Тряпичному человечку сэкбою – или, как его ошибочно именуют российские журналы для хипстеров, сокбою – всё же удалось стать чем-то вроде талисмана PS3. До лавров Марио, впрочем, еще далеко, освоен был только один жанр, и Sony закрепляет позиции, выпустив сиквел игры, которая, казалось, меньше всего нуждалась в продолжении.
Пару лет назад с первой LittleBigPlanet я сам себя перехитрил. Польстился на версию для стран Азии (там она появилась в продаже раньше, чем у нас, стоила почти в два раза дешевле) и только забирая на почте бандероль сообразил, что DLС придется оплачивать в гонконгском PlayStation Store. На том и погорел: карточки российских банков магазин не признавал, а продавцы c eBay кодами предоплаты гонконгской PS Network тогда еще не торговали. LBP без онлайновых расширений похожа если не на маковку айсберга, то уж точно на набор Lego без возможности добавить деталек – развлечение на первых порах дико увлекательное, но без регулярной подпитки быстро увядающее. К однопользовательскому режиму я охладел за пару дней, редактор уровней требовал уделять ему всё свободное время, крутых самоделок в онлайне было еще совсем мало, и диск отправился на полку. Когда же на базе игры расцвело пышное моддерское сообщество, нырять обратно стало, честно говоря, недосуг – однако я следил за тем, как LBP осваивал приятель с маленьким сыном (о совместных успехах они отчитывались в ЖЖ).
Вам с Фраем или без?
LBP2 полностью переведена на русский язык, с обычными для российских локализаций нюансами – набившие оскомину голоса наигранно зачитывают текст, при переносе с английского обогатившийся, к примеру, шуткой про «носки, стоящие в уголке». Я выдержал пять минут, сменил язык консоли и дальше слушал милого сердцу Стивена Фрая (актер снова выступает незримым проводником сэкбоя на просторах Крафтворлда). Жаль, что вносимый Фраем совершенно особый шарм ускользнет от геймеров, не владеющих английским языком. Зато переведенная на русский игра понятна детской аудитории.
Сэкботы ждут, когда сэкбой начнет ими помыкать.Орудие революции – программируемый верблюд.
Всем Ильич, пацаны! Сделано бувально за десять минут.
Про игру в общих чертах всё было понятно: студия Media Molecule создала выдающийся конструктор платформеров с потенциалом бесконечного расширения. Пытливый деятель может там наворотить не только пресловутые гигантские пиписьки, плюющиеся магмой (хотя и их тоже), но довольно-таки занятные уровни со сложной механикой. Только базовый «бродильный» геймплей оставлял желать лучшего: управление чересчур чувствительное, разболтанное; сэкбой сплошь и рядом своевольничал, вертясь как собачонка в ажитации. Чрезмерная инерционность в игре с прыжками по платформам – это смерти одна за другой, бессмысленные, многократно повторяющиеся и порой доводящие игрока до истерики с крушением подручной аппаратуры. Феномен известен с начала 1980-х, желанием бороться с ним индустрия явно не горит, остается в тысячный раз сокрушаться о сговоре геймдевелоперов с продавцами джойпадов.
Почему так подробно о первой части? А потому что во второй, если говорить строго об основах геймплея, не изменилось практически ничего. Хотя в распоряжении семенящих по уровням мешочков появились оригинальные гаджеты, а путь усыпан новыми ловушками, управление осталось примерно таким же недокрученным (или всё-таки полуразвинченным?), как в прошлый раз. Железобетонная уважительная причина: совместимость с тремя миллионами уровней, рожденных в недрах фэн-сообщества за два года. Если бы вторая игра обрубала доступ к наработкам комьюнити, когорты самоделкиных объявили бы Sony бойкот – а так лишь подулись для вида. Поначалу ведь планировалось расширять галактику LBP исключительно на базе первой игры; еще в ноябре 2009-го продюсер Мартин Лайна и дизайнер уровней Дэнни Ливер в интервью criticalgamer.co.uk божились, что никакой второй части не будет – сиквел, мол, делать «непродуктивно». Передумали, случается. Главное что: покупая LBP2, вы получаете сюжетный режим (шесть зон по восемь уровней), доступ к хранящейся в PlayStation Network прорве фэнских творений и то, что делает игру полноценным сиквелом: радикально переделанный конструктор уровней или, как их тут называют, эпизодов.
Сюжетная часть – экскурсия с погружением. Здесь Media Molecule ведет вас за руку, демонстрирует игровую механику, попутно пробалтывая довольно милую байку о борьбе героев Крафтворлда со зловещим пылесосом Негативитроном. Кроме сэкбоя (или сэкгёрл, это уж как захотите), в выяснении отношений участвуют Ларри да Винчи, Авалон Центрифуга, Виктория фон Батисфера и другие интересные личности. Базовый геймплей с беготней и прыжками по макушкам врагов оживляют гаджеты вроде захватного крюка в бэтменском духе, перчаток-хваталок и волшебных шапок-плевалок. Мир обретает границы, становятся ясны законы, по которым он функционирует, плюс вам предъявляют слегка обновленную визуальную стилистику. Крафтворлд, раньше напоминавший большую свалку рукодельных игрушек, ко второй серии обзавелся данки-конговскими джунглями, вкраплениями кулинарного свойства и чертами уютного зальчика игровых автоматов из детства (элементы иных классических платформеров и шутеров с любовью встроены в геймплей).
Демо техники
Обязательная инсталляция LittleBigPlanet 2 занимает около 600 мегабайт. На диске вы также найдете набор из десяти «доисторических» эпизодов Sackboy’s Prehistoric Moves для игры с помощью PlayStation Move. Это не столько дополнение, сколько техническая демка – вполне, тем не менее, играбельная. На жесткий диск она устанавливается отдельно и из самой LBP2 недоступна. Пока неизвестно, появится ли когда-нибудь поддержка Move в основной игре.
Поддерживается кооперативный режим для четырех игроков.Интерфейс конструктора прост и понятен. Отладка свойств сэкбота.
Доска почета
За успехами сообщества LBP предлагается наблюдать не только внутри игры, но и на официальном сайте lbp.me, где публикуется статистика по загрузкам пользовательских уровней. Зайдя на сайт под логином PSN, можно отметить эпизоды, в которые вам интересно сыграть позднее. Эпизоды сортируются по категориям, оценкам и меткам. Из отечественных веб-ресурсов рекомендуем заглянуть на littlebigrussia.ru, там достаточно полезный форум.
Симпатичная и ловко сработанная, сама по себе сюжетная кампания не оправдывает покупки LBP2: это большая затравка, учебный курс и возможность собрать побольше призовых значков. Сердцевина, суть игры – в конструкторе уровней с богатым набором инструментов и наворотами, как в наборах Lego Technic, где к привычным кубикам добавлены электромеханика и сенсоры. Media Molecule удалось замечательным образом улучшить свой конструктор: по сравнению с прежней версией система упрощена, сделана более интуитивной, но не потеряла ни капли функционала; наоборот, рамки осуществимых фокусов расширились. Инструментарий LBP2 позволяет без лишних усилий создавать ландшафт, архитектуру, индикаторы и меню, задавать логику поведения существ, предметов, оружия и самого сэкбоя, ставить скриптовые сценки, записывать реплики через аудиогарнитуру и сочинять музыку с помощью внутриигровых синтезаторов. Спустя месяц после выхода первой части сеть PSN взорвалась тысячами самопальных клонов Mario Bros. На базе LBP2 можно пойти значительно дальше – например, в направлении старых GTA, текстовых квестов, спортивных симуляторов или японских RPG эпохи SNES и ранней PlayStation. При желании можно явить миру ремейки советских «Конька-горбунка», «Городков» и «Морского боя», примитивный FPS или простенькую заявку на авиасимулятор. Хотите вообще отказаться от игровой составляющей и снять трехмерный мультфильм? Пожалуйста, снимайте, средства доступны с самого начала, инструменты не нужно открывать или зарабатывать. Я почему-то первым делом выстругал копию ленинского Мавзолея с трибуной для сэкбоя (скриншот в фейсбуке собрал кучу «лайков»), сейчас вокруг усыпальницы вырастает своеобразная интерпретация Солнечного города – понятия не имею, куда всё зайдет, но бросать это занятие не хочется.
Разработчики какое-то время раздумывали над поддержкой клавиатуры с мышью, однако ритейл-версия LBP2 пока управляется только с джойпада. (Как реверанс в адрес Sony стоит расценивать записанный на диске набор эпизодов для контроллера Move; они вряд ли перевернут ваши представления о видеоиграх). Когда необходимо по миллиметру вымерять габариты конструкций, Sixaxis и DualShock 3 тяжело назвать идеальными устройствами ввода – тем не менее, авторы сделали всё возможное, чтобы свести негативные моменты к минимуму. В редакторе уровней первой LBP я постоянно ошибался с командами, здесь путаница почти сошла на нет, а руководство из пятидесяти уроков сразу доступно в полном объеме. Для пущего удобства перестроена платформа для публикации, поиска и оценки эпизодов, в результате найти стоящие творения действительно стало легче. Я, правда, слышал жалобы на засилье имитаций: дескать, для игры, предоставляющей огромную творческую свободу, LBP2 порождает многовато повторов уже существующих игровых проектов. Можно парировать, что, во-первых, игры по своей природе повторяют одна другую, а во-вторых, надо же от чего-то отталкиваться. Кто оттолкнется дальше других, тот молодец. Кто сделает идеальный клон Castlevania IV с участием сэкбоя, тот тоже молодец, просто на свой лад. LittleBigPlanet 2 – отличный способ попробовать себя в шкуре геймдизайнера, примериться к креативной составляющей профессии, не беспокоясь о бюджетах и сроках. Легко верится, что лет через несколько на вопрос о том, что их привлекло на эту стезю, авторы известных игр будут среди прочих источников вдохновения называть разработку Media Molecule. Рассказывая о LBP2, невольно переходишь к штампам вроде «поразительных возможностей» и «почти безграничного потенциала», но что делать – в хороших руках игра правда выдает потрясающие результаты, счет пользовательских уровней сегодня идет на миллионы, а очень приличных среди них – минимум сотни. Безусловно, нельзя закрывать глаза на огрехи платформенной части, но это единственное, что заставляет снизить итоговую оценку.
Сэкботы: кто они?
Новая категория персонажей – NPC, чей облик и модель поведения игрок может изменять в широких рамках с помощью микрочипов. Сэкботы бегают за сэкбоем и от него, патрулируют локации, пляшут, поют, дурачатся – короче говоря, делают, что им прикажут. Это ваши актеры второго плана.
1698 Прочтений • [Обзор игры LittleBigPlanet 2] [11.04.2012] [Комментариев: 0]