Игры «Дозора Смерти» – всего лишь способ решить конфликт меньшей кровью, как уверяют устроители, оккупировав целый город. Но они не стремятся положить конец каким-либо распрям: напротив, им как будто нравится сеять раздор.
Мир сошел с ума: автобусы и фонтаны ощерились шипами и крючьями, обычные вентиляторы превратились в мясорубки, фонари и дорожные знаки – в импровизированные копья, а мусорные баки отныне служат гильотинами. Те, кто превратил Варриган-Сити в смертоносную западню, добивались одного – создать как можно более зрелищные декорации для современных гладиаторских боев, где, как и много веков назад, побеждают исключительно силой. Здесь нет места слабым, здесь не осталось полутонов – как в
Sin City Фрэнка Миллера, палитра сузилась до черного, белого (причем не снежно-белого, а желтоватого цвета газетной бумаги) и красного. В царстве панков, ниндзя и взбесившихся роботов бывший морпех Джек с протезом-бензопилой взамен правой руки чувствует себя как дома, хотя идеалы устроителей шоу он не разделяет.
Удивительное дело – когда Джек добивает одного неприятеля, остальные к нему даже подойти не осмеливаютсяТолько те враги, которые погибают на шипах, остаются на арене навечно. Трупы остальных бесследно исчезают
Интерактивный комикс – лейтмотив MadWorld. Сигэнори Нисикава, руководитель проекта, мог бы и не говорить, что зачитывался «Городом Грехов», – сюжетные сценки выглядят чередой страниц из визуальных новелл. Да что там – швырнет Джек в запале драки какого-нибудь бедолагу на подвернувшийся обеденный стол и тут же включится мини-ролик: театрально
кувыркаясь в воздухе и сшибая бутылки со стаканами, несчастный летит прямиком в камин. При этом звуковые эффекты дублируются характерными подписями вроде «бум!» и «бдыщь!».
Полет в камин или, скажем, удар в челюсть – едва ли не самый безобидный способ остановить очередного отморозка. Происходящее на экране по сути не слишком отличается от схваток в позапрошлогодней Conan от THQ или же хваленой God of War. Достаточно вспомнить, как Конан приканчивал неприятелей, раздирая их напополам, а Кратос рвал конечности монстрам в QTE-сценках. Разница лишь в том, что Джек выстраивает цепочки комбо-ударов не из боевых приемов, а из гротескных мини-расправ. Так и тянет сказать:
враги живучи, словно мультяшные герои, им хоть рояль на голову сбрось, а они все равно будут носиться по уровню. Но законы MadWorld не настолько всепрощающи. Суровые участники здешнего реалити-шоу не погибают от удара дорожным знаком в череп или глотка ядовитой жидкости, зато любой вентилятор (не говоря уже о бензопиле) картинно искромсает их в фарш. Изображение стилизовано, натуралистические подробности опущены, совершенно феерические, черно-юмористические способы расправы (на одном из уровней предлагают
сжечь недругов в пламени дюз НЛО) делают смехотворными попытки серьезно относиться к происходящему на экране. Да, это мир, в котором правит насилие, в котором комментаторы шоу постоянно отпускают скабрезные шуточки, зрители требуют кровавых зрелищ, а какие-либо головоломки и ребусы отсутствуют как класс. Beat’em up чистейшей воды – на каждый уровень отводится тридцать минут, враги набегают неиссякаемыми волнами, доступ к дополнительному оружию, жизням и медикаментам открывается по мере того, как Джек
набирает очки за истребление остальных гладиаторов. Не будешь жестоким – не сумеешь взять планку за отведенное время. Ведь, скажем, если надеть на неприятеля шину, уронить его в бочку, исколошматить и прикончить добивающим ударом, по местному прейскуранту такой поступок потянет на больше очков, чем рядовое убийство взмахом бензопилы.
Впрочем, если первые демонстрации наводили на мысль, что в MadWorld найдется тысяча и один способ препроводить недругов на тот свет, на деле разнообразия не так уж много. На каждом уровне найдется емкость, в которую можно окунуть очередного бедолагу, шипастая западня или металлический кол. Например, в укрытии доктора Франкенштейна будут бочки с кислотой, пыточные приспособления и кованые фонари, а на исследовательской базе Джек отыщет все ту же кислоту в более современных контейнерах и предупреждающие
знаки «Берегись инопланетян!». Уже где-то на втором часу ловишь себя на мысли, что непрерывно повторяешь одни и те же трюки. Нормальный уровень сложности (а только он доступен при первом прохождении) подразумевает, что рядовые враги, как на подбор, медлительны (редкие прыткие ниндзя и маньяки с ножницами не в счет), редко блокируют, крайне редко пытаются схитрить и уж тем более не думают уворачиваться, увидев героя с бочкой в руках. Происходящее не надоедает главным образом потому, что наравне
с очевидным гладиаторским арсеналом на аренах всегда присутствуют секреты. Где-то отыщется аквариум с хищными пираньями и жаровня для темпуры, где-то – катапульта или выход в открытый космос. Стоит Джеку набрать достаточно очков, как по его душу приходят мини-боссы. Алгоритм их истребления, вроде бы, прост: знай себе шинкуй противника бензопилой, вовремя отскакивай и используй приканчивающий удар, когда на экране появится соответствующий сигнал. Просто воткнуть подсвечник в разъяренного чемпиона не
дадут, зато щедро наградят того, кто догадается противника сперва оглушить, а затем уже шпиговать железом. Еще одно развлечение – мини-игры (по одной на уровень), которые также открываются за очки. Глядя на вступительные ролики, поражаешься, как создателям MadWorld удается балансировать на грани между провокационным и омерзительным, доведя насилие до абсурда, – взять хоть задания с прицельной стрельбой неприятелями по мишени или упражнения в духе «швырни побольше врагов под пресс».
Несколько уровней и вовсе полностью переиначены под «гоночный beat’em up» – Джек на мотоцикле расчищает трассу от остальных гладиаторов.
А главное – битвы с финальными боссами с лихвой компенсируют некоторое однообразие уровней. Расправиться с злыднями-чемпионами по большому счету не сложней, чем с мини-боссами (на выручку герою все так же придет бензопила). Такие поединки – не столько испытания, сколько феерические шоу: от неприятельских уловок и выкрутас Джека порой дух захватывает. Например, коварная вампирша будет маскироваться под статуи, пока ее свита из летающих мышей носится вокруг героя. Не успел увернуться – стал
донором, и злобная дьяволица сумела поправить здоровье. Шаман-вервольф спрячется за спинами волков-товарищей, а неизвестно откуда взявшийся штандартенфюрер начнет отбиваться очередями ветряных смерчей. Какие приканчивающие удары припас Джек для своих соперников, и рассказывать не стану – такое лучше видеть собственными глазами.
Черно-белая гамма, как выяснилось, почти не мешает успешно ориентироваться в пространстве: лишь изредка, когда вокруг героя скапливается совсем уж много врагов, начинаешь теряться, куда и кого бить (к счастью, всегда можно положиться на бензопилу). С изобилием недругов связан еще один мелкий огрех – то и дело игра подвисает буквально на секунду при переходе между комнатами. В моем случае лишь один раз это повлияло на исход битвы: враждебный гонщик успел умчаться до того, как Джек огрел его протезом.
Почти все претензии к управлению (кроме камеры – о ней чуть дальше) сведены на нет снисходительностью MadWorld к неточным броскам. Скажем, когда швыряешь неприятеля в мусорный ящик, анимированный ролик покажет, что и в ящик тот уместился целиком, и кары не избежал, даже если на деле приземлился буквально на самый край. Без курьезов, разумеется, не обошлось: так, например, лучше не пытаться бросить зомби сквозь дверной проход – слишком высока вероятность, что он шлепнется, наткнувшись
на невидимую преграду, а в мини-играх на меткость многое зависит вовсе не от хорошего глазомера, а от удачи. Еще один забавный случай «из жизни»: все предметы вроде фонарей и шин предлагается поднимать, нажав кнопку A на Wiimote. Окажешься рядом с безхозной тыквой, и тут же вылетает соответствующая иконка – мол, ткни A, не раздумывай. Cтоит как-то Джек у бумажной ширмы (замечу, непрозрачной!) и внезапно на экране появляется заветный сигнал к хватанию. Вокруг – ни панциря черепашьего,
ни коробки с пирожками. Делать нечего – зажимаю A, и герой выдергивает из-за ширмы фонарь, причем бумажная преграда так и остается стоять на месте, даже не покачнувшись.
Неурядицы с камерой заметней всего во время битв с боссами: пытаешься взять недруга на мушку, зажав C на нунчаке, но противник успевает уйти за спину герою до того, как автоприцеливание сработает. Если не успевает, но Джеку приходится убегать – не сомневайтесь, камера тут же переключится на «вид из-за плеча», так что босс все равно окажется за спиной у подопечного. На нормальном уровне сложности на такие сюрпризы еще можно махнуть рукой, но на повышенном (он действительно зубодробителен)
уже не удастся.
О насилии в MadWorld было столько сказано еще на прошлогодних E3 и TGS, что обилия сюжетных врезок не ждешь. Еще меньше предполагаешь, что Ясуми Мацуно (Final Fantasy XII, Vagrant Story) сочинит сценарий, в котором спародирует Resident
Evil 4, и Джек Краузер, один из врагов Леона, вдруг окажется просто Джеком-с-бензопилой, сам Леон выступит в роли Лео, трусливого фармацевта, местный Вескер даже в новой ипостаси продолжит полагаться на вирусы, а Эшли будет терпеливо ждать, пока ее спасут. Теории заговоров и причины поведения персонажей раскрываются сумбурно и бегло, и все же даже такие пояснения вперемешку с черным юмором комментаторов – именно то, что не дает MadWorld выглядеть простым набором жутковатых потасовок. Верно
и обратное: идея комбинировать расправы, а не приемы, воплощена вполне удачно (пусть даже и с некоторыми недочетами), так что не возникает ощущения, будто авторы пытаются выдать комикс за игру. По интенсивности эмоций и увлекательности поединков безумный мир ничуть не уступает древней Греции, хотя безымянных панков и ниндзя все же иногда жалеешь чуть больше, чем порождения Тартара.
***
Cюжетные диалоги в MadWorld украсили бы хороший триллер – возможно, потому, что переводом с японского занимался Александр О. Смит, приложивший руку к англоязычной локализации Vagrant Story и Phoenix Wright: Ace Attorney.
1441 Прочтений • [Обзор игры MadWorld] [11.04.2012] [Комментариев: 0]