«Зайца – животная ухом длинная, умом короткая, нравом буйная и ужасть какая музыкальная…» – выцарапывал наверняка на берёзовом свитке какой-нибудь юный натуралист древности. Добавим от себя: «Телом крепкая и к покорению мира склонная». Доподлинно известно также, что у Зайцев ну очень плохая реакция (об этом даже целая мини-игра есть), а потому много воды утекло с тех пор, как милые грызуны, и лисой, и волком обиженные, таинственно исчезли с планеты. И совсем немного, прежде чем Великая Ушастая Цивилизация вдруг понастроила гигантских зайкоподобных роботов и двинула войска к границе резервации. Долго ли, коротко ли, добралась армия до опушки...
«Я очень хотел, чтобы завязка была как можно более простой и понятной, – оправдывается Мишель Ансель перед журналистами. – Обезумевшие зайцы втайне от всех веками вынашивали планы по захвату мира… Пришло их время! Это одно большое клише и полнейшая нелепость, а вовсе не роман в суперобложке. Да, примитивно, но в то же время развязывает руки и даёт хорошего пинка воображению; в таких условиях куда больше курьёзных ситуаций, а герои вольны поступать, как им заблагорассудится. Не надо этих ваших древних легенд, потерянных цивилизаций и прочего барахла. Это комедия! Вроде «Марс атакует!» или фильмов от «Монти Пайтон». Абсурд и веселье!»
Всё как и обещано: Зайцы ни-ког-да не закрывают за собой дверь. Придётся помогать. Всем сразу. Иначе – вантузом в лоб. Больно...Перед каждой игрой расписывается управление – как привычными буквами, так и Зайцами, не словом, а делом объясняющими, как надо пользоваться контроллером. Надо сказать, что именно в этих словах из недавнего интервью никакого лукавства нет. Но вернёмся ненадолго на пару лет назад, в Монпелье, где под чутким руководством Анселя и недреманным оком Джексона близится к концу работа над игрой с некоротким названием Peter Jackson’s King Kong: The Official Game of the Movie. Ба! Чьи это уши торчат? Так точно – заячьи! В раздумьях о том, как должен выглядеть самый главный недруг Рэймена в новой игре, Мишель Ансель… слегка увлёкся. Уже тогда грозные ушастые тени начали являться к нему (а затем и к прочим семи десяткам членов команды) по ночам и даже в обеденные перерывы. Неудивительно, что следующим проектом команда занялась, едва «Кинг Конг» отправился в печать. Или даже на полчаса раньше.
Уши сюжета
Когда Зайцы решили поработить мир Рэймена, они начали с главного – упрятали за решётку самого героя. И то ведь верно: сколько уже злодеев, начинавших с нападения на Белый дом, нашли свой бесславный конец в битве с назойливым и могучим Героем-Спасителем. А тут можно бросить надежду всея человечества в Колизей на потеху толпе, и дело в шляпе – никто не помешает расселяться по беззащитной планете, угнетать коренное население, мародёрствовать и не закрывать дверцу туалета. Так что всю игру Рэймену только и нужно просыпаться утром и под тычками Зайца-охранника выходить на арену – на растерзание очередной тройки мини-игр, необязательного «квалификационного» этапа и некого «заключительного испытания каждого дня». Поначалу Зайцы-зрители воспринимают чужака в штыки: проносят на трибуны оружие – вантузы, венчики да шумовки, коими грозно потрясают, приходя в бешенство от ваших успехов. День ото дня их отношение меняется, в какой-то момент Рэймен даже становится настоящим национальным героем, в комфортабельной камере которого среди ковров и открыток от зайчих-поклонниц найдётся место даже музыкальному центру! Что, впрочем, не мешает коварным Зайцам раз от раза вручать ему один и тот же приз – вантуз. Но наш герой не так-то прост: в борьбе за дело благородное и вантуз – инструмент Провидения. Побег неминуем! А вот финал игры нарочито открытый. Что и заставляет задуматься, не продолжение ли истории расскажут нам грядущие версии RRR для других приставок?
Быть может, именно из-за этой поспешности, несмотря на всю продуманность Главной Идеи (к тому времени стало понятно, что новые похождения Рэймена будут, гм, отличаться от предыдущих), игровая концепция менялась не однажды. До какого-то дня Икс даже сами создатели не всегда знали, что именно получат в конце – разработка мира, стиля и персонажей заслоняла собой всё остальное. Казалось бы: ну Рэймен, ну опять побежит по уровням спасать милых сердцу хороших персонажей от коварных кроликов. В основе – всё тот же JADE engine, мультиплатформенный движок, не раз обкатанный в Ubisoft с целью по-кроличьи плодить успешные игры на все-все консоли. Красота безоблачная! И тут Nintendo прислала девкиты Wii.
«Управление будет таким простым и понятным, – захлёбывался мэтр, – ведь обе руки Рэймена легко соотнести с каждой из половинок контроллера. Вы представить не можете, как удобно управлять орлом в небе или акулой в море простыми движениями рук! А ведь ещё придётся танцевать с кроликами! Оставлю вас наедине с воображением!..»
В мире победивших Зайцев не нашлось места очередному Need for Speed. Вместо него – безумное родео на хрюшках-мутантах!«Дело мастера боится!» В нашем случае Дело – это Зайцы, а в руке Мастера – лопата.
Но за кулисами Е3 всё очевиднее становился разлад между задуманным платформерным сиквелом и… тем, куда звала душа. Дальше… Дальше нашего лазутчика в Ubisoft разоблачил невесть откуда взявшийся Заяц в форме агента секретной службы, и поток информации прервался. Вроде бы, Мишель Ансель оставил доработку изначально задуманной игры на попечение коллег, а сам с горсткой приближённых с головой ушёл в создание секретной, «другой» – той, о которой ещё совсем недавно не знал никто. Время шло-шло, шло-шло и вдруг замерло на отметке «14 ноября», когда загипнотизированная многочисленными видеороликами о жизни и быте психованных Зайцев геймерская братия ринулась в магазины за приставками Nintendo Wii и коробками с игрой Rayman Raving Rabbids. Вилка – в розетку, диск – в щель! Начинается игра.
А-А-А-А-а-а-а-а-а-а!!!
Настало время отдёрнуть полог тайны: RRR для Wii – вовсе не платформер. Это... сборник мини-игр! Сейчас, когда все прочие версии ещё только приближаются к финишной черте (впрочем, в редакции поговаривают, что со дня на день к нам попадёт РС-вариант), уверенно говорить нельзя, но я готов поспорить: «наши» Зайцы – лишь пролог, предыстория основных событий, которые возьмутся излагать многоплатформенные, «другие» Зайцы. Станут ли они лучше? Вопрос открытый. Но им придётся очень-очень постараться, чтобы переплюнуть Зайцев нынешних.
«Неожиданное появление Ужасных Скриптовых Монстров» (одна штука).Вестерн – он и с Зайцами вестерн. Но найти аналогии с Oddworld: Stranger’s Wrath совсем нетрудно.
Внимательно вглядитесь в оценку. Восемь баллов. Если вы не видите ничего предосудительного в сборнике ладных мини-игр, более того – признаёте за подобным диском право на чью-то любовь и на то, чтобы зваться отдельным жанром, накиньте полбалла. Если же считаете, что все мини-забавы (даже самые лучшие) железной рукой надобно загнать в гетто бонус-уровней «нормальных игр», не стесняйтесь полбалла вычесть. Истина, как водится, где-то посередине. На отметке «8.0». И – да. Это всего лишь («целый»?) сборник мини-игр. Сборник, где простые и незатейливые забавы перемежаются с весьма глубокими в плане геймплея – и во всём за вывеской полнейшего безумия, хаоса, заячьего визга, вантузов и азартного угара ощущается непоколебимое чувство меры. Авторы вообще очень тонко чувствуют, какая идея «хороша пока свежа», а какую не стыдно трижды подать под разными соусами. И это не дежурная «ложка мёду» и не слепленная наспех похвала, а весьма, доложу вам, изысканный комплимент! Уж сколько сборников и сборищ мы перевидали, а в памяти осели лишь Mario Party да WarioWare – как образчики единства невообразимого множества мелочей. Ведь какой должна быть каждая хорошая мини-игра?
Один ух – хорошо, а два уха – лучше!
Хотя основная игровая магистраль сугубо односторонняя – спасти Рэймена из заячьих застенков удастся только соло, – игре есть чем порадовать и шумную компанию, нагрянувшую в гости. После прохождения откроется доступ ко всем семидесяти с гаком мини-играм, услужливо разбитым на категории. Например, Bunny Hunt предложит все десять уровней рельсового вантуз-шутера, причём вдвоём, втроём и вчетвером проходить их можно на разные лады – в режимах Co-op, VS. и Co-op VS. Time. Разнятся они не сильно, но поводов для многочисленных перепрохождений дают предостаточно. То же самое – с танцевальными и гоночными уровнями, с тем лишь отличием, что в них придётся делить экран ТВ на количество участников. В прочих категориях – мини-игры «спортивные» и «профессиональные». Первые сгонят с вас семь потов (не зря на иконке штанга нарисована), заставив размахивать контроллером, а вторые обратятся к сфере более интеллигентной – смекалке и умению. Справедливости ради следует заметить, что далеко не все представленные в сборнике мини-игры позволяют одновременно развлекаться нескольким геймерам: частенько приходится обходиться приевшейся схемой «ставим рекорды по очереди». Само по себе это отнюдь не плохо (в противном случае подборка страдала бы однобокостью), но, что называется, «осадок остался».
Действительно, какой?
Во-первых (и в главных!), нескучной. Чтобы даже у самого утомлённого производственными подвигами зануды уже через пять минут – рот до ушей и настроение воздушным шариком под потолком замерло. Во-вторых, мини-игра должна быть идейной. Едва ли публика столь тепло приняла бы Rayman Raving Rabbids, не упрячь разработчики за длинными ушами своих подопечных действительно увлекательный и неглупый геймплей. Хороший афоризм всегда лучше плохого романа.
«Зайцы всегда воруют чужие сценарии!» Практически каждый уровень Bunny Hunt пародирует какую-нибудь игру.Уж сколько лет прошло, а он всё такой же... Узнали? Це ж Doom 3!
В-третьих, мини-игры должны быть разнообразными. Многие помнят пиратские восьмибитные картриджи «50 in 1», где на поверку были записаны лишь разные «видимости» одной и той же игры. Каким бы гениальным нам ни казался «Тетрис», но десять тетрисов под одной обложкой – это невыносимо.
И, наконец, в-четвёртых, в хорошем сборнике мини-игр должна – обязана! – быть та необъяснимая искра, благодаря которой из вороха разрозненных конечностей рождается настоящий – целый! – Заяц. С ушами, вантузом и большущим желанием поработить мир. Та искра, ради которой хочется снова и снова возвращаться к полюбившимся забавам – не ради рекорда и бонусов, ради удовольствия. Хороший сборник мини-игр не будет лежать на полке недвижимым трупиком однажды пройденной (побеждённой!) игры – он будет жить! Демонстрироваться друзьям, переигрываться, поднимать настроение долгими зимними вечерами. О таких играх принято говорить, что в них есть душа. Пусть даже это беспокойная душа ополоумевшей длинноухой цивилизации.
Зайцы-выбегайцы
Как Мишель Ансель придумал Зайцев, большого секрета нет: некто с длинными ушами должен был стать средоточием всемирного Зла в едва-едва наклёвывавшейся тогда «новой игре про Рэймена». Таинство в том, как из одного чернильного наброска рождаются целые цивилизации. Ведь, как ни крути, игра вышла совсем не про Рэймена, он тут лишь вторая скрипка, даром что главгерой. На его месте мог оказаться хоть Человек-паук, хоть Йоши, хоть Лара Крофт с этими её пистолетами. Потому что солируют тут ЗАЙЦЫ! Много-много совершенно свихнувшихся, одуревших и до колик забавных Ушастых! Геймерское Я среди них стёрто, на многих геймплейных участках герой даже не виден – он подразумевается за кадром (например, на рельсошутерных уровнях с видом из глаз). А в индустрии родилась ещё одна марка – Raving Rabbids. Из японского названия Рэймена уже выкинули, игра называется просто Rabbids Party. Да и продолжению (уже можно не сомневаться, что мы присутствуем при зачатии нового сериала) Рэймен, скорее всего, не понадобится. Потому как Зайцы, что называется, «выстрелили». Их запомнят надолго.
Как вы уже догадались, в Rayman Raving Rabbids всё это есть. Только вслушайтесь в эти названия! «Зайцы никогда не дарят подарки», «Зайцы не умеют летать», «Зайцы не доят коров», «Зайцы не умеют играть в жмурки», «Зайцы не стригут овец», «Зайцы бессердечны, когда речь заходит о хрюшках», «Зайцы плохо спят», «Зайцы тырят чужие сценарии»… Всего этих правил – больше полусотни, и каждое имеет игровое воплощение. Более того – каждое придумывалось специально для уникальных возможностей Wii. Рассмотрим парочку примеров. Итак, представьте: задний двор (помойка, по-нашенски), на одном конце – вы с поросёнком под мышкой, на другом – заплаканная мама-свинка. Цель: поспособствовать трогательному воссоединению семейства, то бишь, лавируя меж горок всякого хлама, доставить одного Пятачка другому. Всё просто? Есть и подвох. Двор… заминирован, точнее, зазайчирован! Один неверный шаг – и из-под земли с диким воплем и газовой горелкой выскочит ушастое рыло, а через миг вкусно запахнет свежим шашлычком. Воистину, Зайцы бессердечны, когда дело касается хрюшек! Поэтому не глупите, а прикладывайте к уху Wii-пульт и осторожненько шаг за шагом идите, прислушиваясь к хрюканью подопечного свинёнка: если малыш забеспокоился и принялся повизгивать, значит, впереди засада, обходите опасное место стороной. Немного удачи и терпения – и дело в шляпе. А вот как выглядят жмурки по-заячьи. Высоко в небе подвешен небольшой островок, доверху набитый ловушками. В центре его – Заяц с завязанными глазами. При помощи гудка (в правой руке) и колокольчика (в левой) Зайца нужно заманивать в капканы, к высоковольтным аккумуляторам, кактусам и пылающим кострам; цель: набрать как можно больше очков за ограниченное время. Вам интересно, как такая игра сумела получить возрастной ценз «E» (то бишь, продается без каких-либо возрастных ограничений)? Очень просто: Зайцы – враги демократии. А врагов демократии, как известно, следует пытать. Например, привязать ушастого к вращающейся мишени для дартса и швыряться вантузами. За каждый хедшот – бонус!
Так, стоп! Какого чёрта в вестерне делают Супермен и гигантские роботы ?! А ну ещё дубль!Признайтесь, вы никогда ещё не бегали наперегонки на цыпочках!
По завершении Rayman Raving Rabbids вы получите комплект из ранее разбитых на отдельные мини-игры забав: Ушастого шутера – развесёлой рельсовой стрелялки с 10 уровнями, где вместо светового пистолета используется Wii-пульт, Зайцетанцев – хорошего набора музыкальных треков для танцевального Wii-симулятора и Хрюнотрека – нескольких грязнющих трасс для дрифтинга верхом на хряках-переростках. Очень даже щедро, особенно если принять во внимание компанейский мультиплеер на четыре персоны!
Ушастые рекорды
Прибегнуть к повторному прохождению полюбившихся мини-игр предлагается не просто так, а с добрым умыслом. Стоит поднакопить очков или побить ещё один рекорд, как игра не только порадует очередной серией картинок или занимательным видеороликом из жизни ушастых властелинов мира, но и услужливо предложит выйти в Интернет, чтобы перед всем белым светом хвастнуть достижениями. Консоль всё ещё не подключена к Сети? Ничего страшного! Вот вам специальный код, отправляйтесь с работы или из интернет-кафе на www.raymanzone.com и вписывайте самостоятельно. Для рекордсменов, кстати, предусмотрена система рангов и поощрений – всё как у людей.
Не всё Зайцу морковка
А как же! Та же хрюшка-миноискатель порой по неизвестной причине (для нас неизвестной, а ведь кого-то за неё наверняка лишили премии) отказывается хрюком предупреждать об опасности, обрекая себя на гриль взамен объятий любящей мамочки. А во время полетов возникает чувство, что воздушную среду подменили маслом: настолько заторможенно ведет себя герой. Не слишком удобно, когда приходится вести гонку со временем. Подобная, иначе и не скажешь, неряшливость – плата за издательские сливки с лаунч-линейки новой консоли – проступает во всём, и в первую очередь досталось, конечно, графике. Оставим сейчас бесполезные сетования на количество полигонов и общий технический уровень в духе «хорошо выжатое прошлое (как, уже прошлое?!) поколение» – это как раз не неряшливость, а издержки былой кроссплатформенности, помноженной на спешку. Истинная же неряшливость проявляет себя, как водится, в мелочах. Вот есть у героя разные костюмы – так надо протестировать и при необходимости разнообразить всю анимацию, чтобы не проваливался приветственный жест в глубины необъятного сомбреро! Если уж решили посадить на арене два пучка травы, так пусть хоть делает вид, что шевелится под башмаками пробегающего Рэймена! Ну и так далее. Глаз намётанный и строгий найдёт за что уцепиться. Но главного это всё равно не отменит: расчудесный дизайн («геометрический» – как в м/ф «Мадагаскар») и уверенная анимация с лихвой перекрывают все недостатки. А уж обилие приятных мелочей, о которых многим играм и их создателям свойственно впопыхах забывать, и вовсе придавливают ложку дёгтя куда-то ко дну бочонка.
Одна из самых раздражающих мини-игр: летать в RRR, к сожалению, не очень удобно.Вы пока НЕ слышите, как СИЛЬНО Заяц ХОЧЕТ чего-нибудь сожрать. Наверное, поэтому данная мини-игра пока не представляется вам ИСТЕРИЧЕСКИ смешной.
Ну хватит уже!
Мы Wii покупали не графику разглядывать, а пультом размахивать! Поэтому на сих строках текст обрывается, оставляя вас, уважаемый читатель, наедине с оравой сумасшедших, совершенно сбрендивших, безумных, психованных, с глазами навыкат Зайцев! Глядите, что держат они в лапках, – нет, это не вантуз, это тот самый контроллер Wii. Зайцы научат вас с ним управляться.
Дёргать ухи своими руками!Коровометатель. Цель: Зашвырнуть корову как можно дальше. Метод: Поднимите пульт высоко над головой и начните делать вращательные движения (представьте, что у вас в руке лассо), постепенно убыстряя их. В нужный момент необходимо выбросить руку вперёд. Колесо Фортуны. Цель: Набрать как можно больше очков, швыряясь вантузом в привязанного к колесу Зайца. Метод: Ухватите пульт на манер дротика, как следует прицельтесь (не забудьте об упреждении), сымитируйте движение броска дротика.
КоровометательКолесо ФортуныХор мальчиков-зайчиков. Цель: Набрать как можно больше очков, пресекая всякие попытки хора сфальшивить. Метод: Как только заслышите диссонанс, направьте пульт на какого-нибудь Зайца и нажмите кнопку. Если нарушитель где-нибудь неподалёку, подозреваемый его выдаст: ткнёт пальчиком. Как найдёте певца-оторву, отвесьте ему подзатыльник. Пейте, Зайцы, молоко! Цель: Как можно быстрее наполнить молоком определённое количество вёдер. Метод: Ухватите обе половинки контроллера на манер сосков коровьего вымени и быстрыми возвратными движениями доите скотину.
Хор мальчиков-зайчиковПейте, Зайцы, молоко!Зайка-попрыгайка. Цель: Не сбиваясь прыгать через скакалочку. Метод: Непрерывным круговым движением правой руки вертите цепь-скакалку (контроллер), а с помощью «нунчака» заставляйте героя прыгать. Повар-художник. Цель: До отвала накормить Зайца-обжору, пока не прогорела свеча. Метод: Обводите предложенные контуры пультом, словно лазерной указкой или стилусом, чтобы заказанное блюдо появлялось на тарелке.
Зайка-попрыгайкаПовар-художникСуперзая. Цель: Возомнивший себя Суперменом Заяц должен пролететь как можно дальше. Метод: Быстрыми движениями обеих рук (представьте себя барабанщиком) разгоните дрезину и вовремя дайте Суперзаю пинка, нажав кнопку за миг до торможения. Польза морковного сока. Цель: Оборонять барную стойку от лезущих из моря Зайцев-в-плавательных-масках. Метод: Быстрыми вертикальными движениями левой руки накачивайте в шланг морковный сок, правой с пультом – цельтесь: струя должна попадать в дыхательные трубки Зайцев. Заяц считается небоеспособным, когда вся его маска залита соком.