Иной раз жутко думать, сколько всего сказано, написано и снято о природе сна. Сновидения, как и сама жизнь, удивительно многогранны: их сомнительно толкуют, скучно исследуют, закручивают вокруг них разного рода литературные и киносюжеты – позитивные и не очень.
Проще, конечно, навернуть нечто странное и страшное. К примеру, известный писатель Нил Гейман открывает леденящую душу правду в крохотном рассказе «Сметающий сны»: оказывается, все наши фантазии выметаются и сжигаются специальным уборщиком. Главный персонаж решительно отказывается посещать грезы сумевших как-то его задеть (для этого достаточно выказать «фи» по поводу его татуировки или болеть не за ту спортивную команду) – и обидчики дорого платят за свою несдержанность: их сознание
все больше и больше загромождается вымышленным хламом, и они теряют рассудок. «Никогда не спите, дети».
Ушанка – самое то для Сибири.
Семейство готичненьких щелкунчиков.
Так вот, у Media Molecule то же самое описывается в строго противоположном ключе – сплошные мир, пицца, жвачка. Тому, что приходит вам в голову во время сна, не нужны никакие подметалы. Оно само взмывает ввысь, и где-то там, далеко-далеко, собирается в клубок, который становится целым миром, богатым и необычным. Это – огромная игровая площадка для маленьких шитых и вязаных человечков, сэкбоев и сэкгерл. Атмосфера спокойствия и дружелюбия здесь поддерживается даже голосом, неторопливо инструктирующим
новичков волшебной страны, которая не знает себе равных по многоликости. Голос как будто бы принадлежит Стивену Фраю* – не то слово какому заслуженному актеру, писателю и телевизионщику, персонифицированной гордости современной Британии. Его вежливый голос также звучит в первых двух играх о Гарри Поттере и все еще тепленькой Fable II, но у нас перо не повернется написать,
что известен он вам именно по этим работам.
Game 3.0
Впервые термин, вынесенный в заглавие врезки, прозвучал во время прошлогодней GDC; само понятие, естественно, давно было у всех в головах, однако принято считать, что оформилось оно стараниями Sony. Подступаясь к размышлениям о будущем видеоигрового мейнстрима, Фил Харрисон определил Game 1.0 как тип полностью самодостаточных игр (большинство существующих работ на сегодняшний день), а Game 2.0 – как отправную точку онлайн-гейминга. Соответственно, Game 3.0 – набирающий популярность тип видеоигр,
пользователю которых отведена качественно новая роль: он волен создавать некий контент и делиться им со всем играющим сообществом. По мнению Харрисона и значительной доли аналитиков, именно такой концепции будет придерживаться большинство громких проектов грядущих лет. Возможно, на данный момент продажи самых заметных образцов Game 3.0 – а это Spore Уилла Райта, Banjo-Kazooie:
Nuts & Bolts студии Rare и рецензируемая LittleBigPlanet – не оправдывают прогнозы маркетинговых отделов издателей, но именно они вызывают наибольший резонанс в прессе и обозначают глобальные тенденции развития гейминга.
Когда дядюшка Стивен честно исполнит свой долг, предупредив вас обо всех опасностях и невзгодах, которые все же имеют место на этой чудесной планете, ваш сэкбой попадает в тюдоровские сады. Если здесь вам представились декорации из телесериала «Тюдоры», смело выдохните. От этого зрелища, скорее, складывается впечатление, что во время загрузки уровня происходит не то, что обычно в таком случае происходит. Небезосновательно кажется, что это не считываются данные, а группа невидимых детишек спешно
вырезает из картона замки и разрисовывает их черными фломастерами, подвешивает за веревочки круглые куски губки, с толком раскладывает тряпичные кубики, склеивает и раскрашивает умилительную фигурку короля – прямо как на школьных уроках «изо» и труда. Не забыты и подарки сэкбою – первый комплект одежды: брюки, камзол и головной убор прямиком из елизаветинской эпохи; простор для экспериментов с имиджем пока не особо широк, но позволяет вырядиться под Шекспира
и Марло (а такой костюм не стыдно и оставить на все дальнейшие приключения).
Из картонно-тряпичной Англии, в которой все более-менее спокойно, сэкбой переносится прямиком в искусственные африканские саванны – и тут игроку остается только еще больше успевать сообразить, как стремительно меняются его представления о платформерах. В саваннах царит хаос: крокодилы, буйволы и меркаты (они же мангусты Селоуса) сошли с ума! Последние обеспечивают запредельный градус нелепости творящегося, поскольку благодаря им сэкбой резко и высоко подпрыгивает – на этом выстроена одна из мини-игр,
которая по увлекательности без проблем обходит Lumines и сдается без боя разве что рядом с пупырчатой пленкой. Суть состоит в следующем: сэкбой скачет по квадратным головам измученных зверьков, над которыми двигаются пузырьки (их надо жадно лопать, они накручивают счетчик очков), пламенеющие камни (ткань, понятно, не очень благоприятно взаимодействует с огнем) и непонятные
круглые существа с бешеными глазами и пламенеющим камушком вместо языка. Без шуток: аддиктивность – как у Wii Sports в январе-феврале прошлого года.
Всю стену можно легко исписать аббревиатурой LOLZ.
Некоторые пазлы получится решить только с друзьями.
К готической свадьбе, на которой нечто женского пола по имени Фрида слезно попросит сэкбоя отыскать потерявшегося жениха, гардероб пополнится вещами, позволяющими стать, извините, фриком. В то же время не получается не находить подозрительным, что из всех вымышленных персонажей проще всего «сообразить» Дживса из сериала «Дживс и Вустер»; его – какое совпадение – играет уже упоминавшийся Стивен Ф.: достаточно оставить самые первые брюки и надеть свадебный костюм.
Также легко сотворить из Дживса канонического британского аристократа, активировав монокль, усы с бородкой и эдвардианскую шляпу (непонятно, как Media Molecule удалось создать такой безобразный цилиндр – его едва видно!). В таком виде, что и говорить, куда уместнее шататься по уровню, который могли бы соорудить Тим Бертон (во время поисков источника вдохновения для работы над «Трупом невесты») и Котаро Умедзи (арт-директор Gitaroo-Man), запертые в подвале с картоном, тряпьем и клеем.
Чем не стоит делиться
Даже если вы создадите идеальную копию первого уровня Super Mario Bros. и будете стопроцентно уверены, что игровое сообщество не выживет, не узнав о вашем шедевре, а культура гейминга вообще не имеет право называться таковой, если эта работа останется исключительно на жестком диске вашей PlayStation 3, не выкладывайте ее в PSN. Поступающий на сервера контент тщательно
проверяется, и все, что как-либо противоречит закону об авторских правах, беспощадно удаляется.
После триумфального воссоединения влюбленных декорациям не поражаешься – и вовсе не потому, что самодельные Мексика, США, Япония, Индия и Сибирь вышли хуже. Во-первых, глаз настолько привыкает ко всем этим порам губки, шероховатостям картона и неровностям древесины, что словно бы еще чуть-чуть, и перестанешь воспринимать все это картинкой на экране; естественно, такой ход способствует глубокому погружению в прогулки по дивным краям. Во-вторых, многие пазлы и препятствия к тому времени начинают
балансировать на грани вызывающего зубовный скрежет безумия и с трудом выносимой пытки. Аккуратности игрока LittleBigPlanet требует не меньше, чем ресурсов PlayStation 3: законы Ньютона здесь суровы, как мало где еще. Недопрыгнуть, перепрыгнуть, свалиться с платформы, на которую, казалось, вполне удачно попал – в порядке вещей. С другой стороны, точность действий
щедро вознаграждается заветными пузырьками, декорациями, стикерами и прочей мелочевкой – даже если вы никогда всем этим не воспользуетесь, вам будет попросту радостно увидеть процент собранных объектов на экране с результатами прохождения.
Воссоздать дух последней Grand Theft Auto? Да запросто.
Тиму Бертону пора начинать беспокоиться.
Единственный досадный момент LittleBigPlanet – неудачное решение с ограниченным числом попыток преодоления каждой преграды вкупе с непродуманной физмоделью – легко окупается общей лаконичностью, восходящей чуть ли не к самой первой Super
Mario Bros. Сэкбой не носит походного ранца с оружием, в его руке нет лучевой пушки, он не владеет европейскими и азиатскими боевыми искусствами, не носится с шашкой наголо и не сворачивается в колючий шарик. Левый стик – ходьба, Х – прыжок, R1 – «схватить что-нибудь»; ничего больше. При этом LittleBigPlanet суммирует и преумножает
все то, за что мы любим львиную долю платформеров 8-, 16- и 32-битных эр, от Earthworm Jim и Mr.Nutz до Cool Spot и Trash It! Многолетний труд Media Molecule – то самое, о чем многие из нас мечтали в далекой первой половине девяностых, продувая разъемы картриджей, зачитываясь журналами «Видео-Асс:
Dendy» и «Великий Dракон», выключая консоль только для того, чтобы посмотреть ТВ-программу Сергея Супонева или анимационную версию «Охотников за привидениями»; а мечтали мы как раз о том, чтобы эта маленькая жизнь в двух измерениях, с присущими ей незатейливостью, прозрачностью и собственными правилами, ощущалась именно что жизнью – чем-то более выразительным и «настоящим», нежели набор спрайтов в низком разрешении.
Media Molecule
Скромная британская контора, расположенная в Гилдфорде, была основана четырьмя выходцами из Lionhead – Марком Хили, Алексом Эвансом, Дэвидом Смитом и Каримом Эттуни. В грядущем январе студии исполняется три года. За год до рождения Media Molecule четверка авторов, все еще находясь в составе Lionhead, разработала совместный инди-проект – Rag Doll Kung Fu, стилистика которого и легла в основу аналогичного аспекта дебютной игры ММ, LittleBigPlanet.
Здесь все уже изначально серьезнее: эксклюзивный контракт с европейской Sony Computer Entertainment, солидный бюджет, грамотное продвижение и большие надежды. Девиз ММ – «Bubblegum for your eyes» («Жвачка для глаз ваших»). Точнее не определишь.
По всему выходит, что в 2008 году это произошло. Более того, произошло как надо: «три слоя двух плоскостей» и объекты, глядя на которые инстинктивно хочется протянуть руку к экрану, не вытеснили то, из-за чего многие до сих пор держат дома Atari 2600, NES и старые телевизоры. Фантазия, ранее использовавшаяся для мысленной «достройки» образов и «моделирования» бедно обрисованных ситуаций, отныне направлена в иное русло. Даже в своем первозданном виде сэкбой –
мэскот незабываемый; каждый игрок непременно придаст ему индивидуальности, выбрав окрас и одежду по вкусу, а с таким впечатляющим спектром всего и вся не стоит и сомневаться, что случайно соорудить пару одинаковых человечков – та еще задача.
Когда сэкбой проберется через заснеженные и заледенелые бункеры, обклеенные русскоязычными афишами и газетами, пролезет через огромное вращающееся наэлектризованное колесо и разделается с изобретениями коварного Коллекционера, игра… начнется. Исполненный уныния злодей сознается, что впал в буйство из-за того, что с ним никто не дружил – и тут, конечно, выяснится, что водиться с ним, как и с вашим сэкбоем, готов целый необъятный мир. Его двери открываются всем, чья PlayStation 3 работает с
глобальной сетью, кто точно так же, как и вы, прошел эту непродолжительную, но захватывающую кампанию, собрал бочку декораций и корзину стикеров и теперь снова слушает голос Стивена Ф., который в этот раз вещает о божественных возможностях и силе созидания.
Градусник отображает уровень захламленности вашего творения.
После альтернативной Индии смотреть на настоящую уже… скучно?
Как ни странно, мистер Фрай говорит правду. С редактором уровней LittleBigPlanet не сравнится ничто. Еще раз: с редактором уровней LittleBigPlanet не сравнится ничто. И снова: с редактором уровней LittleBigPlanet не
сравнится ничто. Лаборатория существ Spore и мастерская в последней Banjo-Kazooie далеко позади, но то, к сожалению, палка о двух концах – не получится включить консоль на полчаса, откинуться на спинку кресла и лениво набросать что попало. Уровни, которые не стыдно показать десяткам тысяч игроков, – результат многочасовых осмысленных
экспериментов и бессчетных «пауз» с «перемотками», продукт, рождающийся после освоения всех доступных элементов; достаточно сказать, что сами авторы выстраивали все 8 тематических зон именно посредством этого могучего инструмента. Очевидно, усидчивости на нечто подобное хватит далеко не у каждого, но если втянуться, то дело окажется еще забористее передачи Brainiac на телеканале Discovery Science. Если же не втягиваться, то восьмиуровнего аперитива и содержимого PlayStation Network
будет вполне достаточно, чтобы месяцами не отпускать диск с LittleBigPlanet далеко от консоли.
Но вопреки многим ожиданиям, LittleBigPlanet не стала для видеоигр тем, чем «Гражданин Кейн» является для кино, «Улисс» – для литературы, а «Хранители» – для комиксов. Революция свершилась в рамках отдельно взятого жанра, так что в самое ближайшее время засилья клонированных Game 3.0 не случится. Косвенно
это подтверждают скромные продажи и сама Media Molecule, уже приступившая к проектированию сиквела и версии для PlayStation Portable. Нам важнее другое: это – платформер, отражающий самую суть и прелесть жанра; всем своим естеством апеллирующий к простейшими удовольствиям, вроде собирания монеток, топтания гумб и долбления кирпичей. Для тех, кому сейчас 10-12 лет, – и вовсе гарантия счастливого детства. Регулярно пополняющаяся сокровищница причудливых миров, которых почти что можно
коснуться.
1152 Прочтений • [Обзор игры LittleBigPlanet] [11.04.2012] [Комментариев: 0]