Не секрет, что с годами человек всячески пытается облегчить собственное существование. Это касается не только нашей с вами реальной жизни, но и виртуальных развлечений: если в игре отсутствует режим обучения – порой критики снижают за это оценку, если освоить ее непросто даже с подсказками – наготове клеймо «не для всех», а ведь все это всерьез отпугивает многих покупателей. И Dungeons & Dragons Tactics как раз из таких игр.
Сложность освоения моментально принимается выкручивать руки: присутствующий режим тренировки не содержит ответов на многие вопросы и поясняет исключительно азы управления да некоторые различия между героями. Все остальное придется изучать самостоятельно: расы и классы, их особенности и навыки, заклинания, распределение опыта – есть чем заняться. К тому же, Dungeons & Dragons Tactics хоть и щедра на подсказки, помогает крайне неохотно – большую часть особенностей предмета или заклинания, например, приходится держать в голове. Это сбивает с толку в разгар сражения – пока игрок приноровится, его отряд сто раз нашинкуют и отправят на тот свет.
Сюжет «включается» как во время сражений, так и между ними – в виде таких вот симпатичных картинок с буквами. Позднее часть из этих иллюстраций вы найдете в основном меню игры.Без факелов в подземелья и соваться не стоит: во-первых, ваши подопечные ничего толком не увидят, во-вторых, ничего толком не увидите вы – и кнопка увеличения яркости тут бессильна.
И совершенно никакого спасения в том, что игра перед нами пошаговая: возможность сколько угодно раздумывать над каждым ходом новичку ничем не поможет. Ведь беззаветное следование каноническим правилам D&D, яро отстаиваемое фанатами, не поддается адекватному для портативной видеоигры документированию, в них масса нюансов, особенностей и непривычных для TRPG-геймера ограничений. Скажем, любой персонаж вашей партии не погибает, если показатель здоровья падает ниже нулевой отметки – если только он не достигнет «-10». Зато тертому профи вольное раздолье: все 13 классов (согласно нынешней редакции классического свода правил) на месте, механика соблюдается, а все особенности системы подлежат скрупулезному изучению. В общем, настоящий вызов новичкам и целый заповедник для поклонников Dungeons & Dragons! Только они, пожалуй, и оценят в полной мере DDT. Конечно, главный плюс «настолки» – живое общение между мастером и игроками. Но поскольку ни в одной игре этого не воплотить, остается пошаговая боевка с множеством нюансов. Хотя среди всех CRPG по Третьей редакции она есть ровно в двух проектах: Pool of Radiance: Ruins of Myth Drannor и Temple of Elemental Evil, к тому же в первом она была бессовестно урезана по возможностям.
Не хлебом единым…
Пусть графика и подкачала, звуковое сопровождение тут на самом высоком уровне. Особенно понравилась музыка: отдельные мелодии могут на равных соперничать с саундтреками Baldur’s Gate и Icewind Dale! Между прочим, чтобы насладиться ими, играть вовсе не обязательно: как и огромный глоссарий (неимоверно полезная вещь) с галереей (подборка изображений персонажей), музыкальная шкатулка с самого начала доступна в главном меню.
Смиритесь с мыслью, что врагов всегда намного больше. Ключевое слово здесь не «больше», и даже не «всегда», а – «намного».Различные меню выбора действий словно созданы для того, чтобы усложнить игру начинающему поклоннику Dungeons & Dragons, а вовсе не упростить.
Однако избалованного геймера наша сегодняшняя гостья запросто отпугнет не только тяжелым характером, но и внешностью. Еще год назад скриншоты и видеоролики намекали, что графическая часть игры далека от совершенства. И ныне, когда игра наконец добралась до нас, вынуждены признать: ничего так и не изменилось. Угловатые персонажи, отсутствие достойных спецэффектов, унылое окружение и темные коридоры, в которых сложно вообще что-либо рассмотреть, – мы словно вернулись на несколько лет назад, в эпоху ранних PSP-проектов. И если вы любите тактические ролевые проекты подобного рода в первую очередь за миленьких персонажей и яркую картинку – несколько раз подумайте: а стоит ли связываться с Dungeons & Dragons Tactics?
Но даже если первое знакомство прошло успешно и игра, несмотря ни на что, вам все-таки приглянулась, будьте готовы к новым подвохам – например, норовистой камере. С ней вполне можно смириться, даже сдружиться, но доступные ракурсы все равно удобными не назовешь. Да и многопользовательский режим настоящую «настолку» едва ли заменит: и схватки, и совместное прохождение выделенных миссий с живыми соучастниками наскучивают очень быстро. Подкачало даже количество карт: что стоило заготовить хотя бы по десятку на режим?
Законы относительности
Есть в игре и любопытные находки в рамках жанра консольных тактических ролевых игр, например, большая часть карты (и, соответственно, противников) в бою порой доступна далеко не сразу. Хорошо ли это? Отчасти – да, добавляет неожиданности. С другой стороны, представьте только: вы достали PSP в автобусе в полной уверенности, что уж за полчаса до нужной остановки точно успеете отыграть битву. И вот вам уже кажется, что победа в кармане, как вдруг внезапно возникает необходимость потратить в несколько раз больше времени на зачистку оказавшейся в несколько раз больше предполагаемого пещеры. Конечно, всегда приходится помнить, что здесь скоротечных сражений почти не бывает, но ведь и «карманной» такую игру назвать уже не получается. Быть может, Dungeons & Dragons Tactics стоило сделать не для PSP, а для PS2?
Синими квадратами отображаются точки на местности, куда ваш персонаж может направиться. Желтыми – откуда сумеет атаковать.Со стороны выглядит удобно, но на деле указать герою нужное управление не так-то просто. Совет: переведите камеру в режим вида сверху – сэкономите несколько нервных клеток.
Зато в однопользовательской игре на быстрое прохождение даже и не рассчитывайте. Если очень-очень торопиться, то пройти все миссии в Dungeons & Dragons Tactics (которых более трех десятков) можно часов за 30-40. И это – если не будете читать диалоги, постараетесь пройти все задания с первого раза и воспользуетесь опцией Chess Mode, отключающей всю анимацию. Стоит ли это того – решайте сами; в любом случае, анимация здесь аховая. А вот пропускать разговоры не советуем: сюжет Dungeons & Dragons Tactics запросто может послужить основой для целой книги. Вернее, даже двух книг – при прохождении предстоит стать на сторону добра или зла, и в зависимости от вашего выбора будет меняться суть заданий. Рекомендуем: в этом плане игра полностью отрабатывает потраченные на нее деньги. И если по прочтении этих строк предстоящее знакомство вас все еще не смущает…
Что ж, вы готовы получить от Dungeons & Dragons Tactics истинное удовольствие!
Правильные правила
Не секрет, что Dungeons & Dragons – первая и самая популярная настольная ролевая игра. С января 1974 года на свет появилось уже несколько редакций правил и масса их переизданий. На родине всем этим занимается Wizards of the Coast, а в России одну-единственную «Книгу игрока» выпустило издательство «Астрель». За все время существования было выпущено и множество игр на основе Dungeons & Dragons: в том числе и всемирно известные Pool of Radiance, Eye of the Beholder, Baldur’s Gate, Icewind Dale, Neverwinter Nights и Planescape: Torment. Кстати, Dungeons & Dragons Tactics построена на правилах версии 3.5 – самой свежей на сегодня (следующая редакция появится только в мае 2008 года). В нескольких предложениях обо всех особенностях D&D-системы рассказать точно не получится, так что если вы заинтересовались, посетите русскоязычный неофициальный (но от этого не менее информативный) сайт www.dungeons.ru или англоязычный официальный www.wizards.com/dnd – узнаете все из первых уст.