Джон МакАффри - полицейский, снайпер. Его служебным успехам мог бы позавидовать любой. Правительство поручало ему дела государственной важности, с которыми он без труда справлялся. Но роковая случайность разрушила все, что Джон эти долгие годы строил. День тогда не заладился с самого начала, тут еще и ночной вызов. Его рука дрогнула прямо перед выстрелом. Шальная пуля поразила не ту цель. Заложник умер, а МакАффри отстранили от службы. Навсегда. Открытие собственного детективного агентства (потом еще одного, и еще) обещало уладить хотя бы одну проблему - финансовую. Но бюро не приносило прибыли. Отсутствие клиентов, отсутствие возможности платить секретарше грозило Джону очередным закрытием "лавочки", если бы не...
Галопом по всему миру
Сюжет игры вполне соответствует уровню рядового голливудского боевика. Выполняя очередное задание, МакАффри перебежал дорогу итальянской мафии. Некто Дон, крупная шишка и бывалый мафиози, навестивший офис агентства сразу после "происшествия", поставил Джона перед выбором: работать на него или проститься с жизнью. Реально, сами понимаете, никакого выбора не было. Попав в криминальный мир однажды, дороги назад уже не найдешь. Наш герой это прекрасно понимал.
А дальше понеслось: история с фотографиями, затем со статуей, сохранившейся со времен правления Николая II (да, грешным делом занесет и в матушку Россию). Будут еще и заложники, и море важных документов. На некоторое время влезем в шкуру сапера, чтобы спасти Чайнатаун от сокрушительного взрыва. "Гостеприимно" распахнут перед нами двери военные базы и подземные лаборатории при них. Подышим пылью мексиканского Эль Коро. "Теплый" прием обеспечат и в гватемальском городке Япала. Представится случай "побрататься" с левой и правой руками Мартинеса, Зубастым и Рамуэлем, на пути к главному злодею. И под конец мы подвергнемся испытанию "а-ля американцы во Вьетнаме" в Гасиенде. Как метко заметил местный наемник, когда получал задание достать нашу голову: "Он даже не поймет что к чему!". Да, нам здесь действительно придется несладко…
Двигаться придется фактически на ощупь, ориентируясь главным образом с помощью карты. Помимо местности на ней отображаются красными треугольниками противники. То есть, вы всегда можете определить, в какую сторону направлен взгляд супостата, и выбрать наиболее подходящий момент для атаки. Можно подобраться к жертве сзади и оглушить. Опыта за такой фокус дают гораздо больше, чем за банальный расстрел. Больше всего нужно опасаться врагов со снайперскими винтовками и уничтожать их следует в первую очередь. Иначе в самый неподходящий момент снайпер с легкой подачи может склонить бой не в вашу пользу, а вы даже не поймете, что же произошло.
RPG + Action + Тактика = Cold Zero
Враги становятся "сильнее" пропорционально вашему развитию. "Сильнее" в кавычках, потому что увеличиваются не их характеристики, растет качество амуниции и вооружения. Наш же герой за полученный опыт может поднимать собственные параметры, которые делятся на четыре базовых (сила, стрельба, скрытность, техника) и пять боевых (рукопашный бой, пистолеты, автоматы, дробовики, винтовки). Каждый волен развивать Джона так, как ему заблагорассудится. В зависимости от того, какого стиля игры будете придерживаться - тихого стелс-прохождения или игры в стиле “убей-их-всех". Я, к примеру, делал ставку на скрытность и стрельбу (параметры, казалось бы, несовместимые), а из оружия развивал автоматы. Хотя, как выяснилось позже, не менее важными являются техника, которая поможет игроку быстро вскрыть дверь или сейф без необходимости штудировать весь уровень в отчаянных поисках ключа, и сила, высокий уровень которой позволит унести Джону гораздо больше экипировки.
А ненужное или отслужившее оружие можно сдать в оружейный магазин, где также можно прикупить боеприпасов, жилеты и, по необходимости, аптечки. Весь же прочий хлам несем в ломбард ростовщику: он все съест и добавки попросит. Оружие закупать в городе не стоит: на этапе с трупов можно взять халявное и более продвинутое. Различных экземпляров здесь более сотни. Все перечислять не буду, но стоит отметить, что оружие российской выделки безоговорочно доминирует. Как по количеству и убойной силе, так и по совместимости с всякими полезными штуками, типа оптических прицелов, глушителей и более вместительных обойм. Я отдал предпочтение нашему Калашу и без лишних проблем прошел всю игру.
А проблемы могут возникнуть. Оружие перегревается, изнашивается и просто ломается, что наглядно отображает полоска "жизни" на панели под выбранным стволом. При необходимости нужно пушки ремонтировать, иначе параметры как дальнобойности, так и урона заметно снизятся.
Помимо полосок здоровья и брони есть также показатели скрытности и производимого шума, каждый из которых влияет на то, насколько легко нас могут заметить противники. И тот, и другой можно снизить разными путями. Чтобы сделать Джона менее видимым, заходите в тень, прячьтесь за углами, залезайте в кузов грузовика или под него. Это в зависимости от ситуации. Также в магазине можно прикупить камуфляж, как для леса, так и для пустынь, есть и специальный ночной костюм. Издаваемый шум зависит от типа поверхности и стиля передвижения: красться, идти осторожно, идти и бежать.
Игровой мир Cold Zero ограниченно интерактивен. То есть, там, где нужно что-то открыть, спрятаться, нажать, взять и т.п., это можно будет сделать. В остальных случаях - нет. Да и не нужно. К движку игры никаких претензий нет. Даже на слабеньких (ниже GeForce 256) видеокартах он выдает великолепную по качеству картинку. Вода, взрывы, освещение, прорисовка природных ландшафтов и прочих объектов могут похвастаться достаточно высоким качеством. Немного подкачали модели людей и Джона в том числе, особенно неприятно смотреть на смазанные лица. Этот ляп разработчиков, сознательно допущенный в расчете на достаточно высокую камеру (свободно вращающуюся с возможностью масштабирования) и на слепоту игроков, немного портит общее впечатление.
Еще?!
Cold Zero - одна из немногих игр, которая меня по-настоящему затянула. Три вечера, на которые CZ меня оторвала от нормальной жизни, признаться, были незабываемыми. Не знаю, как вы, а я жду продолжения. Концовка игры наводит на мысль, что сиквелу или хотя бы дополнению все же быть. Главу синдиката, неуловимого Мартинеса, ведут под суд, но спустя несколько дней заголовки газет пишут о том, что глава мафии был задержан по ложному обвинению…