Чтобы разобраться в сложностях сюжета Yakuza 4, необязательно проходить все предыдущие выпуски. Залог удачного приключения – терпимость к японской культуре.
Любой, кто хоть раз бывал в Токио, сразу узнает эту картину. Такие улочки – узкие, как будто стиснутые домами в лоскутном одеянии из рекламных вывесок – есть в Икебукуро и на Синдзюку. Такие автоматы с водой стоят везде – рядом со статуей пса Хатико на Сибуе и даже на чопорной Гиндзе, где куда ни глянь – везде бутики (и, неожиданно, музей полиции). В таких магазинчиках можно купить растворимый мисо-суп, вынырнув из метро поблизости от парка Уэно, а такие заведения с пачинко-автоматами понатыканы буквально везде. И именно такие люди снуют вокруг – от школьниц в свитерках и клетчатых юбках до служащих, застегнутых на все пуговицы. «Камуротё весьма похорошел с 2005 года!» – замечает один из встреченных в Yakuza 4 NPC. И он совершенно прав: квартал, который уже в который раз становится подмостками для криминальной драмы из жизни японских мафиози, еще никогда не выглядел настолько убедительно.
Точно воспроизводить знакомые японцам реалии – один из главных принципов сериала. Здесь с самого начала можно было увидеть, например, взаправдашние супермаркеты сети Don Quijote или попробовать баночный кофе марки Boss. Теперь же к брендам добавилась улучшившаяся графика – идешь к Millenium Tower, где в финале первой Yakuza прогремел взрыв, оставивший клан Тодзё без десяти миллионов иен, и ощущаешь себя самым настоящим туристом – настолько правдоподобно смотрятся декорации. Конечно, графические курьезы случаются, как и в любой другой игре-«песочнице». Выскакивают, скажем, из какой-нибудь подворотни суровые японские гопники с извечным вопросом «кошелек или жизнь». Окружающие NPC делятся на испуганных горожан (которые убегают) и любопытных зевак (которые подбираются поближе, чтоб и на драку поглазеть, и арену огородить), и тут-то замечаешь, как прочь от героя стремительно удаляются две студенточки, похожие друг на друга как две капли воды (к чести разработчиков нужно отметить, что разных типажей среди виртуального населения все же довольно много). Или вот еще – девушка-NPC, cадясь на скамейку, «застревает» в ней. Или герой подходит к лежащему бомжу – и проходит сквозь его ноги. Опять же, для sandbox-геймплея – ничего сверхужасающего, такие мелочи воспринимаешь именно как забавные курьезы, а не как серьезный недостаток.
Залитые дождем мостовые переданы так правдоподобно, что остается только любоваться (не слишком задумываясь, почему капли воды никогда не попадают на геройские штаны).А вот и зрелищное добивание. Каждый герой выполняет их по-разному, и это сильно разнообразит рядовые поединки.
Вторая «фишка» Yakuza – вовсе не зрелищные драки с непременным впечатыванием вражеских морд в асфальт и перекраиванием челюстей без наркоза (об этом – чуть позже). Если уж ключевые герои встречаются, то каждый такой эпизод непременно превращается в противостояние характеров. Неважно, идет ли речь о встрече ростовщика с перспективной клиенткой, сходке в штаб-квартире мелкого клана якудза или беседе заключенных – диалоги всякий раз преподносятся так, чтобы было очевидно: важно не только, кто и что говорит, но также как он это делает. Многозначительные паузы, акцент на лицевой анимации (весьма, надо сказать, впечатляющей), отличная игра актеров озвучки (оригинальную японскую дорожку оставили нетронутой) – все как в каком-нибудь телесериале на ту же тему. Побочный эффект – неторопливость повествования сперва может ошарашить. Сидишь и ерзаешь, когда же наконец все наговорятся и начнется нормальное действо, а не только скудные пайки-перебивки в виде диалогов, в которых требуется листать реплики нажатием кнопки. Но так уж в Yakuza повелось: с тех самых пор, как продюсер Тосихиро Нагоси занялся первым выпуском. Как он не устает напоминать, жестоких драк в cериале хватает, однако главное – не шокировать зрителя видом кровищи, а показать человеческие взаимоотношения, дать персонажам раскрыться как личностям. Важный момент – никаких реверансов в сторону заокеанских геймеров не делается, и фраза о различии западного и восточного менталитетов не раз и не два приходит в голову, пока наблюдаешь за внутриклановыми переговорами. Вместе с тем, чтобы играть в Yakuza 4, не требуется быть экспертом по Японии – достаточно просто не воспринимать японскую культуру в штыки. Например, сцена с бельевым вором сама по себе выглядит комичной, а рекомендации незадачливой хостесс не предполагают ничего такого, что нельзя было бы посоветовать обычной девушке (скажем, запомнить, какое блюдо нравится поклоннику, если важно поддержать отношения).
Сомневаться в том, что мир и сюжет в Yakuza 4 – главное, не приходится. Даже идея предложить геймерам последовательно играть за четверых персонажей, кажется, была претворена в жизнь именно потому, что так удобнее. Удобнее дать большему количеству действующих лиц проявить себя (как-никак, характер Кадзумы Кирюи, звезды предыдущих выпусков, уже давно понятен), удобнее показать все, что происходит в Камуротё – и в полицейских участках, и в заброшенных бункерах, где приютились бомжи. При этом создатели постарались, чтобы каждый герой разжился не только характерным набором боевых приемов, но и посвятил себя какому-то делу, свойственному лишь ему. Опциональное задание Сюна Акиямы, нестандартного ростовщика и по совместительству владельца хост-клуба, – тренировать неотесанных девиц, чтобы превратить их в изысканных и высокооплачиваемых собеседниц. Тайга Саэдзима, бывший заключенный, в свободное от основного квеста время натаскивает бойцов. Кадзума Кирюи разбирается с уличными бандами, полицейский Танимура подключен к служебному радиоканалу и может лично заняться всеми теми происшествиями, о которых рапортуют коллеги. Одна печаль – если герой не нравится как боец (например, меня раздражает медленный Саэдзима), от него не удастся избавиться: сюжет требует уделить время каждому из четверки. А еще лично меня очень покоробил переход от истории Акиямы к истории Тайги: играешь себе спокойно в «песочницу», тренируешь хостесс, бегаешь с телефоном по городу, фотографируя примечательные события из жизни соотечественников (ту же эскападу бельевого вора), и тут на тебе. Никакого открытого мира, только тюрьма и абсолютно линейное, без шага в сторону, прохождение на ближайшие полтора часа. Потом, разумеется, за руку вести перестают, но вынужденное затишье – как эдакое напоминание: мол, можно и в аркадных уфокетчерах игрушки вытаскивать, и побочные миссии делать, однако приоритет в Yakuza получает сюжет.
Дешевые сетевые забегаловки – лишнее свидетельство того, насколько правдиво в Yakuza 4 воспроизведен токийский быт. Они выглядят именно так!В сериале Yakuza подбирать предметы и пускать их в ход против врагов – добрая традиция.
В Yakuza 4 найдется место всему: и кровавым дракам, и парящим в воздухе лифчикам.На радость фэнам цензоры в этот раз не подняли руку на хост-клубы.
Бои – отдельная история. Хотя персонажи могут совершенствоваться, покупая новые навыки, схватку в Yakuza 4 с файтингом не сравнишь. Собственно, если бы кроме мордобоя здесь ничего не было, игра бы нагоняла тоску. Рядовые враги слишком беспомощны, боссы воспринимаются скучными читерами (знают одну-две схемы нападения и маниакально сидят в обороне). Одна радость в бесчисленных поединках: входишь в боевой раж, десяток раз заехав какому-нибудь гопнику по уху, подтащишь неприятеля, скажем, к стене – тут-то и загорится иконка-сигнал «нажми кнопку и произойдет fatality». Есть «фаталити», учитывающие, что находится у героя в руках – рекламный щит или, скажем, бутафорская голова-маска. Итоговое зрелище стоит того, чтобы экспериментировать с подручным оружием и таскать врагов по арене – улучшив графику, создатели сделали все подобные сцены еще более впечатляющими. Обычные хулиганы после драки еще и оделяют победителя каким-нибудь призом: деньгами или энергетическим коктейлем. Yakuza 4 наверняка понравится не всем: слишком нетороплив здесь ритм повествования, слишком изобильны диалоги и слишком специфичен мир (учить хостесс наносить макияж – в каком еще серьезном экшне такое произойдет?). Американский быт в GTA не кажется чем-то чужеродным, зарисовки из Камуротё – как привет с другой планеты. Но чем меньше отторжения вызывает у вас современная Япония, тем больше шансов увлечься похождениями четырех героев и провести не один десяток часов, пытаясь разобраться в сюжетных перипетиях или выполняя всевозможные мини-квесты – от погони за уникальными кадрами до копания туннелей.
1805 Прочтений • [Обзор игры Yakuza 4] [11.04.2012] [Комментариев: 0]