Обзор игры Europa Universalis III: Heir to the Throne
Аддон In Nomine должен был завершить историю Europa Universalis III, но внезапно на горизонте появился Heir to the Throne. Появился – и покорил сердца десятков тысяч поклонников, которые моментально позабыли, какой игра была в оригинале, и теперь не мыслят жизни без последней версии.
Скажу честно: когда услышал про разработку проекта, отнесся к идее скептически, особенно после заявлений создателей о том, что «все делается по просьбам геймеров». И был неправ: ведь третий аддон превратил отличную игру в великолепную. После его установки сразу понимаешь: то, что было раньше, – только прелюдия к настоящей Europa Universalis III. И даже как-то жаль, что мы не получили все это с самого начала.
***В предыдущих частях было несколько государств-монстров, партию за партией превращавшихся в супердержавы вне зависимости от обстоятельств (особенно этим славилась Франция). Теперь с проблемой практически справились – та же Франция или, скажем, Оттоманская империя, легко распадаются под ударами волчьих стай соседей или из-за внутренних распрей. Конечно, до конца проблему не решили, но столь остро она уже не стоит.
Теперь у государств есть сферы влияния (которые можно расширять), и, пытаясь влезть в чужие «угодья», готовьтесь получить отпорВлияние рельефа местности на боевые качества обороняющихся войск выросло, так что семь раз отмерьте, прежде чем ломиться в гору на врага.
Впрочем, разработчики признаются, что большая часть воплощенных в Heir to the Throne идей подсказана геймерами, успевшими всласть наиграться в базовую версию и дополнения к ней. Так что без наших с вами советов сделать из проекта конфетку было бы просто невозможно.
Первое, на что должен обратить внимание каждый государь и полководец, – новая система casus belli (поводов к войне). Если раньше таковых была одна штука (повод – он и в Африке повод, как говорится), то теперь их воз и маленькая тележка. Казалось бы, зачем умножать сущности? Но в данном случае никакого умножения сущностей нет, а есть реальное улучшение. До этого ведь все войны однотипными были: в основном за территорию (ну, изредка для разнообразия можно было ради денег повоевать или там заставить врага религию сменить). Теперь же наши граждане берутся за оружие по самым разным причинам. То мы сражаемся за отмену запрета торговать на рынках неприятеля, то ведем колониальные войны, то боремся за права угнетаемых народов, то отвоевываем свои исконные владения, то просто заставляем соседа признать поражение – всего и не счесть… Но главное, старайтесь, развязав войну, в первую очередь добиваться поставленных перед вами целей. Ведь за них и рейтинг бесчестья (бывший так называемый badboy) не слишком ухудшается, и очков престижа больше начислят. А значит, и перерыв между войнами сократится, и добиться в игре можно будет большего.
***И все же, на взгляд автора, с восстаниями явно переборщили. Не раз и не два наблюдал картину, когда практически треть карты Европы перекрашивалась «под зебру» (что означает захват инсургентами территорий). С другой стороны, если обратиться к учебникам, увидишь, что крестьяне, горожане или представители покоренных народов частенько поднимали оружие против угнетателей. В общем, совсем неисторичным такой подход не назовешь.
Кардиналы больше не берут взяток – у всех стран есть шанс получить их «в собственность» за так. Не сильно увлекайтесь захватами, дружите с Папой Римским – и «красные шапочки» от вас никуда не денутся…Удачно заключив мир, мы отрезали пару польских провинций от основной территории врага. А потом спровоцировали там восстания – скоро чьи-то владения уменьшатся.
Хотя побеждать именно военным путем необязательно. Скажем, в центре Европы можно попробовать обойтись и без этого, ведь там расположена Священная Римская империя – конгломерат государств, поначалу не объединенных почти ничем, кроме названия. Однако в Heir to the Throne эта «даже еще не конфедерация» обрела новый смысл – теперь императору позволено проводить реформы, потихоньку двигающие страну к централизации (а также зачастую дающие неслабые бонусы, вроде повышения доходов). В теории возможно даже объединить эту огромнейшую (и богатейшую) территорию мирным путем. Хотя, конечно, на пути могут встать две преграды. Первая – сами государства, которые рано или поздно начнут сопротивляться нашим потугам централизовать управление (обычно на предпоследней стадии, при попытке сделать их всех вассалами). А вторая – необходимость поддержания своего авторитета в империи. Придется постоянно ввязываться в ненужные вашей стране войны, защищая «пока еще не подданных и даже не вассалов» от алчных соседей. Так что сами решайте, стоит ли заваривать такую кашу.
Если же вы предпочитаете считать денежки и тратить их потом на присоединение прочих стран дипломатическим путем, очень рекомендуем выбрать одну из торговых республик (Венецию, Ганзу, Геную или такой родной Новгород). Эти государства тоже получили определенные бонусы в Heir to the Throne, теперь они могут приглашать другие страны в торговые лиги, отчего обе стороны только выигрывают (но упомянутому квартету все же плюшек достается чуть побольше). Убеждайте соседей примкнуть к вам, договаривайтесь об эксклюзивных правах на продажу тех или иных товаров только через ваши центры, и оглянуться не успеете, как разбогатеете. А уж потратить денежки всегда есть на что. Например, на принятие решений (вроде строительства дорог или посольств в провинциях, а то и на что-нибудь грандиозное – вроде введения единой системы мер и весов). Теперь все решения такого рода требуют специалистов нового типа – магистратов. Поначалу их немного (хорошо, если раз в три-четыре года появляется один), но по мере роста империи все больше и больше чиновников становятся под ваши бюрократические знамена. Впрочем, увеличить их число можно и без расширения территории, например, строя университеты.
Всем перечисленным нововведения не исчерпываются. Изменились и сухопутные сражения (роль пехоты заметно возросла), и система борьбы с пиратами (микроменеджмента, столь раздражавшего ранее, стало меньше), да и исторических и случайных событий прибавилось. И теперь «Парадоксы» по праву могут открыть пару-тройку заслуженных бутылочек пива и задуматься над вопросом: «Чего бы нам такого оригинального для Europa Universalis IV придумать?».
***Наконец-то решили проблему маленьких, но очень наглых армий, которые было крайне сложно добить (случалось, что жалкую сотню солдат удавалось уничтожить лишь с пятой-шестой попытки). Теперь таким «недополкам» ничего не светит – любая встреча с более-менее серьезным войском для них фатальна. И вы сможете дальше спокойно развивать наступление, а не гоняться за парой вражеских батальонов по всей стране.
Что-что, а графика в Heir to the Throne хоть и лучше, чем в оригинале, но от современных стандартов отстала лет на пять точно.
544 Прочтений • [Обзор игры Europa Universalis III: Heir to the Throne] [11.04.2012] [] [Комментариев: 0]