Невероятное стечение обстоятельств подарило ему силу, о которой простые смертные могут только мечтать.
Но как распорядиться неожиданным подарком? Попытаться помочь другим, защитив слабых, или, воспользовавшись сверхъестественными способностями, воцариться на руинах исковерканного взрывом мегаполиса?
О inFamous, новом творении студии Sucker Punch, до недавнего времени вспоминали сравнительно редко. «Очередной клон GTA» – таким было представление о проекте у многих. Что, понятное дело, заметно снижало интерес к игре, ведь не так давно на платформах текущего поколения
появилась самая настоящая GTA IV от Rockstar, и острой необходимости в недорогих заменителях явно не чувствовалось. Обращал на себя внимание и тот факт, что издатель (им в данном случае стала сама Sony) также демонстрировал изрядное равнодушие к судьбе inFamous; тем большей неожиданностью стала шумиха, поднявшаяся вокруг приключений
бывшего посыльного Коула МакГрата за считанные дни до поступления игры в продажу. Восторженные обзоры появлялись один за другим, рядовые пользователи начали активно обсуждать inFamous на форумах – заурядный sandbox-боевик в одночасье превратился в ключевой PS3-эксклюзив на ближайшие месяцы.
Ситуация не то чтобы уникальная – подобное случалось и прежде. Но, согласитесь, от того – не менее любопытная. А потому давайте разбираться, что в действительности представляет собой inFamous, чем она по праву заслуживает внимания каждого владельца консоли и чего ей (а заодно и нам с вами) не хватает для полного счастья.
Расстреливать недругов, повиснув на стене дома? Почему нет – благодаря своим способностям, Коул получает немалое преимущество по части маневренности и выбора «места встречи»Многие атаки главного героя смертельно опасны не только для его врагов, но и для случайных прохожих
Супермен поневоле
Второсортный сюжет давно уже считается обычным явлением в sandbox-проектах, став эдакой разумной платой за возможность отправиться куда глаза глядят. Однако сотрудники Sucker Punch справедливо рассудили, что лишняя мотивация игрокам никогда не помешает, и сочинили вполне достойный сценарий, где нашлось место и таинственной террористической группировке, увлекшейся
опасными экспериментами, и не очень-то разборчивым в средствах правительственным агентам, и несчастной любви, и неожиданным сюрпризам.
Точкой отсчета для разворачивающихся на экране событий становится мощный взрыв, уничтоживший несколько кварталов густонаселенного мегаполиса. Причиной катаклизма оказывается загадочная посылка, во время взрыва находившаяся в руках ничего не подозревающего курьера. Как ни странно, сам курьер уцелел – и в обмен на несколько легких ожогов получил такие способности, о которых многим персонажам Marvel и DC Comics остается только мечтать. С другой стороны,
его теперь называют организатором и исполнителем теракта, тогда как истинные виновники трагедии не торопятся выходить из-за кулис.
Конечно, если придираться к деталям, ничего этакого в истории inFamous обнаружить не удастся, но здоровое желание узнать, кто виноват и что делать дальше, едва ли отпустит вас вплоть до финала – крайне неоднозначного, и, вдобавок, недвусмысленно намекающего на грядущее продолжение. Тут, правда, стоит сделать существенную оговорку: оценивая сюжет со знаком «плюс», мы не можем дать столь же однозначную характеристику сюжетным
миссиям – с ними все куда как непросто. Но об этом поговорим чуть позже, а пока перейдем непосредственно к рассказу об игровой механике. Именно ее можно по праву назвать главным достоинством inFamous и самой большой удачей разработчиков.
Выбор между добром и злом все чаще становится одним из краеугольных камней в современных играх, позволяя разнообразить процесс прохождения, сделать его нелинейным, а заодно и дать нам с вами стимул для повторного прохождения. В inFamous необходимость выбирать также регулярно напоминает
о себе, и к тому же накладывает некоторые ограничения на самого игрока. Дело в том, что часть дополнительных миссий могут выполнять лишь приверженцы добра и справедливости, уже успевшие доказать делами собственную непогрешимость. Аналогичные поручения существуют и для тех, кому нравится отбирать у детей конфеты при каждом удобном случае. В зависимости от ваших поступков полученный опыт также делится на три категории – нейтральный, положительный и отрицательный, и позволяет получить те или иные уровни-классы,
где высшей оценкой заслуг добряка станет титул героя (Hero), а пределом мечтаний злодея будет ранг Infamous. Кстати, большинство специальных приемов также делятся на «добрые» и «злые» – последние, как правило, куда опаснее для случайных свидетелей.
Красный цвет в inFamous – цвет зла и плохой кармы. Если вы ступили на скользкую дорожку тирании и несправедливости, привыкайте к нему…...а если творите добро, то и цвет молний останется нейтрально-синим
От смешного до великого – один шаг
Первые шаги Коула среди дымящихся развалин родного города едва ли напоминают уверенную поступь человека, способного в мгновение ока разогнать целый взвод полицейского спецназа и выдержать шквальный пулеметный огонь. Протагонист ранен, скрючен от страха и боли и к подвигам явно не готов, зато становится источником необъяснимых электромагнитных аномалий. Ситуация меняется к лучшему после двухнедельного пребывания в больничной палате – за это время главный
герой успевает с грехом пополам восстановить силы и обнаруживает сразу несколько прежде не наблюдавшихся у него талантов. Он может поразить любой объект мощными электрическими разрядами, умеет без вреда для здоровья спрыгивать практически с любой высоты и с обезьяньей ловкостью карабкается по отвесным стенам и другим вертикальным поверхностям, даже если уцепиться там, как будто, не за что. Согласитесь, уже неплохо – тем более что положение в городе отчаянное.
Пострадавшие от взрыва районы блокированы властями, на улицах бродят толпы голодных озлобленных людей, больные и раненные лежат на тротуарах вперемешку с умершими. На полицию никаких надежд, а вот головорезы всех мастей не только активизировались, но в рекордно короткие сроки успели сплотиться в хорошо вооруженную банду, «Жнецы» (The Reapers), и теперь
убивают направо и налево. Поэтому перечисленные ранее таланты Коулу очень пригодятся. К тому же они – лишь верхушка айсберга.
Прохождение inFamous делится на две составляющие – основные миссии (на карте отмечены голубыми значками) призваны развивать сюжет, открывать доступ к новым территориям и расширять наши познания о событиях вокруг. Различные дополнительные задания (значки желтого цвета), которые Коул получает от местных жителей, скоротечны и не всегда интересны, но пренебрегать ими все же настоятельно не рекомендуем: почему – читайте соответствующую
врезку. Успешное выполнение и тех, и других миссий помогает нашему подопечному заработать очки опыта. Опыт также можно заполучить, побеждая врагов, выполняя разнообразные трюки, помогая горожанам или, напротив, терроризируя население. Чем больше опыта, тем обширнее список доступных Коулу специальных приемов, так как многие из них вымениваются именно на пресловутую «экспу».
Потенциальный арсенал не то чтобы очень велик, но пока удастся заполучить в собственное распоряжение все имеющиеся способности, времени пройдет немало – хотя усилия того стоят. Тут вам и разрушительные молнии, и сногсшибательные (в прямом смысле слова!) силовые волны, и электрические гранаты, и умение на огромной скорости скользить по проводам и железнодорожным
рельсам. Есть и сравнительно безобидные возможности – например, выкачивание электроэнергии практически из любого источника, будь то оказавшийся поблизости кабель высокого напряжения, уличный фонарь или вовремя подвернувшийся под руку автомобиль. Увы, силы Коул тратит достаточно быстро, и подобная подзарядка ему требуется постоянно, особенно в тех случаях, когда назревает серьезная драка.
Среди специальных умений Коула особняком стоят три – их нельзя «прокачивать», но они могут серьезно повлиять на репутацию главного героя, в зависимости от того, какому из них вы отдаете предпочтение. Первое позволяет исцелять раненных и больных горожан, постепенно завоевывая их поддержку
и признание и добавляя очки к «доброй» карме. Второе обладает ровно противоположным эффектом: с его помощью Коул способен высасывать жизненные силы жертв, однако вынужденный «донор» при этом погибает. Третий навык дает возможность «сковывать» поверженных недругов электрическими путами, сохранив врагам жизнь, но лишив возможности сбежать. Последовательные противники смертной казни также получат прибавку к «светлой стороне Силы». Стоит заметить, что «плохие»
и «хорошие» очки опыта можно заработать и относительно случайным образом – например, сослепу угодив молнией в какого-нибудь прохожего или устроив большой взрыв, в пламени которого погибнут не только оппоненты, но и ни в чем не повинные сограждане. Что поделать, старое правило «лес рубят, щепки летят» никто не отменял, и в inFamous оно более чем актуально.
Забрав у врага жизненную силу, Коул подзарядит свои батарейки, но продолжит портить себе кармуКакая же современная игра обойдется без прогулок по канализации!
А драки случаются сплошь и рядом – недругов у бывшего курьера порой оказывается многовато даже по меркам профессионального супермена. И не с каждым из них будет так уж легко справиться. Даже рядовые супостаты представляют серьезную опасность, когда их много – электричество не слишком хорошо защищает от пуль, а стреляют оппоненты в inFamous на
удивление метко. Встретятся нам и наделенные сверхспособностями «самородки», одни послабее, другие покрепче. Ну а самые сильные играют почетную роль боссов игры; таковых немного, но и встречи с ними запоминаются надолго.
Кстати, обратите внимание – в inFamous нет огнестрельного оружия, точнее, главный герой в силу собственных сверхспособностей не имеет возможности им воспользоваться. Еще одно существенное отличие от GTA IV и сонма ей подобных – никакого личного автотранспорта, купленного или угнанного на первом перекрестке. Обесточить какой-нибудь кадиллак – это пожалуйста.
Но о том, чтобы сесть за руль, и думать забудьте, только пешие прогулки – по улицам, крышам и стенам домов, линиям электропередач, рекламным вывескам, пожарным лестницам и водосточным трубам. Времени такие физические упражнения отнимают порядочно, но и удовольствие почти гарантировано, благодаря безупречному управлению и на редкость адекватному поведению виртуальной камеры – двум козырям, выгодно отличающим inFamous от собратьев по жанру.
Управление на первых порах может показаться слишком чувствительным, но к этому очень быстро привыкаешь, и потом никаких трудностей с ним уже не возникает, несмотря на огромное число акробатических трюков и кульбитов, которые приходится выполнять. Добиться таких хороших результатов в Sucker Punch смогли, воспользовавшись весьма примитивной уловкой – игрока никто не обязывает точно рассчитывать расстояние до цели, и, если тот или иной прыжок Коулу под
силу, он почти наверняка приземлится там, где и должен. К тому же здорово выручает его умение хвататься даже за еле заметные выступы и неровности; казалось бы, мелочь, но она не раз поможет выкрутиться из самых безнадежных ситуаций.
Что до камеры, то о ней просто-напросто не приходится вспоминать, и это уже само по себе – высшая похвала. Редкое исключение из правил составляют разве что узкие замкнутые пространства, но они-то как раз в inFamous почти не встречаются.
Лицо inFamous – частное мнение
Мои первые впечатления от графики inFamous можно охарактеризовать одним словом: «ужасно». Однако, изучая отзывы в зарубежной прессе и переписываясь с коллегами, обнаружил, что подобная точка зрения, мягко говоря, в меньшинстве. Напротив, игровой движок усиленно расхваливали
за многочисленные достоинства, которые я замечать почему-то отказывался. Поэтому собственную субъективную оценку графики решил вынести в отдельную врезку с соответствующими оговорками. А оценка в конце концов получилась такая: «не шедевр, но жить можно». Да, я отдаю должное практически полному отсутствию «тормозов» и раздражающих загрузок, мне нравятся анимация и масштабные сражения с яркими вспышками молний и огненными сполохами. Но позвольте… почему основные цвета в городе, независимо
от времени суток, – серый и коричневый? Почему столь унылы и однообразны текстуры? Почему жители похожи между собой как близнецы-братья (а заодно и сестры), и к тому же все, как один, ведут собственный род от старика Буратино? Наконец, куда в очередной раз подевался антиалайсинг – ведь речь идет уже о далеко не первом поколении игр для PS3. В общем, я к графике inFamous привык, но и только. На итоговую оценку это и не повлияло. Ну, почти не повлияло.
Чего-чего, а зрелищных схваток и красочных взрывов в inFamous предостаточноЧем мощнее та или иная атака, тем больший урон она наносит всему вокруг
Гром среди ясного неба
Пора традиционно подвести итог всему вышеизложенному – обобщить и сделать выводы. А выводы будут следующими.
Рискнем предположить, что, несмотря на поднявшийся вокруг inFamous переполох, рекордных продаж этой игре не видать как своих ушей. Правда, вины разработчиков тут нет – ответственность за потенциально не слишком выдающиеся показатели целиком и полностью возложена на издателя: боссы Sony поздновато спохватились, не разглядев, видимо, в детище Sucker Punch нечто, заслуживающее повсеместной рекламы и широкомасштабного продвижения в массы.
Свои коррективы в безжалостную статистику внесет и не самое удобное время, выбранное издателем для премьеры: начало лета – не рождественский сезон, к тому же на магазинных полках inFamous появилась за считанные дни до выставки Е3, превратившейся в главную новость июня. Да и о конкурентах забывать не стоит, а ведь среди них и только-только вышедшая Bionic
Commando от Capcom, и во многом созвучная с inFamous (пожалуй, даже чересчур созвучная) Prototype от Activision.
Впрочем, промахи издателя и агрессивные соперники – это лишь одна сторона медали, достоинств inFamous они нисколько не умаляют. И если в вашей коллекции найдется место для оригинального,
увлекательного и зрелищного боевика, на который не жалко ни денег, ни свободного времени, то вот вам почти идеальный кандидат. Поверьте, Коул МагГрат только с виду кажется обыкновенным мальчиком на побегушках – в действительности же мало найдется в современной игровой индустрии супергероев, способных с ним соперничать.
Благодаря волевому решению компании Sony, inFamous вошла в список локализованных
PS3-проектов, при переводе на русский получив новое имя, «Дурная репутация». И хотя данный факт едва ли отражается на игре в лучшую или худшую сторону, те из вас, кто не слишком жалует чужие языки, получит дополнительный стимул приобрести inFamous… простите, «Дурную репутацию» в свою коллекцию.