С постепенным угасанием PS2 должен был исчезнуть и жанр тактических RPG в том виде, в котором он существовал все это время. Исчезнуть, перебраться на портативные платформы или… превратиться во что-нибудь современное.
Ждали, конечно, именно чудесных преобразований, и поначалу японские компании пробовали следовать намеченному плану. Перебросив «классику» жанра на PSP и DS, тут же анонсировали что-то похожее на Xbox 360 и PS3, где-то пытаясь подстроиться под требования консолей нового поколения, а где-то наоборот – полностью их игнорируя. Agarest как раз из числа игр, скроенных по старой схеме: так себе спрайты, статичные портреты персонажей, одно трехмерное поле на каждый тип местности, суровый минимум спецэффектов, но зато очень много «тонкостей и особенностей» в боевой системе. До того много, что поначалу кажется, будто с ними прохождение действительно интереснее. Но стоит как следует изучить их все, и приоритеты изменятся: окажется, что перед нами не более чем обычная романтическая история о войне, трех поколениях спасителей мира, а также о необходимости правильно выбрать спутницу жизни, чтобы потом получить возможность посмотреть несколько десятков иллюстраций подчас очень и очень сомнительного содержания.
А в Agarest Senki Zero тем временем девушки крупным планом аккуратно кушают банан (см. «Похожие игры»). С одной стороны, на обложке – «добрый» рейтинг «12+», с другой… японские блоггеры сразу поняли, что находится с другой стороны.В Agarest собрано все, за что можно любить или ненавидеть аниме. Тем, кто ненавидит, здесь делать нечего. Тем кто любит… Тем жаловаться не на что.
Если кому-нибудь взбредет в голову придумать общий шаблон TRPG последних десяти лет, то за основу смело можно будет взять Agarest: Generations of War. Здесь собраны все возможные жанровые клише, все интересные задумки конкурентов, иными словами, буквально все, что может привлечь внимание покупателя. При этом удивительно, что разработчики смогли проглядеть червоточины в фундаментальных вещах – из-за них прохождение сделалось неинтересным, а местами и откровенно скучным. Начиная с первых же диалогов и заканчивая необходимостью долго и усердно прокачиваться, все здесь как будто и не рассчитано на комфортную игру. Ничего не сообщающая справка, отсутствие пояснений к ключевым сюжетным моментам, совершенно чудовищно реализованная нелинейность, наконец, просто слабая графика (впрочем, это характерно и потому прощается) – вот грехи, за которые рецензенты вполне справедливо ругают Agarest. Но мы к ним хотим добавить еще один, парадоксальный. А именно: необходимость изучать боевую систему, экспериментировать и проводить много времени не за бездумной прокачкой, за попытками выработать идеальную тактику и состав команды на все случаи жизни. Само собой, это подразумевает несколько большую вовлеченность в геймплей, чем может показаться на первый взгляд. И, да, все описанные действия займут не один час, и наградой за любознательность послужит только лишь возможность поглядеть на девчушек в разных смешных ситуациях. Поясним.
***Примечательно, что европейский издатель – компания Ghostlight – подошел к делу релиза ответственно: ничем особенно не примечательная игра не только появилась в продаже на полгода раньше, чем у американцев, но и по старинке снабжена максимальным количеством бонусов – артбуком, коллекционными карточками, красивой картонной коробкой. В то же время в США посчитали все это нецелесообразным: там Record of Agarest War (так игра зовется в Новом Свете) будет распространяться лишь через PS Store, и лишь в конце апреля.
Три девушки в окошке справа – это потенциальные спутницы жизни. По их лицам можно определить «любовный рейтинг» – насколько хорошо каждая из них относится к главному герою.Трехмерные модели почему-то оказались привилегией боссов. С другой стороны, наверное нужно радоваться, что здесь вообще есть 3D. Хотя бы такое.
Agarest требует усидчивости, терпения, внимания, любви к жанру и, самое главное, стремления к заветной цели. Но даже у искушенного игрока интерес к здешнему миру проснется ближе ко второму поколению героев, то есть уже после завершения первого (довольно продолжительного) эпизода. А ведь именно этот, «ознакомительный» этап проходить требуется внимательно, чтобы не осталось никаких темных пятен в игровой механике, каждый раз следует перечитывать справку и пытаться понять, почему сделать надо именно так, а не иначе. Каких персонажей взять в команду? Как правильно расставить их по полю битвы? Какие навыки следует развивать в каждом из бойцов? Ответы на эти вопросы не получится найти в руководстве, когда они вдруг понадобятся в будущем, ничего толкового не будет сказано и по ходу прохождения. Все будущие трудности предстоит преодолевать самому, конечно, ошибаясь и делая все не так. Единственный дельный совет прозвучит в самом начале и будет касаться необходимости комбинировать удары, чтобы нанести максимальный урон не за фазу боя в целом, а за конкретный ход. Как во всех современных JRPG (да в той же Final Fantasy XIII, например), здесь требуется сначала «разбить» оборону противника, чтобы потом избавиться от него за несколько ударов. Нет брони – всегда critical hit. Собственно, это и есть спасительная тактика, пользоваться которой предлагается буквально всегда.
Сами же расправы должны быть продуманными и быстрыми, иначе прохождение рискует растянуться аж до самого заката PS3. При этом какое-то право выбора у игрока все же есть: он может либо просто прокачиваться (способ, который никогда не подводит), либо попытаться как-то взаимодействовать со здешними магазинами и мастерскими. И если банально улучшить имеющееся оружие можно без лишних вопросов, то изготовить новое уже гораздо сложнее: потребуется узнать, какой клинок и как именно делать (то есть купить книжку с чертежами), какие материалы нужны (пойти в лес и два часа истреблять волков ради двух хвостов) и сколько предстоит выложить за работу денег (вернуться в лес, тем же способом получить два хвоста, затем их продать). Схема утомительная, затянутая, безысходно однообразная, и ничего-то с нею поделать нельзя. Но уж если дошли до необходимости заботиться об экипировке, обратного пути уже нет – значит, игра понравилась и страсть как хочется узнать, чем же все закончится. Назвать Agarest самой увлекательной TRPG на PS3, увы, все равно не получится, зато со временем многочисленные недочеты перестанут надоедать и мысли наконец сосредоточатся на важном: спутницах главного героя. А уж от них-то глаз не отвести!
***Выпущенная в 2007 году в Японии, Agarest Senki (таково оригинальное японское название) была сразу воспринята правильно: как тактическая игра про анимешных девочек, главная ценность которой – в галерее иногда милых, иногда пошлых рисунков. Японскую публику не смущал тот факт, что для достижения главной цели требовалось изучать премудрости весьма посредственной TRPG, вряд ли имевшей какой бы то ни было потенциал. Оценка еженедельника Famitsu оказалась более чем скромной (26 баллов из 40 возможных), но никак не сказалась на покупательской лихорадке «ценителей жанра» – весь тираж был реализован, и разработчики тут же пообещали приквел. А сдержав обещание, заговорили о возможности портирования оригинальной Agarest на американскую консоль. На англоязычном рынке Record of Agarest War: Reappearance для Xbox 360 ожидается уже в конце апреля.
2521 Прочтений • [Обзор игры Agarest: Generations of War] [11.04.2012] [Комментариев: 0]