Начнем с главного – сюжета и дизайна героев. Видя скриншоты, многие фанаты жанра опасались в очередной раз получить пусть умную, пусть красивую, но все же сказочку о приключениях подростков. Спору нет – личика Сион Удзуки (Shion Uzuki) и КОС-МОС (KOS-MOS, но ни в коем случае не SPA-CE =) ) в статике смахивают на детские, да и найти стариков в игре вообще не так-то просто. Но поймите, мир Xenosaga – посткиберпанковский, преодолевший еще в далеком прошлом все воспетые любителями темного будущего проблемы клонирования, киборгизации, нанотехнологий, искусственного интеллекта – и далее по списку. А вот все полезные штучки от киберпанка светлое будущее унаследовало. И вот представьте себе, станет ли нормальный человек оставлять у себя на лице морщины, когда нанотехнологии позволяют мгновенно и безболезненно делать с телом что угодно (хочу такое здесь и сейчас, няяя!)? С детьми еще проще – развитие информационных технологий резко ускоряет их умственное развитие. Почитайте современную прессу – сколько там найдете историй о малолетних хакерах-вундеркиндах? А что будет через сто, тысячу лет?
Любителям киберпанка, особенно его развесело-виртуальной российской разновидности (камень в огород одного популярного психиатра-писателя), особенно приятен будет список героев: человек, андроид, киборг, робот, искусственно созданное непонятное существо - чуть ли не энергетическая форма жизни и таинственный вроде-бы-человек-но-не-совсем по имени chaos (именно так, с маленькой буквы), обладающий задатками ангела. Полный комплект! Разумеется, характеры их проработаны правильно, озвучены герои идеально, остальное сами домыслите исходя из следующего положения: “Xenosaga - JRPG класса AAA" (не путать с батарейками). Как я уже говорила, все они выглядят молодо, но в рассуждениях своих заходят куда дальше и глубже большинства потребителей видеоигр. Очень важно и то, что сцены тяжелые и жестокие в Xenosaga есть – доказательство серьезности происходящего, но нарочито набивать игру насилием никто не стал – не главное это здесь, совсем не главное.
Собственно сюжетная часть занимает в Xenosaga не просто центральное, а вопиюще доминирующее положение. Будьте готовы к тому, что придется часто откладывать джойстик и минут двадцать наблюдать за космическим сражением вперемешку с диалогами. Слезливых любовных историй нет, но любителям военно-политических интриг зрелище должно понравиться. Действие разворачивается медленно, никаких прямых объяснений “who is who" не найдете – информация выдается строго дозированно и не повторяется, не вздумайте пропустить что-то мимо ушей! Игра рассчитана на зрителя понимающего; так, в финальный ролик с КОС-МОС настойчиво просилась ретроспективная отсылка к началу игры – для наглядной демонстрации произошедших с героиней изменений или же для того, чтобы показать, что никаких изменений не было – все зависит от интерпретации, однако сценаристы сочли это излишним. Сами должны догадаться. Нет отступлений в духе “а сейчас я выдам длинный монолог о событиях прошлого", игра построена на динамичных диалогах, описания и лирические отступления отсутствуют – все происходящее демонстрируется наглядно. В отличие от ориентированных на конкретного главного героя Metal Gear Solid 2 и Final Fantasy X, здесь нам дают возможность взглянуть на происходящее с разных точек зрения – но лишь на миг, чтобы не испортить сюрпризы, поджидающие геймера ближе к концу игры. Иногда я ловила себя на мысли о том, что разработчики не хотят сообщать мне даже то, что мои герои уже и так по сюжету знают – таких “тайн Полишинеля" в игре хватает. Но ведь ни один из персонажей (даже Сион) не является отображением человека современного, собирательным образом сидящего по эту сторону экрана геймера, обычным человеком в необычных обстоятельствах. Они – необычные люди в необычных же обстоятельствах. Возможно, именно эта их “не-от-мира-сего-вость" и помешала Xenosaga стать массово популярной; изъяснения в любви к КОС-МОС в сети встречаются, но их подтекстом является лишь желание проявить оригинальность, в их искренность я не верю.
Заканчивая разговор о сюжете, нужно упомянуть о том, что игра воспринимается исключительно как одна шестая часть (нет, не суши и даже не суси) одной большой истории.
Сравните избыточно подробное изложение сюжетных событий в видеороликах здесь и FF-шный подход с “максимально эффективным применением видео",
бьющего точно в сердце. Подводя предварительные итоги, финал оставляет куда больше вопросов, чем ответов – их хватило бы не только на еще четыре-пять игр, но и на десяток аниме-сериалов и полнометражных фильмов. Все философские проблемы, обещанные подзаголовком и использованием терминов вроде “зохар" и “гнозис",
действительно есть, но они остаются за пределами “to be continued",
а первом эпизоде они только слегка
обозначаются. Что касается технического исполнения роликов, то здесь Xenosaga, безусловно, на высоте. В Final Fantasy X в глаза бросалось сильное несоответствие между качеством графики “на движке" и заранее отрендеренной. Дело доходило до того, что даже дизайн героев сильно различался в разных вариантах. В Xenosaga, как и в MGS2, очень сложно определить, где кончается “честная" графика и начинается CG. Разумеется, сцены со взрывами и эффектом Гильберта PlayStation 2 не смогла бы отобразить настолько реалистично, но они не выбиваются из общего визуального ряда – вся игра воспринимается как единое целое. Это очень важно.
Наверняка думаете сейчас, что игровой процесс в Xenosaga особой роли не играет, правда? А вот и нет – разработчики решили сделать идеальную по всем параметрам JRPG. При желании можно быстренько пробежать по игре за 25-30 часов, но одна пятая из них будет затрачена на “работы над ошибками" – то есть, повторное прохождение отрезков уровней после гибели. Для более-менее подробного изучения мира Xenosaga – и здесь имеется в виду не бездумное прокачивание – требуется в полтора-два раза больше времени. Игра балует геймеров необязательными квестами, мини-играми, секретными боссами, - все как в лучших играх от Square, но… не совсем так же. Основной квест – поиск секретных дверей и ключей к ним - практически не предполагает сражений с сильными противниками, нужно просто знать, куда идти и что делать. Мини-игр – огромное количество, причем наименее интересные вознаграждают вас ценными призами, а более продвинутые привлекают внимание as is. Достаточно упомянуть хотя бы XenoCard – не клон простеньких collectible card games из Final Fantasy VII-IX, а полноценный аналог Magic the Gathering (так себе аналог, если честно, - прим. ред.). Что касается секретных боссов, то они запрятаны
настолько хорошо, что без помощи gamefaqs.com найти их у меня так и не получилось.
Никаких случайных нападений монстров в Xenosaga нет, есть возможность и избежать боя – дело доходит чуть ли не до элементов stealth action =), и заполучить бонусы для текущего сражения, взорвав рядом со врагом бочку с бензином. Как видите, по сравнению даже с Grandia 2 система усложнена, смотреть на игры с random encounter после этого даже и не хочется. Проблем монстры доставляют немало - и это факт показательный. Жанр, продемонстрировавший в Final Fantasy VII-X и Grandia 2 ненужность боев вообще, успевший свести риск поражения к минимуму, возвращается к своим истокам. И Legaia 2, и Breath of Fire V, и теперь и Xenosaga, по-разному, но не дают геймеру возможности относиться слишком легко к прокачке героев, подбору пути развития, поиску продвинутой экипировки и действиям собственно в бою.
В современных JRPG специализация “воин-маг-лекарь" размыта, но физические атаки и магия (плюс использование предметов) остаются двумя принципиально различными путями достижения целей, часто к ним добавлены и немагические спецприемы. В Xenosaga обычные атаки отсутствуют как класс, основу боевого арсенала составляют комбинации особых приемов – как magic-based, так и physical-based. Существует и магия с классическим набором лечащих, атакующих и изменяющих статус заклинаний. Есть и полностью альтернативный способ ведения боя – роботы AGWS, со своими характеристиками, уровнем HP, принципами управлениями, экипировкой и прочим. Наследие Xenogears, но сильно переработанное.
Справедливости ради стоит заметить, что магия в Xenosaga, как это часто и бывает, практически бесполезна - кроме лечащей, а изредка – и изменяющей статус. Предметы-аптечки не слишком эффективны, и – что бывает уже не так часто – наличие их большого запаса не является панацеей в любом бою, баланс в этой области соблюден идеально. Напротив, атаки, входящие в комбинации, реально отличаются по своим характеристикам друг от друга, часто приходится менять основных бойцов (партия состоит из шести человек, но воюют только трое из них) или хотя бы их атаки исходя из типа противников. Как и в Breath of Fire, геймера заставляют выстраивать длинные комбо-цепочки – они заметно эффективнее одиночных ударов. А ведь их разнообразие еще и делает бои менее скучными и повторяющимися, при желании можно руководствоваться не только эффективностью, но и красотой. КОС-МОС, орудующая косой смерти - это нечто! Героям мужского пола такая убойная сила и не снилась! =)
Альтернативный способ ведения боя – применение AGWS. Назову лишь несколько отличительных черт: роботы не могут применять предметы, на них не действует лечащая магия, все особые способности пилотов отключаются, оживлять убитого или выключенного статусом вроде engine stop AGWS нельзя. Восстанавливать HP, равно как и блокировать действие статусов можно только при наличии особых предметов экипировки. Подборка вооружения и дополнительного оборудования схожа с тем, к чему привыкли любители симуляторов вроде Armored Core – поверьте, все очень серьезно. При всех неудобствах роботов у них есть и серьезные преимущества: мощные атаки, огромный (в 2-3 раза больше, чем у героев) запас HP, практически полный иммунитет к физическим атакам. И, главное, их не надо прокачивать! Разница между драками “в людском обличье" и “на роботах" заключается именно в способе прокачки: людям нужна экспа (и ТРИ особых вида очков опыта), для улучшения возможностей роботов – деньги и только деньги. Последних обычно не хватает – большая часть монстров вообще (!) не оставляет после убийства ни копейки, но их можно накопить, возвращаясь на некоторые локации, либо выполняя дополнительные квесты. Я лично несколько часов чистого времени не вылезала из казино =)
О системе прокачки можно рассуждать очень и очень долго, так что лучше порекомендую заглянуть на www.gamefaqs.com, почитать солюшен, да набраться ума-разума. Важно лишь понимать, что существуют здесь и принципиально тупиковые ветви – в отличие от, скажем Sphere Grid в Final Fantasy X, где как ни иди – все равно что-нибудь, да будет. А не будет – все равно никто убить не сможет =) Не стоит пренебрегать и предметами, увеличивающими КПД от убийства монстров. Среди них есть очень симпатичный купальник для Сион =) Жаль только, что не удалось нацепить его на Хаоса-“хаоса", это было бы забавно.
Пока писала о хаосе, вспомнила еще об одной замечательной находке! Дело в том, что несколько локаций сначала доступны вам в “мирном" варианте, но затем на них поселяются монстры. И прописанные сюжетом события, и необходимые для выполнения действия, и необязательные сценки и диалоги помогают вам заранее выяснить “что есть что" и на какую кнопку следует нажимать, дабы отсечь дорогу злобным монстрам. Потом-то размышлять над этим будет некогда, съедят-с!
Кое-что о графике уже было сказано, но лучше повториться. Не стоит ждать от Xenosaga достижений технических (просто еще одна игра уровня FFX, “всего лишь"), однако работа дизайнеров, бесспорно, сильна. Особенно – во всем, что имеет малейшее отношение к космической технике; “земные" локации вроде канализации (фу!) несколько слабее. В целом графика лишена очевидных, бросающихся в глаза достоинств (ну нет здесь саммон-атак, нет), но и
недостатки практически отсутствуют. То же можно отнести и к музыке – если честно, именно здесь я надеялась на лучшее. Знаменитая песня, которую во времена прошлой то ли E3, то ли TGS выкачал каждый уважающий себя любитель JRPG… звучит лишь в финальном ролике. Парадоксально, но вторая песня (замечательная!) использована… там же. Почему нельзя было задействовать одну из них где-нибудь посередине, дабы подстегнуть желание усталой, но еще живой геймерши не бросать игру прямо сейчас и идти спать, а остаться за джойстиком еще пару часиков? Не знаю. Музыка местами даже надоедает…
Чувствую, надоела я вам уже, так что заканчиваю. Итак, Xenosaga – игра, бесспорно, гениальная, но новоявленные ниспровергатели кумиров не смогли донести это до геймеров, не сумели убедить. Что стоило им добавить кавайность там, чуть больше юмора здесь, мощный графический эффект – еще где-то? Бесспорно, дизайн героев великолепен, английская озвучка идеальна, но первые несколько часов могут отпугнуть геймера. Сравните впечатляющее разрушение Занарканда в Final Fantasy X и занудное путешествие по виртуальной реальности, а затем и по кораблю в Xenosaga. Отсутствие нормального обучающего режима – еще одна непростительная ошибка, особенно для JRPG с не совсем обычной системой боя. Фанаты-то на это не обратят внимания, но есть и неофиты, с психикой которых следует обращаться особенно бережно. Так что придется мне самой заняться продвижением в массы одной простой мысли: “Xenosaga – та игра, которую стоит иметь каждому". Верьте мне, повторяйте это про себя как мантру, и все в вашей геймерской жизни у вас получится! =) Честно-честно.
1973 Прочтений • [Обзор игры Xenosaga] [11.04.2012] [Комментариев: 0]