Долгое время очаровательная расхитительница гробниц с вездесущей косичкой олицетворяла для геймеров планеты целый пласт приключенческих игр. И не было у нее ни единого прямого конкурента – времена Pitfall, Rick Dangerous и Indiana Jones прошли, а в современности соревноваться с Ларой Крофт, в одиночку практически создавшей новый жанр, дураков нет. Каждый «последователь» и «духовный преемник» неизменно сворачивал с дорожки в сторону тех или иных геймплеесмешений, перенимая из удачной формулы лишь акробатику и гибкость одинокой героини, отчего-то полагая, что именно в этом кроется успех феномена Tomb Raider. В самом деле – «боевиковая» часть в каждом эпизоде сериала в лучшем случае лишь не вызывала раздражения, а в худшем… Ну да не будем об этом. Важно другое – буквально на поверхности лежит вроде бы очевидная идея: «Незачем чинить то, что и так всем нравится, давайте скорее починим явно сломанное!». Вероятно, именно так рассуждали боссы Naughty Dog, принимая решение начинить свою новую – лароподобную – игру хорошо себя зарекомендовавшей боевой механикой популярных шутеров от третьего лица. Вот судьбоносные veni, vidi, vici, провозглашенные разработчиком: платформер, боевик, файтинг. Сказано – сделано! Давайте знакомиться.
Свериться с картой или дневником старины Фрэнсиса дозволяется лишь в определенные моменты игры. Да и рельно нужно это от силы два-три раза.В местах скопления врагов всегда произрастают ящики и обломки колонн. К середине игры выработается рефлекс: увидел ящик – ныряй в укрытие!
Технически не революционная Uncharted: Drake’s Fortune выглядеть умудряется отменно – настоящий рай бессчетных полигонов и рельефных текстур, истинное пиршество для глаз! Немного смазывают первое впечатление «маслянистая» морская вода и потешные «газовые» взрывы, однако, глядя на буйство красок в великолепии здешней природы, мгновенно прощаешь игре и это, и прочие, менее заметные, огрехи, ведь общее впечатление от картинки такое, что закачаешься. После унылой череды реалистичных «серьезных» боевиков всех оттенков серого, Uncharted выглядит очень свежо, бодряще – становясь для PlayStation 3 таким же глотком настроения, каким поклонникам Xbox 360 в свое время явилась Kameo: Elements of Power – летним дождиком сказочного приключения, кричаще-ярким цветком посередь пустыни песков.
Уязвленная гордость
Чем ближе к концу игры (между прочим, до обидного короткой), тем крепче ощущение, что Uncharted спешно переделывали незадолго до выпуска в свет, в частности – меняя соотношение сугубо приключенческих и боевиковых элементов. Первые в итоге куда тщательнее и элегантнее проработаны, а вторых просто-напросто гораздо больше. Вероятно, издатель рассудил (и не без оснований), что красивейшую и ужасно дорогую игру для PlayStation 3 сегодня гораздо проще окупить как шутер, нежели как стерильный клон Tomb Raider. Однако под конец 2007 года от неустанных перестрелок, честно говоря, уже слегка мутит, да и излишняя конкуренция с чистокровными представителями жанра явно не на пользу. Поговаривают, дело в соревновательности: мол, Sony так хотелось утереть нос прошлогодней приме Gears of War, что не только Resistance: Fall of Men от создателей Рэтчета и Кланка, но и приключенческая Drake’s Fortune была выставлена на это поле. И, должны признать, ни красотой, ни увлекательностью детище Naughty Dog не уступит знаменитым «Шестерням». Жаль только, что ради поддержания этой бравады приходится сотнями расстреливать наемников и спецназ, вместо того чтобы разгадывать древние тайны и блистать акробатическими данными в декорациях архитектурного пазла. Экшн же подан эффектно, но без выдумки, поклонники крутосваренных боевиков будут сыты, но едва ли найдут в нем отраду.
Несколько заплывов на водном скутере весьма взбадривают и разнообразят игру. Жаль, только ими да еще погоней на джипе (вот он – самый яркий эпизод!) авторы и обошлись.Примитивные задачки вида «потяни за каждый рычаг, дверь и откроется», увы, не в состоянии составить головоломкам из Tomb Raider достойной конкуренции.
История Натана Дрейка берет динамичный приключенческий старт и умудряется буквально за четверть часа произвести впечатление этакой Tomb Raider нового времени. От минуты к минуте сходство становится настолько сильным, что впору говорить даже не об идейном родстве, а о самом настоящем заимствовании. К карабканьям, прыжкам и архитектурным головоломкам древности привыкаешь мгновенно, их приветствуешь как старых друзей, то и дело подмечая, насколько удобной сделали разработчики неидеальную, но привычную схему, как вдруг… наваждение рассеивается в пороховом дыму огнестрельной пальбы: закончив подготовительную фазу, Uncharted превращается в заурядный «коридорный боевик с укрытиями». Кропотливо копируя многочисленные «шутеры, похожие на Gears of War», история Натана Дрейка от ролика до ролика добирается, в три погибели скукожившись в укрытии, прильнув спиной к холодной скале, меняя пистолет на калаш, а калаш на гранатомет. Древние усыпальницы и несметные сокровища испанских конкистадоров без боя сдают позиции удалому Рэмбо, с ног до головы увешанному оружием, редко и робко напоминая о себе серией прыжков с платформы на платформу, во время нечастых передышек втискиваясь меж десятков и сотен трупов, взрывоопасных бочек и метких бросков гранат.
Что-нибудь всерьез разбить не получится даже с пулеметной турели – окружающий мир бронирован как надо. Зато где-то с середины игры начинаешь примечать, что некоторые укрытия стали частично и полностью разрушаемыми, а взрывы поднимают в воздух уже не только трупы врагов, но и комья земли, и обломки все тех же укрытий.Чудо-возможности SIXAXIS игра использует ровно тремя способами. Во-первых, как видно на скриншоте, встроенным гироскопом рекомендуется балансировать на бревне, во-вторых, только наклоняя пад, можно нормально прицелиться гранатой, и в-третьих, готовьтесь его судорожно трясти ближе к концу игры. Зачем? Читайте врезку про спойлер.
Сравнения с Tomb Raider затухают, будто пламя свечи под ковровой бомбардировкой, головоломок на всю игру осталось две-три уже через час-полтора после ее начала, а сама она перестает восприниматься «приключением со стрельбой» и предстает перед зрителем еще одним «боевиком с прыжками». Эта потеря расстраивает, ведь приключенческая фаза действительно умела впечатлить – изяществом, выдумкой, проработкой деталей и нюансов, платформенным дизайном, наконец! Работа тут проделана огромная: учтена каждая мелочь, приручена камера, восхитительна анимация. А стрельба… Да стрельба как стрельба, право слово, в конце 2007-го нас уже не так-то просто ею удивить. Как и отменной грации, но все еще примитивным и ненужным в здешних условиях рукопашным боем. Каждый шутер этой осенью стремился удивить какой-нибудь находкой, блеснуть новизной геймплея, как-то продвинуть жанр на полшажка вперед. Увы – не Uncharted, ее авторы прилежно скопировали основу, но пожалели изюминки, предпочтя в качестве завершающего штриха все те же прыжки от засады к засаде да графический лоск. Да и поведение противников, при таком-то объеме экшна, на сенсацию никак не тянет, даром что сами перестрелки порой выдаются затяжные и относительно сложные – то патронов не хватит, то укрытие подведет.
Слон и кит
Бытует небезосновательное мнение, что Uncharted сегодня – обладательница лучшей графики на консолях. И его можно как поддержать, так и оспорить. Так, все технологические трюки уже были реализованы и обкатаны на движках класса Unreal Engine 3.0 еще год назад, и рядом со все теми же Gears of War и Unreal Tournament III детище Naughty Dog выглядит выигрышно лишь за счет более богатой палитры и отказа от претензий на «реализм» в пользу большей «мультяшности» героев. Это безусловный плюс – джунглями и заброшенными храмами Uncharted можно любоваться взахлеб, тем более что здешний арт-дизайн ничуть не уступит нахваленной «Разрушенной красоте» от Epic. Немного печалит излишняя схематичность некоторых разбавляющих пейзаж предметов обстановки (вроде совершенно инородных автомобилей), чрезмерная и подчас совершенно необоснованная «блестючесть» всего и вся и прочие ухищрения, на которые пошли авторы, чтобы сократить время подгрузок и слегка раздвинуть «невидимые стены» вокруг активной зоны уровней. Впрочем, подобные мелочи лишь указывают возможности роста для будущих игр, которые – страшно даже подумать! – сумеют выдать еще более впечатляющую картинку. Viva, Naughty Dog!
Натан носит с собой только два вида оружия – какой-нибудь пистолет или УЗИ да что-нибудь покрупнее: автомат, шотган, гранатомет или снайперку. Патроны вечно заканчиваются, но при желании едва ль не всю игру можно пробегать с полюбившимся стволом. Кроме, пожалуй, снайперской винтовки, патронов для нее обычно дают в несколько раз меньше, чем врагов.Все заявления разработчиков о рукопашном бое оказались пшиком. Да, возможность навалять противнику без помощи оружия есть, при желании даже можно подвести геймплейную базу: лихо отвесив какому-нибудь спецназовцу люлей, получим двойную дозу патронов. Весь «файтинг» делался лишь для того, чтобы порадовать игрока десятком разных красивейших анимаций на каждую из, страшно подумать, двух комбо-серий.
И тем не менее играется Uncharted запоем – увлекательности ей, выходит, не занимать. Быть может, разместив свое творенье на стыке жанров под столь непривычным углом, разработчики сделали верный ход? Быть может, именно душа стрелка и головореза больше других истосковалась по красочным и ярким декорациям с сочной листвой и пышным цветом диких орхидей? А древние эти развалины да современные пираты с автоматами Калашникова его сердцу родней и ближе всех военных баз и хмурых командиров? Пусть Натан Дрейк не Лара Крофт и не Индиана Джонс, обаяния ему не занимать, и пережить его приключения хочется от начала и до конца. А потом перевести дух и застучать ложкой по столу, требуя добавки. Как Naughty Dog добилась этого эффекта? Кинематографикой. Подсмотрим на секундочку в графу «Достоинства», что там? Видеоролики, герои, ощущение настоящих приключений – все то, что обычно лежит за гранью, собственно, игры. Казалось бы, ну какая разница, кто там под нашим управлением лихо расправляется с целой наемничьей армией?
Наконец-то современные движки в состоянии без проблем пережить «настоящую» листву. Пусть пока еще не слишком честную, но зато листочек к листочку – любо-дорого! Жаль, о траве столь теплых слов не скажешь…Камера, большую часть времени свободная, то и дело берет главенство на себя, превращая тот или иной кусок игры в «декорационный» на манер самых первых Resident Evil. Иногда это делается красоты ради, иногда – подсказки для.
Ан нет, отцы да матери Крэша Бандикута и Джека с Декстером на этом давно собаку съели. Авантюрист и искатель приключений, искренне считающий себя потомком легендарного мореплавателя и рыцаря английской короны Фрэнсиса Дрейка, и талантливая тележурналистка Елена Фишер, мертвой хваткой вцепившаяся в свою тему, отлично подходят друг другу, между ними действительно возникает какая-то химия, да и шутки шутит эта парочка отменно. Остальные герои неизменно теряются на их фоне, но роли свои отыгрывают исправно. Видеоролики в Uncharted: Drake’s Fortune чрезвычайно обильны и постановкой не уступят иному голливудскому кино, они – настоящая награда для играющего, плоть и кровь, суть и смысл здешнего приключения. Как и в случае с Gears of War, грань между игровой графикой и отрендеренным заранее высококлассным видео практически стирается: одна сцена плавно перетекает в другую, герой, вроде как, продолжает болтать, а игра уже нетерпеливо толкает в спину – чего встал столбом? А ну беги, приключения ждут! И ведь подмену ощутит только самый дотошный да внимательный. Например, в роликах Натан отодвигает с пути лопухи да папоротники, в то время как сама игра, обладательница весьма выборочной и «декоративной» физики, проводит героя прямо сквозь них.
СЕКРЕТ!
Uncharted представляет знакомую любителям «достижений» систему «наград». Находя разбросанные по уровням сокровища, отвешивая налево и направо лихие хедшоты, без особой нужды и с риском для жизни нокаутируя врагов до смерти обоими комбо и расстреливая встречных-поперечных по полста штук из каждого вида оружия, вы зарабатываете эти самые награды и получаете очки. И, в отличие от achievements на Xbox 360, на этом радость не заканчивается: чем больше очков вы заработаете (возможный максимум: 1000), тем больше бонусов откроется в соответствующем пункте меню. Здесь вы найдете несколько фильмов о создании игры, галереи иллюстраций, а также сможете поэкспериментировать с настройками самой игры, в частности – заменить модели героев (ура, таки можно сыграть за Елену Фишер!), отзеркалить вывод изображения на экран телевизора, сменить тип рендеринга и в качестве главной награды заполучить бесконечный боезапас ко всем видам оружия.
Но не все познается одним лишь усердием – потребуется вам и секретный код, позволяющий напялить на Натана его любимую футболку из памятного трейлера. Отстучите в соответствующем меню следующую комбинацию: влево, вправо, вниз, вверх, треугольник, R1, L1, квадрат.
Пройдя игру как следует, вы сможете вдоволь набаловаться заменой 3D-моделей. Этот скриншот наглядно доказывает: тельца врагов проработаны очень недурственно, хотя, конечно, не так хорошо, как главные герои.Здешние пираты – ужасные модники – то очки напялят, то шапочку. При этом разнообразия моделей нет. Молодцы-разработчики просто создали систему, которая сама наряжает одинаковых человечков в разные шмотки. Переверните страницу и увидите, как именно это работает.
Примечательно также и то, что сами видеовставки – по большей части разговорные, достоинства их лежат в области драматургии. Они раскрывают поступки героев, представляют новых действующих лиц, побуждают зрителя к эмоциям и сопереживанию. Аниматоры пошли на рискованную уловку: вся лицевая анимация, ужимки и мимика героев создавались отдельно от mocap-постановки сюжетных сцен – по специальной технологии прямого управления лицевыми «мускулами» трехмерных моделей, какую обычно используют при создании 3D-мультфильмов студии, вроде Pixar Animation Studios. Так в Naughty Dog добились нужного градуса карикатурности, мультяшности эмоций, которые присущи всей игре в целом. Персонажи не просто говорят или кричат – они действительно «играют лицом», и сценарий сумел сохранить присущий хорошим мультфильмам «мимический комизм», столь неуместный в прочих, претендующих на реализм, видеоиграх.
Черное и белое
Редкий почитатель видеоигр останется равнодушен к очаровательной Елене Фишер, незаурядной блондинке с пропастью обаяния. Однако не все знают, что ее внешность была подвергнута кардинальным переменам буквально перед самой сдачей игры в печать. По изначальной задумке авторов, Елена – коротко стриженная брюнетка с совершенно другими чертами лица. Именно этот образ был передан в работу 3D-моделлерам и аниматорам, именно его использовали при создании видеороликов и даже больше – именно эта, непривычная Елена красуется на одном из рекламных постеров игры, который впоследствии так и не увидел свет. Мы не знаем всех подробностей, но этот облик в конце концов был признан неприемлемым и все сцены с участием Елены разработчикам пришлось спешно переделывать. Слава богу, технология motion capture позволила оставить весь отснятый материал – обошлось одной лишь заменой 3D-модели, и актрисе Эмили Роуз (кстати, светловолосой) не пришлось работать сверхурочно. Однако лицевая анимация, как вы помните, создавалась вручную, ее пришлось корректировать, подгоняя под новое лицо. Быть может, поэтому мимика Елены выглядит немного странной и даже какой-то неправильной. И, быть может, именно в этом заключена часть ее обаяния.
Картинка выцветает, когда Натан получает ранения. Если изображение вдруг стало совсем черно-белым – срочно ищите безопасное укрытие!Как ни странно, все «джунглевые» участки уровней, в отличие от «интерьерных», почти не имеют развилок и представляют собой трубу с невидимыми стенами и красивой панорамой позади.
А вот шумного экшна и буйных спецэффектов в постановочных сценах, напротив, немного – их авторы приберегли для самой игры, справедливо рассудив, что удирать от погони на джипе, подниматься вверх по течению горной реки на водном мотоцикле и совершать головокружительные прыжки над живописнейшей пропастью каждый геймер захочет сам. Увы, такие подарки выпадают нечасто, и каждый – буквально на вес золота. Но тем ценнее воспоминания о пережитом, тем сильнее игру хочется пройти по второму разу, забыв обо всех ее недостатках и о том, что бодрый сюжет – лишь дайджест приключенческих клише из кинофильмов и видеоигр нескольких десятилетий. Эрудированный геймер, проходя Uncharted, не устает загибать пальцы, примечая все авторские раскланивания с приключенческой киноклассикой восьмидесятых, Tomb Raider, Pitfall, Gears of War и даже Silent Hill. Но беда Uncharted вовсе не в том, что ее создатели напропалую заимствуют чужие идеи, а в том, что не привносят своих, довольствуясь ролью удачливых компиляторов. Пожалуй, это – единственная веская причина, не позволяющая присвоить чудесной, но все еще не идеальной игре все девять баллов. Не мешающая, впрочем, назвать Uncharted: Drake’s Fortune одной из самых увлекательных и запоминающихся игр уходящего года. Если у вас есть PlayStation 3, пройти мимо нее – настоящее преступление.
Внимание, спойлер!
Одним из неприятных недостатков игры можно было бы назвать малое разнообразие противников и боевых ситуаций – все пираты да пираты, пусть и в разных тряпках и с разным оружием. Разработчики, очевидно, и сами заметили эту беду и, насколько позволяло время, постарались исправиться. Так, ближе к финалу взамен разношерстных наемников с калашниковыми на игрока натравливают затянутый во все черное военный спецназ под прикрытием снайперов. Сюжетно это почти никак не оправдывается, зато позволяет вдоволь пострелять из снайперской винтовки, стыдливо называемой Dragon Sniper, наскоро лавируя меж хищно рыщущих лучей лазерных прицелов. Второе оправдание за отсутствие боссов (кроме финального) – необычный и явно инородный кусок игры, позаимствованный из survival horror. Судьба забросит Натана в насквозь проржавевшую бойлерную, буквально кишащую невообразимыми мутантами. Усиливает и без того очевидное сходство с Silent Hill кромешная тьма и свет фонарика, скупо выхватывающий из нее типичные для любого ужастика сцены. Неожиданно, интересно, отлично разбавляет поднадоевшие перестрелки. Но какие-нибудь крокодилы, акулы, змеи и прочая охочая до крови приключенца фауна, столь уместные в Tomb Raider и фильмах о докторе Джонсе, подошли бы игре куда лучше. Может быть, в сиквеле?
Редкая возможность сравнить сделанную художником Naughty Dog иллюстрацию (слева), кадр из видеоролика (по центру) и скриншот из готовой игры (справа). Найдите десять отличий!