Когда даже самые преданные фанаты говорят, что Silent Hill спекся, – стоит призадуматься. Если точнее, спекся скорее жанр ужасов как таковой: шутка ли – со времен первых Alone in the Dark и Resident
Evil ничего толком и не менялось. А лет эдак пять-шесть назад геймеры просто перестали закрывать глаза на вопиющие недостатки игр жанра survival horror. Синдзи Миками с его Resident Evil 4 попытался увести сериал в другое русло, и ему это удалось. А вот у хорроров до сегодняшнего дня светлого будущего попросту не было. Может быть, его нет и сейчас,
зато есть грандиозное настоящее – Shattered Memories. После столь громких деклараций пытливый читатель скорее всего скривится в ехидной ухмылке и будет отчасти прав. Climax Studios уже «отличилась», мягко говоря, ущербной Silent
Hill: Origins и доверие геймеров потеряла. Зато попытка номер два неожиданно оказалась очень удачной.
Долой четвертую стену!
Гвоздь программы SM – полное взаимопроникновение играющего в игру. Начинается все с прихода к психоаналитику и небольшого теста, состоящего из семи простых вопросов: «заливаете ли вы горе алкоголем?», «легко ли находите новых друзей?» и так далее. Казалось бы, вполне безобидный опросник, а между тем именно от него зависит
обличье вашего личного кошмара. У каждого страхи свои, и SM не постесняется вытащить их на свет, если, конечно, вы ответили честно.
Поцелуй бабулю, Гарри!Ну, мааааам, дай я еще поиграю!
Революционность налицо: комбинаций ответов – море, а значит, и каждое прохождение будет уникальным. Более того, уже непосредственно во время игры нам не раз и не два придется решать мини-тесты от все того же психоаналитика. Например, надо будет раскрасить картинку, и в зависимости от того, какие цвета выбраны, изменятся объекты или персонажи в игре.
О радостях основной версии
Благодаря заточенному под Wii управлению подобные действия выполняются практически интуитивно. Жаль только, что бедное земноводное нельзя исполосовать как душе угодно.Мобильник – незаменимая в хозяйстве вещь! Звонит, принимает сообщения, снимает на камеру, хранит карты местности и даже сохраняет игру. Пора бы уже всем героям обзавестись этим полезным девайсом.
Wii-версия игры – основная. Именно она – самая красивая и качественная, и именно с учетом возможностей консоли от Nintendo разработчики писали движок и доводили до ума управление. Камера висит за спиной у героя, а вид «из-за плеча» вновь дает повод вспомнить Resident Evil 4. Управление отзывчивым не назовешь, но и жаловаться не хочется: герой уверенно передвигается с помощью аналогового стика на «нунчаке», а камерой мы крутим с помощью WiiMote.
К слову, именно в Shattered Memories мы впервые увидели самую удобную схему управления фонариком.
Один монстр – плохо, а четыре – смертельно. Игра как бы намекает: «Беги, идиот!»Осветительная шашка – настоящее спасение для играющего. Монстров отпугивает замечательно, только вот гаснет быстро.
Сам себе сценарист
Как вы уже поняли, наши действия влияют непосредственно и на сюжет. Завязка одинакова для всех, и она в точности копирует оную из самой первой Silent Hill. Незадачливый писатель Гарри Мейсон вместе со своей славной дочуркой Шерил ехал по заснеженной дороге, как вдруг машину занесло и непутевые путешественники врезались в фонарный столб. Гарри очнулся, дочь куда-то пропала. Жуткая метель и кромешная тьма пугают, но выхода нет – отцовские чувства сильнее, – и герой начинает поиски
Шерил. Вот, собственно, и все, что мы можем рассказать, ведь дальнейшее развитие событий зависит только от вас и ваших предпочтений.
К вопросу об индивидуальном подходе
Дабы не быть голословными, приводим пример того, как от ваших действий меняются персонажи игры. Перед вами три ипостаси Сибил Беннет.
Подобные кадры навевают воспоминания об Alone in the Dark образца 2008 года……а это уже отсылка к сериалу Condemned от SEGA.
Естественно, вы встретите и полицейскую Сибил Беннет, и Далию, и еще много старых знакомых. Только не удивляйтесь, что они не похожи на своих «прародителей». В конце концов, вы тут сценарист и режиссер, а значит, их образы – плоды ваших действий. Эта идея нам кажется крайне удачной, да и реализация не подкачала.
Концовок в игре пять, но, прежде чем дойти хотя бы до одной из них, придется пройти через настоящий ад. И тут всплывает единственный серьезный недостаток SM: несбалансированная сложность. Дело в том, что разработчики действительно сделали уникальный «конструктор», но некоторым игрокам, из-за того или иного выбранного ответа, придется ох как не сладко: то монстры будут неестественно шустрыми, то загадка поставит на колени даже самых отчаянных эрудитов. Однако недостаток этот простителен
– сбалансировать игру с динамически ветвящимся сюжетом и геймплеем намного сложнее, чем «линейную» историю.
Ничего лишнего
Вообще геймплей как таковой, чего уж греха таить, – бич всех без исключения эпизодов Silent Hill, да и жанра хорроров в целом. Никудышная боевая система, идиотские и начисто лишенные логики головоломки, надоедающий бэктрекинг.
А теперь улыбнитесь, ведь SM избавилась практически от всех «радостей» и условностей прошлых частей. Боевой системы тут попросту нет, загадки – квинтэссенция логики и здравого смысла, а бэктрекинг встречается куда как реже.
Silent Hill’у не чуждо высокое. Абстракционизм, например……ну, или что-нибудь попроще.
Видно, что англичане черпали вдохновение в тесных коридорах Condemned и в безысходности Haunting Ground. Локации придется в буквальном смысле прощупывать для обнаружения улик, а в поисках дочурки поможет незаменимый
смартфон Гарри. Он звонит, фотографирует, проигрывает текстовые и звуковые сообщения и даже сохраняет игру (да, теперь сохраниться можно практически в любой момент). Жаль, что музыку туда не зальешь и в Интернет не выйдешь, а в остальном – это почти идеальный помощник. И именно он начинает истошно шуметь, когда враги на подходе.
Герой физически слаб, не умеет драться, оружия у него нет, бегает он кое-как и всего боится, – мы таких спасаем обычно, а не «вживаемся в роль». И вот как, скажите на милость, такому «заморышу» расправляться с многочисленными монстрами? Правильно: НИКАК. В этом кроется сходство SM с Haunting Ground, в которой мы играли за юную красавицу, вечно убегавшую от здоровенного имбицила. Что-то похожее есть и здесь, только вместо одного
медлительного дуболома за нами гонится целая кодла шустрых уродов. Единственное средство удрать от них – бежать без оглядки, преграждая путь врагам разным хламом. Не стоит также пренебрегать осветительными шашками – порождения тьмы боятся яркого света. С шашкой можно бегать, а можно бросить ее за спину, на время отрезав монстров от погони.
В свободное от «забегов» время мы будем решать различные головоломки. Впрочем, почувствовать себя в безопасности вам все равно не доведется – в любой момент какое-нибудь невинное занятие вроде поиска ключа может смениться очередной экшн-сценой.
Круче, чем next-gen?
Как ни странно, SM местами выглядит даже лучше прошлогодней некст-геновской Homecoming. Не вдаваясь в технические подробности, скажем лишь, что проект выглядит на уровне Silent Hill 3, только освещение
тут краше, детализация выше и нет загрузок. На данный момент Shattered Memories, без сомнения, одна из самых красивых игр для Wii. Звуковое сопровождение от графики не отстает, но с ним и так никогда не было проблем. Маэстро Акира Ямаоки в очередной раз порадовал бесподобным саундтреком, а ассистировала ему Мэри Элизабет МакГлин (ака Мелисса
Уильямсон). Результат пусть и не превзошел все наши ожидания, но держится вполне на уровне Silent Hill 3 и 4, что тоже хорошо.
Такое случается сплошь и рядом, стоит только замешкаться во время погони.Полная беззащитность главного героя вкупе с бессмертием врагов лишний раз подчеркивает правильность решения, принятого разработчиками.
Все невозможное возможно
Мало кто верил в успех Shattered Memories – лишь самые прозорливые заранее смогли увидеть в проекте запал того самого Silent Hill. Да, игра не лишена досадных недоработок по части баланса, но закрыть на них глаза можно и нужно. Пожалуй, ни одна другая игра в ушедшем году не могла сподвигнуть к покупке Wii так,
как это сделала Shattered Memories.