Есть у игры и признаки трэша, в основном возникшие из-за желания автора сказать сразу все. Энки, известный французский художник-комиксист боснийского происхождения, впал во вполне понятный грех застоявшегося режиссера – он дорвался! И решительным жестом запихнул в один фильм чуть ли не всех персонажей и интриги собственной трилогии о похождениях отмороженного бунтаря Альсида* Никопола. Отмороженного в прямом смысле – его тридцать лет «анабиозили» на околоземной орбите за преступления против тоталитарного правительства, потом он с небес рухнул, затем в него вселился древнеегипетский бог Гор, далее... Но тут лучше остановиться, иначе и рецензия на игру превратится в уменьшенное подобие фильма.
Поговорим о другом. Еще один известный француз, Бенуа Сокаль (сам тоже художник-новеллист), в очередной раз берясь за создание игры, почему-то не стал все придумывать сам. Нынче его студия White Birds превратила историю мсье Билала в игру.
В грядущем все очень мрачно и, несмотря на развитие технологий, кругом царит разруха.Главный герой не похож ни на рисунки Энки, ни на актера из фильма. Однако заставки стилизованы под комикс.
О тех, кто не стыдится в мех рядиться
Тут нам придется еще разок вернуться в политические, религиозные и эротические дебри фантазий Энки. Следует все же объяснить, какое отношение Гор и прочие имеют к приключениям геймера.
Главный герой игры отнюдь не тот Альсид, а его сын, которого бравый негативист успел заделать некой Клеманс Морганидон (между прочим, подсказка!) ровнехонько перед отправкой в страну ледяных сновидений. Ровесник, стало быть, папаши и точная копия отца. Да и зовут его – сюрприз! – точно так же. Однако он законопослушный нищий художник, а не революционер-вольнодумец. Когда некое чудовище на полицейской службе пытается арестовать героя вместо Никопола-старшего, тот понимает, что папаша откинулся с орбиты и, не медля ни минуты, бросается на поиски любимого родителя.
А вокруг – сплошной футуризм, двадцать-не-пойми-какой век, летающие авто ретродизайна, космическая медуза на самом высоком небоскребе Парижа и пророк-диктатор во главе кастового общества, члены которого по понедельникам стройными рядами отправляются признаваться в грехах в специальное исповедальное учреждение. И летающая пирамида над городом, где обнаженные египетские боги с головами животных и без гениталий (а в комиксах были!) ведут непонятную подрывную деятельность, играя судьбами людей и своими заодно.
Декорации повторяют скорее кино, а не комикс. Трехмерные модели богов словно сбежали из той программы, в которой их изготовили для фильма.
Энки Билал
Энки Билал (Enki Bilal) достаточно знаменит в Европе, в основном благодаря графическим новеллам. Часть из них («Легенды наших дней», «Спящий зверь») можно обнаружить и в России по удивительной цене порядка тысячи рублей за книгу. Учитывая, что словосочетание «туманный философский смысл» лучше всего характеризует творения Энки, стоимость в рублях за единицу смысла получается невыигрышная. А стиль изображения – на любителя. Кому-то, скажем, лицо актера Бруно Ганца, ставшего прообразом Никопола, покажется мужественным и вызывающим доверие, а для кого-то оно будет излишне простым, грубым и совсем не подходящим для бунтаря-интеллектуала. Да еще и любимый тип женщины Билала несколько мозолит глаза. Таких теперь именуют «муклами», правда, у нашего автора они еще и преувеличенно «готичны». Если все же творчество Энки вас заинтересовало, попробуйте достать «Бункер “Палас-отель"», первый фильм Билала-режиссера. Или насладиться его видением мира в «Имени розы» с Шоном Коннери – над этим фильмом он работал в качестве художника.
Что Анубис, что Гор – весьма нечистоплотные граждане, не разбирающие средств для достижения своей цели. Впрочем, в этой версии событий Анубис неожиданно стал справедливее и честнее.Кладбища будущего представляют собой стеллажи с картонными коробками, а восточная ветвь христианства, окончательно уйдя в подполье, слилась с манихейством и гностицизмом.
Нормальные герои всегда идут в обход
Что приятно, история у игры своя, не совсем похожая на туманные намеки Билала. В ней больше конкретики и больше очевидной морали, что, как бы ни хотелось обратного любителям «свободы мысли», идет рассказу о Никополе на пользу. Двояким образом. С одной стороны, геймерам с его помощью куда удобнее вести дискуссии о том, чему полезному учат игры, ибо он замечательно иллюстрирует постулат «абсолютная власть развращает абсолютно». И, несомненно, производит воспитательный эффект, доказывая несостоятельность развращенных правителей. С другой стороны, польза подправленной сюжетной линии в том, что в структурированном виде ей гораздо легче казаться действительно значительной, существенной философской историей, а не плодом предутренних компенсаторно-эротических фантазий автора.
Оправдательный вердикт
Да и игровая составляющая не подкачала. Угодив в болото Paradise, White Birds потихонечку выплывают оттуда: сперва Sinking Island, теперь вот приключения семейства Никопол... Загадки в меру головоломны, создатели не забывают чередовать наши занятия, заставляя игроков то убегать от преследователей, то взламывать электрические приборы, то вырубать злобных полицейских в правильном порядке. Если вы еще помните, году в 2004-м была такая весьма неуспешная игра Atlantis: Evolution, подававшая, тем не менее, определенные надежды. Красивую историю в духе Жюля Верна, разыгранную в приятных глазу декорациях, сгубили чудовищное управление, неочевидные задачи и уродливые мини-игры. Так вот, приключения Никопола-младшего здорово смахивают на исправленную «Атлантиду». Управление практически не сбоит, задачи сложны самую малость, мини-игры хорошо вписаны в сумбурную вселенную Билала. Вообще, «Никопол» – одна из редких на сегодня игр, где практически всегда и без «дневника героя» ясно, что делать дальше и даже как. Иногда бывает сложно поймать в «прицел» пару пикселей, отвечающих за активный предмет, но загадки логичны, и бороться с интерфейсом, когда герою угрожает опасность, не приходится. В нескольких эпизодах, где неверные действия игрока могут привести к трагическому финалу, предсмертный возглас Альсида-младшего содержит подсказку, а игрока телепортируют в безопасный момент повествования, где у героя еще есть шанс выкрутиться.
Шедевр, правда, у Сокаля с Билалом не вышел. Игровые задачи банальны, повествование слишком туманно и раскачивается не сразу. Впрочем, любопытный проект среднего уровня, безусловно, получился.
* Имя героя Alcide – французский вариант имени Алкид, данного Гераклу при рождении.
1649 Прочтений • [Обзор игры Nikopol: Secrets of the Immortals] [11.04.2012] [Комментариев: 0]