Мы настолько привыкли, что не замечаем их, хотя они повсюду. Они говорят, когда и где нам переходить дорогу. Они предупреждают, что впереди ведутся ремонтные работы. Они объясняют, куда нам садиться в транспорте. Они запрещают ходить по железнодорожным путям. И самое главное – они показывают, где находится выход.
Монохромные фигурки на разнообразных знаках и табличках вошли в наш обиход прочно и надолго. Удивительно, что только сейчас кто-то догадался сделать игру, посвященную их жизни. Как и следовало ожидать, они очень часто попадают в лихой переплет. К счастью, в мире черно-белых человечков есть герой, всегда готовый прийти на помощь. Зовут его Mr. ESC (товарищ Выход, по-нашему говоря), ходит он в белой футболке и кепке... то есть совсем даже в оранжевой шляпе и красном шарфе. Тем не менее, стихотворение Маршака «Рассказ о неизвестном герое» весьма точно описывает геймплей Exit. Демонстрируя чудеса акробатики, тов. Выход самоотверженно спасает людей из самых разных переделок. Уровни разбиты на условные квадратики, а вот движение героя непрерывно, поэтому иногда возникают накладки. В частности, поначалу непросто выбирать момент для прыжка с разбега, но все трудности искупаются глубоким эстетическим удовольствием от наблюдения за бравым спасателем. Герой движется так стильно, что хочется самому срочно стать физкультурником, купить оранжевую шляпу и отправиться на ближайший пожар.
Гаспар + Тибул = Выход
Русская тема в Exit представлена, как и другие культурные подтексты, исподволь, но многогранно. Некоторые из спасаемых – наши с вами соотечественники (вообще-то тов. Выход приходит на помощь людям самых разных национальностей). А главный герой напоминает сразу двух персонажей из советского мультфильма «Три толстяка».
Тех клиентов, которых тов. Выходу не удается спасти, перехватывает его конкурент, Джет.Выход умеет плавать в одежде. Прочие персонажи купаться отказываются.
К сожалению, большинство спасаемых не так развиты физически, как наш герой, поэтому ему приходится проявлять недюжинную смекалку, чтобы вывести их из здания в срок. Впрочем, некоторые могут и такое, что самому Выходу не под силу. Дети, например, проползают в самые узкие проходы, а взрослые (они же «толстые») толкают тяжелые сейфы, которые молодым людям не сдвинуть даже вдвоем. Но детишкам нужна помощь старшего, чтобы залезть на высокую преграду, а чтобы поднять толстяка, требуются совместные усилия двух молодых. В общем, правил в игре много, но все они логичны, наглядны, и потому легко запоминаются. И это радует.
А вот поведение жертв катаклизмов может вас немало опечалить. Они, хотя и слушаются приказов героя, неспособны двигаться по траекториям, сколько-нибудь заметно отличающимся от прямых. Так что, если вы отправите какого-нибудь погорельца этажом ниже, а лестница будет дальше, чем в двух шагах от него, он, скорее всего, завопит что-нибудь, вроде «Это ты пошутил так, да?», и идти откажется. Но поставьте себя на его место. Смогли бы вы самостоятельно проложить себе дорогу в горящем здании? А выбраться из затопленного метрополитена?
Всего Exit рассказывает о десяти «ситуациях», в которые попадает наш герой. В каждой из них – свои специфические препятствия и особые методы их преодоления. Действие одного из эпизодов, например, происходит почти в полной темноте, и Выходу приходится освещать себе дорогу фонариком или искать выключатель. А в занесенном лавиной отеле он будет прорубаться через грозди сталактитов и надевать шипованные ботинки, чтобы не скользить на льду. В Exit есть подробная справка, но и в ней рассказано не все. Впрочем, половина удовольствия как раз в том и состоит, чтобы самому выяснить взаимоотношения между элементами уровня-головоломки.
Спасаемые не совсем беспомощны. Могут подержать фонарик или на кнопке постоять.Каждому эпизоду предшествует небольшая заставка-комикс.
Оставшиеся 50% радости – заслуга оформления игры. Если фоны можно назвать мультяшно-карикатурными, то дизайн персонажей вызывает сложную цепочку ассоциаций: комиксы-нуар – дорожные знаки – окна РОСТА... Движения нарочито небрежно раскрашенных в два цвета моделей персонажей «сняты» с живых актеров. Зрелище своеобразное – представьте себе, что мальчик с девочкой со знака «Осторожно, дети!» взяли да и сбежали со своей треугольной жестянки, залезли в канализацию и потерялись там в темноте. А худой рабочий в кепке и толстый буржуй в цилиндре, персонажи агитплакатов Маяковского, так увлеклись классовой борьбой, что оба попали в госпиталь. С одной стороны, они, конечно, символические фигуры – но двигаются и говорят, как настоящие люди. А болтают персонажи много. Девушки пищат: «Ой, мне надо в душ!», толстяки ноют: «Хочу кушать», дети гордо заявляют: «Я не боюсь!» Если на уровне холодно или темно, они не преминут неоднократно упомянуть и об этом. На Выхода тоже иногда накатывает, как на Сэма Фишера, и он между делом нет-нет да и обронит «Эти лестницы меня утомляют» или «Надо мне чаще тренироваться». Заметим, впрочем, что последняя фраза – не нытье в чистом виде, а призыв работать над собой. Игра вообще полна здравых идей: чтобы быть героем, не обязательно уметь летать или убивать злодеев; бесполезных людей не бывает; любая ошибка поправима. И самое главное – оранжевая шляпа и красный шарф очень идут к черно-белому костюму.
«А я – твой мать!»
Между миссиями вы можете почитать краткие биографии всех спасенных вами персонажей – этакие «скелеты романов». На погребенном под снегом лыжном курорте, например, волей случая собрались гениальный доктор, смертельно больной мальчик, его отец и беременная мать, а заодно и ее бывший любовник.
1352 Прочтений • [Обзор игры Exit] [11.04.2012] [Комментариев: 0]