Sega могла бы править всем жанром файтингов. Как, собственно, и правит в японских залах игровых автоматов, где Soul Calibur 3 и Tekken 5 считаются детскими забавами, Guilty Gear и King of Fighters заслужили чуть более серьезную репутацию развлечения для безумных отаку, и только Virtua Fighter стал больше чем игрой – стал религией. Надо побывать в прокуренных японских аркадах и заглянуть в глаза молодым людям, ссутулившимся у экранов, чтобы понять глубину их увлечения. Известный чемпион (их, как правило, все знают по именам) может просидеть за автоматом целый день забесплатно, раздавая новичкам виртуальные тумаки за их же деньги. В крупных залах висят расписания регулярных турниров, и время от времени Sega проводит общенациональные чемпионаты Kakutou Shinseiki с прямой трансляцией в Интернет и профессиональными комментариями. Сериал Virtua Fighter, за десятилетия отлаженный, отполированный, отточенный до такой степени, что конкурентам впору только локти кусать, остается сугубо японской забавой, популярной – безумно популярной! – в залах игровых автоматов. Складывается впечатление, что любовь владельцев консолей этому файтингу не очень-то и нужна: Sega-AM2 раз за разом выпускает на приставках прямые аркадные порты, совсем не адаптированные для других платформ. Без атмосферы клуба по интересам и возможности драться со случайными выскочками с округи игра теряет львиную долю очарования – какой смысл в чистом спорте, если не с кем соревноваться? Дома любят играть в Soul Calibur, Tekken или Dead or Alive, чтобы поглазеть на девчонок, поржать, хорошо провести время. Никто не играет в Virtua Fighter, чтобы хорошо провести время. В него играют, чтобы побеждать.
Virtua Fighter 5 для Xbox 360
Судьба неаркадных версий Virtua Fighter никогда не была простой. С первой по третью части игра была флагманом жанра на консолях самой Sega, четвертая серия стала эксклюзивом для PlayStation 2, пятая – одним из первых файтингов на PlayStation 3. Удивительно, однако, что в августе этого года VF5 также выйдет и на Xbox 360. Об этой версии нам пока ничего не сообщали, и неясно, собирается ли Sega как-то приспособить свой файтинг для онлайнового сервиса Xbox Live, добавлять опцию записи профилей на карты памяти или выпускать аркадные контроллеры для Xbox 360. Наша догадка: нет, не собирается.
Го Хиногами, впервые появившийся в Virtua Fighter 4: Evolution, как был похож на зомби, так и остался.В режиме тренировки даже раскладка клавиш изображена не как на геймпаде PS3, а как на контроллере игрового автомата.
Даже журналисты, и те, кажется, не понимают сути Virtua Fighter. Описывая ледяную глыбу над поверхностью воды, они упускают из виду удивительное аркадное прошлое и настоящее игры. Из всей англоязычной интернет-прессы, которая рассказывает об игре, в ней смыслят только 1up (благодаря личной страсти редактора Джеймса Милке) и Eurogamer (который традиционно разбирается во всем). Первый полноценный трехмерный файтинг, Virtua Fighter четырнадцать лет непрерывно развивался в одном направлении и с единственной целью: быть для знатоков жанра тем, чем StarCraft стала для любителей стратегий. Бои в Virtua Fighter напоминают шахматную партию со скоростью пять ходов в секунду. Немного разобравшись в игре, с восторгом смотришь запись выступления профессионалов: ты уже можешь понять, где виртуальный боец ловко выходит из броска, где рискует и выигрывает, где проводит финт вместо очередного удара, где делает шаг в сторону, предугадав замысел противника. В Virtua Fighter новичок никогда не победит игрока среднего уровня, а игрок среднего уровня никогда не возьмет верх над профи. Словно смеясь над поп-культурой, Virtua Fighter отрицает все, что мешает серьезному, правильному бою: здесь нет прыгающих грудей Dead or Alive 4, дешевеньких спецэффектов Tekken 5 или опрокидывающей баланс «кастомизации» Soul Calibur III. Аскетичный Virtua Fighter – это семнадцать человек со своими стилями боя, квадратная арена, приемы, взятые из реальной жизни, и равные шансы на победу. Пусть она достанется сильнейшему.
Прежде чем впадать в экстаз от графики с PS3, посмотрите на спрайтовые «лепестки» сакуры. Помнится, именно так выглядели деревья в Perfect Dark Zero.Пара часов в режиме Quest, и невыносимый Лион Рафаль превращается в Валерия Леонтьева!
Я знаю людей, для которых экран выбора персонажей становился последним, что они видели в игре. Здесь нет смазливых метросексуалов и соблазнительных девиц, только целеустремленные мужчины и женщины, каждый из которых олицетворяет школу действительно существующих боевых искусств. Лицо сериала, Акира Юки, практикует кунг-фу, направление хаккёку-кен. Студентка Аой знает айкидзюцу, рыбак Джеффри увлекается греческим рукопашным боем панкратионом, алкоголик Сюн довел до совершенства стиль пьяного мастера кунг-фу, монах Лей-Фей познал шаолиньские таинства рукопашного боя, гонщик Джеки перенял приемы у Брюса Ли. Девять из десяти атак в исполнении настоящих мастеров боевых искусств выглядят так же и приводят к тем же результатам, что и в игре. Повторить в жизни какой-то из знакомых приемов с экрана – заоблачно круто (и недаром такой эпизод используется в манге «Королевская битва» для описания характера Синдзи Мимуры). Стили придают героям индивидуальность гораздо лучше, чем разноцветные волосы или длиннющие биографии, и, познакомившись с игрой, вы очень скоро влюбитесь в одних и возненавидите других. В Virtua Fighter 5 к пятнадцати ветеранам присоединяются два новичка, о которых мы уже все уши прожужжали в новостях и превью. Эль Блейз, мексиканский реслер, из школы луча либре, на две головы ниже другого реслера сериала, здоровяка Вульфа. В поведении у них нет ничего общего: спокойный Вульф любит «вломить» – медлительно, но очень больно, а ловкий Эль Блейз вертится вокруг противника, проводя фантастические приемы и невероятно зрелищные, молниеносные броски. Китаянка Эйлин, знающая обезьянье кунг-фу, непредсказуемостью и глупыми повадками напоминает пьяного мастера Сюна, только выглядит несравненно симпатичнее и не пьет. Ее атаки с виду и ударами не назовешь – девчонка знай себе скачет по арене и машет кулачками-лапками. И, заметьте, к исходу третьего абзаца не сказано ни слова о сюжете. В Virtua Fighter нет сюжета. Он не для того. Он – чтобы драться.
СЕКРЕТ!
В Virtua Fighter нет секретов, которые позволили бы обхитрить игровую систему. Но полезно знать, что, например, третий костюм для любого персонажа открывается, когда вы в режиме Quest доводите его до первого дана. Четвертый костюм становится доступен, когда вы собираете первую порцию «драконьих шариков» – специальных оранжевых сфер, которые иногда даются за победы в матчах. Для тех же, кто хочет тряхнуть стариной, в игре, по традиции, есть замечательное «пасхальное яйцо»: зажмите «кружок» во время загрузки Virtua Fighter 5, и когда на белом экране возникнет синий логотип SEGA, голос за кадром, как встарь, пропоет «SEEEEGA».
Ушуист Лион демонстрирует приемы танланцюань. Унижение: весь матч ползая где-то на уровне коленок Вульфа, Лион умудряется победить гиганта.«Меганеко» - это не «мегакошка», а «девушка в очках» (шутка для изучающих японский).
Боевая система в пятой части претерпела изменения несущественные. Доведя ход драки почти до идеала еще в Virtua Fighter 4: Evolution, разработчики, не мудрствуя лукаво, не стали чинить то, что не сломалось. В пятой части акцент сделан на свободу перемещения по трехмерной арене – ведь во многих 3D-файтингах бой все равно часто идет в одной плоскости. В VF4 вы, предвидя прием врага, могли сделать шаг в сторону и оказаться сбоку незащищенного противника – такая уловка называлась Evade, «уклонением». В Virtua Fighter 5 это действие разбито на два. Старый Evade переименовали в Defensive Move, «защитное движение», и добавили его новую, более совершенную версию – Offensive Move, «атакующее движение». Используя Offensive Move, вы одновременно приближаетесь к сопернику и кружитесь вокруг него. Угадав, когда противник захочет напасть на вас, с помощью Offensive Move вы можете мгновенно оказаться не просто сбоку – за спиной врага. Для более умного трехмерного боя почти у всех героев появилась возможность при желании заканчивать некоторые комбо шагом в сторону, чтобы избежать мгновенной контратаки. Однако нельзя сказать, чтобы подобные хитрости как-то меняли рисунок геймплея. Среди профессионалов – другое дело. Эти суровые парни найдут сотни новых возможностей перехитрить друг друга, но на начальном и среднем уровне владения Virtua Fighter разница едва заметна. Прочие обновки индивидуальны для персонажей. Среди поклонников Virtua Fighter преобладают «однолюбы», хранящие верность однажды выбранному бойцу (это связано с тем, что карты памяти для игровых автоматов хранят данные только об одном персонаже, да и в совершенстве освоить хоть одного героя VF – титаническая задача), и, как любитель Джеки, я расскажу вот что: изменились многие сложные комбо, появились другие броски, тактическое отступление (с возможностью для нескольких обманок) теперь позволяет отойти от врага не на пол-арены, а в лучшем случае на треть, убран совершенно бесполезный удар двумя ногами в лицо из положения лежа. Словом – набор приятных мелочей и ничего особенного.
Раньше доступ к турниру открывался, когда вы выполняли определенное условие. Теперь вам время от времени приходят приглашения на состязания.Большие круглые черные очки в этом сезоне – последний писк моды. Вся Москва ходит в них и не догадывается, что зеркальные стекла делают их круче ровно в два раза.
Игровые автоматы Virtua Fighter построены на современной платформе Sega Lindbergh. Разработчики долго рассказывали сказки про то, как непросто будет перенести такой уникальный файтинг на другие платформы, и ведь поди ж ты – Virtua Fighter 5 на PlayStation 3 держит марку, выдает строго 60 кадров в секунду и очень неплохую графику. Игра работает только в разрешении 720p, показывает широкоформатную картинку и поддерживает звук в формате 5.1 Dolby Digital. И хотя персонажи и многие их костюмы выглядят и в самом деле потрясающе, несложно наткнуться на досадную нелепицу: то звук записан нечетко, то за пределами арены появляются халтурные задники. Особенно раздражают спрайтовые листья на деревьях. В 2007 году и на PlayStation 3 их можно было сделать как-то иначе. Впрочем, вы будете смотреть не на листья, а на бойцов – и увидите, как зрелищно смотрятся мускулистые тела в броских костюмах. Почти вся анимация перекочевала сюда прямиком из Virtua Fighter 4, и редкие новые удары встречаешь с искренним восторгом. Приятное разнообразие вносят новые персонажи, которые для некоторых привычных приемов используют уникальную анимацию – например, прыжки Эль Блейза или атака после Evade у Эйлин.
Virtua Fighter 4: Evolution ругали за то, что в игре всего несколько режимов, и что же? В консольном Virtua Fighter 5 их... еще меньше. В Arcade вы побеждаете череду бойцов под управлением AI и выходите на Дюраль, классического последнего босса сериала (по традиции, в режиме Arcade вы, проиграв последний бой, не можете переиграть его и вынуждены начинать сначала). Тренировка, и так не особенно понятная в Virtua Fighter 4: Evolution, стала еще более запутанной, а Sega с ослиным упрямством демонстрирует технику исполнения ударов на аркадном контроллере вместо геймпада. Почему-то правильные компании вроде Konami не гнушаются переработать игру для европейского релиза, а Sega-AM2 упорно топчется на старых граблях, хотя всем прекрасно известно, что аркадные Virtua Stick за пределами Японии встречаются только в «артефактах номера». Стыд и позор. И даже если легендарный контроллер у вас есть, толком поупражняться нельзя – миссии из Evolution исчезли, осталась голая отработка ударов. Режим VF.TV, который в аркадах дает возможность просматривать бои мастеров, здесь низведен до драки между двумя силиконовыми мозгами, у которых вряд ли найдется, чему поучиться. Главным развлечением в игре всегда был режим Quest, имитирующий путешествие игрока по залам игровых автоматов. Он остался, но тоже стал менее комплексным: количество заданий и турниров уменьшилось, а искусственный интеллект почему-то поглупел с прошлой части (и недаром в аркадных версиях AI обновляют с каждой новой ревизией).
Как научиться играть в Virtua Fighter
Боевая система настолько сложна, мировой уровень игроков настолько высок, а обучающие режимы настолько бесполезны, что невозможно более-менее пристойно освоить Virtua Fighter при помощи одного только диска с Virtua Fighter 5. Поклонники со всего мира собираются на VFDC (http://virtuafighter.com), чтобы обсудить приемы, техники и события мира Virtua Fighter. На форуме вы найдете не только записи поединков с японских чемпионатов или подробнейшие описания каждого персонажа, но также и приглашения на разнообразные турниры. Например, недавно всех желающих зазывали в Южную Калифорнию на открытый трехдневный турнир в конце марта, и вы могли бы быть там – если бы всего лишь оплатили билет на самолет. Напомним, что русские любители файтингов собираются на http://www.asof.ru и http://www.fighting.ru, но... не играют в Virtua Fighter, и это очень печально.
Dead or Alive 4 ругали за то, что отличить «верхнюю» атаку от «нижней» часто невозможно. Virtua Fighter построен так, что вы никогда не ошибетесь.Сколько бы вы ни одевали любимого Брэда, его костюм в стиле «гопник из Люблино» увидят только гости вашей квартиры.
Таким образом, если чего в игре и стало больше, так это только костюмов. У каждого из семнадцати героев теперь по четыре костюма (итого 68!), и каждый можно изменить до неузнаваемости в режиме Customize. Побеждая в виртуальных аркадах, вы время от времени получаете новые предметы одежды или деньги, которые предлагается спустить в местном бутике Item Shop. Не все аксессуары совместимы со всеми костюмами: наоборот, для каждой вещи сразу указывается, с каким костюмом ее можно напялить, а с каким нет. Если, например, шапка-ушанка подойдет к любой одежде, то наклейка на спину лепится только на первый, гоночный костюм Джеки. Вариантов очень много (хотя и в разы меньше, чем сейчас на игровых автоматах), и кастомизация запросто может изменить внешность героя до неузнаваемости – но вы все равно легко вычислите противника по неповторимой боевой стойке.
Китаянка Эйлин практикует обезьянье кунг-фу. Это не так унизительно, как ушу Лиона, но все равно позорно.Джеки Брайант позаимствовал многие атаки у Брюса Ли. Его любимый прием - отвести левой рукой удар противника и вмазать правым прямым.
Sony наконец-то открыла для себя существование Интернета и вот уже публикует какие-то демоверсии на PlayStation Store, а у Sega-AM2, похоже, все еще впереди. Virtua Fighter 5 для PlayStation 3 не подозревает о существовании глобальной сети. И это, пожалуй, самый большой недостаток игры. Продюсеры оправдываются, что, мол, невозможно организовать адекватный, сбалансированный сетевой файтинг на движке Virtua Fighter в условиях постоянного лага – так и бог с ним, с сетевым файтингом! Есть тысячи других способов извлечь пользу из Интернета. Разработчики могли бы портировать на консольную версию обновления, которые исправно происходят в аркадах (текущая версия – Version B Revision 1), а с ними улучшать искусственный интеллект и добавлять новые режимы. Могли бы позволить игрокам показывать костюмы любимцев другим поклонникам VF. Можно было бы выкладывать новую одежду для персонажей, организовать службу обмена записями боев, устраивать прямые трансляции чемпионатов, подключить услугу поиска игроков в вашем районе – да мало ли что еще! Все это наверняка способствовало бы массовому успеху проекта. Но разработчикам, кажется, не нужен массовый успех. Они упрямо делают аркадные порты и знать не хотят, что происходит в других игровых сериалах. Что ж, если команда не стремится к массовому успеху, она его и не получит. Virtua Fighter 5 и на консолях остается самым сбалансированным и глубоким файтингом. Даже жаль, что в него никто все равно не будет играть: он слишком нишевый, слишком хардкорный. Ни один настоящий ценитель файтингов не может считать себя таковым, пока не победит в финале последнего турнира режима Quest, не разберется в тонкостях боевой системы Virtua Fighter и не увидит ту пропасть, которая разделяет эту игру и все остальные. Порекомендовать Virtua Fighter 5 всем и каждому так же сложно, как не поставить ей высокую оценку. Это блюдо для гурманов; если вы найдете единомышленников, которые загорятся идеей освоить все уловки, отправиться в Токио и показать класс японцам с Акихабары, – Virtua Fighter станет вашим любимым развлечением на несколько лет (к слову, для этого не обязательно обзаводиться консолью нового поколения. Прошлый релиз, Virtua Fighter 4: Evolution для PlayStation 2 дает отличное представление об игре).
Мнение экспертов Денис «Spaceman» Никишин - Пятый выпуск «самого сбалансированного файтинга планеты» вызывает смешанные чувства. Создатели внесли в формулу малозаметные изменения, которые в сумме полностью меняют ощущения по сравнению с четвёртой частью. И не в лучшую сторону. VF5 – это спектакль с пластиковыми куклами.
Сергей Овчинников - За отсутствие онлайновых режимов игры Virtua Fighter 5 наверняка получит немало оплеух от прессы, однако, на мой взгляд, в онлайн подобная игра переселилась бы без особого успеха. Меня, к примеру, куда больше устраивает вечерний спарринг посредством VF5 с коллегами по работе. Подчиненные, трепещите!
Александр Устинов - Достойное продолжение файтинга не для всех. Консольная версия при этом умудряется сводить на нет некоторые плюсы, как, например, невозможность использовать своего персонажа на другой приставке. Впрочем, если вы собираетесь играть именно в файтинг, а не в Барби, смело прибавляйте еще единицу к оценке.
Игорь Сонин - Очень грустно без онлайна и дополнительных режимов игры. Я разочарован: Sega-AM2, которая так тонко угадывает настроения игроков в аркадах, совсем не понимает душу заграничного консольщика. Опять сделали тренажер для японцев и «лучшую игру, в которую никто не будет играть». Какой потенциал пропадает...