«Война меняет человека, делая кого-то лучше, а кого-то много хуже, чем он был. С войны никто не возвращается таким, каким туда ушел». Али Апшерони
Число 256 для MAG стало знаковым, ведь еще до выхода игры разработчики не упускали возможности напомнить общественности, что именно в их онлайновом боевике будет сражаться огромное число – 256! – виртуальных солдат. Ход мысли создателей понятен: раз столько народу сойдется на одном поле боя, значит, сама собой возникнет атмосфера настоящей войны, и сериал Battlefield со своими «жалкими» тридцатью двумя игроками посыплет голову пеплом, а счастливые обладатели MAG завалят электронную почту разработчиков благодарственными посланиями. Но, как выяснилось, все это здорово только в теории. На деле MAG наглядно доказала, что геймеру, прежде всего, нужна атмосфера подлинной войны. А для этого совсем необязательно сооружать огромные декорации и сгонять две с половиной сотни человек – продуманный баланс, дизайн уровней, цели и даже расстановка сил на старте работают куда лучше.
Солдаты фракции S.V.E.R получились самыми запоминающимися: они вооружены каким-то странным оружием, одеты, как бомжи с вокзала, но воюют не хуже других.Зелененький значок справа показывает, что игрок находится в зоне действия способностей командира отделения. А значит, на него распространяются маленькие, но приятные бонусы, вроде повышенной выносливости.
Лебедь, рак и щука
Главная беда, как бы дико это ни звучало, кроется именно в масштабности происходящего, которая то совсем не заметна, то вдруг начинает действовать на нервы. В стандартном режиме сражения «128 на 128» проходят следующим образом: две команды оказываются на внушительных размеров карте, задача каждой из сторон понятная – одни обороняют ключевые объекты, коих тут восемь, другие захватывают. Но это, так сказать, основная цель, а по пути к ней неплохо бы выполнить еще пару десятков задачек помельче: уничтожить средства ПВО противника, которые сбивают десантные самолеты (в противном случае каждому игроку после смерти придется пилить с начальной точки высадки), подорвать минометную батарею, накрывающую время от времени огнем половину карты, уничтожить бункеры и так далее. Все эти цели равномерно рассеяны по карте – воюйте, мол. Но когда игрок впервые оказывается в эпицентре столь масштабного конфликта, то испытывает своего рода шок. Взору открываются необъятные дали, вокруг уже гремят взрывы, несколько десятков человек срываются с места и куда-то бегут. Где враг – не ясно, что делать, в общем, тоже. Поддавшись стадному чувству, устремляешься за всеми, секунды через три получаешь пулю непонятно откуда, ждешь тридцать секунд респауна – дубль два. Три. Четыре-пять… «Поиграв» таким образом несколько раз кряду, в ярости вырубаешь приставку и стаканами хлебаешь валерьянку чтобы хоть как-то успокоиться. Пресловутая масштабность MAG на деле обернулась настоящим хаосом, а потому на первых порах здесь просто теряешься: толпа одинаковых солдат куда-то бежит, в кого-то стреляет, где-то взрывается что-то важное, где-то какой-то штурм, при этом, кажется, никто толком не понимает, что делать. Такое развлечение, разумеется, и даром не нужно (все-таки хочется повоевать нормально, а не без толку носясь по обширным территориям), так что большинство геймеров… преспокойно играют себе в привычные, давно знакомые режимы, где бьются все те же 32 или 64 человека! Почему – понятно. Там и карты компактнее, и народу не так много, и с целями все понятно. Этого ли добивалась в Zipper Interactive?
Впрочем, даже когда поднатореешь в боях, когда уже издалека засекаешь врага и давно наловчился прошивать неприятелей короткими очередями, режим «Господство» на 256 человек не становится более интересным, потому что для опытного бойца масштаб уже никакой роли не играет. Он ясно понимает, что «работать» нужно со своей группой из восьми человек, а задачи выполнять лишь в том районе, где произошла высадка. Огромное, как казалось вначале, сражение распадается на десяток мелких эпизодов, и вот ты уже не видишь дальше своего носа, а происходящее сводится к яростным стычкам маленьких групп, когда «своя» часть карты воспринимается как отдельная от «общей зоны» локация. Не дай бог в следующем бою высадка произойдет в другом месте – заблудишься.
Еще одно важное упущение разработчиков – в MAG практически не используется техника, что пагубно сказалось на ощущении войны. Покататься разрешается только на легких бронемашинах, оснащенных пулеметами, но никаких танков, самолетов, вертолетов, к сожалению, не завезли. Такой подход особенно удивляет, учитывая, что многие умения бойца предназначены для уничтожения вражеской техники, а ее-то как раз и днем с огнем не сыскать.
Локализация
Российских геймеров наверняка порадует, что локализованная версия игры вышла одновременно с мировым релизом, причем перевод получился весьма качественным. Описания навыков, классов персонажей и история каждой фракции переведены грамотно, практически без ошибок. Озвучка тоже на уровне. Актеры вполне адекватно читают текст, попадают в интонации, особо не переигрывают. Единственный забавный ляп получился с названием группировки S.V.E.R. По замыслу разработчиков эта аббревиатура расшифровывается как Seryi Volk Executive Response, словно предупреждая – с этими парнями шутить не стоит. В русской же версии буквы в текстах заменили на С.В.Е.Р., однако во всех озвученных фрагментах фракцию с завидным упорством называют «Север». Тоже, в общем, интересный вариант, но идея создателей была несколько иной.
Перед боем персонажу нужно подобрать снаряжение, правда, увы, его грузоподъемность сильно ограничена, так что взять все желаемое не получится.В режиме игры «Подавление» красные и синие полоски наглядно показывают, сколько солдат осталось у каждой из команд.
Другой подход
В общем, учитывая, что в самых больших сражениях пресловутая глобальность так толком и не работает, нет ничего удивительного, что львиная доля матчей происходит в привычном режиме на 64 игрока под названием «Диверсия». Цели здесь почти те же, что и в варианте «Господство», но менее масштабные: одной команде нужно оборонять три ключевые точки, другой – их захватить. И вот тут воевать действительно интересно. Во-первых, уровни по-прежнему достаточно большие, но все же не столь необозримые, а значит, ориентироваться проще, и игрок вполне способен оценить карту целиком, чтобы сознательно выбрать тактику боя. Снайпер предпочтет удобные позиции, чтобы подстреливать врагов на подходе, штурмовики запомнят, куда лучше отступить, если станет жарко, а где стоит обойти противника по флангам для неожиданного удара. Глаза не разбегаются от количества врагов и целей, и, видимо, поэтому действия команд в «Диверсии» куда более осмысленные. Во многих матчах можно даже наблюдать удивительную картину, когда человек десять между собой не знакомых игроков действительно пытаются работать в команде, и, что еще больше поражает, иногда это у них и впрямь получается.
Честно говоря, любителям больших онлайновых боевиков стоит перед разработчиками из Zipper Interactive снять шляпу – ведь именно авторам MAG удалось понятными и сравнительно гуманными методами заставить игроков действовать сообща. Все гениальное, как известно, просто, и в MAG к слаженным операциям подталкивает такая банальность, как опыт.
Суть в том, что за свои ратные подвиги персонаж получает «экспу», а по достижении очередного уровня ему дают лишь одно очко навыков, которое можно вложить в любую ветку развития. Заметим, что «железобетонных» классов тут нет, так что всегда имеет смысл прокачивать героя либо в одном направлении, воспитывая, скажем, крутого пулеметчика, либо попробовать взрастить универсального бойца, владеющего всем понемногу. Штука в том, что ценный опыт (а он здесь действительно на вес золота) дается за любое полезное и, что немаловажно, командное действие. Просто бегать по карте и палить во все стороны, собирая фраги, смысла попросту нет – так и сражение не выиграешь, и опыта получишь с гулькин нос. Наглядный пример: за убитого врага боец получает всего пять очков, а вот лечение товарища вознаграждается сразу десятью, так что любому понятно, что исцелять своих куда выгоднее, чем палить по чужим. И так во всем. Расстреливаешь недругов не где-то в лесах, а защищая стратегическую позицию, – и опыт набирается вдвое быстрее. Помог другому игроку добить противника – заработал ценные очки. А захватишь важный объект – и опыта получишь больше, чем за убийство тридцати врагов! Из-за такого подхода на поле боя царит подлинный командный дух: только тебя подстрелили, и вот уже мчится подмога, торопится сделать инъекцию. И никого уже не удивляет, когда игрок с мизерным количеством «фрагов» на счету набирает за бой больше всех очков, становясь лучшим в отделении. А все потому, что был полезен для команды.
Отцы-командиры
Разрекламированная система командования в игре есть, и работает она неплохо. По мере роста в уровнях геймер, помимо опыта, получает и особые баллы, набрав нужное количество которых, можно претендовать на должность командира отделения, роты или взвода. Причем если командиры отделений и рот особыми полномочиями не наделены, то вот взводный руководит целой битвой. Правда, доступна такая власть только в режиме «Господство». Суть в том, что большой начальник имеет право ставить цели перед отделениями и взводами, вызывать поддержку, наносить авиа- и артиллерийские удары. В общем, незаменимый человек. Назначение командиров происходит автоматически перед каждым раундом, причем выбор проводится из всех кандидатов, которые годны к той или иной должности, то бишь достигли необходимого уровня. Идея хорошая, но, к сожалению, слишком часто власть получают совершенно невменяемые личности, которые плюют на управление войсками и развлекаются, так сказать, «для себя». Такой головотяп легко может вдруг послать целый взвод отбивать никому уже не нужную позицию или заставит оборонять второстепенный объект. Хорошо хоть, что за неподчинение приказам никаких штрафов нет, так что обычно игроки просто игнорируют глупые приказы руководства и воюют исходя из обстановки, надеясь на артподдержку.
Респаун отнимает довольно много времени, так что если удастся разом уничтожить все отделение, вы легко сможете захватить цель.Карт в игре немного, зато они большие и дизайн у них отличный. К цели, например, всегда есть по три-четыре прохода. Широкое поле для тактических экспериментов!
Разбитая мечта
Впрочем, не обольщайтесь. Сражения тут, конечно, намного осмысленнее, чем в безумной Modern Warfare 2, но никакие блестящие тактические маневры по-прежнему невозможны, а слабые игроки, да и просто новички, регулярно «запарывают» партию, причем особенно часто не везет атакующим. Защитникам-то всего и нужно, что продержаться двадцать минут, а вот успех штурма напрямую зависит от слаженной работы – причем не одной, а сразу двух групп.
Штука в том, что в каждом режиме, команды делятся на несколько отделений по восемь человек, а из них (если выбрать вариант для 128 или 256 бойцов) формируются взводы и роты. Между тем отделение – в своем роде автономная группа, члены которой могут по голосовой связи переговариваться друг с другом, а вот общаться с соседним отделением, увы, нет. И это создает массу проблем.
Скажем, в «Диверсии» атакующей стороне нужно захватить две позиции, чтобы разблокировать доступ к последнему рубежу обороны противника, но соль в том, что завладеть объектами необходимо практически одновременно. Однако поскольку группы действуют независимо друг от друга и никогда не приходят на помощь (расстояния слишком велики), то необходимо, чтобы умелые бойцы имелись на обоих участках фронта. Ведь даже если одна команда захватит цель, победу это не обеспечит и обороняющиеся весьма быстро отобьют объект. В итоге 90% боев выигрывает именно защищающаяся команда, ибо ей просто намного проще выполнить задачу.
Не будь нубом!
Несмотря на баланс, который не позволяет создавать действительно непобедимых бойцов, все-таки в начале военной карьеры новичку приходится туго. В первую очередь из-за того, что прокачанные игроки обладают очень важными навыками, вроде умения метко стрелять, знают как уменьшить отдачу, а, главное, обзавелись оптическими прицелами, и потому сносят новобранца раньше, чем тот вообще заметит пальбу. Вот несколько общих советов, которые помогут успешно прокачаться.
Первые очки опыта нужно вложить в навыки «полевая аптечка» и «реанимация». Таким образом, вы сможете себя подлечить и, главное, набрать немало опыта, оживляя павших в бою соратников. Помните, за лечение товарища дают больше опыта, чем за убийство врага.
Потом необходимо вложить всего одно очко в навык «метание гранат». Дешево и сердито. Дело в том, что любимое развлечение игроков в MAG – забрасывать друг друга «гренками». И, понятное дело, что лучше кидать опасные игрушки как можно дальше.
Дальше жизненно важно развить «повышенную внимательность», чтобы замечать противника на большем расстоянии, а также освоить «восстановление сил», позволяющее бегать быстрее. Эти навыки – проверено! – не раз спасут жизнь.
После того как боец более-менее готов к сражениям, а потрачено на все это, заметим, сравнительно мало очков, можно развивать умения для серьезных сражений: «ускорение перезарядки», «тактическая рукоять», «оптический прицел» – все это необходимо изучить в первую очередь. А уж с таким набором смело можно пускаться во все тяжкие.
Подстреленный солдат не умирает сразу, а некоторое время истекает кровью, и его можно «оживить». Впрочем, если пуля угодила в голову, смерть наступает мгновенно.В MAG жизненно необходимо постоянно прятаться или даже падать ничком: в лежачем положении и отдача меньше, и врагу сложнее по вам попасть.
На грани
Вопрос баланса для MAG стоит чрезвычайно остро. С одной стороны, соотношение сил группировок идеально, да только достигнута цель с поистине слоновьей грацией: все фракции попросту ничем друг от друга не отличаются, кроме внешности солдат. Похожим образом обстоят дела и с индивидуальным развитием бойцов. Во-первых, видов оружия здесь очень мало, а чтобы заполучить новую пушку, необходимо набрать немало очков опыта. И главное разочарование настигнет тогда, когда долгожданный приз вдруг окажется хуже, чем штатный ствол! Вот так сюрприз.
Большинство умений – бесполезны. По сути, действительно необходимо изучить «снижение отдачи», чтобы пули не улетали в молоко, прикупить оптический прицел да обзавестись реанимационным набором, дабы и себя подлечивать, и раненых товарищей на ноги ставить. Забавно, что вот эти, действительно полезные, навыки – наиболее дешевы, и доступны становятся еще в самом начале, в то время как дорогие просто не пригождаются в бою. Хорошо, конечно, что и новичок имеет все шансы убить максимально прокачанного бойца, но, вложив столько сил в развитие и получив такой результат, чувствуешь себя обманутым.
Чтобы успешно убивать, совсем не лишним будет освоить «меткую стрельбу». Так как в MAG весьма внушительные расстояния, то стрелять, во-первых, нужно прицелившись, во-вторых – короткими очередями.
Другой пример грубого подхода к балансу – ограниченная «грузоподъемность» солдат. Из-за этого перед каждой операцией приходится делать практически гамлетовский выбор: что лучше взять – тяжелый бронежилет или мины, аптечку или газовые гранаты, оптический прицел или сошки для винтовки? Получается, даже герой высокого уровня, получивший доступ ко всем-всем плюшкам, использовать в бою весь доступный арсенал попросту не может. В ходе долгих экспериментов наконец понимаешь, что «идеальный набор» – тот, что был выдан в самом начале, и возникает грустный вопрос: а на кой черт вообще нужно столько умений?
MAG – это яркий пример того, что размах не всегда на пользу результату. Здесь, несмотря на поражающее воображение число 256, война не воспринимается столь же серьезно, как в той же Bad Company 2, где, заметим, на поле боя намного меньше народу. При всем своем масштабе MAG больше похожа на Counter-Strike: все бегают с одинаковым оружием, каждый раунд начинается с того, что две толпы бойцов встречаются где-то в середине карты и забрасывает друг друга гранатами, потом настает черед для яростной пальбы, тебя убивают, респаун, снова стычка... Если бы разработчики не увязали помощь команде с опытом, то, вероятно, и слаженных действий не было бы вовсе. Но они увязали, и именно это вытягивает всю игру. Да, в мире MAG интересно, постоянно чувствуется напряжение, подчас происходящее захватывает не на шутку, но, увы, если хочется чуточку более реальной войны, куда лучше подойдут другие игры.
Поле боя
В игре всего четыре режима. Чтобы вы представляли, что именно приготовили разработчики, вот небольшая справка по ним.
Подавление
Самый первый доступный режим рассчитан на 64 игрока. Тут все очень просто, в каждой команде 32 человека, они бегают на небольшой карте и стреляют друг в друга. Проигрывает тот, у кого раньше закончатся солдаты.
Диверсия
Самый популярный режим на 64 игрока, где борьба идет за ключевые точки. Одна команда обороняется, другая атакует. Защитникам нужно всего лишь продержаться двадцать минут, а вот нападающим за это время надо успеть захватить все позиции.
Захват
Самый непопулярный режим. Рассчитан на 128 человек, задача атакующей команды – вломиться на вражескую базу и угнать технику к себе домой. Проблема в том, что выиграть атакующими почти невозможно: базы защищены бункерами, минометными батареями и черт знает, чем еще, а время строго ограничено.
Господство
Тот самый глобальный режим на 256 игроков, второй по популярности после «Диверсии». Все просто: атакующим нужно захватить восемь ключевых объектов, защитникам продержаться полчаса, отбивая атаки. Становится доступен только тогда, когда ваш подопечный боец достигнет восьмого уровня.
1294 Прочтений • [Обзор игры MAG] [11.04.2012] [Комментариев: 0]