Через двадцать лет о феномене сериала Ace Combat будут написаны докторские диссертации. Этот эталонный образец современных видеоигр содержит в себе в чистом виде универсальную формулу успеха японских консольных блокбастеров, которой в равной степени пользуются и Final Fantasy, и Metal Gear Solid, и Tekken, и даже Devil May Cry. Подобно волшебному порошку Урфина Джюса, она способна оживить даже замкнувшийся в себе жанр авиасимуляторов и превратить его в развлечение, пригодное для любого нормального геймера. Что же это за формула?
Речь идет отнюдь не об «аркадности» – подобную лапшу на уши вам наверняка будут вешать журналисты PC-изданий, которые ни разу в жизни на кормили жетонами автомат с Sonic Wings. Это другая крайность и другая формула успеха. Сериал Ace Combat с его длинными миссиями никогда не выжил бы на аркадных автоматах, где счет игрового времени идет на минуты. Перед разработчиками консольных проектов стоит задача запрограммировать геймера на прохождение двадцатичасовой однопользовательской кампании и не дать ему соскочить с крючка до финальных титров.
По-настоящему сложны в основном дуэли с вражескими истребителями. Системы ПВО подавить достаточно просто.Поймать врага в перекрестье прицела – лишь полдела. От самонаводящейся ракеты достаточно просто увернуться.
Иное небо
События игр Ace Combat происходят на альтернативной Земле, где нет ни СССР, ни США, но есть F-16 и МиГ-29, а пилоты носят европейские имена. Это очень удобно – можно по всей игре расставить отсылки и намеки на реальную историю нашего мира, не тратя кучу сил на реконструкцию настоящих конфликтов прошлых лет. Разработчики хвастаются тем, что их консультировали специалисты из JSDF и производители авиатехники и боевых систем, но характеристики истребителей в Ace Combat способны лишь позабавить человека, мало-мальски интересующегося военно-воздушной техникой. Зато здесь не найдется места нытью о том, что «злые буржуи занижают характеристики наших истребителей».
Если бы инопланетянам достался архив с информацией об истории Земли в XX веке, то по ее мотивам они бы наверняка сняли фильм со сценарием в духе Ace Combat. Шестая часть – не исключение. В который уже раз нам рассказывают о том, как нация А внезапно напала на нацию Б. Нация Б храбро сражалась, но была вынуждена ретироваться на Самый Последний Остров. Атаки на тамошние базы она отбила, после чего перешла к наступательным операциям, которые по логике вещей должны закончиться где-то рядом со столицей агрессора. Нации А и Б в разных играх называются по-разному, но суть от этого не меняется. Впрочем, играть в Ace Combat всегда интересно. Все эти коммунистические страшилки о том, как наши танки за три дня выходят к Ла-Маншу – такая милая фирменная «фишка» сериала. Новая история об оружии массового поражения дает Ace Combat 6 возможность высказаться на актуальную тему. Но и то, и другое – лишь фон для настоящей сюжетной линии.
Нация А на сей раз еще больше похожа на Россию, чем агрессоры прежних игр. Это некая федеративная республика (нация Б – обычная, унитарная), которую постигла Катастрофа и ее последствия – голод, нищета, гражданская война и распад страны. Народ республики решил, что спасти его может только власть военной хунты. Та действительно навела порядок, но заодно еще и решила зачем-то напасть на соседнюю, благополучную страну... Да, и, разумеется, в республике А говорят по-английски с восточноевропейским акцентом, а флаг и форма солдат напоминают о Советском Союзе. Впрочем, по мере прохождения игры становится ясно, что нация А со смешным названием Эстовакия в не меньшей степени похожа на Югославию-Сербию, а нация Б, что носит гордое имя Эммерия, косвенно виновна в Катастрофе. Так что упомянутое нытье («Ах, обижают Россию-матушку») здесь неуместно – ведь инопланетянам-разработчикам чужда дешевая пропаганда. Их цель – показать ужасы войны, доблесть героев, страдания невинных жертв. И аккуратно, шаг за шагом, оставляя многие объяснения за кадром, показать, как цепочка дипломатических ошибок приводит к катастрофе мирового масштаба.
Интернет знает, что... Dezig (LiveJournal): Недавно neel рассказывал про то, что в Resistance часто встречаются японцы, на любые вопросы отвечающие фразочкой «NO ENGLISH». Сам я японцев встречал только в DoA4, в VF5 и FM2. Но рассчитывал увидеть в Ace Combat 6. И случилось. Во-первых, сражения на рейтинг пустуют вот уже третьи сутки. Во-вторых, если вас занесет в просто сражения с игроками, то приготовьтесь выслушивать рассказы каких-то мужиков. Японцев. Причем говорить они будут совершенно не по теме. Играют мастерски, все трюки знают и помнят, от ракет уходят в два счета, сами сбивают на первой же минуте, а болтают о том, кому завтра на работу, и какая же крутая эта Kingdom Under Fire. Лишь иногда, например, когда я сел на хвост одному из них и зафигачил в него две ракеты (обе попали, но самолет не сбили), после чего добил пулеметом и неблагополучно приземлился в скалу, они умолкают, и тогда в наушниках слышно, как они тяжело и нервно дышат. Сбил – поныли немного, и снова на KUF перешли. Ей богу, эта трескотня просто какая-то антигайдзин-тактика. Хотел крикнуть что-нибудь, но почему-то постеснялся, да и, наверное, фиг бы они внимание обратили.
Чтобы добыть скины с анимешными девочками, надо чаще заглядывать в сервис Xbox Live.Дозаправка в воздухе похожа на мини-игру. И, что особенно приятно, ее можно безболезненно пропустить.
Танцы с ангелами
Современная война устроена так, что победитель в ней определяется господством в воздухе. Это как нельзя лучше показано в Ace Combat 6. Пилот под кодовым именем Garuda и его NPC-напарник участвуют в масштабных сражениях, которые не в силах выиграть в одиночку или даже вдвоем. Но они могут стать той самой песчинкой, что склонит чашу весов в пользу Эммерии и приведет страну к победе. Достаточно сбить звено истребителей, прикрывающее артиллерию, как ее тут же уничтожают ваши союзники-штурмовики, и спасенная от уничтожения танковая бригада идет на штурм аэродрома, на котором дозаправляется вторая волна вражеской авиации.
В каждой новой миссии Ace Combat 6 вам – вернее, не вам, а всей участвующей в битве группировке – выдается несколько отдельных заданий в духе «уничтожить береговую оборону противника» или «перехватить бомбардировщики противника». Вы вольны начать с любого из них или же участвовать во всех сразу – это не принципиально. Эфир заполнен криками ваших и вражеских пилотов, командиров наземных подразделений. Это не пустые комментарии – из них можно узнать, как продвигаются дела на фронтах, и оперативно реагировать на угрозы. Причем «береговая оборона» – это, как правило, авианосец, три-четыре крейсера, десяток эсминцев и еще пара десятков целей поменьше. Часть из них уничтожат ваши союзники, но целиком надеяться на них бессмысленно – без вашего вмешательства Эммерия гарантированно проиграет на всех фронтах. Часть заданий вы можете провалить – например, если весь ваш флот утопят у входа в бухту, – и все равно победить в сражении. Но хотя бы несколько обязаны выполнить. И каждое новое будет даваться легче благодаря системе вызова поддержки. Обнаружив солидную группировку наземных целей, на которые никаких бомб не напасешься, можно навести на них огонь линкоров. А против авиации противника вызвать союзные истребители, которые освободились после выполнения задания о перехвате бомбардировщиков. Все это делается очень просто – достаточно повернуть «морду» самолета в сторону врага и нажать кнопку «вверх». Игра сама определит, кто сейчас свободен и как лучше поразить намеченные вами цели.
Узкоспециализированные самолеты, вроде штурмовика A-10, нужны достаточно редко. Но зато как весело гоняться на таком за вражескими истребителями!В левом верхнем углу отображается текущая цель, а также список недавно уничтоженных объектов. Красным пишутся названия целей, подбитых врагом, синим – союзниками.
Впрочем, первое задание – когда все союзники заняты по уши – придется выполнять целиком самостоятельно. Да и вражеских асов NPC сбивают с трудом. Основное оружие пилота-геймера – универсальные самонаводящиеся ракеты, которые годятся и против наземных, и против воздушных целей. С каждой новой частью Ace Combat боезапас самолетов растет. В шестой части один истребитель может нести под две сотни таких ракет – экономить не придется! Куда чаще заканчивается запас особого вида оружия – сверхдальнобойных или маневренных узкоспециализированных ракет, кассетных и обычных бомб, систем радиоэлектронной борьбы. Прелесть Ace Combat в том, что выбрать можно лишь один тип специального оружия из трех-четырех доступных для данной модели самолета. Принять решение нужно после брифинга, где начальство в общих чертах описывает, с чем вам придется столкнуться в сражении. Но кто знает, какие сюрпризы припас вам противник?
Слово «самонаводящиеся» не должно вас смущать. От ракет в AC6 очень легко уклониться резким маневром, и для точного попадания грамотно зайти на цель. Беспомощны, пожалуй, лишь наземные объекты – лучшая иллюстрация доктрины господства в воздухе. Зато они давят количеством – никаких ракет не хватит, чтобы «зачистить» целый укрепрайон, – здесь в ход идут боеприпасы, бьющие по площадям. Самое сложное в игре – асы из эскадрильи Strigon. Они, как правило, летают на самолетах, на класс опережающих ваш, и очень хорошо маневрируют. Победа над каждым заносится в личный профиль – отличный способ похвастаться перед друзьями-геймерами. В любом случае, AC6 при всей аркадности геймплея (что в данном контексте есть синоним удобству управления) достаточно глубока, и на освоение всех тонкостей (взять хотя бы поворот с перегрузками) уйдет немало времени.
Центр наслаждения
В чем же заключается формула успеха? Разработчики AC6 не пытались своей игрой кому-то что-то доказать. Знаете, как это обычно бывает – «ах, у нас звук моторов был записан на полигоне под Семипалатинском» или «вот, мы первыми в мире применили шейдеры такой-то версии». Они работали над тем, чтобы сделать нам хорошо.
Ключевой элемент геймдизайна AC6 – сюжетные CG-ролики, показывающиеся после прохождения каждой миссии. Обратите внимание: не перед ними – как классическое intro, а после – как награда за выполненную работу. Ролики AC6 – достаточный стимул пройти миссию, даже если в какой-то момент игра вдруг показалась скучной.
Идем далее. С первого же сражения игрок владеет всеми возможностями боевого самолета, и все же в каждой новой миссии его ждет небольшое открытие. Стоит только подумать о том, что все, наверное, уже было увидено, и дальше игра будет повторяться, как – превеееед! – вот он, сюрприз. Складывается впечатление, что геймдизайнеры до мельчайших подробностей просчитали то, как будет меняться интерес к игре в каждый конкретный момент времени, и расставили по ней специальные капканы на скуку. Вражеские асы, глушилки радаров и системы электронной поддержки, бои в горных каньонах и на морских просторах, внезапные налеты на вражеские аэродромы и сражения с летающими крепостями.
AC6 с уважением относится к геймеру. По мере прохождения игры, в ангар будут добавляться новые модели самолетов, и на миссию можно взять любой из них. Ориентироваться можно на брифинг командования, но, как сказано выше, оно может ошибаться. Здесь геймеру предлагается самому принять решение и нести ответственность за него. Эмоции в духе «я был уверен, что здесь подойдет штурмовик, а от истребителей меня прекрасно прикроет ведомый, и так оно и вышло!» стоят очень много – куда больше, чем за игру просит издатель. Если же решение было неверным, то можно тут же сделать «работу над ошибками». Эффект тот же.
AC6 устроена так, что геймер постоянно – медленно ли, быстро ли – продвигается вперед. Ведь ситуация в духе «я застрял в середине игры во время рядовой миссии и поэтому отложил игру до завтра» чаще всего приводит к тому, что диск летит на пыльную полку, откуда никогда уже не возвращается обратно в приставку. Игра позволяет проваливать отдельные задания, и новые «фишки», будь то дозаправка в воздухе или ювелирной точности пролет по тоннелю, появляются в игре поначалу как необязательные задания, готовящие геймера к грандиозному финалу, где потребуется задействовать все умения.
В AC6 нет ничего лишнего – ни бесполезных самолетов, ни ненужных типов ракет, ни выбивающихся из общей логики игры заданий. Даже после прохождения вам будет интересно и сразиться в мультиплеере, и пройти заново кампанию, пробуя новые типы техники и стили воздушных поединков. AC6 разработчики делали для геймеров, а не для себя.
Почему не идеал?
А никто и не обещал нам идеал. CG-ролики сделаны словно бы для консолей предыдущего поколения, а елки и домики при ближайшем рассмотрении в меру квадратны. Если работать «на десятку», пришлось бы сильно менять игровой процесс; добавлять иные, кроме реактивных самолетов, виды боевой техники – те же вертолеты. И не факт, что из этого вышел бы какой-то толк. Сериал Ace Combat не менее консервативен, чем Gran Turismo. Не нужно ломать то, что работает, – ничего хорошего из этого не получится. Ведь революция уже случилась, много лет назад – когда от анимешной стилистики AC3: Electrosphere сериал перешел к CG-графике и альтернативно-европейскому сюжету AC4, избавившись заодно от элементов дэйтинг-симулятора. С тех пор многие пытались повторить успех Namco – хотя бы та же Konami с AirForce Delta – но тщетно. Ace Combat – лучшая игра современности, посвященная боевым самолетам. Отличное доказательство тому – запись в блоге на DTF.ru, оставленная одним из российских разработчиков: «а давайте сделаем что-нибудь подобное, но про танки?». Сделайте, пожалуйста. Просим.
Мнение Евгения Закирова Ace Combat 6: Fires of Liberation требует много денежных вложений. Уже доступно столько самолетиков, что только и успевай проплачивать. Из впечатлений, которые не дают покоя: сложно играть на телевизоре с диагональю 26", потому что тупо не видно противников (возможно, виной тому мое плохое зрение или перестановка в комнате, из-за которой телевизор теперь стоит чуть дальше), противники сильно поглупели, взлет и посадка, риплеи на полчаса, сказочно красивые облака и города, убогая лицевая анимация и вообще какие-то… странные ролики. Такое ощущение, знаете, как после Everquest, только чуть спокойнее: вроде все в высокой четкости, а деталей мало и выглядит бедно.
2443 Прочтений • [Обзор игры Ace Combat 6: Fires of Liberation] [11.04.2012] [Комментариев: 0]