GameBoy Advance раскупается многотысячными тиражами любителями поиграть в транспорте или под партой в школе. И сейчас практически каждая компания-разработчик пытается сделать деньги на ниве народной любви ко всему маленькому и с кнопочками. Все более или менее успешные проекты прошлого в спешном порядке портируются на нинтендовскую "чудо-консоль" или обретают на ней прямое продолжение, среди них -Sonic, Tekken, King of Fighters, Guilty Gear, поговаривают даже о скором выходе Soul Calibur. GBA стал эдакой всеигровой помойкой (прошу прощения за грубое слово, но другого не нашлось, не "энциклопедией" же его называть, ей богу!), куда отправляются все хоть сколько-нибудь заметные проекты и переживают там "второе рождение". Не знаю, как вам, но мне бывает очень обидно лицезреть упрощённые, порезанные, вывернутые наизнанку любимые игры. Нет-нет, бывают, конечно, и качественные продукты, тот же Теккен, тот же КоФ, но... Есть ещё и Mortal Kombat Advance, и именно о нём и будет мой сегодняшний рассказ.
Мортал Комбат, я надеюсь, знают и помнят все. И эта слава заслужена! Согласен, можно много спорить по отдельным моментам, но в целом именно МК долго время определял лицо жанра. Время шло, и в стане разработчиков кризисы стали случаться один за другим; ну да мы сейчас не об этом... Мы о том, что же представляет из себя МКА. Извольте.
Для начала - список персонажей: Cyrax, Jade, Kabal, Ermac, Jax, Kano, Kitana, Liu Kang, Nightwolf, Kung Lao, Mileena, Noob Saibot, Rain, Scorpion, Sindel, Reptile, Sektor, Smoke, Shang Tsung, Sonya Blade, Stryker, Classic Sub-Zero, Sub-Zero, Human Smoke (секретный персонаж), плюс два босса: Motaro, Shao Kahn. Посчитали? Нет? И правильно, так как я уже всё посчитал за вас - ровно 26 человек. То есть полный состав участников игры "Ultimate MK3" минус Шива. Ничего не напоминает? Я подскажу - именно такой состав имела 16-битная реализация UMK3. Та самая, что славилась "урезанными" Animality, Шивой и свечками в храме. Но то было уже много лет назад, причём на всяких там MD2 и SNES', а сейчас на дворе уже третье тысячелетие, а в руках - GBA, где не должно быть таких проблем с объемом игры. Но, несмотря на это, игра не только не улучшилась, - она стала хуже! Нет, с графикой всё в порядке (хотя и выглядят герои, по словам одного американского рецензента, как вырезанные из бумаги фигурки, наклеенные на бэкграунд), с музыкой - тем более, но ведь это ещё не всё.
Признаться, я сам поначалу не понимал, за что игру ругают? Это ведь всё тот же старый-добрый "Ультимейт"? Ан нет. Считаем: нет не только Animality, но и Mercy, Brutality, "второго" Fatality и Babality - раз; классическое шестикнопочное управление просто убого реализуется двумя кнопками и двумя шифтами GBA - два; игра изобилует совершенно дикими глюками - три, количество спецприёмов и комб жестоко уменьшено - четыре. Добавьте к этому тот факт, что вдвоём поиграть можно лишь посредством кабеля, второй консоли и второго лицензионного картриджа (руки и друг - опционально), а компьютерные оппоненты на всех уровнях сложности подчиняются одному и тому же скрипту (чего стоит тот же Мотаро, всякий раз усердно перепрыгивающий магию, неспособную причинить ему никакого вреда!), в результате чего игра в синглплеере превращается не в тренировку спинного мозга и пальцев, а в тупое перебирание вариантов, на которые "ловятся" противники (кстати, то, что подходит к одному, стопроцентно подойдёт и к другому). В результате играть просто неинтересно! Шао Кан совершенно ужасен даже на самом низком уровне сложности: стоит "подставиться" ему только раз - и ваш персонаж уже упакован в белы тапки и гробик, а у кого, скажите, частенько получается выносить боссов с flawless?! Что ж, удачи вам. Пройдёте игру - покажут картинку, знакомый до боли ещё с середины девяностых win-screen. С тем же самым текстом. Ностальгия, однако...
В общем, предаваться декадентству и ругать любителей лёгких (читай, халтурных) денег можно нескончаемо долго, находя ляпы, жалуясь на отсутствие тех или иных деталей и спотыкаясь о всё новые минусы в боёвке. Но вот стоит ли? Упёртые, закалённые сотнями смертельных битв ветераны МК (к коим имею честь отнести и себя) игру всё равно достанут и пройдут, а всем остальным и так должно уже быть всё понятно. К чему слова?
Ой! А я ведь не сказал ни слова о сюжете? Миль пардон, слушайте: Thousands of years ago in order of a shaolin monks...
PS. И при всём при этом даже в самом буклете, прилагающемся к лицензионной копии игры были допущены ошибки! Которые и пришлось исправлять любителям FAQ'ов в интернете :)
PPS. Запоминайте "секреты": чтобы "достать" Смоука-человека, нужно пройти игру на уровне сложности "Warrior", Мотаро - на "Master", Шао Кана - на "Supreme Master". Весьма нестандартно для МК, не находите? А если учесть, что сохраняться нельзя? Не зря, видимо, разработчики выражают в финальных титрах особую благодарность тем людям, которые "делали для них кофе".