Обложка буравит нас алыми окулярами воина-хелгаста, на тыльной стороне коробки — возрастной рейтинг «18+» и пиктограммы в сухой расшифровке: «насилие», «сквернословие», «онлайн». Если бы в политическом спектре действовала потешная партия киберспортсменов, так звучали бы ее лозунги, ну или девиз.
После минимальной заминки с настройками – яркость картинки, раскладка управления, выбор языка и уровня сложности (сначала таковых три, после прохождения сюжетной кампании откроется «элитный боец») – игрока выбрасывает в гущу событий на планете Хелган из созвездия Альфа Центавра, воюющей за автономию от Земли. В финале предыдущей серии десантник Рико Веласкез прикончил автарха Визари, самодержца во главе хелганского рейха. Выясняется, что власть перешла к совету государственных мужей, едва отличимых от Неизвестных Отцов в трактовке режиссера Бондарчука-младшего, – они стремятся изничтожить отряды землян; земляне, то есть вы, отбиваются от полчищ дартвейдеров в пыльных шлемах, пробивая дорогу к орбитальному лифту для эвакуации с планеты. Лейтмотив игры – отступление. Хелгасты ломят, наши гнутся. Некоторую интригу происходящему придает конфликт в инопланетных верхах: сталинообразный адмирал Орлок и промышленник Йорган Шталь выясняют, кто из них лучше годится на роль нового автарха, способного «вести народ к великой победе». В целом сюжетная составляющая (и не исключено, что это специально так сделано) какая-то напрочь бессмысленная: все разговаривают штампами на повышенных тонах, в штабах и на передовой творится перманентная истерика, никто никого не слушает, озвучиваются никуда не ведущие планы, всё происходит вопреки задуманному, фактор случайности зашкаливает – полнейший хаос.
Хелгасты – да, ломят. Не сказать, чтобы противники резко поумнели со времен Killzone 2, но каждый из них представляет опасность, их очень много, ряды наступающих довольно разнообразны, а передышки между волнами атак почти сведены на нет. Дистанцируя Killzone 3 от предыдущей части, сотрудники студии Guerilla сделали два ключевых финта. Во-первых, ускорили управление, сохранив при этом знаменитое киллзоновское «чувство весомости» персонажа: любые действия теперь выполняются чуть быстрее, но при этом не возникает ощущения, будто герой носится налегке, – вы по-прежнему управляете солдатом в броне и с тяжелым снаряжением. О том, что авторам KIllzone всегда удавалось передать вес виртуальных персонажей и объектов, вообще есть смысл когда-нибудь написать отдельный подробный текст, тема заслуживает упоминания не только в рамках рецензии. Так или иначе, в Killzone 2 задержка на команды контроллера составляла 60 миллисекунд, ее сокращение заметно оживило и офлайновые режимы, и сетевую игру.
Арктический рейх встречает десантников ISA крайне негостеприимно.Какой же шутер без периодического отдыха за мощной пулеметной турелью?
Второе важное нововведение касается антуража, содержания сюжетной кампании. События прошлой части практически полностью проходили в городских руинах – войска землян штурмовали Пирр, хелганскую столицу. После пирровой победы список локаций расширяется значительно: за окопными боями следует гонка по пляжу на десантных бронетранспортерах, вылазка в экзоскелетах на кишащую танками свалку, полеты на десантных катерах, снайперские дуэли, артиллерийские опыты с турелью, преследование крейсера на снегоходе, а ближе к развязке есть даже космические дуэли на звездолетах. Кампания состоит из девяти эпизодов по три-пять уровней в каждом, урбанистические джунгли сменяются джунглями самыми натуральными – на прокопченном Хелгане, оказывается, остались флора и фауна; есть там место и для несерьезной стелс-миссии, когда ваш герой, сержант Севченко, вприсядку шастает под носом у противника в каких-то реденьких зарослях. Сразу вслед за джунглями идет полярный круг с зажатым во льдах танкером, диверсией в штаб-квартире оружейного синдиката «Шталь Армс» и парой отличных уровней с использованием реактивного ранца (управление меняется незначительно, летать суперкайфово). Отдельный эпизод из четырех, что ли, уровней выделен под бой против МОЛОТа – огромной шагающей крепости, преграждающей землянам путь на орбиту. Размахом и динамикой эпопея с МОЛОТом напоминает финальные сражения из Enslaved: Odyssey to the West, когда тамошний шагоход «Левиафан» атаковали гигантские механические скорпионы. Если пользоваться сравнениями из области кино, Killzone 2 с ее клаустрофобией и окопной правдой была чем-то вроде «Спасения рядового Райана» или «Брестской крепости», тогда как Killzone 3 проще сравнивать с аттракционами Майкла Бэя и Роланда Эммериха. В основе своей это, конечно, 3D-шутер, но НФ-антураж и высокобюджетная пиротехника приближает его к «Трансформерам», «Годзилле» и «Послезавтра» – и, если придерживаться игровых аналогий, к Resistance 2. По ходу дела несколько раз повторяется сцена, где герои вдруг застывают пораженные видом чего-то невообразимо зловещего за границами кадра, затем камера нащупывает очередное вундерваффе высотой с дом, земляне бросаются в бой – чтобы через пару уровней снова картинно округлить глаза перед новым, еще более грозным порождением сумрачного хелганского гения. Когда в одной из таких заставок второстепенный персонаж ненадолго переходит с русского языка на турецкий, кажется, что это он от избытка переживаний, а не из-за недосмотра программиста.
В моем случае драматургию, правда, подпортил брак русского дубляжа: по какой-то причине игра «глотает» первые звуки многих реплик, фразы получаются как бы обкусанными. Пробежка по форумам и опрос в ЖЖ показали, что с этой проблемой столкнулись и другие игроки. Аудио на остальных языках воспроизводится нормально. Очень плохо, что нельзя выбрать, например, английский дубляж (где председателя Шталя озвучивает Малкольм Макдауэлл) вместе с русскими субтитрами. Почему субтитры непременно должны соответствовать языку озвучения? При случае обязательно задам этот вопрос представителям Guerilla или Sony. Кстати, анонсированное на коробке сквернословие в нашем дубляже весьма условно – «fuck your orders» переведено как «к черту приказы», и это самое крепкое выражение в игре.
Особого смысла расписывать красоты проекта, наверное, нет: с прошлой осени трейлерами Killzone 3 плотно бомбардировали интернет, трейлеры честно смонтированы из геймплея, высокое качество картинки любой желающий может оценить на YouTube. Примечательный кунштюк: хотя это прямое продолжение событий второй части, знакомые игроку земляне – Рико, Севченко и капитан Нэрвил – внешне изменились, у них другие черты лица и стрижки. Как будто сменили труппу; некоторое время приходится привыкать к новому облику «актеров». Шон Натко вообще необъяснимым образом пропал из сюжетных роликов и обнаруживается только в кооперативном режиме, где на сплит-скрине им управляет второй игрок.
Стереобойня
В режиме стереоскопического 3D разрешение подаваемой в телек картинки сокращается с 720p до 576p. При условии подключения PS3 к 3D-телевизору в меню игры появляется дополнительный бегунок, позволяющий настроить степень глубины. На 100% изображение получается очень темным и двоится, оптимальный вариант – 50%. В трехмерном режиме действительно чувствуется объем; игра, простите за банальность, получает новое измерение. На геймплее это не отражается, просто растет степень вашего «присутствия» в мире Хелгана. Проблема традиционная: дискомфорт, а то и головная боль приходят уже через полчаса игры.
Томас Севченко превратился в побитого жизнью двойника Джейка Джилленхола.Окопный уровень, огнеметчик – классика! «Войны в канавах» в Killzone 3 не так много, как раньше.
В это время на Луне
Японская рекламная кампания игры тоже прошла задорно. Открылся промосайт kirunabi.jp, где можно вписаться в бой между крохотными хелгастиками и землянами из ISA. Первыми командует порноактриса Ноа Торигоэ (звезда фильмов Highest Tide Blowing Female Teacher и 4 Hour Serial Orgasms, среди прочих), вторыми – комик Теренс Ли. Ну и конечно, не забыта LittleBigPlanet 2, где тоже появился костюм хелгаста.
Всё, что касается ландшафтов, дизайна врагов, механизмов и набора спецэффектов, – дорого, изобретательно и современно. Разве что повреждения на моделях персонажей не отображаются, только кровь летит. Хоть гранатой в упор хелгастов взрывай — падают, каска слетает, но никакой расчлененки. Экспериментальные лучевые пушки аннигилируют врагов бесследно, а еще по сюжету в одного персонажа втыкают нож, и он всю заставку прикрывает пораженное место рукой: так не видно, что следов раны там нет. Не то чтобы я требовал какой-то кровожадности, боже упаси. Просто лейбл «насилие» и рейтинг «с 18 лет» изначально настраивали на более жестокий опыт.
Частичная инсталляция игры на жесткий диск консоли не предусмотрена, уровни загружаются в среднем минуты за полторы. Каких-то значительных замедлений в процессе игры я не заметил, если фоновая подгрузка и происходит, то процесс этот нечувствительный.
Перед освоением сетевого режима можно потренироваться с ботами, выставив против себя от 8 до 15 оппонентов с четырьмя градации разумности. Сама онлайновая игра, судя по беглому знакомству, реализована качественно, с оглядкой как на Killzone 2, так и на недавнюю Call of Duty: Black Ops. Режимы включают «партизанскую войну» с противоборством двух сторон, «зону конфликта» (случайные задания) и «операцию», где земляне пытаются захватывать хелганские укрепления. Персонаж осваивает любой из пяти классов – инженер, снайпер, тактик, разведчик, военврач – каждому классу положен свой набор навыков плюс общие навыки для всех (броня, «бесшумные шаги», замена дополнительного оружия вторым основным и так далее); разумеется, предусмотрена система званий. О тонкостях межклассового баланса говорить рановато, на момент написания этого текста Guerilla готовит первый патч со списком правок онлайн-режима. Killzone 3 красивее и разнообразнее предшественницы. Жаль только, что сценарий свелся к маловменяемой мешанине, – раньше Guerilla как-то удавалось рассказывать истории, не скатываясь в сумбур и карикатурщину. Эксперимент разработчиков с передовым технологиями удачен: Move вряд ли станет заменой DualShock в 3D-шутерах, но с новым контроллером вполне можно играть, а для владельцев 3D-телевизоров свидание с миром Хелгана станет следующим шагом на пути великих географических открытий после прогулки по Пандоре из «Аватара». Карусель однопользовательского режима пролетаешь, в зависимости от сложности, часов за 6-10, а дальше ждет приличная сетевая игра, которая в ближайшие месяцы станет только лучше. Надеюсь, огрехи воспроизведения русской речи тоже исправят патчем.
Sweet Home
Зимой напомнил о себе социальный сервис PlayStation Home: центральная площадь американского Home превратилась в руины хелганского города, где можно было поучаствовать в перестрелке, получить призовые костюмы хелгастов и копию автомата по разливу апельсинового напитка KZ3, который параллельно запустили в сети штатовских магазинов 7-Eleven. Из европейского Home «на войнушку» игроков перевозил специальный десантный корабль.
Адмирал Орлок (снят со спины) и его соперник, оружейный магнат Шталь.Сходясь с хелгастами врукопашную, Сев сворачивает им шею и выдавливает окуляры.
Чудовищно доставший всех во второй части Рико приструнен и почти не высовывается.
Стрельба указкой
Killzone 3 наравне со стереорежимом поддерживает другую технологию Sony, управление с помощью контроллера Move. Играть с «мувом» интересно, там предусмотрена вспомогательная система автоприцеливания, ошибочно срабатывать он начинает только в сценах, где игрок контролирует технику – танки и десантные катера. Другое дело, что кнопки на DualShock расположены гораздо удобнее, поэтому джойпад всё же предпочтительнее моушн-контроллера.
2219 Прочтений • [Обзор игры Killzone 3] [11.04.2012] [Комментариев: 0]