Десятая часть популярного сериала, дебют знаменитой Fire Emblem на Nintendo Wii, Radiant Dawn определенно заслуживала больше, чем звание заурядного продолжения Path of Radiance, игры, крепко стоявшей на ногах, но начисто лишенной присущих масштабным RPG-проектам амбиций. Тем не менее, хорошо знакомая дорога разработчикам куда милее неизведанных горизонтов. А потому смена платформы ни в коем случае не означает смену правил – войну ведем по старинке, без вольнодумств и нарушения устава.
Три кампании, увязанные сценаристами в бесконечную вереницу следующих одна за другой миссий, станут отличной проверкой на выносливость: пошаговые сражения, как нетрудно догадаться, особым разнообразием не блещут, а следить за сюжетными перипетиями очередной военно-политической многоходовки интересно далеко не всегда (и, кстати, не всем). Затрагивая серьезные, вроде бы, темы, авторы в то же время не очень-то заботились о проработке самих героев – подавляющее число персонажей вышли шаблонными до зевоты и нудными до психиатрического диагноза. Свободное от ратных подвигов время протагонисты предпочитают тратить на разглагольствования о свободе, равенстве и братстве, перемежая агитационные «речи с броневика» засахаренными воспоминаниями из детства. Лишь очень немногие участники происходящих на экране событий (разумеется, в основном злодеи) позволяют себе изредка нарушать тоскливо-патриотическое благолепие – и незамедлительно ликвидируются за неподобающее поведение…
Оружие разрешают менять прямо во время хода. Не ленитесь экипировать персонажей сообразно ситуации на поле боя.Хороший маг подобен артиллерийской установке, однако нуждается в неусыпной охране и как огня боится рукопашной.
…если, конечно, у вас найдется, что противопоставить бешеному натиску неприятельской армии. Возненавидев на досуге весь мир, сотрудники Intelligent Systems извлекли из широких штанин арсенал слесарных инструментов и старательно закрутили гайки так, что уровень сложности в некоторых миссиях подскочил аж до заоблачных высот. Самонадеянных новичков и всех потерявших осторожность ветеранов Radiant Dawn встречает не просто пощечиной – сокрушительным хуком в челюсть, после которого не каждый и поднимется. Особенно в этом смысле показательны вступительные главы, призванные, по идее, ознакомить вас с базовыми правилами местной боевой системы, на деле же являющие собой садизм в чистом виде. Герои оказываются горсткой неудачников, крошечные карты оставляют крайне мало простора для маневра, а враг… враг имеет обыкновение лезть со всех сторон разом, ловко уклоняться от ударов и разить без промаха. Рядового пехотинца из армии Бегниона приходится стаптывать целой толпой: не дай Бог, мерзавец уцелеет после первого раунда и ринется контратаковать. К слову, бойцы, как и всегда в Fire Emblem, гибнут окончательно и бесповоротно – законных способов вернуть их из райских кущ на грешную землю до сих пор никто не придумал.
Правило треугольника
Для тех, кто сталкивается с Fire Emblem впервые, озвучим «правило треугольника» – оно долгие годы служит основой боевой системы сериала. Итак, запоминайте: мечи – лучшее оружие против топоров, топоры – против копий, копья – против мечей. Из общей картины несколько выбивается магия (хорошо работает против оборотней) и стрелковое оружие (лучшее средство борьбы с пегасами, вивернами и некоторыми разновидностями тех же оборотней). Кое-какие исключения имеются, а потому не поленитесь изучить характеристики того или иного оружия, прежде чем начнете им пользоваться.
Воздушные подразделения обычно получают небольшой бонус к удаче – им проще уклоняться от выпадов пехотинцев. Однако ВВС по-прежнему уязвимы для стрел и метательных снарядов.Оборотни, субъективно, стали чуть слабее со времен прошлой части, но по-прежнему остаются чрезвычайно могучими и свирепыми противниками.
Появление в отряде солдат покрепче на более поздних этапах несколько меняет картину. Проворные оборотни, закованные в броню паладины и не ведающие промаха снайперы заметно расширяют возможности полководца, вконец измотанного кадровым голодом. Но расслабляться не стоит – численный и позиционный перевес в любом случае остается на стороне противника, но теперь хотя бы есть что противопоставить грубой силе, чтоб худо-бедно организовать оборону. А там чем черт не шутит – глядишь, и удастся перехватить инициативу. Главное не забывать, что ошибок в Radiant Dawn не прощают: оставили без прикрытия тыл, рискнули бросить на произвол судьбы не слишком крепких здоровьем магов, подставили под стрелы лучников воздушную кавалерию – и без пяти минут победители мрут как мухи, лишая надежд на скорый триумф.
Карта военных действий, как и раньше, – замаскированная декорациями шахматная доска. Иногда, утыканная препятствиями, вроде рек и болот, иногда – многоярусная, в несколько этажей. Цель задания почти всегда максимально далека от вас: таким нехитрым способом игрока провоцируют дробить силы, отправляя вперед самых надежных и быстрых. Очевидный, казалось, шаг на поверку выходит лучшим способом загнать себя в угол: противник обожает появляться там, где его совсем не ждут. Впрочем, ветераны сериала к таким фокусам наверняка готовы – арсенал AI-трюков, как и многое другое, не меняется уже долгие годы.
Подобная верность традициям, демонстрируемая авторами Fire Emblem при каждом удобном и не очень случае, поначалу вызывала у давних поклонников щенячий восторг, затем – сосредоточенно-молчаливое одобрение. Но теперь, когда верность традициям уже выглядит банальной ленью, она начинает изрядно раздражать. Игра по-прежнему хороша, и на твердое «отлично» знает, чем удержать геймера подле экрана; труднопроходимые битвы и отсутствие технологических изысков легко простить – первое рано или поздно пробуждает здоровый азарт, второе не слишком актуально в условиях выбранного жанра. Однако показательное нежелание Intelligent Systems двигаться вперед уже нельзя не заметить. За плечами у студии 17 лет кропотливого самокопирования и улучшений по мелочам. Быть может, пора придумать что-то новое?
Без нововведений не обошлось
Конечно, совсем без нововведений не обошлось, но – исключительно по мелочам. Самая существенная «мелочь» такова: на некоторых участках карты персонажи получают возможность карабкаться на возвышенности, а не искать обходные маршруты, как прежде. Не самый плохой способ срезать путь на деле оборачивается обоюдоострым клинком: неприятельские солдаты освоили маневр не хуже любого геймера-профи, в чем вы очень скоро убедитесь.
Из менее значимых добавок стоит, пожалуй, отметить появление «воздушных» карт, где могут сражаться только представители ВВС – пегасы и виверны. Какие-то серьезные отличия от наземных столкновений обнаружить не удалось, так что новшество скорее косметическое. В ту же (косметическую) сторону отправим и заявленную поддержку широкоформатных экранов. Картинкой 16:9 сегодня трудно поразить чье-либо воображение, но для Fire Emblem (чьи взаимоотношения с технологическим прогрессом можно, в лучшем случае, назвать прохладными) – и это ощутимый шаг вперед. Такими темпами года через три разработчики и вовсе совершат какой-нибудь подвиг – например, научат персонажей говорить.
1736 Прочтений • [Обзор игры Fire Emblem: Radiant Dawn] [11.04.2012] [Комментариев: 0]