Нынешнюю осень многие считают самым важным периодом в жизни PlayStation 3. Как там проявит себя платформа в первый с момента запуска предпраздничный период продаж? Оправдают ли возложенные на них надежды потенциальные блокбастеры? К числу последних долгое время относили и Heavenly Sword, амбициозный фэнтези-боевик, явно покусившийся на лавры знаменитой God of War. Представители Sony при каждом удобном случае подчеркивали исключительность нахваленного проекта. Оправданно ли?
Мы все учились понемногу…
Сотрудники студии разработки, очевидно, не стесняются пользоваться чужими идеями: таковых в Heavenly Sword пруд пруди, только успевай замечать. Причем как в сценарии, так и в игровом процессе и художественном решении. Например, все начинается с драматичной сцены переселения главной героини в мир иной – знакомо, не правда ли? Кто запамятовал – предлагаем запустить первую часть уже упомянутой God of War и посмотреть вступительный ролик. Дальше – больше. Некоторые кадры явно взяли взаймы у авторов «Крадущегося тигра, невидимого дракона», некоторые эмигрировали в местный видеоряд из самого первого «Конана-варвара» с будущим губернатором Калифорнии в главной роли. Да что там кадры – экран выбора уровней, и тот, кажется, срисовали с LotR: Return of the King за авторством Electronic Arts.
Но заимствование ноу-хау конкурентов – дело обычное. Удивляет другое. Собрав с миру по нитке, создатели Heavenly Sword, тем не менее, умудрились в итоге соткать весьма самодостаточный и целостный проект, которому хватит пороху не затеряться на фоне себе подобных.
Их разыскивает милиция
По мере развития сюжета вы довольно быстро поймете, что король Бохан – личность малоприятная. И сторонников себе он подобрал соответствующих. Каждый из трех помощников короля – фигура в высшей степени примечательная, в чем легко убедиться при личной встрече. Первым на вашем пути встанет Летучий Лис, лучший воин в армии Бохана, кровожадный маньяк-убийца с весьма извращенными представлениями о прекрасном и кое-какими личными счетами к подопечной Нарико, Кай. Драться с Летучим Лисом придется дважды, и если первая встреча на поверку окажется лишь разминкой, вторая непременно закончится смертью одного из соперников. Не менее яркая личность – змеючая особа по имени Хлыстохвост (Whiptail), она же – босс под номером два. Дерется женщина-змея посредственно, за что и поплатится собственной чешуйчатой шкурой. Наконец, босс номер три – родной сынок Бохана по кличке Таракан (Roach). Уродливый и неповоротливый, Таракан обладает колоссальной силой, но ему очень не хватает проворства, что в конце концов и скажется на исходе поединка с шустрой Нарико.
Один удар мечом из Power Stance – и в армии Бохана на одного добровольца меньше.Клинки на длинных цепях – надежный способ держать противников на расстоянии почтения.
Три способа разделки мяса
Боевая система Heavenly Sword, на первый взгляд, подкупающе проста и до смешного беспорядочна. Знай жми на две кнопки – и любуйся разлетающимися по углам противниками. Новички, растерзанные беспощадной Ninja Gaiden Sigma, радуются; хардкорщики готовятся устроить творению Ninja Theory кровавую баню на форумах. Однако и тем, и другим не стоит слишком торопиться с выводами: рыжеволосая Нарико на поверку оказывается дамой непредсказуемой, а ее способности в бою не столь уж поверхностны, как может показаться поначалу.
Одолев несколько вступительных этапов (и заодно ознакомившись с основами управления), вы получите тот самый Небесный Меч – фактически, единственное оружие в распоряжении главной героини вплоть до финала. Маловато будет, не находите? Один клинок, полное отсутствие бонусов и вроде бы уже привычных «апгрейдов», куда это годится? Ан нет, с мечом далеко не все так просто, недаром за ним гоняется ошалевший король с целой армией приспешников. Сила меча заключается в «стойках» (stances), которые, по сути, обращают клинок в один из трех абсолютно разных видов оружия, со своими сильными и слабыми сторонами.
Базовая стойка, она же Speed Stance, позволяет Нарико орудовать двумя короткими полукруглыми лезвиями, двигаясь с немалой скоростью и нанося множество быстрых, но не слишком сильных ударов. Преимущества Speed Stance очевидны – проигрывая Нарико в проворстве, недруг вынужден уйти в глухую оборону и едва ли сможет контратаковать, не рискуя пропустить смертоносный выпад. Недостатки также предсказуемы: малый радиус поражения вынуждает вас держаться вплотную к врагам, лишаясь возможности уклоняться от специальных приемов и неблокируемых выпадов. К тому же, находясь в Speed Stance, легче всего оказаться в окружении.
Напротив, Range Stance – отличный, пусть и небезупречный способ держать супостатов на некотором удалении от себя. Меч в этой стойке превращается в подобие chain swords из арсенала свирепого Кратоса: два легких клинка, прикрученные к длинным цепям. Подступиться к Нарико, пока она использует Range Stance, очень трудно, но и рассчитывать на скорое завершение боя не приходится, уж слишком слабыми получаются удары. А потому никогда не стоит забывать о стойке номер три.
Power Stance. Вот где раздолье поклонникам грубой силы! Клинок в Power Stance только один, зато огромный, удары его поистине сокрушительные. Чтобы прикончить противника, достаточно всего пары точных взмахов. А если наловчитесь, то и двух-трех головорезов разом лишите жизни. Увы, вместе с силой приходит и слабость – перейдя в Power Stance, Нарико становится чересчур медлительной, и время от времени это крайне опасно.
Как видите, использовать лишь одну стойку едва ли разумно; стало быть, играя в Heavenly Sword, вам необходимо учиться применять на практике все три, чередуя слабые и сильные удары, дистанционные атаки и короткие быстрые выпады. Благо, наука эта не очень сложна: переключаться из одной стойки в другую можно буквально «на лету», нажимая «R1» (для Range Stance), либо «L1» (для Power Stance).
Тема для отдельного разговора – защита. Никакой специальной кнопки под блок выделять не стали, вместо этого выдумали систему «аур»: с их помощью вы и сможете определить, каким образом блокируется та или иная вражеская атака и блокируется ли она вообще. Отсутствие ауры вокруг недруга, а также аура синего цвета, означает, что удар можно отразить, находясь либо в Range или Speed Stance; оранжевая аура сигнализирует о необходимости перейти в Power Stance. Красная аура – настоятельный совет отойти от супостата подальше, иначе очень скоро будет очень больно.
Играем в твинг-твэнг
Несколько раз вам доведется управлять Кай, единственной представительницей некогда могущественного племени, полностью истребленного войском Бохана. Прицельную стрельбу из арбалета Кай называет «игрой в твинг-твэнг», и на этом поприще она достигла немалых успехов. Именно играя за Кай, вам чаще всего придется вспоминать о встроенных в Sixaxis гироскопах – с их помощью можно управлять выпущенной из арбалета стрелой. Без этого едва ли получится одолеть некоторые ключевые эпизоды Heavenly Sword, так как беспорядочная стрельба по принципу «выстрелил – забыл» не слишком результативна. Переключаясь на Кай, стоит также помнить, что в рукопашном бою девочка мало что смыслит, ее умений хватает только на то, чтобы уклониться от удара, но ни блокировать выпады, ни, тем более, ответить на них маленькая снайперша не сумеет. Старайтесь всегда держаться от врагов подальше – им не составит труда загнать Кай в угол и несколькими ударами прикончить.
Здоровяк Таракан – боец медлительный, но невероятно сильный. Не стоит пропускать его удары.Выстоять в открытом бою у Кай шансов немного. А потому иногда не лишним будет спрятаться.
Не ищем легких путей?
Впрочем, повод для беспокойства противники дают не слишком часто – несмотря на огромный численный перевес, они не слишком сильны, не особенно напористы, да и умом не блещут. К тому же почти везде и всюду вы можете наткнуться на красные кувшинчики, восстанавливающие здоровье.
Боссы также объективно слабоваты, да и мало их, даже с поправкой на более чем умеренную продолжительность. Три королевских помощника (с одним придется встретиться дважды) плюс король собственной персоной – невелика рать. И, кроме Бохана, ни один из боссов серьезным оппонентом считаться не может: скажем, Летучий Лис, уж на что грозен вне поля боя, на деле оказывается полнейшей посредственностью, даже несмотря на проворство, способность летать и умение плодить многочисленных двойников.
Если рядом воробей, мы готовим пушку…
Упоминание ракетницы в пресс-релизах задолго до выхода игры вызывало некоторое удивление – какая может быть ракетница в средневековом мире Heavenly Sword, откуда? Оказалось, ракетница и вправду есть, и пользоваться ею пару раз Нарико придется. Кроме того, героиня сможет проверить собственную меткость, управляя настоящей артиллерийской установкой – чудным гибридом мортиры и катапульты.
Противники, пользуясь численным перевесом, частенько пытаются окружить главную героиню.Ближе к финалу вам доведется принимать участие в действительно грандиозных сражениях.
Самоконтроль
Управление в играх данного жанра – одно из слагаемых успеха, либо провала, если что-то пошло не так. В Heavenly Sword, к счастью, с управлением особых проблем возникнуть не должно, по крайней мере, до тех пор, пока дело не дойдет до прицельной стрельбы из арбалета, ракетницы или мортиры. Тут в свои права вступают пресловутые гироскопы, и с ними не каждый быстро найдет общий язык. Управлять полетом стрелы или ядра наклонами контроллера – идея, конечно, неплохая, но требует сноровки. И, в отдельных случаях, когда нужна не только точность, но и скорость, – немалого терпения.
С камерой тоже не все так однозначно, как хотелось бы. Традиционный способ контроля – правая аналоговая рукоять – не работает, правый и левый «триггеры» позволяют лишь изменить положение камеры на несколько секунд, но и только. Единственная альтернатива – задействовать все тот же гироскоп, но об этом лучше не вспоминать: хлопот не оберешься. Выручают неплохо подобранные углы обзора и грамотный дизайн уровней и арен, без них существование в мире Heavenly Sword было бы, мягко говоря, непростым.
Сюрприз для толпы
Кроме обычных ударов, в арсенале Нарико есть и спецприемы – они становятся доступны по мере заполнения специальной шкалы в левом верхнем углу экрана. Стоит этой шкале загореться желтым цветом, и можно смело нажимать на «круг». После – как минимум один недруг рухнет со сломанной шеей, да и тем, кто рискнул оказаться поблизости, не поздоровится.
По части физической подготовки ни один из рядовых противников и близко не сравнится с главной героиней.Схватки один на один в Heavenly Sword – большая редкость.
Красота – страшная сила
Ну вот мы и до графики добрались, которую, как и многое другое в Heavenly Sword, можно как раскритиковать, так и похвалить. Можно, например, пожурить разработчиков за явную нелюбовь к рельефным текстурам – они, конечно, попадаются время от времени, но большую часть времени держатся в тени, заявляя о себе в полный голос лишь во время отдельных сюжетных сцен. Упомянутые сюжетные сцены, к слову, тоже нетрудно превратить в объект критики – почему, спрашивается, самые красивые из них выполнены не на движке, как того требует современная мода, а представляют собой отменно срежиссированные CG-ролики? Другая беда – пресловутый анти-алайсинг, точнее, полное его отсутствие. Беду по мере сил замаскировали где blur-эффектом, где искусным освещением, но шила в мешке не утаишь – внимательный и, главное, привередливый пользователь всегда найдет повод рассердиться. И что же, казнить, нельзя помиловать? Ничуть не бывало.
Да, если «разобрать» картинку на составные части и придирчиво осмотреть каждую, впечатления останутся так себе. Но ведь на деле немногие из нас будут подсчитывать количество полигонов в кадре и изучать текстуры под микроскопом. Зато проигнорировать восхитительную анимацию, потрясающе выполненные декорации, поистине героическое внимание к мелочам в одних сценах и впечатляющий размах других едва ли получится. Разве что вы вздумаете играть с закрытыми глазами.
Жмем на кнопки
QTE-система контекстных действий, столь популярная сегодня, нашла применение и в Heavenly Sword. Время от времени от вас требуется быстро нажать на ту или иную кнопку, чтобы выполнить какой-нибудь трюк, преодолеть препятствие или нанести противнику решающий удар. К слову, ваша реакция не так уж часто подвергается подобным проверкам, к тому же в случае неудачи всегда дают второй шанс. А также третий, четвертый и пятый – пока не добьетесь необходимого результата.
В отличие от Рю Хаябусы, бегать по стенам Нарико не обучена, зато прыгает девушка ничуть не хуже знаменитого ниндзя.Нарико не знает усталости – драться ей предстоит и днем, и ночью.
Злодеи говорят
Мы как-то привыкли не уделять звуковой составляющей повышенного внимания: в тех случаях, когда музыка плоха, а озвучка диалогов отвратительна, это мало влияет на итоговую оценку, равно как и наоборот. Но в данном случае игнорировать старания композитора и актеров, либо упомянуть о них лишь вскользь, было бы настоящим преступлением. Разумеется, предпочтения у всех разные, и саундтрек Heavenly Sword не каждому придется по вкусу – но едва ли кто-то возьмется утверждать, будто он плох или невыразителен.
Что до озвучки, то она почти гениальна – во многом благодаря стараниям Энди Серкиса, хотя коллеги главного Голлума всея Новой Зеландии от знаменитости не отставали. Любое, даже краткое, появление злодея Бохана и его приближенных запомнится вам надолго; некоторые же эпизоды, вроде весьма забавного совещания в тронном зале, можно смело вписывать в историю игровой индустрии как образец искусства. Лагерь положительных персонажей, к слову, в долгу не остается – пусть мастер Шен и не вызывает особых восторгов, Нарико и, в особенности, полубезумная девчушка Кай без труда соперничают и с ползучей Whiptail, возлюбленной Бохана, и с Летучим Лисом (последний смело претендует на звание самого запоминающегося маньяка в видеоигре).
Тут и сказке конец?
Будучи одним из самых ожидаемых и рекламируемых проектов для PS3, детище Ninja Theory едва ли может рассчитывать на легкий путь к успеху. Игра, как ни крути, получилась неоднозначной, и, несмотря на популярность выбранного жанра, понравится далеко не всем – что и доказывают противоречивые оценки в зарубежной прессе. Одни сурово осудят Heavenly Sword за излишнюю скоротечность; другим категорически не понравятся выкрутасы с гироскопом; третьим непременно подавай многопользовательский режим, которого и следа нет; четвертые пнут за все перечисленное разом.
Но если вас не пугает перспектива дойти до финала за пару-тройку вечеров, если вы достаточно терпеливы, чтобы управлять стрелами при помощи Sixaxis, и готовы сражаться с полчищами Бохана в гордом одиночестве – значит, авторы Heavenly Sword действительно отлично поработали. И кто знает, быть может, через год-полтора история Нарико и Небесного Меча будет продолжена. Мы бы, во всяком случае, против подобного поворота событий не возражали. Да, кстати, и в Ninja Theory что-то такое поговаривают о трилогии…
Загрузились? Heavenly Sword – одна из тех игр для PS3, запуск которых в принципе невозможен без предварительной установки на жесткий диск. Как ни странно, инсталляция (к ней мы на консолях до сих пор не привыкли) не спасает от навязчивых экранов загрузки: чтобы возобновить игру с последнего чекпойнта, уйдет минуты три, а то и больше. Может быть, поэтому разработчики постеснялись приподнять уровень сложности?
2137 Прочтений • [Обзор игры Heavenly Sword] [11.04.2012] [Комментариев: 0]