавней Ace Combat на PSP был реальный мир, но и супероружие тоже появлялось. Не хватало только одного – вот этого самого красивого ближнего боя. Добавив его, но убрав все остальное, что любили геймеры, Namco Bandai опасно приблизила весь сериал Ace Combat к черте, за которой – закрытие проекта. Верните все как было и сделайте мне Ace Combat 7!
Не раз и не два вам предложат сражаться прямо между этими небоскребами. Красиво!