Если бы Ace Combat: Joint Assault сделали по лекалам предыдущего выпуска, но доработали графику, то этого оказалось бы достаточно. Однако в Project Aces решили поступить иначе.
Несколько десятков реально существующих самолетов, наши дни, современная геополитика – такое описание новой части Ace Combat для PSP, вроде бы, должно насторожить. Однако – нет, не получается. По большому счету, какая вообще разница, происходят ли действия в наше время или в какой-нибудь альтернативной реальности? Авиасимулятор (это, впрочем, весьма лестное обозначение, но к нему привыкли) от Namco Bandai предлагает опустить такие детали, сосредоточившись на интересной истории, на конкретных проблемах каждого из пилотов. И все это в рамках уникальной концепции. Она, с одной стороны, считай что и не менялась никогда. И это хорошо, ведь любой геймер, глядя на скриншоты, сможет без труда отличить представителя сериала, скажем, от Tom Clancy’s H.A.W.X. Но если копнуть глубже, то выяснится, что на пути своего развития Ace Combat переделывался порой самым непредсказуемым образом, и разработчики добавляли в каждый новый выпуск ровно столько новых идей, сколько вычищали в процессе создания. И главное требование при этом – быть впереди планеты всей, следить за модными тенденциями, ни в коем случае не отставать, напротив – опережать, обходить конкурентов по всем показателям. Честно говоря, не так уж много на PSP авиасимуляторов, способных посостязаться с AC. Но это негласное правило по какой-то причине распространяется и на портативные версии. Что в какой-то степени даже правильно. Хуже точно не будет! Joint Assault начинается с учений: за несколько минут до появления первых противников игрока обучают пилотированию новейших самолетов, чтобы потом сразу же привлечь новоиспеченного героя к ответственному делу – защите мирного населения от атак террористической организации Valahia. Причем атаки эти неоправданно дерзкие. Буквально в первой же миссии придется сражаться с «летающей крепостью» – огромным черным авиационным недоразумением, несущим разрушительную мощь и реальную угрозу для всего, что умеет летать. Из Японии действие переместится в Египет, оттуда, через Турцию, в Англию, а там окажется, что базы террористов можно найти по всему земному шару.
Примечательно, что первые несколько миссий игрок спокойно сбивает самолеты противника над Токио и те, вроде бы, падают на жилые дома и никому до этого дела нет. Но как только в небе появляется босс, сразу же возникает требование добить его где-нибудь над водой. А то мало ли, люди пострадают.По традиции, в брифинге обычно говорят, какие цели будут на следующем задании – наземные, воздушные и т.д. Разведка, впрочем, чаще все же обманывает и забывает рассказать про некоторые из них.
В отличие от, например, шестой части, повествование здесь не перегружено тоскливыми сюжетными роликами, хотя они тоже есть. Большую часть информации игрок получает непосредственно во время операции, прослушивая переговоры союзников и противников. Кроме того, миссии разделены на несколько фаз (фактически, чек-пойнтов), что позволяет в рамках одного задания показать сразу несколько сюжетных ходов. Следишь за развитием событий непроизвольно: вроде бы и рад не обращать внимания на бесконечную болтовню людей со смешными фамилиями, а в то же время интересно, что будет дальше и почему, например, вчерашние друзья сегодня переметнулись в стан врага. Развязка, к сожалению, раскрывается слишком рано, но тогда уже вступает в силу характерный сериалу азарт, и сюжет на некоторое время отступает на второй план – хочется просто привести в порядок ангар и полетать в свое удовольствие, а кто там главный злодей и почему ему на месте не сидится, представляется вопросом десятым.
Летать, конечно, придется много. Миссии нельзя назвать продолжительными, зато они очень разнообразные и все время приходится выбирать, на какое задание целесообразно отправиться именно сейчас, и с какой стороны зайти – например, с моря или с гор. Сделать шаг назад и переиграть сценарий нельзя, поэтому надо всегда трезво оценивать ситуацию. За раз может быть предложено три операции, но выполнить полагается только одну, и именно от неё зависит то, как будут развиваться события в дальнейшем. Время от времени, кстати, надо будет выбирать, скажем, пойти по сложному пути, но быстрому, или по легкому, но отнимающему значительно больше времени. Например, надо уничтожить базу противника, которая является центром их информационной сети. Это можно сделать на раз-два, сев в самолет и долетев до нужной точки, вот только действовать придется буквально на ощупь – сильные помехи воспрепятствуют использованию автоматического наведения на наземные цели. От помех можно избавиться, если уничтожить электростанции в другой миссии, но и это потребует некоторых усилий и знания дела.
Играть с видом от третьего лица значительно проще, чем наблюдая за происходящим из кабины пилота.
В Ace Combat: Joint Assault нашлось место не только актуальной авиации, но и винтажной – F6F-5 Hellcat и A6M Zero. Использовать их могут и злодеи (Valahia), и блюстители порядка (Martinez Security).
О каком же «пути перемен» шла речь во вступлении? Дело в том, что кампания здесь, по сути, рассчитана на мультиплеер. Отдельно взятые операции игроки могут (вернее, должны – без этого условия миссии выглядят скучно) выполнить, разделившись на две команды. Причем летают команды на разных локациях, но все равно вынуждены опираться на взаимовыручку. Пока одни не разбомбят базу где-то в горах, другие не смогут сопроводить вертолет до безопасного места. Пример простой, зато наглядный, да и в брифинге именно так примитивно все и объясняется. Наверное, кооперативный режим можно было бы расширить, чтобы в каждой миссии было несколько таких сценариев, но за неимением альтернативы приходится ограничиваться тем, что есть. И это даже неплохо, ведь те люди, которым в силу разных обстоятельств никак не удается собраться вместе с друзьями и пройти пару эпизодов, сидя на одном диване, получат хороший выпуск известного сериала с сильным однопользовательским режимом в том числе.
К сожалению, воздушные сражения на PSP не производят нужного впечатления. Графика слишком простая, сразу заметно, что не хватает деталей, красивых спецэффектов. Картинка сильно преображается, когда меняются, например, погодные условия, но этого все же недостаточно для того, чтобы удивить. Впрочем, назвать визуальную часть совсем уж непривлекательной тоже нельзя. Модели самолетов выполнены на достойном уровне, ландшафты, в целом, пристойные. Просто Ace Combat любят, в том числе, и за идеальную, непревзойденную, совершенную графику, а Joint Assault этому требованию не отвечает.
На запчасти!
По мере выполнения миссий игроку начисляют денежные средства, которые он может тратить на покупку новых самолетов, более мощных ракет, а также разного рода улучшений – новой обшивки, двигателей, в общем, интересных деталей. Тюнинг неглубокий и поначалу даже кажется, что нет смысла долго сидеть в ангаре и корпеть над самолетом мечты, а достаточно просто покупать новые. Это совсем не так. Во-первых, новые самолеты стоят больших денег, а финансирование напрямую зависит от того, насколько успешно пилот справился с заданием. Следовательно, надо немного вкладывать в каждую операцию, меняя что-то в самолете – да хоть то же оружие. Тогда справиться с боевой задачей будет проще, да и денег побольше дадут.