Однажды в «Обратную связь» пришла и такая SMS: «Почему вы не пишете про MotorStorm? Или вы специально рассказываете только про плохие игры для PS3?» Так вот: пишем. И нет, не специально. Как получилось, что игры для PS3 сейчас не очень хорошие – тема для другой статьи, тема этой – MotorStorm. Еще два года назад, когда на E3 показали первые ролики c PS3 и MotorStorm поставили в один ряд с Killzone 2, всем сразу стало понятно: MotorStorm не может подвести. По ней будут оценивать возможности консоли. Сегодня это третий блокбастер (после Resistance: Fall of Man и Virtua Fighter 5), который можно с чистым сердцем порекомендовать каждому владельцу PlayStation 3. Обошлось без сюрпризов: игра должна была стать хорошей, она и стала.
Сюжет, скажем так, есть. В Долине монументов (штат Юта) собирается толпа отморозков на грузовиках, раллийных авто, багги, квадро- (они же ATV) и мотоциклах и решает устроить фестиваль. Сказано – сделано: и вот уже перед игроком одиночная кампания из нескольких десятков заездов. Во многих из них выбор ограничен, хочешь не хочешь, а поезжай, скажем, на багги. В других царит свобода и разрешено газануть на чем угодно. Грузовики тяжелые и неподъемные, прыгают с трамплинов ну очень неохотно, зато, как говорит пословица, «танки грязи не боятся». И не только грязи: для грузовика помехой на дороге может стать только другой грузовик. Владельцем легковых авто проще: они уже могут поднять свое средство передвижения в воздух (если как следует разгонятся) и не теряют управления в грязи. Багги – промежуточное звено между нормальной машиной и квадроциклом. Мотовездеход еще гарантирует водителю хоть какой-то шанс проехать гонку без аварии: он достаточно легок, но еще сохраняет устойчивость на поворотах. Мотоциклистов здесь называют «одноразовыми» – они в воздухе проводят больше времени, чем на земле. Им это только на руку: бортоваться с автомобилями – затея безнадежная. Садясь за руль мотоцикла, вы обрекаете себя на очень увлекательную гонку: скорость высока, но и шанс потерять управление весьма реален.
Каждый гонщик делает это
Несмотря на все старания разработчиков, в игре остался один очень неприятный просчет. Дело в том, что любой нечестный гонщик может использовать суперускорение сколько угодно – для этого нужно не зажимать соответствующую кнопку, а давить на нее ритмично. Из-под машины не вырывается пламя, датчик перегрева в правом нижнем углу молчит, и вы не видите знакомого эффекта размытия картинки, но тем не менее получите заветное ускорение! В сетевой игре этим нечестным приемом пользуются все кому не лень, а разработчики обещают к середине мая подготовить патч, исправляющий эту и некоторые другие ошибки (игра перестанет портить свои же сохранения при некорректном выходе; изменится система онлайновых рейтингов, будет улучшен сетевой мультиплеер и интерфейс онлайновых матчей). На момент сдачи материала заплатка опубликована не была.
Грузовики – самые мощные и самые скучные машины в игре. «Рожденный ползать летать не может» – это про них.Экран выбора машины грузится секунд по пять. Спрашивается: что здесь такого, чтобы столько грузиться?
Впрочем, удивительно не то, что в игре так много средств передвижения, а то, как разработчикам удалось найти баланс между всеми ними. На каждой трассе несколько путей прохождения: есть маршруты в грязных канавах (для грузовиков), есть мосты, проложенные чуть ли не на высоте птичьего полета (для мотоциклистов-смертничков), есть дороги по узким, но сухим горным кручам (для легковушек). Конечно, никто вас не ограничивает: хотите пахать грязь на мотоцикле – дело ваше, но добиться победы таким образом будет очень непросто. На экранах загрузки вам подскажут, какие машины годятся для каких маршрутов, а на трассах расставлены желтые знаки-указатели, подсказывающие, куда двигать тому или иному виду транспорта. При этом все пути проложены в одном направлении и постоянно пересекаются. Особенно смешно гонять по низинам на грузовике – знаешь, что вот здесь над тобой будут пролетать мотоциклисты (возможно, еще живые), а вот отсюда на трассу спрыгивают багги и, если правильно подъехать, их можно смешно вытолкнуть в кювет.
Следы от колес остаются не только на грязи, но и на земле. На грязи их просто лучше видно.«Настоящий» вид из кабины сделал бы эту картинку гораздо зрелищнее. Даже жалко, что его нет в игре. Есть вид с капота, он тоже ничего.
Будете запускать MotorStrom в первый раз – не поленитесь, переключите вид на режим «от первого лица». Играть в нем не очень удобно, чужие машины загораживают почти весь обзор, но как же эффектно игра выглядит с видом «с капота»! Сразу почему-то вспоминается «Безумный Макс» с его автомобильным беспределом и – вот уж не ждали – тот самый первый трейлер MotorStorm с E3, которому никто все равно не поверил. Трейлер в самом деле был подставной, но сегодняшняя игра выглядит не хуже и как нельзя более точно передает тот дух, который тогда царил на дороге. Перед вами – красная пустыня, рядом разбрасывают грязь автомобили противников, суетятся ловкие мотоциклы, возвышаются массивные грузовики. Через полминуты гонки никто не обращает внимания на цвет машины и модные наклейки на кузове: все средства передвижения покрыты ровным слоем коричневого дорожного дерьма, и это придает состязанию особенную пикантность. Старт с видом «от первого лица» – песня. Машины не умещаются на трассе, грузовик, бортующий слева, загораживает добрую половину экрана, откуда-то сверху приземляются перед твоим капотом мотоциклисты, справа кто-то уже догонялся и катится по земле, собирая пыль. Аварии – красотища; каждая машина – не монолитный обмылок, как во многих других играх, а сложный агрегат, собранный из деталей всех мастей и размеров. Взрыв! – и мотор, оси, двери, крылья, колеса, спойлеры, стекла, решетки – все разлетается по сторонам, стучит по чужим бамперам, скачет по земле. Остается пожелать только одного: чтобы в следующий раз нам позволили смотреть на трассу из кабины, через забрызганное грязью стекло.
Красота
Игровая физика на примере закона сохранения импульса
Трасса во время гонки
Сейчас же гонять приходится с обычным видом сзади и сверху, особенно поначалу, чтобы хоть как-то видеть трассу со всеми ее подлостями, развилками и изгибами. В основе выигрышной стратегии – три принципа. Во-первых, нужно выбрать средство передвижения, пригодное для данной трассы. Во-вторых, найти маршрут, подходящий для этого средства передвижения. В-третьих, грамотно использовать ускорение (boost) на пути к финишу. Слева внизу расположен индикатор нагрева двигателя. Чем дольше давишь на газ, тем сильнее греется мотор. В опасной зоне машина оставляет за собой след пламени, и это знак: пора отпускать педаль. Если продолжить насилие над движком, то машина не выдержит и рассыплется в снопе искр на радость соперникам. Отсюда вывод: кто умело пользуется ускорением – приезжает первым; кто неумело – превращается в огненный шар. Это, впрочем, не означает безоговорочного проигрыша – «погибший» возвращается на трассу через несколько секунд и продолжает гонку.
В любой момент вы можете поставить игру на паузу и вертеть камеру, выбирая лучший ракурс.Слева стоит щит, на котором в реальном времени транслируется ваша гонка. Справа – указатель: сейчас будем прыгать.
Что касается картинки, то MotorStorm полностью оправдывает свое появление на PlayStation 3. Трассы огромны, глубина видимости – до горизонта, машины выглядят ну точно как настоящие. Особенно хороша грязь, как та, что еще лежит на дороге, так и та, что уже украшает борта вашей машины. Модель повреждений очень подробна, и любое столкновение оставляет след на машине. На трассе появляются следы от колес – на них вы насмотритесь после первого круга. Очень хороши закаты, да и вообще эффекты освещения – как на подбор. Водители, особенно мотоциклисты, вертят головами и провожают аварии взглядами, как живые (только что не матерятся). Автомобильное побоище сопровождает жесткий металл от известных групп. В саундтреке MotorStorm можно услышать Slipknot, Nirvana, Queens of the Stone Age, Monster Magnet, Pendulum и много кого еще – более удачной звуковой дорожки, наверное, и пожелать нельзя.
СЕКРЕТ!
Чтобы открыть все доступные в одиночной кампании гонки и машины, в главном меню одновременно зажмите все четыре шифта (L1, L2, R1, R2). Не отпуская эти четыре кнопки, направьте левую аналоговую рукоятку вниз, а правую – вверх, и нажмите на них тоже. Если все сделано правильно, раздастся специальный «дзынь», и в сингле вы сможете выбирать любой уровень, какой захотите.
К середине гонки вы забудете, какого цвета была ваша машина.Обратите внимание, как тщательно проработано днище авто.
И хотя сами гонки можно описывать только в превосходных степенях, вскоре начинаешь чувствовать, что игра утомляет. Одиночная кампания составлена из нескольких десятков заездов разной сложности. Других режимов игры просто нет, а те «новые» средства передвижения, которые становятся доступны по ходу кампании, мало чем отличаются от уже знакомых. Есть только обычная гонка, и именно ею вам придется развлекаться всякий раз, когда только ни включите MotorStorm. Трасс – всего восемь, а через некоторое время начинает хотеться какого-то разнообразия. Можно же было придумать гонки на выживание, где у каждого игрока по одной жизни; состязание для дальнобойщиков – кто прищучит больше мотоциклистов за гонку; мотовездеходный мордобой, превращающий игру в Road Rash (да, специальная кнопка «ударить соседа» есть!). Но нет даже банального режима Time Trial, заездов на время, – казалось бы, неужели это было сложно воплотить? Разработчики, видимо, решили, что обычных гонок нам хватит с лихвой. Еще придеремся к непростительно долгим загрузкам перед и на экране выбора машины – хваленый Blu-ray, может, и объемен, но не особенно быстр. Поддержка гироскопов в Sixaxis реализована через пень-колоду – она есть, но управлять машиной, поворачивая геймпад в руках, довольно сложно и неудобно, и пользоваться такой схемой вряд ли кто-то захочет. Нет режима split-screen, и поиграть вдвоем с приятелем на одной консоли невозможно – не то чтобы серьезный недостаток, а все равно неприятно.
Описанная «проблема одного режима» ощущается и в онлайне. Гоняться очень весело и интересно – первое время. Потом вы учите восемь трасс наизусть, становитесь мастером и – что дальше? Одни и те же гонки на уже знакомых трассах. Интерфейс поиска и выбора матчей оставляет желать много лучшего, и разобраться, с кем и как вы будете играть, получается отнюдь не с первого раза. Кроме того, при игре по сети, когда каждая ошибка может стоить победы, становятся очевидны более мелкие огрехи: часто, налетев на какую-то крошечную кочку, о существовании которой никогда и не подозревал, слетаешь с дороги, пять секунд кувыркаешься в воздухе, еще пять скользишь по земле, а потом еще и разгоняешься с места – такой задержки вполне достаточно, чтобы скинуть лидера на последнее место в гонке. Игроки-профи реже делают такие ошибки: они знают, где спрятаны невидимые кочки, и ездят осторожно. Тут другая беда – оказавшись на старте в последнем ряду и проехав трассу идеально, можешь и не догнать лидера только потому, что он тоже ехал безошибочно – так почему, при прочих равных, победить должен именно он?
MotorStorm с блеском проходит самый сложный тест – тест «на обычных людях». Стоит запустить игру на редакционной PS3, и к тебе обязательно обратится кто-то, случайно проходивший мимо и увидевший на экране такую красоту. Графика очень хороша, да и геймплей очаровывает, но только на пару-тройку часов. За это время вы увидите все, что есть в игре, и дальше останется только повторение пройденного да шлифовка навыков в онлайне. Даже удивительно, как такая грамотная и продуманная гонка могла выйти с единственным режимом игры. Он хорош, но его мало. Есть мнение, что разработчики сознательно концентрировали внимание именно на гонках, чтобы в патчах, дополнениях и сиквелах добавлять свежатинку. Если так, то свою работу они выполнили по высшему разряду. Вспоминая первые ролики игр для PlayStation 3, показанные в 2005 году на E3, можно сказать: MotorStorm держит заданную тогда планку. Глядишь, и новый Killzone окажется не хуже своего промо-ролика.
Мнение экспертов Игорь Сонин - Такое ощущение, что разработчики придумали отличную концепцию для гонок, а потом вдруг решили больше ничего не придумывать. Уверен, анонс сиквела или дополнения не заставит себя ждать. Высокое качество игры их немного оправдывает, но это еще не повод два раза платить за одни и те же гонки.
Артём Шорохов - Круто! По-настоящему круто! Эту игру однозначно нужно покупать вместе с консолью. Просто не ждите от неё многого – она ужасно увлечет на денек-другой и тихо скончается в надежде на сетевое дополнение. Если его не будет – позор издателю. Если будет и хорошее – «авансовая» оценка выставлена не зря.
Михаил Разумкин - Превосходная вариация на тему Burnout в формате бездорожья, сочетающая красивую картинку, простоту освоения геймплея, невероятный азарт и неплохой потенциал по мультиплееру. Разве что режима сдвоенного экрана сильно не хватает. Однозначная рекомендация к приобретению для всех владельцев PS3.
Максим Соболев - Классная игра с небольшими недостатками. Если нужно отдохнуть, получить удовольствие от картинки на экране, если хочется ненапряжного, но и не скучного геймплея, то смело покупайте MotorStorm. Не зацикливайтесь на мелочах – просто играйте и получайте удовольствие! Не сомневайтесь –
от этой игры вы его точно получите.
1464 Прочтений • [Обзор игры MotorStorm] [11.04.2012] [Комментариев: 0]