На PlayStation Portable очень не хватает мощных эксклюзивных игр. Можете ли вы назвать хоть один сериал, родившийся и возмужавший на PSP? Вот и мы не можем, а консоли между тем уже два с половиной года. PSP не покупают ради какой-то игры. Наоборот, ты сначала покупаешь PSP, а потом думаешь, какая из купированных версий «больших» хитов по душе. Сериал Metal Gear на портативной консоли от Sony – один из рекордсменов: Portable Ops стала уже третьим релизом за два года (четвертым, если считать интерактивный комикс Metal Gear Solid: Digital Graphic Novel). Набив руку на двух частях кислотной карточной стратегии Metal Gear Ac!d, подопечные Хидео Кодзимы наконец взялись за серьезное продолжение овеянного легендами сериала. Metal Gear Solid: Portable Opsдолжна была стать первоклассным хитом. И можете даже не заглядывать в последний абзац: она им блистательно стала.
СЕКРЕТ!
Вот полезный прием при сетевой игре под кодовым названием «хэдшот за полсекунды». В MPO есть два основных режима прицеливания. Если вы зажимаете левый шифт, камера сама прицеливается в «центр массы» ближайшего противника, а если правый, то игра переходит в режим от первого лица, где игрок управляет прицеливанием вручную. «Хэдшот за полсекунды» делается с применением обоих подходов. Сначала вы зажимаете левый шифт, и прицел фокусируется на ближайшем враге, потом правый. После этого вы от первого лица берет оружие на изготовку и целите в пузо сопернику. Легким движением аналоговой рукоятки вверх вы совмещаете на экране мушку с головой жертвы, и дело в шляпе!
«Снейк, враг без сознания. Сейчас самое время овладеть им. Тащи парня ко мне в грузовик».Сдохни, киберниндзя! Если ты не умрешь сейчас, тебе придется исполнять эту роль в следующих частях MGS!
Как нам и обещали, сюжет Portable Ops прекрасно вписывается в историю Биг Босса и, позже, Солида Снейка, а сама игра, таким образом, становится подлинной частью «саги MGS» (чего нельзя сказать ни об одной из лубочных MGA). Как известно, между развязкой Metal Gear Solid 3: Snake Eater и началом оригинального Metal Gear лежит чертова прорва «свободного» времени. В конце Snake Eater Биг Босс – супершпион, волк-одиночка. В начале Metal Gear он же – признанный лидер, всемирно известный солдат и командир, основатель «нации наемников». Действие Portable Ops происходит в семидесятых годах прошлого века, через несколько лет после финала Snake Eater, и показывает то время, когда Биг Босс осознал себя как лидер и принял ответственность за жизни подчиненных. Характер Босса (по ходу игры героя, конечно, называют только по позывному «Снейк») раскрывается постепенно на протяжении всей игры... чего нельзя сказать об остальных давно знакомых героях. Рой Кэмпбелл, с которым Снейк проводит всю кампанию, низведен до водителя грузовика, который друзья сделают своим передвижным штабом. Из прочих героев в сюжет вляпался только Соколов, остальные любимцы добавлены лишь для галочки; пройти кампанию, не встретившись с ними, – плевое дело. Заставки Portable Ops построены так же, как цифровой комикс Metal Gear Solid: Digital Graphic Novel Эшли Вуда: статичные картинки анимированы при помощи спецэффектов и умелого монтажа. Но если в упомянутом комиксе это смотрелось довольно глупо и нелепо, то в Portable Ops заставки, наоборот, что надо: все реплики озвучены, Снейк говорит голосом Дэвида Хейтера, а музыка (в лучших традициях саундтреков «больших» игр!) добавляет столько пафоса, что на финальных заставках вы обязательно захотите надеть наушники и с головой окунуться в происходящее. В Portable Ops Снейку противостоит порция неплохих, но «одноразовых» злодеев, которые успешно гибнут к концу игры и не оставляют заметного следа на страницах саги. Но вот беда: на этот раз Снейк не на задании. Мы не начинаем диверсионную операцию. Мы начинаем войну, и нам понадобится боеспособная армия.
Европейская версия Metal Gear Solid: Portable Ops вышла в Японии и США в декабре прошлого года, а релиз для европейского региона задержался аж до мая. Так повелось, что «наши» версии Metal Gear Solid выходят позже, но ожидание всегда вознаграждается дополнительными режимами, картами, моделями, персонажами и прочими любопытными бесполезностями. Не станет исключением и Portable Ops. В состав евроверсии Portable Ops войдут десять многопользовательских карт и двенадцать невиданных ранее персонажей. Специализации всех солдат будут пересмотрены, чтобы лучше отражать их ключевые навыки. Кроме того, мы получим дополнительный режим Boss Battle, в котором за победу над опасными главарями игрок поощряется новыми и очень полезными (наверное) подчиненными.
Точка завершения миссии всегда помечена летающими красными квадратами и левитирующим крестиком. Дань реалистичности!Доктора сами по себе безобидны, но один хороший женский крик в мгновение ока поднимет охрану на ноги. Metal Gear Solid: Portable Ops – не путешествие одиночки в тыл врага. Над трехмерной игрой в разведчиков появился уровень тактического планирования: как только Кэмпбелл угоняет грузовик, вы уже свободны в выборе места проведения следующей миссии. Вскоре герои решают сколотить армию, Снейк убеждает примкнуть первым советского часового с красивым именем Джонатан, и движок открывает все скрытые тактические рычаги. Каждый персонаж описывается четырнадцатью характеристиками, которые и определяют его дальнейшую судьбу. Вы можете назначить солдата в доктора (лечить раненых), инженеры (исследовать новые виды оружия), разведчики (добывать полезную информацию об игровом мире) или оперативники (эти отправляются на задание вместе со Снейком). Хотите действовать по старинке, в одиночку – действуйте. Не хотите – отправляйте на задание до четверых товарищей и управляйте ими по очереди, пока остальные прячутся по картонным коробкам. И даже классическая ситуация «Снейк в плену врага» разрешается здесь совсем по-новому: вы не бежите из камеры, вы собираете команду и устраиваете налет на тюрьму! Все это открывает в Metal Gear Solid новую степень свободы. Вместо того чтобы проходить уровни один за другим, вы все больше увлекаетесь менеджментом, собираете оружие и патроны, ищете нужных людей – словом, проводите на экране тактической подготовки едва ли не больше времени, чем на заданиях. Вскоре от шпионов начнут поступать донесения: например, о том, что в одном из кораблей в гавани можно найти ценный скорострельный пулемет. Таких сообщений скапливается довольно много, и скоро вы сами будете решать, в какую часть карты и зачем стоит отправиться. Как оказалось, это захватывает: по сравнению со Snake Eater в Portable Ops тут не так много заставок и болтовни по кодеку, и вы больше времени будете проводить собственно за игрой, увлекшись, погрузившись в происходящее. В целом, геймплей неуловимо напоминает компьютерный сериал UFO (в девичестве X-Com), и мы можем получить почти что точную копию, если развить идею до стратегического уровня и позволить Биг Боссу строить свою базу (условно Outer Heaven) и отправлять наемников в разные части мира (возможно, в сиквеле?).
Мнение Сергея Цилюрика
Каждый раз, садясь за очередную MGS, я знал: меня ждет увлекательный геймплей с огромным вниманием к мелочам. В Portable Ops, увы, мне было уже не до них – трещину дала сама основа. Когда большую часть времени проводишь, борясь с управлением, об удовольствии не может быть и речи. Камера ужасна; если у контроллера PS2 был второй аналог, чтобы регулировать угол обзора «на ходу», то у PSP его нет, и приходится выбирать: или передвигаться, или крутить камеру, или ломать руки в попытках осуществить и то и другое одновременно. Отсутствие целостности в игровом процессе также не на пользу MGS: PO – ведь когда нужно лишь добежать до определенной точки небольшого уровня, чтобы завершить миссию, фактор скрытности уже не имеет большого значения. Да и постоянно таскать тела в грузовик – занятие не из увлекательных, равно как и игра за безликих адептов Биг Босса. Про сюжет промолчу: за те пять часов, что я смог терпеть MGS: PO, в ней прослеживалась лишь банальщина.
В коридорах камера часто цепляется за стенки. Без радара – никуда.Иконка с хамелеоном в левом верхнем углу дает понять, что этого персонажа здесь считают своим и ему не придется прятаться от охраны.
Пока же тактика остается весомой, но всего лишь добавкой к собственно шпионскому приключению. Графика в этой игре отчетливо стала лучше со времен MGA2 и, хоть и не дотянулась до красоты Snake Eater, все равно производит очень хорошее впечатление, а «тормоза», то и дело проявлявшиеся в обеих Ac!d, теперь днем с огнем не сыскать. Хромает разве что дизайн уровней и проработка заданий: что бы вы ни делали, задача Снейка всегда одна: добраться из пункта А к пункту Б. Даже если к «выходу» из последних сил выползет израненный герой с десятком спецназовцев на хвосте, миссия будет считаться выполненной, а Снейк волшебным образом перенесется в спасительный грузовик. Особенно неприятная, искусственно усложненная миссия ждет вас перед самым финалом (вы ее узнаете; подсказка: частоты для кодека написаны на стенах), и только боссы, как принято в MGS, сложны и опасны, но при умелом подходе и они не устоят.
Некоторые уровни в Portable Ops щеголяют огромными (по меркам PSP) открытыми пространствами.Посмотрите на радар: синее свечение обозначает опасную зону, ломаная линия указывает направление на хмыкнувшего солдата.
На PS one и PS2 мы привыкли играть в Metal Gear Solid на геймпаде с двумя аналоговыми рукоятками, а в Subsistence геймеры заново открыли для себя свободную камеру, которой было так удобно и приятно вращать. Портативная Змейка умеет почти все то же, что и стационарный коллега, но управлять героем не в пример сложнее, и даже ветеранам MGS придется не раз открывать мануал, чтобы узнать, какую комбинацию кнопок и в какой последовательности нужно нажать, чтобы допросить захваченного солдата. Доступ в инвентарь переехал на «кружок», и каждый персонаж может иметь при себе не больше четырех предметов. Аналоговая «пуговица» отвечает за передвижение героя, крестовина вертит камерой. Она в Portable Ops висит ближе к герою, чем в Snake Eater, но, будучи свободной, не всегда выбирает оптимальный ракурс. Недостатки камеры окупает совершенно новый, округлый радар: он цветом подсказывает, с какой стороны и на каком расстоянии может быть враг, а если Снейк слышит отчетливые шаги или голоса, то радар укажет точное направление на противника. Это, во-первых, незаменимо, если вы захотите поиграть без звука и, во-вторых, избавляет от необходимости вертеть камерой на каждом перекрестке: если радар молчит, значит все чисто. Если заливается красным или синим цветом, стоит быть осторожным.
СЕКРЕТ!
Начните игру или загрузите уже существующее сохранение. В пункте меню Recruit найдите опцию Password. Здесь можно ввести специальные пароли и быстро и безболезненно (но не совсем честно) получить ценных союзников. Пароли можно вводить как большими, так и маленькими буквами. Вот они:
JUNKER - Каннинхэм (MPO)THE-L - Элиза (MPO)ERBE - Джин (MPO)Hunter-n - Нуль (MPO)LQ.N2 - Питон (MPO)PK+ESP - Урсула (MPO)E.APPLE - Ева (MGS3)R.R.R. - Оцелот (MGS3)PM-EMS - Парамедик (MGS3)IVN=RV - Иван Райденович Райков (MGS3)DARPA-1 - Сигинт (MGS3)SATURNV - Соколов (MGS3)1+2-3 - Майор Зеро (MGS3)!TRAUMER - Га Ко (особый солдат)T.F-ACID - Телико (MGA)MGA2VE - Венера (MGA2)
Внимание: в европейской версии игры пароли могут быть изменены!
Удобный радар позволяет узнать, что справа от Снейка два противника: один за спиной, другой спереди, в мертвой зоне игровой камеры.Избавиться от тревоги на базе проще простого: спрячьтесь под грузовик Кэмпбелла, и вас уже никто не найдет.
Нельзя забыть и про развесистый и многоликий мультиплеер, который уже навсегда стал обязательной частью любой игры со словами Metal Gear Solid в названии. Из главного меню можно начать Deathmatch с участием пятерых приятелей (которым, кстати, не обязательно иметь при себе копии игры). Но все настоящие сетевые режимы спрятаны в недрах тактического интерфейса, и это неспроста: те боевые четверки, которые вы сформировали по ходу однопользовательской кампании, теперь под вашим чутким руководством отправляются в Сеть: себя показать, да на других посмотреть. Те же режимы Deathmatch, Team Deathmatch и Capture the Flag обретают новую глубину, когда под вашим началом не безликий чурбан, а товарищ, с которым вы прошли огонь, воду и битву с Метал Гиром. Сетевые игрища бывают «виртуальные» и «реальные»: в первом случае вы застрахованы от потерь среди личного состава, во втором каждая смерть навсегда лишает вас верного товарища (если вы не захотите выбросить белый флаг и признать поражение). Со своей стороны, победитель может забрать себе «убитых» солдат врага. Мультиплеер в Portable Ops напоминает сетевые режимы Subsistence: вроде все при них, но дух сериала, «битва идеологий» и ощущение «диверсионной операции» пропадают, оставляя очень хороший, но никак не революционный шутер. К чести Portable Ops, постоянные поиски наиболее способных солдат позволяют игре выделиться из толпы и найти своё лицо. В специальном режиме Cyber-Survival вы можете отправить в Сеть автономную группу со своим командиром – солдаты будут сами встречаться с отрядами врагов и сражаться без вашего участия, по специальным правилам отдельной стратегической игры (правила эти, однако, настолько невнятно разъяснены, что охватить их разумом можно лишь после многочасового мозгового штурма). Игроку и делать ничего не надо: просто отправляешь четверку в Сеть, а через пару дней «забираешь» бойцов и смотришь, удалось ли им остаться целыми и захватить солдат противника. Кроме того, вы всегда можете обмениваться солдатами с другими игроками и захватывать бойцов, подключаясь к новым точкам доступа Wi-Fi. Есть и поддержка модуля GPS, который уже давно продается в Японии.
Печально, что система кодирования данных в Portable Ops оказалась совершенно беспомощной перед хакерами, которые давно превратили все защитные схемы PSP в решето. Подробнее об этом вы можете прочитать во врезке, но, грубо говоря, выходя сейчас в онлайн, вы наверняка столкнетесь с читерами, неотличимыми от нормальных игроков. Этот обзор был написан на основе американской версии игры, и если в европейском релизе проблема с мошенничеством вдруг будет решена, карманные путешествия Снейка мгновенно станут достойны «девятки» – и это как минимум. Но даже в условиях жестокого «кибер-выживания» внушительная графика и долгая, интересная и необычная сюжетная кампания делают Metal Gear Solid: Portable Ops одной из лучших игр для PSP.
Для журнала «Хакер»
Мультиплеер в Portable Ops пал жертвой сначала хакеров, потом читеров, а потом и хакеров-читеров. Во-первых, ни для кого не секрет, что прошивка 1.50 для PSP позволяет не только запускать любые самопальные программы, но также и эмулировать старшие версии прошивки и, например, играть в Metal Gear Solid: Portable Ops, которая теоретически должна требовать обновления мозгов PSP до версии 2.81. Кроме того, Metal Gear Solid: Portable Ops с самого начала была беззащитна перед хакерами, ведь игра хранит информацию о ваших солдатах на карте памяти, а не на сервере. Злоумышленнику ничего не стоит заменить некоторые цифры в статистике персонажа, и сервер никак не сможет раскрыть обман, ведь игрок всегда мог добыть такого «суперсолдата» тем или иным честным способом. Поэтому серьезные диверсанты стараются не заходить на публичные сервера, а играют между собой, с настоящими персонажами и без мошенничества. Надежда на то, что с выходом европейской версии ситуация изменится, невелика: ведь мы так и так будем получать солдат в одиночной кампании, и проверить достоверность статистики едва ли возможно.
2434 Прочтений • [Обзор игры Metal Gear Solid: Portable Ops] [11.04.2012] [Комментариев: 0]