Вот ведь как бывает: некогда "детская" приставка GameCube за считанные месяцы стала чуть ли не основной платформой для кровавых триллеров. Эмиграция серии Resident Evil, оказывается, не была кульминацией перевоплощения, поскольку продукт канадской студии Silicon Knights, по мнению многих критиков, затмил детище Capcom. Сравнение Eternal Darkness: Sanity's Requiem и "Резидента" - это скорее неизбежность, чем намек на схожесть этих двух игр. Разумеется, авторы Blood Omen: The Legacy of Kain переняли кое-что у своих японских коллег. Но, несмотря на этом, "Вечная Тьма" являет собой весьма нестандартный survival horror.
Как водится, сюжет ужастика описывает далеко не самый радужный период в жизни героев. А играбельных персонажей, между прочим, целых 12 штук! Протагонистом среди них является симпатичная особа по имени Александра Роивас (Alexandra Roivas). Ее злоключения начинаются с известия о смерти любимого дедушки. Взгляд на расчлененное тело покойного (одна нога - здесь, другая - там) навел следователей на мысль, что старикан умер вовсе не от старости. Однако полиция, сопоставив вес улик и собственной лени, взяла да и закрыла дело. Тут-то на сцене и появляется Александра, у которой, разумеется, не нашлось более важных дел, чем бродить по ночной усадьбе, разыскивая призрачного убийцу. И хоть сюжет ED запутан и витиеват, сценарий дальнейших действий легко предугадать: зомби, монстры и мистика. Но так ли все просто? Отнюдь! Прелесть игры заключается в качественном воплощении оригинальных идей.
Первое, что отличает ED от привычного нам survival horor - это управление. Быстрота и маневренность вашего персонажа не вяжется с классическим образом беспомощной жертвы. Дополнительную уверенность придает не только арсенал огнестрельного и холодного оружия, но и магия. Не торопитесь вспоминать Onimusha и Parasite Eve, поскольку здешняя чародейская система отличается от любой другой. Магия базируется на трех элементах: красном, синем и зеленом. Красные чары хороши против зеленых, зеленые - против синих, а синие - против красных. Сами заклятия достаются вам в виде артефактов - rune'ов. Комбинируя их, вы можете создавать совершенно уникальную магию. Колдовство имеет множество предназначений: уничтожение врагов, усиление оружия, открывание секретных путей. Существует даже заклятие, превращающее героя в скорпиона, который умеет стрелять ядом и пролезать в укромные уголки.
Несмотря на обилие возможностей, чувства гнетущего страха вам не избежать. Во многом этому способствует так называемый эффект безумия (insanity effect). Чем чаще вы встречаетесь с монстрами, тем быстрее скудеет шкала душевного здоровья. Как только она опустеет, начнутся странности: повсюду вам будут мерещиться непонятные звуки, крики, а порой и осязаемые препятствия, которые в реальности не существуют. Излечиться от стресса несложно, достаточно прикончить парочку врагов или применить соответствующее заклинание.
Бои, кстати говоря, проходят в несколько необычной манере. Очень важно подобрать правильное оружие для конкретной ситуации. Тяжелый тесак, к примеру, замедляет движения, а длинным мечом глупо размахивать в узком коридоре. Вы можете самостоятельно выбрать, какую часть тела противника атаковать. Того же зомби можно нейтрализовать, ловко отрубив ему голову. Это не убьет мертвеца, а лишь сделает его менее опасным. Победа над врагом принесет куда больше радости, если применить красивое добивание, аналогичное фаталити из Mortal Kombat. Один из персонажей умеет даже проводить вскрытие поверженных чудищ, дабы изучать их слабые места. Не обошлось и без боссов, но встречаются они гораздо реже, чем хотелось бы.
Обилие играбельных героев - это прямое следствие запутанности сюжета. Несмотря на то, что действие начинается в наши дни, позднее вам придется окунуться в прошлое. События ED разбросаны на протяженности двадцати веков. Как вы смотрите на то, чтобы оказаться в шкуре римского центуриона или священника времен инквизиции? У каждого персонажа есть свои особенности и оружие, соответствующее эпохе.
Мрачные места, по которым приходится шляться, изобилуют не только врагами, но и головоломками. Их сложность возрастает постепенно, зато решаются они вполне логично. Опытный геймер пройдет всю игру часов за 20, но это без учета поиска секретов. Думаю, я не раскрою тайны, если скажу о наличие целых четырех вариантов концовки!
Один из основных атрибутов survival horror - это кинематографичность. Ракурсы ED не только красивы, но и удобны. Окружающая среда полностью трехмерна, и камера местами перемещается вслед за вами, ничуть не мешая обзору. Декорации выглядят очень реалистично и детализировано. Особенно хороши эффекты освещения. Модели персонажей не такие уж гладкие, зато анимация на высоте. Благодаря прекрасной мимике, хорошей озвучке и эффектной музыке (оттенок Resident Evil заметен) заставки на движке смотрятся очень живо и натурально.
На проект Eternal Darkness с самого начала возлагались большие надежды, и, как мы теперь видим, не зря. Первый анонс прозвучал еще 99-м году, причем игра должна была выйти на Nintendo 64. Провозившись пару лет, разработчики не поленились сменить платформу, и все это время они старательно отлаживали, балансировали и шлифовали игровой процесс. В итоге родился один из лучших представителей жанра ужасов. И, главное, мы убедились, что не только японцы умеют делать отменные триллеры.