Resistance 3 удалась на славу. «Виновата» ли в этом муза, залетевшая в офис Insomniac Games, или же свое дело сделали три года упорного труда – сказать трудно, да это, в общем-то, и не важно. На мой взгляд, в жанре шутеров лучшей игры не выходило со времен Halo: Reach, а может даже и Half-Life 2.
Вообще, ситуация беспрецедентная: дважды мы получали неплохие, но далеко не лучшие, с какой стороны не посмотри, игры, и тут – нате! – AAA-блокбастер, где во главе угла стоят не взрывы и милитаристская какофония, а вылизанная игровая механика и предельное внимание к мелочам. Обо всем, однако, хотелось бы рассказать по порядку.
Начнем издалека. Сериалу Resistance никогда не везло. В конце 2006-го Microsoft подсуетилась с выходом Gears of War, чем изрядно спутала карты Insomniac Games – прямого сравнения их проект с творением Epic Games просто не выдерживал. И дело даже не в графике или бюджете – «Шестерни» сформировали облик Xbox 360 как игровой платформы, а Resistance с подобной задачей, в случае PlayStation 3, попросту не справилась. Она, в общем-то, и не создавалась в расчете на это. Матч-реванш наметили на осень 2008-го; и снова ребята из Epic Games оказались впереди, выдав образцово-показательный боевик – зрелищный, бескомпромиссный и «мужской» в самом хорошем смысле этого слова. Insomniac с их «онлайном на 60 персон» и «кооперативом на восьмерых» остались не у дел – попытка объять необъятное вылилась в наглядную демонстрацию пословицы о двух зайцах.
И вот, наконец, сентябрь этого года, и очередное столкновение двух враждующих сериалов. Нет предела удивлению, но… это ничья! Gears of War 3 мы еще успеем по косточкам разобрать в «Трибунале», а сейчас разберемся исключительно с Resistance 3.
WOW!-моментов в Resistance 3 достаточно, но они лишь дополняют геймплей, а не являются его основой.Классический принцип трилогии в действии: мир на грани вымирания, главному герою на все это наплевать, а на сцене появляется третья сторона конфликта. В данном случае – одичавшие Химеры.
К черту амбиции
К предыдущим выпускам сериала было, как минимум, три существенных претензии: отсутствие целостности, эклектичная графика и откровенно скучная сюжетная канва. Но, поверьте, все это уже в прошлом. В сюжетной кампании акцент смещен с непосредственно войны на главного героя и его отношение к происходящему. В утиль сдали регенерацию здоровья, вернув систему с аптечками, и подарили возможность носить все пушки сразу – прямо как в оригинальной Fall of Man. Мультиплеер урезали с 60 игроков до 16, а с неимоверно бестолковым «сюжетным прохождением на восьмерых» распрощались, надеюсь, раз и навсегда – к вашим услугам классический кооператив на двоих: по сплитскрину и в онлайне.
Словом, авторы перестали безотчетно верить в свой креативный «гений», и посчитали нужным сосредоточиться на качестве проработки уже имеющихся элементов. В этом смысле к Resistance 3 не придерешься: движок никогда не буксует, графика выглядит современно, а количество нетривиальных игровых ситуаций впору ставить в пример даже самым сильным конкурентам. Об этом ранним выпускам сериала оставалось только мечтать.
Разработчики вдохновлялись романом Кормака Маккарти «Дорога» и одноименным фильмом Джона Хиллкоута. Гнетущая атмосфера безысходности – сильнейший козырь Resistance 3.Джозеф Капелли – персонаж куда более приятный, чем Натан Хэйл. Его характер отлично раскрывает сцена, когда доктору Маликову становится плохо – не каждый день видишь трепетное отношение к старикам в играх.
Игра цитатами
Главным источником вдохновения Insomniac Games можно по праву считать Half-Life 2. В Resistance 3 есть свое сопротивление, свой Рэвенхольм, и даже собственный аналог монтировки – кувалда!
Напоминает о Half-Life 2 и многое другое: разнообразие локаций и уровней, необычный арт-дизайн, изобретательная подборка оружия, некоторая суетливость в повествовании и, наконец, блестяще выдержанный игровой ритм – все это буквально один в один перекочевало в Resistance 3 из творения Valve. Судя по всему, заглядывали разработчики и в наработки других конкурентов: Killzone, The Chronicles of Riddick, Halo – список можно продолжать долго. К счастью, речь идет не о банальном плагиате, а о скрупулезной творческой работе, благодаря которой все заимствования воспринимаются «на ура».
И это классно, ведь перед нами более не захудалый клон Call of Duty (с пришельцами, само собой), а весьма нетривиальный шутер, способный угодить самой взыскательной аудитории. Юные геймеры этого, скорее всего, не оценят, но те, кто помнит времена Half-Life и Unreal, точно останутся в восторге.
К сожалению, у игры все-таки есть недостатки, с которыми придется мириться. Так, две последние главы (в Нью-Йорке и на корабле Химер) будто сделаны по лекалам ранних выпусков сериала: они несбалансированны, невероятно сложны, и не очень-то интересны. Выходит, что на протяжении 5-6 часов ты играешь в лучший шутер последних лет, а под конец авторы подбрасывают такой вот неприятный сюрприз. И ведь не скажешь, мол, времени не хватило – видимо просто решили, что подобное будет уместно. Второе, что искренне раздражает, – искусственный интеллект здешних противников. Химеры в триквеле очень злые и меткие, но тактическими приемами пользуются от силы раза 2-3 за игру. И на высоких уровнях сложности ситуация не меняется.
В яблочко!
За рамками нашего разбирательства остался сюжет, мультиплеер, и многие другие аспекты Resistance 3, но это даже к лучшему – спокойно можно обойтись без спойлеров и излишних подробностей. Resistance 3 определенно достойна внимания тех, кто плюется при одном только упоминании о Call of Duty, и терпеть не может мейнстрим в экшн-играх. При этом творение Insomniac Games остается блокбастером в лучшем понимании этого слова. Главное – не ищите в ней «пафосные моменты» и «крушения небоскребов» – этой мишуре здесь не место.