История Орлеанской девы, приправленная магией и демонами, плюс немного фантазии – и вот перед нами уже одна из самых ожидаемых игр на PSP. По каким-то причинам издатель не собирался показывать ее Западу, и только спустя несколько месяцев успешных японских продаж было объявлено, что и англоговорящая часть населения Земли сможет узнать всю правду о Жанне д’Арк. И заодно добавить баллов хиреющей PSP – как-никак нагрянул яркий представитель редкого в наше время жанра.
Jeanne D’Arc наделена всеми слагаемыми успеха: не самой передовой, но все же весьма красивой графикой, до мельчайших деталей проработанной и сбалансированной боевой системой, оригинальной игровой вселенной, совмещающей историческое средневековье и фэнтези. В качестве гарнира выступают десятки аниме-вставок, среди которых имеются как десятисекундные зарисовки, так и трехминутные ролики. Ощутимо меньше внимания создатели уделили диалогам – в их видении, Жанна была целеустремленной девушкой, и пустой болтовни в рядах своих войск не допускала. Друзьям велит отдыхать и беречь силы, военный совет держит тайно, а с противниками-англичанами общается острым мечом, но никак не оралом. Основная интрига создается второстепенными персонажами, чьи намерения и цели остаются загадкой до самого финала. Впрочем, маленький король Генрих довольно скоро выпадет из поля зрения игры, и повествование ограничится ратными подвигами Жанны.
Вряд ли Ла Ир выглядел так, но тот факт, что он помогал Жанне, неоспорим. Хотя в школьных учебниках истории про него, равно как и про Жиля де Рэ, не пишут.Переводчики старались передать французский акцент во всей его красе. Зачем – непонятно, но получилось забавно.
Изменить ход истории
Игровая карта представляет собой схематичное изображение Франции с размеченными на ней точками. То могут быть как города и деревни, так и просто поля битв, где Жанна, согласно истории, действительно чистила шлемы английским интервентам. В отличие от прочих игр, карту игроку ни разу не покажут целиком: когда все кончится и где точка невозвращения, предугадать невозможно. В этом отношении все намеки на историческую достоверность отправляются в дальний угол и фантазия создателей прочит освободительнице те испытания, какие заблагорассудится.
Перемещаться по карте можно свободно – в любой момент позволяется вернуться хоть в самое начало, на самую первую локацию. Но если это будет оправдано легкой и быстрой прокачкой, то возвращение в города окажется затеей бесполезной. Зайти, погулять по площади, поболтать с местными жителями, отоспаться в гостинице или, на худой конец, пробежаться по торговым рядам никто не даст. Магазины-то на месте, но доступ к ним уже открыт в меню экипировки. Причем каждый магазин, как правило, универсальный – в нем можно приобрести как оружие всех разновидностей (от рапиры до копья), броню и лечебные зелья, так и особые навыки, играющие здесь роль магии. Skill stones также могут повышать определенные характеристики, но у продавцов их обычно не бывает, чаще всего они достаются как боевые трофеи.
Игра вынуждает серьезно относиться к экипировке. «Мелочей» в боевой системе нет – если вы не предусмотрели какой-то момент, то следующий бой придется проводить с крайней осторожностью. Помимо оружия и брони некоторые персонажи могут носить и щит. А вот магия дозволена всем и каждому. Другое дело, что не каждый обладает достаточным запасом MP, чтобы свободно швыряться молниями или выступать лекарем. Бойцам лучше повышать показатели силы, чем доверять дистанционные магические атаки; хотя существуют стратегии и более изощренные. Уникальные герои вдобавок владеют еще и специальными браслетами. В эти браслеты инкрустированы волшебные камни, дающие хозяину право превращаться в «сверхрыцаря». Новая броня, оружие и втрое возросшие характеристики даруются на время и распорядиться ими хорошо бы с умом. В окне статуса расположена шкала, где после каждого хода загораются ячейки. Один ход в обличии «сверхрыцаря» расходует от трех и более ячеек, и когда огоньков не останется вовсе, герой вернется к своей обычной форме.
Вернуться в Домреми можно, да только смотреть там не на что – злобные английские демоны сожгли все дотла. Одержимый демоном маленький король Генрих раздает указания и тайно играет в куклы. Ребенок все-таки.
Серебряный крест, дай мне силу!
Здесь в дело вступает баланс боевой системы. Каждое сражение ограничено в количестве возможных ходов, причем ограничено достаточно сурово. Поэтому превращаться по несколько раз за битву едва ли получится. Далее, при нападении «в открытую» противник (равно как и подконтрольный персонаж) непременно даст сдачи. И порой случается, что ответный удар посильнее того, что нанес нападавший. Традиционно, лучники и маги обладают слабой защитой, их можно выбить из строя буквально за два удара, однако чаще всего они окружены рыцарями, столкновения с которыми лучше до поры до времени избегать. Это диктует определенные правила ведения боя: у лучников и магов своя война, у мечников и копейщиков – своя. И будет совсем хорошо, если их пути никогда не пересекутся.
В зависимости от цели операции, можно либо сразу вступать в бой, либо, напротив, всячески этому препятствовать. Jeanne D’Arc не требует «кучности», но и одного героя-удальца тоже никогда не выставит. Очень часто команду бойцов приходится разделять, особенно если по заданию необходимо спасти какого-нибудь персонажа и при этом успеть перебить противников до того, как иссякнут доступные ходы. Какая-то часть бойцов отправляется на помощь храброму рыцарю, другая в это время пытается их прикрыть и прорваться к главному противнику, бить которого лучше всем вместе, воссоединившись где-нибудь на полпути. Трюк с «кучностью» состоит в том, чтобы, навалившись всеми юнитами на сильного противника, вывести его из строя за два, максимум три, действия. Обычно самый сильный в команде персонаж нападает первым, что вынуждает противника повернуться к нему лицом (а к другим – спиной), и оставляет burning aura, то есть, особое игровое поле. Встав на него и нанеся удар по противнику, можно увеличить урон в два или даже три раза, причем с возросшим шансом критического удара. Важно помнить, что к следующему ходу «пылающая аура» исчезнет.
Некоторые герои обладают особыми навыками, вроде воровства. Не стоит испытывать его на демонах, пусть даже и розовых.Специальное окно перед атакой покажет средний урон и силу контрудара.
Чтобы противостоять демонам из Англии, Франция вербовала зверолюдей!
Противники всегда превосходят скромные войска Жанны численностью, уровнем и подготовкой. Грубо говоря, если прорываетесь в Орлеан, готовьтесь встретить мага, лекаря, двух английских офицеров у ворот, нескольких сильных демонов на подходе, двух солдат в тылу и одного человека-ящера возле переправы через реку. Переигрывали уровень пять раз? Ничего удивительного, надо было лучше готовиться и действовать более осмотрительно. Например, в той же миссии с Орлеаном нет цели «разгромить англичан» – надо всего лишь добраться до ворот. Поэтому имеет смысл вывести Жанну и человека-льва вперед, чтобы те отвлекли наиболее свирепых противников, оставить одного потенциального «сверхрыцаря» отбиваться от противников в тылу, а остальных бочком-бочком переправить к выходу. К сожалению, Jeanne D’Arc не прощает тактических ошибок и жертв. Смерть одного героя – настоящая трагедия, особенно если ни у кого в команде нет навыка воскрешения. Солдат сильно ранен, отрезан от других войск и не имеет в карманах ничего целебного? Ставьте на нем крест – его спасение погубит куда больше людей. Сущий ад начинается, когда игрока просят переправить героев из одного конца карты в другой, и при этом не потерять ни единого соратника. В такие моменты главное запастись свободным временем и точно рассчитать, каких героев выводить на поле боя. Может быть, выставить сильных бойцов, чтобы они могли защищаться? Или пусть слабых, но шустрых да изворотливых? С подобными дилеммами предстоит сталкиваться регулярно. К счастью, это добавляет азарта и динамики, вносит разнообразие и позволяет совершать такие тактические маневры, о которых в других играх и не заикались. Уже ради этого стоит приложить усилие и пройти Jeanne D’Arc до конца. А после – почитать литературу по теме и убедиться, что нафантазировали создатели не так уж и много.
Исторически достоверно
Рассказывать о сюжете Jeanne D’Arc – все равно что пересказывать учебник истории за седьмой класс. Единственная вольность сценаристов в отношении официальной, исторически утвержденной версии, это призванные англичанами демоны и волшебные браслеты. Даже герои, сопровождающие Жанну, созданы на основе известных фактов о реально существовавших и действительно помогавших Жанне людях. Разумеется, есть тут и выдуманные персонажи, как имеют место быть и совершенно фантастические эпизоды, но в целом – все, как в энциклопедии. Так, Орлеанскую деву действительно сопровождают два преданных рыцаря, Жан де Мец и Бертран де Пуланжи. По пути ей встречается другой обладатель браслета, барон Жиль де Рэ. Его образ несколько отличается от того, что рисуют историки – в игре у него даже намечается романтическая линия с Жанной. На деле же он был садистом, растлителем малолетних и серийным убийцей, за что был повешен и сожжен в октябре 1440 года (в Jeanne D’Arc это обыграно немного иначе). Неинтерактивные эпизоды, например проверка «божественности Жанны», устроенная дофином Карлом, воссозданы в виде аниме-роликов. Их, к слову, достаточно много, а вот привычных диалогов – кот наплакал.
1001 Прочтений • [Обзор игры Jeanne D’Arc] [11.04.2012] [Комментариев: 0]