Новые технологии – новые испытания. И год с небольшим нелегкой жизни PlayStation 3 на рынке настырно это утверждение доказывает. За относительно короткий срок консоль уже неоднократно радовала поклонников новыми, действительно хорошими играми – но и жестоких разочарований хватало. Среди последних зарубежная пресса особое место отвела Lair, весьма любопытному детищу команды Factor 5, ставшему, пожалуй, одним из самых громких провалов 2007 года на консоли от Sony. Град разгромных рецензий и уничижительных отзывов сыпался на игру, начиная с прошлого августа. Мы сознательно решили дождаться европейского, почти на полгода отсроченного релиза – как раз утихнут споры критиков, улягутся страсти, дабы в спокойной обстановке выяснить, так ли уж страшен дракон, как его малюют.
Расшвырять сотню или две пехотинцев? Проще, чем отобрать конфету у ребенка!Крупные драконы, вроде того, что запечатлен на этом кадре, обычно невосприимчивы к огню – ближнего боя не избежать.
На взлетной полосе
Сочиняя сказку о рыцарях и летучих ящерах, Factor 5 сильно рисковала – и дело тут не только в смене платформы и издателя; на протяжении многих лет сотрудники студии зарабатывали главным образом на интеллектуальной собственности Джорджа Лукаса, выпуская один за другим шутеры (отменные!) линейки Rogue Squadron – и катались как сыр в масле. Не было необходимости беспокоиться за сюжет, не приходилось ломать голову над дизайном кораблей и даже музыкальное сопровождение подавалось на суповой тарелке с голубой каймой – бери и пользуйся на здоровье, только про лицензионные отчисления не забывай. Теперь же правила круто изменились. Взамен далекой-предалекой галактики – выжженная вулканами земля неизвестной планеты, вместо урожденно добрых повстанцев и неизменно злой Империи – государства Мокай и Азилиа с сомнительными политическими позициями. Главный герой тоже на Люка Скайуокера похож очень отдаленно и пока не может похвастать толпой преданных фанатов, скупающих все сопутствующие товары без разбору. Зато для совершения подвигов благородному Рону не требуется втискиваться в тесную кабину X-Wing – его место на спине дракона, что готов жечь противников огнем и рвать на куски острыми когтями.
Спокойно полетать, ни в кого не стреляя, удается крайне редко – и очень недолго.
Проба крыла
Боевое крещение не предвещает беды – пусть управлять чешуйчатым «конягой», наклоняя и потряхивая Sixaxis, поначалу и непривычно. Тем не менее первые полчаса полета проходят в спокойной обстановке, да и вялые перестрелки с противником едва ли станут для кого-то серьезным испытанием. Смутные сомнения поднимают беспокойную голову несколько позднее, с появлением на экране первых неприятельских драконов. В схватках с ними уже приходится бойко маневрировать, резко разворачивая собственное транспортное средство, прибавляя либо, наоборот, сбрасывая скорость. Ничего сложного, но все чаще случаются досадные осечки – то не удается выполнить поворот, то подопечная рептилия наотрез отказывается замедлить полет. И все же к вступительным уровням больших претензий нет. Упомянутые шероховатости, конечно, смущают, но начальные этапы вообще нечасто позволяют судить о качестве проекта в целом, так как разработчики обычно не торопятся выкладывать на стол сразу все козыри, предпочитая воспользоваться ими лишь тогда, когда игрок уже освоился с техническими тонкостями процесса. В случае с Lair, увы, до козырей дело так и не доходит (их попросту нет), а вот проблемы все множатся, нарастают, будто снежный ком, то и дело грозя раздавить игрока. И главная из них – то самое управление, благодаря которому заурядный шутер с исполинскими крылатыми ящерами взамен повстанческих X-Wing готовился втоптать в грязь консервативных собратьев по жанру.
Запятнанная красота
От первых кадров Lair дух захватывало – так сногсшибательно выглядела картинка. А что же мы видим в финальной версии? Впечатления противоречивые. В достоинства бесспорно попадают великолепные модели драконов и прочих монстров – детальные, отлично анимированные, иногда до дрожи правдоподобные, живые. Количество объектов на экране тоже внушает уважение – некоторые кадры будто вырезали из батальных сцен «Властелина Колец». Но и недоработок хватает – тут вам и полное отсутствие сглаживания, и неряшливые текстуры, и «вываливающиеся» фрагменты декораций. Кроме того, на некоторых этапах изрядно досаждает нехватка освещения – лететь приходится буквально вслепую. По счастью, с музыкой дела обстоят куда лучше – саундтреком Lair авторы могут по праву гордиться.
Попробуйте-ка сбить воздушный транспорт противника с намеченного курса!Ночные миссии осложняются не только яростным сопротивлением неприятельской ПВО, но и плохой видимостью.
Предательский удар
Да, пока дело не дошло до крупных сражений на земле и в воздухе, вы можете мирно получать удовольствие от полета, не обращая внимания на то, что дракон слушается «покачиваний» контроллера с явной неохотой – мол, зверь гордый, подчиняется не всякому. Но по мере того как темп событий нарастает и новые задания сыплются одно за другим, вам становится уже не до тонкостей психологии мифического чудовища. Тут бы развернуться вовремя, не угодив в когти вражескому дракону, и как полагается прицелиться… Ан нет, приходится приноравливаться к капризам гироскопа – и проклинать торопливость авторов Lair, то ли не успевших, то ли не захотевших проверить, так ли уж хорошо работают их революционные идеи.
Взять, например, непременную для жанра функцию lock-on, или, иными словами, возможность удерживать выбранного супостата на прицеле. Казалось бы, какие с нею могут быть осечки? Выделите отдельную кнопку, позволив игроку самостоятельно определять, на кого напасть в первую очередь, – и, считай, полдела сделано. Сотрудники Factor 5 так и поступили… и превратили эту составляющую боевой системы в сущий кошмар. Мало того что прицел на экране почти незаметен, он вдобавок ведет бурную личную жизнь, доводя горе-драконавтов до белого каления. Желаете подстрелить громадного монстра, что подобрался к вам чересчур близко? Ваше право – но для начала попробуйте заставить прицел «отцепиться» от маячащего где-то вдалеке недруга, на которого вы до сих пор и вовсе внимания не обращали. А теперь представьте, что творится в виртуальном небе при появлении не двух-трех, а нескольких десятков проворных противников? О прицельной стрельбе можете даже и не мечтать – вместо этого придется вслепую плеваться огнем направо и налево, надеясь попасть хоть в кого-нибудь. Впрочем, описанные беды – лишь цветочки, а ведь без ягодок никак не обойдется. На очереди – сражения с сухопутными силами противника, еще одно серьезное испытание для нервной системы.
Топтать пехоту совсем несложно: суетящиеся под ногами крошечные человечки не оказывают заметного сопротивления, а их численность позволяет не задумываться о точности выпадов – кого-нибудь зацепить непременно удастся. Но вместе с пехотой в бою нередко участвуют и разнообразные «спецподразделения», монстры, смахивающие на гибриды быков с носорогами, и вот с ними-то справиться бывает нелегко – главным образом из-за необходимости наносить удары прицельно. Положение осложняется тем, что вам редко позволяют сосредоточиться исключительно на наземных, либо, наоборот, воздушных целях – извольте поспевать и здесь, и там, неизменно откликаясь на истеричные вопли союзников, вновь угодивших в очередную передрягу.
По правде говоря, назвать Lair сложной игрой нельзя – даже с поправкой на неразбериху с прицелом и потерянное из-за неудавшихся маневров время большинство заданий выполнить довольно просто, благо условия победы на большинстве уровней достаточно гибки. Следуя традициям сериала Rogue Leader, авторы в очередной раз воспользовались системой наград (бронза, серебро и так далее) – их присуждают по завершении каждого этапа. И если отвоевать высший балл оказывается по силам лишь самым упрямым, то зачетная «бронза» легко идет в руки любому новичку, вздумавшему оседлать дракона. Кстати, именно медали становятся пропуском к мелким, но от того не менее приятным бонусам, вроде красочных видеороликов и материалов о создании проекта.
Маневрировать в узких ущельях не так-то просто – а сражаться и вовсе почти невозможно.Старайтесь не попадать в такие лучи света – драконам они причиняют сильную боль.
По работе – и плата
Ставить финальную оценку играм, подобным Lair, – занятие крайне неблагодарное. С одной стороны, многочисленные технические промахи и недоработки налицо, закрыть на них глаза просто-напросто не получится. В то же время мы не можем не подивиться смелости Factor 5 – единственной на сегодня команды, рискнувшей на полную катушку задействовать простаивающие без дела функции пресловутого контроллера. Да, риск не больно оправдался, и в результате потенциальный блокбастер выступил этаким козлом отпущения, на котором оттянулись все кому не лень. Однако Lair, при всей неуклюжести и тяжеловесности, имеет неплохие шансы стать отправной точкой для будущих «игр с гироскопами». И потому первоначально запланированные «пять с половиной» превращаются в шаткую «шестерку с плюсом» – безумству храбрых мы, так и быть, добавляем балл.
А кто будет драться – я буду кусаться!
Арсенал у дракона получился довольно богатым. Для дистанционных атак сгодятся сгустки пламени, в ближнем бою очень кстати окажутся мощные челюсти, острые когти и могучие крылья. Причем прибегать к «холодному» оружию приходится не только в тех случаях, когда враг подобрался чересчур близко, – когти и зубы нередко становятся единственным способом разделаться с неприятелем, на которого не действуют огненные плевки (а таких в мире Lair предостаточно). Живой таран – тоже не самое последнее средство в борьбе за превосходство в воздухе, хотя из-за особенностей управления освоить эту технику не так-то просто. К слову, рыцарь Рон, наш немногословный главный герой, тоже кое-что умеет – именно благодаря ему вы сможете расправляться с вражескими наездниками. Для этого нужно подобраться к намеченной жертве поближе, после чего, выполнив несколько контекстных команд (без них, как видите, в современных играх никуда), заставить Рона перебраться на спину чужого ящера, выбросить погонщика из седла, а после избавиться и от самого «скакуна».
1315 Прочтений • [Обзор игры Lair] [11.04.2012] [Комментариев: 0]