В финале Crisis Core главный герой умирает. Если вы этого не знаете, браться за нее нет особого смысла – все лучшее, что новая игра стремится предложить, пройдет мимо вас. Более того: если вы этого не знаете – вы не прошли Final Fantasy VII, что непростительно для любого человека, хоть как-то интересующегося японскими RPG. А ведь для очень многих (для миллионов!) FF VII – не просто «одна из». Она – «та самая». Самая близкая. Самая родная. Именно с ней – с ее миром, ее персонажами – связаны самые теплые воспоминания, восторги, радости, переживания. С точки зрения сюжета она по-прежнему считается лучшей среди номерных «Финалок».
А вот «пристройки» к этому сюжету, появившиеся гораздо позже самой FF VII (уже после слияния Square и Enix), фанаты восприняли неоднозначно. Некоторые плевались даже от фильма «Дети пришествия» (Advent Children), ругая его увлеченность экшном, а не персонажами. Геймплей Dirge of Cerberus в сравнении с другими шутерами можно назвать разве что посредственным, а идею о никому не известных солдатах из-под земли многие сочли притянутой за уши. С новой частью Compilation of Final Fantasy VII все тоже совсем не радужно.
Разработики Ёити Вада, президент Square Enix:
«Мы напрягаем мозги, размышляя, что продастся, а что нет, но сорвать куш все равно очень сложно. И уж когда мы находим ответ, пытаемся выжать все соки. Самый очевидный пример – Final Fantasy. Если бы мы просто продавали каждую из них, было бы всего 12 продуктов. Нам же нужно думать, что мы можем сделать, чтобы получить от сериала больше прибыли. Мы делим потребителей не по возрасту, профессии или расе, а по образу мышления. И верим, что захватывает их сердца именно концепция игрового мира. Вот мы и продаем именно то, что им нравится покупать раз за разом».
Хадзиме Табата, режиссер Crisis Core:
«Идея системы DMW пришла в голову Номуре-сану. В то время как в игре есть сильные экшн-элементы, мы не хотели, чтобы Crisis Core стала обычным боевиком; нужно было что-то, что понравилось бы и фанатам RPG. Поэтому мы внедрили систему DMW, привносящую элемент удачи, который позволил бы игрокам преодолеть возникающие сложности, затратив достаточное количество времени и усилий. Мы считаем, что получившаяся боевая система весьма разнообразна и увлекательна, несмотря на то, что всю игру приходится управлять одним персонажем».
В выставочном зале здания корпорации можно увидеть модели всех средств передвижения, используемых в FF VII, – от мотоцикла и багги до космической ракеты.Тот Зак, которого мы видим в начале игры, просто смешон. К счастью, его личностный рост более чем заметен и достаточно-таки хорошо показан.
Впечатления от Crisis Core полны противоречий. С одной стороны, она потрясающе красива. Сценками на движке можно любоваться бесконечно. Музыка Такехару Исимото – как переделки оригинальных работ Нобуо Уэмацу, так и собственные композиции – очень созвучна духу игры и, более того, весьма хороша сама по себе. Озвучка не просто отличная, но и с движениями губ героев замечательно совпадает. Менюшки выглядят броско и стильно. Дизайн персонажей – в лучших традициях Тецуи Номуры. И, как и в Dirge of Cerberus, навещать знакомые места до дрожи приятно. Мидгар, Джунон, Коста дель Соль, Гонгага, Нибельхейм…
С другой стороны, есть очень много «но». Слишком много, чтобы оправдать все возложенные на Crisis Core надежды. Сколько миллионов людей, как вы думаете, купили PSP только ради возвращения в любимый мир FF VII? И сколько из них разочаруются, познакомившись с игрой, что терпеливо ждали добрых четыре года? Мы склонны считать, что многие. И мы можем объяснить почему.
Сюжет игры, например, фанаты должны знать и так – во всяком случае, добрую его половину. Ту, где рассказывается, как юный рекрут Зак дослужился до Солдата первого класса, как он познакомился с девушкой-цветочницей Айрис, как подружился с будущим героем FF VII Клаудом, о событиях в Нибельхейме и трагической гибели Зака по дороге в Мидгар. Здесь больше важны детали, мелочи, постановка сцен – и тут Crisis Core не ударяет в грязь лицом. Более того, иногда ей удается очень сильно задеть игрока за живое – взять ту же сцену прощания перед отбытием в Нибельхейм! Зак обещает любимой вернуться поскорей, он уверен, что это будет всего лишь очередная рутинная миссия – но мы знаем, все не так, знаем: его судьба уже предрешена…
Иными словами, с фансервисом в Crisis Core все в порядке. Единственное – многие эпизоды, включая пресловутый нибельхеймовский инцидент, заметно перевраны, так что щепетильные фанаты, знающие FF VII наизусть, запросто могут оказаться недовольны.
FINAL FANTASY VII: В одном абзаце
Вольный наемник Клауд Страйф, бывший Солдат первого класса мегакорпорации Син-Ра, под давлением Тифы, подруги детства, присоединяется к террористам, с этой корпорацией сражающимся. Дело в том, что Син-Ра преобразует в электричество энергию Мако, являющуюся жизненной силой всей планеты. Волей случая Клауд знакомится с цветочницей Айрис, которая оказывается последней представительницей расы Древних. Корпорация похищает Айрис с целью проведения экспериментов; Клауд и компания вызволяют ее. В это же время в здании Син-Ра происходит кровавая резня; выжившие утверждают, что убийцей был Сефирот, легендарный Солдат, уже пять лет считающийся погибшим. Клауд рассказывает братьям по оружию историю о том, как он служил вместе с Сефиротом. Пять лет назад они по заданию корпорации посетили реактор в Нибельхейме, родном городе Клауда, где Сефирот узнал подробности своего происхождения. Оказывается, он был искусственно выращен с помощью клеток Дженовы – ископаемого организма, наделенного феноменальными способностями. Узнав это, Сефирот сошел с ума и, спалив Нибельхейм, отправился в реактор к своей «маме», намереваясь вместе с ней захватить власть над миром, который, как он считал, принадлежит их «семейству» по праву (Сефирот ошибочно почитал Дженову представительницей расы Древних). Клауд же, по его словам, сразился с ним в нибельхеймском реакторе – исхода битвы он не помнит, но Сефирота с тех пор никто не видел. Согласившись с Клаудом, что безумец представляет угрозу для планеты, компания преследует последнего до храма Древних. Там укрыта Черная материя, позволяющая вызвать Метеор и погубить мир, что и вознамерился сделать Сефирот, рассчитывающий, что в этом случае ему достанется вся Мако-энергия. Наши герои ухитряются первыми добраться до этой материи, но Сефирот, подчинив волю Клауда, заставляет того отдать опаснейший артефакт. Айрис покидает команду, пытаясь в одиночку помешать безумцу. Догнать ее удается уже лишь в заброшенном городе Древних – но, увы, слишком поздно, чтобы спасти от меча Сефирота. Смирившись с потерей, Клауд отправляется к Северному Кратеру, где выясняется, что все это время команда героев преследовала не Сефирота, а воплощенную в нем Дженову. Настоящий же Сефирот все это время находился в кратере. Он беседует с Клаудом, доказывая, что воспоминания последнего ложны. Клауд ищет поддержки у Тифы, но не находит. В итоге черная материя остается в руках Сефирота, и он вызывает губительный Метеор. Клауд же переживает тяжелую травму в связи с Мако-отравлением. После землетрясения Тифа и Клауд оказываются в Мако вместе, и девушка выясняет в подсоздании Клауда, как же все было на самом деле. Так, он никогда не был Солдатом, его воспоминания действительно ложны, ведь пять лет назад в Нибельхейм с Сефиротом приехал Солдат по имени Зак. Клауд тоже был там, но скрывал свое лицо под маской рядового, стыдясь показаться на глаза Тифе. Дуэль в реакторе Зак проиграл, но подоспевший Клауд нечеловеческим усилием одолел Сефирота, сбросив его и Дженову в пропасть. Так Сефирот и попал в поток Мако, принесший его в кратер. Над Заком и Клаудом четыре года проводились эксперименты: их облучали Мако, им прививали клетки Дженовы. Сильный Зак пережил эти испытания и в итоге бежал вместе с другом. Слабый Клауд потерял рассудок, приняв рассказы болтливого Зака за свои собственные воспоминания. На подъезде к Мидгару беглецов настигла армия Син-Ра; Зак был расстрелян, а Клауд – оставлен без внимания как не представляющий опасности. Знаменитый меч Зака сменил хозяина. Когда Клауд возвращает себе эти воспоминания, Дженова больше не имеет над ним власти. Компания отправляется в кратер, побеждает Дженову и Сефирота; с Метеором же расправляется сама планета.
Зак отдыхает на пляже. Вдруг из воды выпрыгивают Генезисы-водолазы! А он как схватит пляжный зонтик и давай их дубасить! Да, разработчики издеваются.Фанатка Сефирота устраивает Заку допрос. Одно непонятно – откуда ей знать об атаке, которую Сефирот разучит лишь через пять лет?
Однако ожидаемой сюжетной линией про Зака и его друзей в Crisis Core дело не ограничилось. Главная роль отведена Солдату-ренегату Генезису (тому самому G из Dirge of Cerberus, которого «играет» известный японский певец Камуи Гакт). Его история настолько же невнятна, насколько претенциозна. Персонажи поступают нелогично, мотивации меняют одну на другую словно перчатки, да еще и сверх меры напыщенны. Цитаты из пьесы Loveless (упоминавшейся в FF VII, но здесь принявшей совсем иной оттенок) составляют добрую половину словарного запаса самого Генезиса. Иначе говоря, все, что в Crisis Core не связано напрямую с FF VII, – преступление против здравого смысла.
И с геймплеем тоже беда. Боевая система напоминает «отредактированную» Kingdom Hearts – с отключенными прыжками, без возможности вращать камеру в бою и, самое главное, без Reaction-команд. Круглая арена небольших размеров, ограниченная невидимыми стенками; на ней – Зак и несколько монстров. Кнопка «квадрат» – кувырок в сторону, основное средство защиты; «треугольник» – блок, выручающий тогда, когда выпада не избежать. «Крестик» – атака. Цель вручную выбирать нельзя; Зак побежит к тому монстру, на которого смотрит в данный момент, и ударит его. Из-за этого могут возникнуть проблемы с выбором мишеней, ведь развернуться в сторону нужного врага и убедиться, что на нем появился курсор, – не то же самое, что быстро выбрать этого самого врага самостоятельно. Да и атака у Зака всего одна, это комбо из нескольких ударов мы будем лицезреть на протяжении всей игры. А ведь благодаря Reaction-командам бои в уже упомянутой Kingdom Hearts 2 выглядели просто потрясающе – почти как в «Детях пришествия». А теперь мы отчего-то вновь наблюдаем однообразное размахивание мечом.
Есть, конечно, и другие типы атак, но для их использования нужно раздобыть и экипировать соответствующие материи да тратить очки АР каждый раз – то есть, они уравнены в правах с магией. Материй, надо сказать, действительно много, но вот полезны из них считанные единицы. Гравитация, снимающая четверть или половину НР врага. Лечение. Барьер, уменьшающий получаемые Заком повреждения. Наконец, неприлично мощный удар кулаком, ближе к концу игры заменяющий атаку мечом. Все остальное – мишура, без которой можно спокойно обойтись.
Голоса
Голоса большинству героев Crisis Core подарили те же люди, что озвучивали и «Детей пришествия» с Dirge of Cerberus. Клауд, Тифа, Рено, Руд, Цон, Ходзё, Сефирот и сам Зак сохранили своих прежних сэйю. Партию Сиссней исполняет Кэрри Сэведж (Ширли из Tales of Legendia и Лион из Suikoden V), Анджила – Джош Гилман (Делакруа из Chaos Legion), Лазарда – Стефан Маркс, до этого удостаивавшийся лишь ролей третьего плана. Айрис получила новую актрису озвучки – Андреа Бауэн. А вместо Камуи Гакта роль Генезиса исполняет новичок Оливер Квинн. И, наконец, капелька иронии: как вы, возможно, помните, сценарий Dirge of Cerberus (который мы не преминули похвалить за удачное развитие идей оригинала) писал вовсе не Кадзусиге Нодзима, сценарист Final Fantasy VII. Зато авторство переполненной невнятного пафоса Crisis Core принадлежит именно ему.
«Противосолдатский взгляд». Разработчики издеваются?Мини-игра: разрезать ракеты мечом. Кто это только выдумывал?
Впрочем, все это скорее относится к играющим на уровне сложности Hard. На Normal Crisis Core проходится с помощью монотонной долбежки по кнопке атаки и эпизодического лечения; вся система комбинирования материй, позволяющая получить доступ к новым навыкам и прокачать характеристики Зака, оказывается совершенно ненужной. Но не в том случае, если вы решите проходить необязательные миссии.
Да вот придумать, почему вы можете захотеть их пройти, мы не в силах. Да, к каждой из них прикручено (скорее «притянуто за уши») некое подобие сюжета. Но в нем нет ничего ценного. Даже миссии, напрямую связанные с FF VII (война с Вутаем, начало карьеры Юффи как охотницы за материями), выполнены настолько плохо, что впору разрыдаться. Геймплей же там заключается в поисках босса с последующим его убиением. Во всех трех сотнях миссий. Трех. Сотнях! Декораций на все эти миссии – меньше десятка. Ненужные битвы по пути к боссам – на каждом шагу. Насколько это все нудно – описанию не поддается. Некоторые апологеты Crisis Core пытаются апеллировать к портативности PSP, отмечая, что миссии идеально подходят для пятиминутных разминок в транспорте – но с тем же успехом можно закрыть глаза и считать овец. Толку ровно столько же.
И, к слову, о битвах. В Crisis Core они происходят не по стандартной схеме «одна через несколько шагов». Ведь, как уже говорилось раньше, они требуют «арены» определенного размера, которая в узких коридорах, например, не поместится. Так что в этих самых коридорах битв не будет, хоть тресни – зато на каждой развилке, каждом повороте, каждой более-менее широкой площадке нас гарантированно ждет компания монстров. Причем бой активируется всякий раз, когда герой ступает на эту самую невидимую «арену». Представьте себе ситуацию: Зак идет к сундуку. По пути – бой. После боя он делает шажок не в ту сторону – сдвигается буквально на пиксель – и, сделав затем шаг назад, вновь, спустя секунду, попадает на эту же «арену», где его опять ждут эти же враги. И по дороге назад от сундука – снова. Жуть? Формально недостатка в разнообразных монстрах нет, но по сюжету практически всегда приходится сражаться с людьми – или с солдатами Вутая, или с клонами Генезиса. Приедается.
COMPILATION OF FINAL FANTASY VII: Знаете ли вы что…
В 2002 году Visual Works (компания, создававшая знаменитые ролики для Squaresoft) использовала Final Fantasy VII как основу для презентации. Проект разрастался, вскоре на его орбиту попали разработчики FF VII, а в конце концов он превратился в полноценный фильм-продолжение именитой RPG. Изначально «Дети пришествия» предполагалось уместить в 20 минут, затем – в час. Выход фильма все откладывался, и, когда он таки увидел свет в Японии 14 сентября 2005 года, его продолжительность составляла уже 101 минуту. Advent Children был тепло встречен критиками и фанатами. DVD-версия разошлась по миру тиражом в 2.5 млн копий; дополненное Blu-Ray издание ожидается в этом году.
Хотя «Дети пришествия» считаются первым проектом «Компиляции», начальный эпизод игры Before Crisis: Final Fantasy VII появился на японских мобильных телефонах еще до премьеры фильма. Всего в 2005-2006 годах было выпущено 24 «основных» эпизода Before Crisis, в которых рассказывалась история Турков от окончания войны с Вутаем до начала событий FF VII. Время от времени появляются и «дополнительные» эпизоды; выход последнего из них (посвященного Рено) как раз совпал с премьерой Crisis Core. В нем известные события показаны с точки зрения Турков. Увы, но Square Enix до сих пор не озвучила никаких планов по переводу Before Crisis на английский язык.
Тецуя Номура предполагал, что на АС (Advent Children) и ВС (Before Crisis) «Компиляция» и завершится, но у продюсера Ёсиноре Китасе были куда более далекоидущие планы. Так, задолго до появления CC (Crisis Core), в конце 2006 года, увидел свет проект DC (шутер Dirge of Cerberus: Final Fantasy VII и его мобильный отпрыск Lost Episode), о котором мы поведали вам в «СИ» №220.
Хадзиме Табата отметил, что и припозднившаяся Crisis Core – не последняя часть «Компиляции». Это и неудивительно, ведь Ёити Вада, президент Square Enix, считает, что сериалу по мотивам Final Fantasy VII следует пожить до самой двадцатой годовщины оригинала. Ждем анонсов?
Как и в оригинальной FF VII, Клауд скидывает Сефирота в пропасть. OVA Last Order, где Сефирот спрыгивал сам, теперь можно уверенно считать неканоничной.Что-то тут на одного однокрылого психопата больше положенного. Прочь из моего Нибельхейма, Камуи Гакт!
А еще Crisis Core переполнена никчемными мини-играми, заданиями в духе «апорт!» и прочей мишурой, разжижающей и без того не лучший геймплей. Здешняя «стелсовая» мини-игра вообще бьет все рекорды неуместности: то, что было в Fahrenheit, по сравнению с ней – настоящий Splinter Cell. Авторам Crisis Core есть чему поучиться у оригинальной FF VII, в которой мини-игры были выполнены куда лучше.
И даже несмотря на эти ухищрения, Crisis Core отнимет лишь дюжину часов. Это, наверное, и к лучшему – однообразные бои не успеют надоесть. Если же вы возьметесь за миссии, от чего мы вас так старательно отговариваем, то продолжительность игры возрастет раза так в четыре. Но в той же пропорции уменьшится и удовольствие, которое от Crisis Core можно получить.
Упоминание о самой неудачной идее игры мы оставили напоследок. Как вы можете видеть на скриншотах, в левом верхнем углу экрана постоянно крутится рулетка. Зовется она DMW, и от нее в Crisis Core зависит… да практически все. Сложились в ряд три единички в бою? Получите неуязвимость! Три одинаковых портрета персонажей? Активируется Limit-умение. Или summon-монстр прилетает – если его портретики внезапно заменили лица героев. Когда выпадают два одинаковых лица, игра приостанавливается, и начинается так называемая фаза модуляции – и вот только если в этой фазе случай предоставит три «семерки», Зак получит уровень. Только так. Говорят, что в игре есть невидимый счетчик опыта, который форсирует выпадение этих «777», но на деле все выходит иначе: можно заработать три уровня за пять минут, потом перезагрузиться с последнего сэйва и не получить ни одного на протяжении полутора часов при тех же условиях. Прокачка материи проходит так же: в фазе модуляции должны оказаться одинаковые цифры, соответствующие номеру нужной материи в экипировке Зака. Иными словами, вы имеете все шансы часами пилить сложнейших монстров и не прокачаться вовсе. А можно прийти к боссу, случайно получить неуязвимость и призвать какого-нибудь Одина в придачу – просто так, по щучьему веленью. От желаний и действий самого игрока не зависит ничего.
Ужасно милый сюрприз, конечно, – когда рулетка бьет самого Зака.Та самая сценка. Мурашки по коже.
Что же мы получаем в итоге? Красивый, зрелищный блокбастер. Боевую систему, достаточно доступную, все же излишне полагающуюся на случай. Скучный и однообразный геймплей. Сюжет, трогающий за живое поклонников FF VII, и в то же время дописывающий свою историю, похвалить которую никак не получается. Самое страшное, конечно, вот в чем: если в будущем нас ждет римейк всенародно любимой Final Fantasy VII, его сценарий почти наверняка перепишут в соответствии с новыми линиями, появившимися в Criris Core и еще менее щепетильной Before Crisis. И тогда возникнет законный вопрос: а нужна ли она была, эта «Компиляция»?
Мнение экспертов Денис «Spaceman» Никишин - Портрет потенциального покупателя игры: старая фанатка FF VII (а в особенности Сефирота), зачитывающаяся додзинси о мужской крепкой дружбе и просиживающая дни и ночи в залах игровых автоматов «патинко». К сожалению, я не подхожу ни по одному из этих пунктов. Хотя, конечно, на PSP у игры конкурентов нет. 6.0
Евгений Закиров - Необязательно был фанатом FF VII, чтобы восхищаться СС. Тем не менее, именно для них, для людей, с лупой изучавших прохождение FF VII в «Великом Dраконе», она окажется лучшим на земле подарком. Красочная, доступная, со всеми полюбившимися героями. Ну а переделанный на современный лад саундтрек компенсируется Гактом. 9.5
Наталья Одинцова - Поклонникам FF VII категорически рекомендуется: смотреть на очеловечившегося Сефирота, перечитывать радостные письма от соратников Зака накануне поездки в Нибельхейм и сопереживать роману главного героя с цветочницей Айрис. Геймплей отчаянно прост, сто с лишним побочных миссий надоедают на первой двадцатке. 7.5
Сергей Цилюрик - Наверное, не стоило проходить все триста миссий. Изначально впечатление было вполне себе на «восьмерку», но чем больше играл, тем меньше Crisis Core нравилась. Сейчас даже думать о том, чтобы вернуться к ней, больно. И это притом, что я прошел FFVII добрых 22 раза и всегда готов к 23-й экспедиции. 6.0
Одна из миссий ставит Зака против тысячи солдат. Как можно после ее прохождения поверить в концовку игры?!
1514 Прочтений • [Обзор игры Crisis Core: Final Fantasy VII] [11.04.2012] [Комментариев: 0]