С тем, что Гоити Суда умеет делать отличные игры, спорить глупо. Но вот удаются ли ему сиквелы – большой вопрос. Сам он любит говорить, что одного выпуска достаточно, и что в нем удается реализовать все задуманное. No More Heroes 2, таким образом, является редким исключением из правил. И если в одних это вселяет уверенность, то другие – и вполне справедливо – не видят так уж много поводов для радости.
Историю Трэвиса Тачдауна (для справки – убийцы, поклонника японской анимации и видеоигр, мастера боевых искусств) можно продолжать бесконечно. Это уникальный персонаж, который в оригинале служил маркером для всех социальных проблем разом, начиная с фанатичного увлечения аниме и заканчивая домашним насилием. Благодаря этому сюжет, как туалетную бумагу, вместе с которой игру продавали в Японии, можно было накручивать на простой, не сказать примитивный, геймплей – и в итоге получалась сверх всяких ожиданий оригинальная игра, отражающая авторский взгляд на жизненные проблемы, кризис игровой индустрии и многое другое. Для No More Heroes было характерно как раз то, что в ней не нашлось место популярным решениям, и каждый уголок виртуального мира, каждая битва с боссом, мини-игра или диалог были выполнены точно так, как того хотел автор, Гоити Суда. Финальная версия вышла неровной (безумно увлекательный сюжет и бестолковая езда по городу, однообразные дополнительные задания, глупые условности), но именно это и позволяло назвать ее «крутой». Никаких жанровых клише! Никаких предсказуемых сюжетных ходов! Там даже боссы были подобраны таким образом, что они действительно казались частью истории, а не «злодеями в конце уровня». Редкая похвала для современных видеоигр.
Американский альфа-самец (футболист) и два десятка обожающих его фанаток – вот это битва с боссом! А ведь он еще и в боевом роботе!Новая карта города позволяет сразу добраться до нужного места. Это правильное нововведение, ведь возможность самому кататься по городу в первом выпуске была никому не нужна. Фриплэй создавал дополнительные неудобства.
К большому сожалению, в сиквеле по всем характерным особенностям как будто катком проехались. Все стало гладко, упорядоченно. Нигде, простите, не выпирает авторское «я», первые несколько часов повествование будто угадывает желания игрока и точно их исполняет. Все недостатки, все минусы первого выпуска оказались подчищены. Такие изменения не могут не оставлять приятного впечатления – все-таки всегда отрадно, когда разработчики прислушиваются к пожеланиям и во всем идут им навстречу. Более того, все обозначенные перестановки делают No More Heroes 2 экшном, близким к совершенству. Но в то же время в нем нет искры, отсутствует свойственная Grasshopper Manufacture дерзость. Вроде бы, невелика потеря, но нет, без нужного настроения рассказ о нелегкой судьбе Трэвиса воспринимается совсем иначе.
Главный герой возвращается в город Санта-Дестрой и снова снимает номер в мотеле No More Heroes, откуда каждое утро отправляется на бой с очередным головорезом из «Объединенной Ассоциации Убийц». Его цель – расправиться с пятьюдесятью лучшими киллерами штата, чтобы добраться до первого в рейтинге и отомстить ему за убийство друга. Такое описание сюжета скармливали публике до выхода сиквела, на деле же оказалось, что Трэвис просто опять попался на уловку Сильвии, ради которой порубит на куски кого угодно, хоть собственного брата Генри. Кстати, не следует надеяться на то, что боссов тут действительно пятьдесят – это еще одна уловка, статистическая. После неожиданно бодрого начала число предполагаемых противников сократится вдвое, потом еще и еще, и в итоге действительно интересных злодеев окажется не так уж много. К счастью, количество все же производит впечатление, да и за отдельно взятых боссов простить можно многое. Взять хотя бы престарелого космонавта Владимира, после расправы над которым Трэвис с чувством произносит: «Glory to the Soviet Union!» Редкий момент безумия в сиквеле.
***
Трэвис Тачдаун, как и подобает ценителю аниме, собирает фигурки героинь любимого мультфильма, вешает на стены постеры и покупает видеоигры. В одну из них – Bizarre Jerry 5, названную как раз в честь любимого аниме – можно даже поиграть, причем за прохождение первого (и единственного) уровня открывают короткий анимационный ролик. Опэнинг выдуманного сериала, откровенно говоря, ни в какое сравнение не идет со спрятанным в первой части видео. Там, напомним, был красивый клип на музыкальную композицию «Heavenly Star» группы Genki Rockets – приятное дополнение к отличной игре. Впрочем, с Bizarre Jerry 5 (сокращенно BJ5) тоже связана интересная история. Так, Генри, впервые оказавшемуся дома у брата, снится жуткий кошмар про анимешную девочку Мимми, которая умеет читать его мысли и просит остаться с ней жить. Генри отказывается, и тогда девочка на него нападает. Примечательно, что это не первый раз, когда в играх GHM встречается такой босс, как «простая анимешная девочка» – чего стоит хотя бы Аяме Блэкбёрн из killer7!
Хелтер Скелтер – первый киллер, которого убил Трэвис. В самом начале сиквела Трэвис убивает Скелтера Хелтера. Да, они братья.Кошка страдает от ожирения, поэтому играть с ней желательно каждый день. И, конечно, кормить. Чем дороже корм, тем сильнее животное любит своего хозяина.
«Кто эта маленькая милашка? Она настоящая? Она опасна?» Без кавайной девочки-босса GHM обойтись, конечно, не могли.Все в рамках приличия! Трэвис всего лишь перезаряжает батарейку в мече! Перезарядит, и батарейка – иконка в правом верхнем углу – снова встанет.
Как бы смешно ни звучало, сражения с боссами – это единственная возможность получить какую-то новую сюжетную информацию. При этом чаще всего перед битвой герою приходится бегать по одинаковым серым коридорам или коробкам-площадкам и рубить всех направо и налево. Других «типов миссии» здесь нет, меняются только противники, да и тех не очень много – с ножами, с топорами, с бензопилами и с пулеметами. Чтобы попасть в следующую комнату, надо убить всех в предыдущей, и так несколько раз. Это самая скучная часть геймплея, иной раз просто заставляешь себя полчаса нажимать одну кнопку и время от времени взмахивать пультом, чтобы провести добивающий удар или бросок. Иногда приходится действовать осторожнее, потому что, когда врагов слишком много, они могут сбить с ног и буквально затоптать или забить железными трубами. А если зазеваться, то зашедший со спины негодяй того и гляди схватит героя за руки и позовет приятелей, чтобы те ему хорошенько накостыляли. Сложность, таким образом, возрастает незначительно, но зато появляется какое-никакое, а разнообразие. И все же в первой части, несмотря на сравнительно менее интересную боевую систему, так называемые «предбанники» выглядели привлекательнее – тогда фантазия разработчиков каждый раз находила какую-нибудь оригинальную замену рутинной беготне. Впрочем, там была своя хитрость, ведь игроку приходилось собирать огромные суммы для участия в следующих битвах, и уже одно это сильно изматывало.
Здесь же деньги не нужны. Можно вообще оставить за бортом все дополнительное содержание, не проходить мини-игры и не мстить убийцам Биошопа (но если все же отомстить, т.е. пройти все Revenge Mission, то Трэвис научится гулять по городу без куртки, в одной футболке), а только и делать, что драться, драться и еще раз драться. В этом случае прохождение займет не больше пяти часов, а впечатления от игры останутся, мягко скажем, не очень приятные. Потому что только мир вокруг героя, пускай и сознательно ограниченный разработчиками, в общем предлагает то, за что каждый владелец Nintendo Wii любил оригинальную No More Heroes. В сущих мелочах можно встретить смелые идеи, радикальные решения, интересные находки, стеб над разными видеоиграми, авторский взгляд на ту или иную проблему. Сюжетная часть абсолютно лишена этих деталей. По мере прохождения экран заливается реками крови, головы поверженных противников шинкуются на мелкие кусочки, женскую грудь показывают крупным планом каждые десять минут, а ее анимация заставляет вспомнить Oneechanbara; получается своеобразный переход от красоты, через эротику и к пошлости, и это описание подходит буквально к каждой сценке. Нет, насилия и ругани («Fuckhead!» или лучшее описание брата Трэвиса – «Sir Henry Motherfucker») хватало и раньше, и европейские пользователи должны быть даже благодарны, что на этот раз кровь им показывают красную, а не черную. Просто теперь чернуху извлекли из общей схемы, помножили на два и выставили на первый план. Это больше не авторская вольность, но безотказное средство привлечения внимания владельцев Nintendo Wii, для которых декалитры крови, подпрыгивающая грудь и семь синонимов слову «шлюха» все еще «необычно» и «круто». Ведь в какой еще игре предложат рубить полуголую девушку поперек, чтобы камера медленно спускалась к полу и замерла, когда главный герой нанесет удары по животу, чтобы показать трясущиеся ягодицы? Пожалуй, нет такой. Только в No More Heroes 2 это возможно – и все довольны!
***
Время от времени Трэвису хорошо бы посещать спортзал, где толстый мужичок в смешном розовом костюме поможет ему стать сильным и выносливым. При этом тренировки проходят в виде мини-игр, напоминающих восьмибитные забавы. Сила прокачивается просто: тренер бросает в Трэвиса гантели, которые надо отбивать, и воздушные поцелуи, от которых следует уклоняться. С выносливостью сложнее, потому что требуется маневрировать на беговой дорожке, и это никогда не получается с первой попытки.
Одеваться в местном магазинчике вообще-то очень дорого, но вряд ли кто-нибудь сможет отказать себе в удовольствии купить новую куртку или очки.Синобу посвящено всего два эпизода, зато в одном из них девушка повстречает старых знакомых Трэвиса. Вернее, одного старого знакомого, которого разрубили пополам. Так и жил, оказывается!
***
С большим опозданием, но NMH2 все-таки выйдет в Японии. Причем японцев ожидает расширенное издание с саундтреком и дополнительным диском с фильмом, рассказывающим о событиях между первой и второй частью. Тем, кто оформит предварительный на Hopper’s Edition, пришлют также эротический комикс.
Что характерно, в сиквеле абсолютно не ощущается никакой сдержанности и скованности, даже в техническом плане. Да, теперь нельзя кататься по городу. А кому это нравилось? Место песочницы с коробками-домами и прохожими призраками заняла стилизованная карта города и список мест, куда может отправиться Трэвис. И это очень удобно! При этом локации хоть красивее и не стали, но заметно увеличились в размерах, что позволило слегка поэкспериментировать с их дизайном. Иной раз происходящее напоминает stealth-action, а то и какой-нибудь платформер, вобравший в себя все грехи жанра. Речь, конечно, идет об уровнях, проходить которые придется за чернокожую ниндзя Синобу. В отличие от Трэвиса, она умеет прыгать. Еще она, вместо того, чтобы сохраняться в туалете, как главный герой, моется в душе и то и дело поминает наставника томными вздохами. Но если замена экрана сохранения, в общем-то, идет только на пользу, то необходимость скакать по железным контейнерам и искать кнопки, которые потом «нажимать», запустив прожектайл, – это уже дикость, без которой вполне можно было бы обойтись.
По своей задумке Desperate Struggle больше напоминает филлер, промежуточный эпизод, который в принципе не должен предлагать ничего нового. Отталкиваясь от этой идеи, сиквелу можно некоторые недостатки простить. Скажем, можно закрыть глаза на тот факт, что многие из боссов не имеют собственной истории и не задерживаются на экране больше двух минут. Да что далеко ходить, ведь сама необходимость снова бороться за первое место в рейтинге убийц – глупость, а может быть, даже нежелание или боязнь менять то, что и так хорошо работает. Только вот в первом NMH хорошо работало практически все, что позволяет сделать неутешительный вывод – это «все» и является даже не базой, а главным содержанием сиквела. И в профильтрованном от спорных идей виде дуэли, диалоги и телефонные разговоры выглядят просто ненужными дополнениями к популярному и успешному, но все же не самому лучшему экшну от третьего лица. Если вы ждали новых идей, то спешу вас разочаровать – им здесь места не нашлось. В космос Трэвис пару раз слетает и на боевых роботах сразится, но только и всего, на большее рассчитывать не приходится. Но если вы в целом были довольны первой частью и ждали того же, только сочнее, красочнее и эротичнее, то занимайте место у телевизора – вас ждет несколько часов бессмысленной, но иногда уморительно смешной мясорубки и откровенных сцен. «Downward fucking dooooooog!»
Следует, впрочем, обратить внимание на то, что разочарование проявляется не сразу. Первые несколько часов сиквелу удается держать темп и удивлять совершенно непредсказуемыми сюжетными поворотами. Потом все это куда-то исчезает и на передний план выходит зрелищность. Перед игроком нет никакой загадки, он лишь лениво размахивает пультом и ждет предсказуемого развития событий. Ничто больше не заставляет строить собственные теории, гадать, обращать внимание на детали, подмечать какие-то моменты – здесь таких тонкостей просто нет. А что, в таком случае, есть? Очевидно, что слишком завышенные требования. Ведь когда прозвучал анонс сиквела, то я почему-то подумал, что это будет шаг вперед, что-то новое, оригинальное, непохожее… Ошибся! К счастью, GHM не забыли про фанатов оригинала и припасли им несколько сюрпризов, которые, может быть, помогут смириться с разочарованием. Мне вот, впрочем, не помогли.
***
Кстати, таких стилизованных под восьмибитные игры развлечений в NHM2 достаточно много. Захотели подзаработать деньжат? Нет проблем, в городе полно мест, куда можно устроиться. Только работа будет не самая обычная. В одной из мини-игр Трэвис жарит стейки, и игрок должен точно выполнять пожелания посетителей: если заказали сырой, то хорошо прожаренный не подойдет. А если клиент будет недоволен, то Трэвис получит вилкой в лоб. На другой работе придется развозить пиццу на мотоцикле, конечно, по правилам гоночных игр времен NES. Хватает и головоломок (что-то вроде тетриса), ну и, конечно, есть работа в космосе – убирать там мусор, уклоняясь или отскакивая от метеоритов. Мило, но как-то слишком простенько? Вообще-то, как ни парадоксально, за этими забавами проводишь больше времени, чем собственно за битвами с обезумевшими головорезами.
1420 Прочтений • [Обзор игры No More Heroes 2: Desperate Struggle] [11.04.2012] [Комментариев: 0]