Halo 3, Call of Duty: Modern Warfare, Bioshock, Uncharted, The Orange Box, Crysis, God of War II, Metroid Prime 3, S.T.A.L.K.E.R., Assassin’s Creed, Mass Effect, Final Fantasy XII… Что у них общего? Все они состязались за звание лучшей игры 2007-го года. И все уступили Super Mario Galaxy – по версии самых авторитетных изданий.
Реформа жанра трехмерных платформеров удалась яркой, веселой и необычной; в год коричневых и реалистичных межгалактическое приключение Марио на бескрайних просторах вселенной всем пришлось по душе и по сердцу. Не до конца удовлетворен остался, пожалуй, только сам Сигеру Миямото, сохранивший в своей гениальной голове множество невоплощенных идей, более чем достойных радости геймеров. И там они росли, взрослели, размножались, не давали спать… Так появился проект под кодовым названием Super Mario Galaxy 1.5, позднее известный как More Super Mario Galaxy – продолжение полюбившейся всему миру игры. Именно продолжение, не привычный нам «сиквел» – скорее аддон на отдельном диске, собравший новые уровни, новые возможности и новые придумки из светлой миямотовой головы и команды голов его сподвижников. Сил на него должно было уйти немного, как и времени – разработку планировалось закончить всего за год. Но несовместимы, как известно, гений и злодейство: одна за другой у всех участников нарождались малютки-идеи, из ниоткуда возникали целые концепции, проект рос и рос, словно пущенный с горы снежный ком, пока однажды вдруг не стало понятно, что весь скромный план трещит по швам. Увлекшиеся разработчики, включая даже простых специалистов по арту и звуку, так увлеклись общим делом, что специально для них на деньги компании пришлось разработать инструментарий, позволяющий создавать миры – готовые уровни-планеты, на которых каждый мог бы воплотить свои задумки и показать руководству, не отвлекая отдел программирования. Разумеется, все лучшее попадало на стол к Сигеру Миямото, а оттуда – в должным образом отшлифованном виде – прямиком в игру. Игру, которую уже никто иначе как Super Mario Galaxy 2 и не называл. Много позже, общаясь с журналистами главный выдумщик Nintendo и, наверное, лучший геймдизайнер в мире сравнивал свою новую работу с жемчужиной сериала The Legend of Zelda – Majora’s Mask, мол, и в тот раз совершенно новая игра выросла на крепком фундаменте предыдущей. В конечном счете, разработка Super Mario Galaxy 2 – теперь уже больше, чем просто сиквела, своего рода «альтернативы», вобравшей в себя всю прелесть оригинала и многократно преумножившей ее – увлекла мэтра на долгие два с половиной года, а публике была представлена лишь на прошлой Е3, сорвав шквал аплодисментов и спровоцировав самые высокие ожидания геймеров по всему миру. И ожидания эти (так и быть, забежим вперед) полностью оправдала.
Суперсила
Обычно современные игры дают герою новые способности навсегда. Это создает иллюзию роста крутости и работает на мотивацию геймера. Однако в случае с Марио давно повелось распоряжаться ими будто патронами к редкому оружию – огненный цветок, костюм енота или еще какая штука попадет к вам в руки, сослужит службу и снова исчезнет, сделав ручкой до следующей встречи. Это позволяет дизайнерам делать уровни менее «общими», но более сфокусированными, особо заточенными под тут или иную механику. Игрок же радуется, завидев любимый power-up, предвкушает новую порцию геймплейного лакомства и, что немаловажно для разработчика, он уже заранее предупрежден о том, что и как нужно использовать на следующем участке уровня, а значит, полосу препятствий можно сделать поизощреннее, не задумываясь, догадается ли игрок воспользоваться костюмом облачка или потратит все жизни, пытаясь реализовать заведомо неправильный подход.
Боссы, как и прежде, настоящие украшения игры. И чем дальше, тем они изощреннее и интереснее.Именно такие скриншоты продавали первую игру. И продали ее – страшно подумать! – почти девять миллионов раз.
Видите на заднем плане медаль с кометой? Как ее взять – догадаться непросто. Самый простой способ – заглянуть на прилагающийся к игре DVD, содержащий инструкции-советы для начинающих и интересные трюки для продвинутых игроков. Смотришь эти «показательные выступления» и молча завидуешь...Убегать от ватаги Бу страшно, но несложно, они, как и всякие привидения, тут же прячутся, стоит лишь взглянуть в их сторону. Сложно – успевать подбирать разбросанные по уровню звездные осколки. Вот где пригодится напарник со вторым пультом!
Вопреки расхожему мнению, Nintendo в целом и Миямото в частности, совсем не часто берутся за сиквелы, предпочитая всякий раз создавать для своих героев новые миры и новые приключения, а значит, и ставки на всякий проект с двойкой в названии чрезвычайно высоки. Если вы по каким-то причинам пропустили лучшую игру 2007-го года, то вы либо себе не друг, либо просто все еще не любите Марио. В обоих случаях вам стоит пересмотреть свои взгляды, ведь играть в SMG2 в расчете на удовольствие может любой. Серьезно, любой. И это в ней самое замечательное. С ценителями Super Mario World все понятно без слов – они давно уже на седьмом небе, с самого анонса. Но если вы в жизни не держали в руках пульт от Wii и при этом мните себя хардкорным геймером, вы… все равно получите удовольствие. Как и тот, кто вовсе ни разочка не «сыграл в приставку». Пожалуй, единственный, кому SMG2 советовать не стоит, – ребенок до семи-восьми лет. Ему она, скорее всего, окажется просто не по зубам. Впрочем, не обольщайтесь – вам тоже придется попотеть. Кто бы вы там ни были.
Оговоримся сразу: Super Mario Galaxy 2 – классическая «игра мечты», разработка той разновидности, когда автору чрезвычайно важно все-все сделать по высшему разряду, все до единой идеи вылизать до блеска, но все-таки вставить в игру, создав не продукт даже, а своего рода Наследие – этакий дар миру и памятник собственному творчеству в одном лице. Это, как вы понимаете, утопия. Немало талантливых разработчиков сгорели на посту, не выдержав этого вызова, развалив или неоправданно затянув проект. Но Миямото – не «многие», да и с сиквелом игры, глубинная механика которой уже давно готова, но при этом свежа и до сих пор никем толком не скопирована, все-таки попроще. Поэтому к давно известной формуле «всего да побольше» добавилось новое измерение – безумный, ничем не сдерживаемый геймдизайн. Давайте наконец скажем это: первая часть делалась для всех, а вот вторая часть – для геймеров. Всякий раз, выдумывая новую планету (а буквально на каждой планете, коих тут многие десятки, отныне вас всякий раз ждут новые элементы геймплея, не встречавшиеся раньше механики и крышесносящий дизайн – это такой маленький вызов Миямото самому себе, наслаждайтесь), создатель лучших видеоигр планеты давал нам, дорогие геймеры, большой кредит доверия, не сдерживая себя ни в придумках, ни в сложности. Итог – фейерверк креатива, завидев который, скрежещут зубами и крутят пальцем у виска новички. Постоянно осваивать что-то новенькое, не выпуская из мышечной памяти уже изученные приемы и возможности, сочетать ловкость пальцев и абстрактно-логическое (ничего словечко, а?) мышление – вот цена, которую запрашивает игра. Super Mario Galaxy 2 заставляет первую часть выглядеть претенциозно растянутым тьюториалом, призванным подготовить геймера к «настоящим приключениям». Представьте: планеты-уровни отныне меньше, зато их больше, они смелее и они куда разнообразнее. Ключевое слово «смелее»: если первая игра, представив классную идею «шарообразных уровней» довольствовалась циклическим повторением успешной схемы, вторая идет много дальше и ставит над миром такие творческие эксперименты, что дух захватывает. Всякий раз, попадая в новый мир и окидывая взглядом поле будущих свершений, бывает, ловишь себя на легкой приятной дрожи – скорей бы увидеть, что напридумывали здесь! Примерно то же и со сложностью: когда стремительно меняется геймплей, невольно полагаешься на константу управления: в конце концов, что тут сложного – бегай да прыгай! Ага, сейчас. Простой пример, один из многих: здесь около десятка видов прыжков (каждый из них обязательно пригодится, если им научиться пользоваться) и такой вызов, который можно сравнить лишь с DMC или Bayonetta. Да вы знаете этот подход: не сложность сама по себе, но вызов. «Сумеешь ли добыть секрет – не только сообразить, что и как сделать, но еще и воплотить это в жизнь?»
Время зеленых!
Вспоминая первую часть, трудно понять, почему там не было Йоши. В самом деле, сегодня, сейчас уже просто нельзя представить невероятные приключения итальянца в космосе без верного ездового динозавра с чрезвычайно полезным языком и отлаженным, как швейцарские часы, пищеварением – столько хорошего он привнес в геймплей. Оглядываясь назад, нельзя не признать, что почти все лучшие игры о Марио очень многим обязаны именно Йоши, этому секретному супероружию геймдизайна. В SMG2 его роль невозможно переоценить: неунывающий динозавр служит средоточием сразу нескольких важнейших механик, а уровни, на которых можно найти белое в зеленую крапинку яйцо, невозможно вообразить без его участия – их ждешь, по ним скучаешь, им радуешься.
Проекция Розалины из параллельного мира (вы ведь знаете, что SMG2 не продолжает SMG?). Если увидели ее, значит, дела ваши плохи.Костюм облачка позволяет Марио строить в воздухе новые платформы. Где угодно, когда угодно, зачем угодно!
Клоны-тени – пожалуй, самые опасные враги Марио, они в точности повторяют все действия героя и никогда не отстают. Приходится носиться во главе этакого паровозика, будто та самая Змейка, стараясь нигде не оступиться и не напороться на собственный «хвост».Саму звездную сферу придумали еще в первой игре, но вот такие покатушки на ней (пульт держится вертикально, словно джойстик-палка из детства) есть только в скивеле.
И на старуху бывает проруха
Честно говоря, из всех немногочисленных – почти отсутствующих – недостатков игры всерьез можно воспринять разве что тексты. Они, конечно, милые, но по той же Super Paper Mario мы хорошо помним, что сценаристы Nintendo способны на большее. Много большее. С другой стороны, в SMG2 принципиально нет ни сценария, ни сюжета в привычном нам понимании – Миямото нарочно отказался от этого, с позволения сказать, рудимента. Решение жесткое, спорное, но не лишенное очарования. Так что, говоря о текстах, приходится, главным образом, иметь дело с безответными репликами, которыми обитатели вселенной или подбадривают Марио и дают ему советы, или по-свойски шуткуют себе под нос в мягкой манере Nintendo. Никакого диалогового пинг-понга как в упомянутой Super Paper Mario здесь нет и в помине, и оттого наше сравнение слегка некорректно. Самую чуточку. И все же, как писал Басё, и все же…
Кстати, о персонажах. Многие новички (со старичков и спросу нет) очень даже ничего, деревянные человечки, например, и вовсе бесконечно милы. Однако променять прекрасную Розалину из первой части на самодовольную фиолетовую луму с замашками Евгения Вагановича Пэ – нет уж, увольте. Никто в здравом уме такого бы не пожелал. Снимать за это балл? Да вы в своем ли уме, господа?!
К слову, проходить абсолютно все уровни необязательно, довольно лишь насобирать нужное количество звезд, достаточное, чтобы пробиться к боссу и, одолев его, открыть проход в следующий мир. Технически, вы можете пройти игру, проигнорировав хоть треть планет, но поверьте, игнорировать их вы не захотите ни в коем случае. Разве лишь те, что совсем уж не по зубам… Впрочем, и от них отмахнуться не проще – «зачистка» вселенной затягивает геймера, как хороший клёв заядлого рыбака, благо всегда можно накопать побольше жизней, чтобы вернуться и вновь принять вызов. А для детей и новичков на сложных участках игры, требующих не только ловкости, но и догадливости, найдутся специальные мониторы службы Cosmic Guide, предлагающие подробную видеоподсказку: например, как правильно схлопнуть элементы планеты-пазла или в какой последовательности заколотить платформы в землю на одном полюсе, чтобы затем суметь взобраться по ним на другом. Если же дела совсем плохи, смерти зачастили, а уровень надоел – воспользуйтесь услугами Темной ведьмы (она выглядит как призрак Розалины из прошлой игры и появляется, когда герой погибает слишком часто): игра возьмет управление на себя, проводив Марио прямиком к звезде. Сама звезда от этакой наглости станет бронзовой и не попадет в общую копилку, пока не соберетесь с силами и не пройдете потом уровень повторно. Очень удобно для детей, стариков, беременных женщин и избалованных современными играми западных обозревателей, жалующихся на высокую сложность, ай-ай.
Одно из здешних умений Йоши – набрать в грудь побольше воздуха, надуться этаким дирижаблем, посинеть с натуги и... воспарить!
В общем, перед нами вновь игра, в которой все силы и вся фантазия авторов брошены на развлечение своего игрока. Впитавшая всю мудрость и весь опыт законодателя платформенной моды… Квинтэссенция. Квинтэссенция Марио, жанра и видеоигр вообще. В Super Mario Galaxy 2 есть все, за что только можно любить свое хобби, и в некотором роде это лучшая игра в мире: всеобъемлющая, самодостаточная и способная в одиночку дать все, что только может понадобиться геймеру. И ведь при этом ничего более красочного, разудалого и залихватского индустрия пока еще не рождала. Задорно, весело и сложно – вот что такое SMG2. И музыка подстать – разнообразна и неизменно восхитительна. Более того – подчас здорово имплицирована в игровой процесс. Если вы уже покатались верхом на звезде, вы понимаете, о чем я. Если еще нет… Черт побери, у вас все впереди!
Попробуйте поверить: Super Mario Galaxy 2 – та лакмусовая бумажка, что поможет вам разобраться со своим отношением к персонажу и играм с его участием. Здесь – все то, за что этот мир можно и нужно любить. Современно, без архаики и восьмибитной ностальгии. Попробуйте. И если вдруг случится грустное чудо и вам все-таки не понравится, значит, японские игры с итальянским акцентом и впрямь совсем не для вас. Но заклинаю: до тех пор, пока не попробуете, – не зарекайтесь!
Старый друг лучше двух подруг
Кооперативный режим особого замеса вновь на борту и изрядно улучшен. Напомню, что в первой части второй игрок помогал первому, собирая «прицелом» своего пульта звездные осколки (кстати, еще одна классная находка SMG, между прочим, нашедшая продолжение в самом дизайне уровней) да оглушал ими врагов, избавляя Марио от лишней беготни и необходимости отвлекаться на сбор бонусов. Но этого, конечно же, было мало, и поэтому в сиквеле роль помощника существенно расширена: отныне он может не только собирать бонусы, но и оттаскивать особо ретивых врагов, удерживать движущиеся платформы и делать другие полезные дела. Конечно, это все еще не игра на равных, но уже гораздо более продуктивное и интересное сотрудничество.
1641 Прочтений • [Обзор игры Super Mario Galaxy 2] [11.04.2012] [Комментариев: 0]