Настоящие самураи едва ли могли сохраняться на любой локации, класть деньги в сейф и забирать их в следующей жизни, не помогали бабушкам искать нижнее белье и уж точно не рубили большую рыбину катанами. А здесь самураи могут все!
Если начать с главного, то Way of the Samurai 3 – одна из самых интересных, увлекательных и необычных игр на консолях нынешнего поколения. Здесь нет ни сносной графики (попросту говоря, графика здесь недалеко ушла от PS2), ни мультиплеера, ни, наконец, даже полностью озвученных диалогов. Но если вы, невзирая на все эти приметы времени, все же сядете за прохождение, то ни один из названных недостатков не напомнит о себе. Напротив, вы пройдете игру десять раз и захотите повторить – просто потому, что здесь предусмотрено более двадцати вариантов развития событий и ровно двадцать две возможные концовки. Но даже когда все варианты будут исчерпаны, игра не не перестанет удивлять, и вам обязательно найдется, чем заняться.
Это – что касается самого важного. Однако необходимо разобрать систему по частям, чтобы понять, почему столь, казалось бы, типичный некрасивый боевик от третьего лица удостоился такой похвалы.
Не следует доверять женщине. Она строит свои планы на будущее, и главный герой в них никак не вписывается.Чтобы раскрыть все тайны, придется пройти игру очень много раз и запомнить очень много деталей сюжета. На этом скриншоте – труднодостижимое «правильное» развитие событий.
Самурай старой закалки
Way of the Samurai 3 – это продуманная до мельчайших деталей система событий, происходящих в одном из регионов феодальной Японии. Грубо говоря, это десять дней из жизни самурая, за которые он может либо вмешаться в дела мирных жителей, либо стать на сторону одного из воющих кланов, либо просто всех перебить и уехать до того, как подоспеет армия Нобунаги. При этом необходимо заметить, что «дни» – это не какие-то там «уровни», «главы» и так далее в том же духе. Нет, день, а вернее сутки – это двадцать четыре игровых часа. В пересчете на реальное время – двадцать четыре минуты. Что может сделать самурай за сутки? Да что игрок пожелает, то и сделает!
Регион состоит из нескольких больших локаций: деревни, города, поля битвы с разбросанными по нему трупами убитых воинов, двух замков и т.д. На самом деле, локаций не очень много, и от однообразия спасает только смена времени суток (утром и ночью по улицам гуляют разные NPC), а также система «или-или»: события будут развиваться в зависимости от того, куда направит стопы главный герой. Встанет утром и пойдет в город – встретит госпожу на мосту, проснется чуть попозже и решит прогуляться вдоль поля брани – застанет молитву военачальника одного из замков, пойдет по дороге и заглянет в храм – встретит таинственного человека, отчего-то говорящего исключительно какими-то загадками. Успеть побывать везде не получится, можно даже и не пытаться. Другое дело, что за свою судьбу самурай сам в ответе, и если он вдруг решит, что избрал неверный путь и служит не тем людям, всегда можно попытаться все исправить. Как? Опять же, как будет угодно игроку: просто завербовавшись в другом замке, порубив кого-нибудь из главарей или вступив в сговор с той знатной дамой из середины абзаца.
Каждый NPC уникален. Зарубили кузнеца – все, больше мечи ковать некому. Можно, кстати, поубивать вообще всех местных жителей и даже получить за это трофей.Возможность надевать до ста килограммов различных аксессуаров (афро, например, весит 20 кг) делает прохождение еще более интересным. И очень смешным!
Однако на этом идея «нелинейности» себя не исчерпывает. Вспомните любой фильм про самураев, где во время напряженной сцены камера направлена на лицо главного героя и зритель пытается сообразить, что же он предпримет в следующий момент. Нападет на злодеев? Бросится просить прощения? Вмешается в разговор? Просто уйдет? За несколько секунд в голове рождается множество вариантов развития событий, но в следующий момент герой на экране уже приводит один из них в исполнение. Точно так же и здесь: игрок поступает так, как ему заблагорассудится, как ему подсказывает разум практически всегда, в каждой из таких предусмотренных разработчиками сцен. Нет сил терпеть то, как посланники клана Фудзимори оскорбляют бедняков? Кнопка «L1» – и вот герой обнажает клинок. Опасаетесь, как бы после учиненной вами расправы не пострадали жители деревни? В таком случае, следует поступить иначе, более разумно. «L2» – и самурай бросается на колени вымаливать прощения у посланников. А можно не делать ничего из предложенного, просто стоять и наблюдать. Ведь весьма вероятно, что все разрешится само собой.
***
Во время прохождения учитывается каждое действие героя. То, как он ведет себя с окружающими, сколько людей убил, перед кем забыл извиниться, какое решение принял в той или иной ситуации. Очень часто можно подумать, будто события прямо-таки вынуждают схватиться за меч и зарубить злодея или персонажа, кажущегося таковым. Но чтобы получить максимальный рейтинг и много Samurai Points, надо следовать вот какому правилу: никогда никого не убивать. Как? Очень просто: всех противников следует оглушать тыльной стороной меча. Иной раз лучше упасть на колени и извиниться, если понятно, что это именно герой толкнул прохожего так, что тот чуть не сорвался со скалы. Доставать из ножен меч следует в самых крайних случаях, когда это касается, например, прогуливающегося по ночам маньяка-убийцы – вот его лучше зарубить на месте. За это, может быть, даже скажут спасибо. А могут и не сказать, если подумают, что герой первым напал на безумца.
Герой может нанимать телохранителей. Причем некоторые захотят присягнуть бесплатно. С ними можно принимать участие в разных мини-играх и этим зарабатывать на хлеб, то есть, простите, на рис.У игрока всегда есть выбор. Даже во время первой встречи с главой клана, на службу которому он хочет поступить, можно «передумать»: достать катану и зарубить всех присутствующих.
Голову с плеч!
Примечательно еще вот что: в Way of the Samurai 3 проработана не только вариативность, но и боевая система. Герой может использовать множество разновидностей мечей, причем хорошее владение некоторыми из них открывает путь к сотне различных ударов. Нет желания использовать мечи? Всегда можно положиться на копья! Благодаря удобному управлению и сравнительно низкой сложности, поначалу игрок будет чувствовать себя чуть ли не богом войны в этом тесном виртуальном мирке. И только после первого прохождения станет ясно, что демонстрация физической силы игрой расценивается как жульничество. Во время подсчета статистики игроку припомнят все: сколько людей он убил, перед кем забыл извиниться, когда обманывал, когда воровал и не выполнял задания. Путь самурая, как подскажут перед финальными титрами, основан на справедливости, и если хочешь стать самураем на сто процентов (есть такой показатель) – будь честен прежде всего перед собой. К сожалению, понимаешь это лишь спустя прохождений пять. Зато потом уже невозможно удержаться от того, чтобы не попытаться превратить костюмированный боевик в приключенческую драму.
Мнение: Артём Шорохов
Подобные «игры в свободу» по-прежнему редкость. И дело здесь не только в сложности реализации, но и еще в двух тонких моментах. Во-первых, разработчику этой идеи требуется недюжинная смелость, дабы сохранить верный курс после осознания того, что обычный игрок не увидит и половины всех запланированных событий, не узнает всей истории. Именно по этой причине куда популярнее стандартная sandbox-структура, разделяющая игру на «сюжетные» (интересные и с роликами) и «побочные» (пресные и скучные) миссии. Во-вторых, и в качестве иллюстрации отлично подойдет Dead Rising, «обычные», привыкшие к установленному порядку прохождения геймеры, как правило, в штыки принимают саму идею непрерывного игрового времени; им претит даже мысль, что можно что-то «недоделать» или даже «пропустить». Как видно, обе причины взаимосвязаны, и вырваться из порочного круга возможно лишь на маленьком бюджете и большой фан-базе либо – замахнувшись на громкий блокбастер, призванный ломать устои привычного. А это очень большой риск.
2536 Прочтений • [Обзор игры Way of the Samurai 3] [11.04.2012] [Комментариев: 0]