Как и обещали в прошлом номере, мы тщательно и без ненужной спешки изучили новый шедевр от Polyphony Digital. Оценили разные режимы, установили попутно три свежих патча и наконец можем с полным правом вынести финальный вердикт, ответив на вопрос, удалось ли Кадзунори Ямаути создать идеальную гоночную игру.
Начнем с одиночных режимов. Их всего два, основной – Gran Turismo и «Быстрая игра» – для тех, кому пятая часть досталась на пару часов и скорее хочется просто покататься. Внутри основного режима прячется гигантское количество всевозможных опций и соревнований. Когда впервые попадаешь сюда, глаза разбегаются от количества кнопочек и картиночек, теснящихся на экране. Основное меню GT5 теперь напоминает рубку управления космическим кораблем, простота и лаконичность GT5: Prologue канули в Лету, как и карта мира из GT4.
Впрочем, уже после пары дней игры организация меню кажется идеальной – все опции доступны сразу же. Очень интересным нам представляется решение с покупкой машин, ведь, как известно, теперь автопарк поделен на «стандартные» и «элитные модели»: первые продаются только в магазине подержанных авто, вторые – в салонах. Таким образом, у игрока есть возможность осмотреть сразу все элитные машины игры.
Основное меню игры: «Сезонные мероприятия» и «Сетевой салон коллекционера» появились уже после третьего патча. Интересно, если разработчики захотят внести еще пару опций, куда они разместят кнопки?Как видите, игра целиком на русском языке, и весьма хорошо переведена. Единственная проблема наблюдается с переносами слов: их попросту нет.
Далее, нужно рассказать о двух режимах – A-Spec и B-Spec. Как и в GT4, здесь есть возможность выбрать, хотите ли вы сами участвовать во всех заездах или примете решение выпустить на трек виртуального гонщика. Но есть и одно существенное отличие: теперь заезды в A-Spec никак не пересекаются с B-Spec, и прокачка в них раздельная – невозможно заставить виртуального гонщика ездить многокруговые марафоны вместо себя или наоборот, лично подменить «виртуала» на какой-то гонке. Про саму прокачку мы уже много писали в прошлом номере, поэтому скажу лишь, что если для A-Spec с ростом уровня увеличивается число гонок и машин, которые можно себе позволить, то в B-Spec помимо этого повышаются еще и характеристики пилота: скорость, психическая устойчивость и физическая сила. Вдобавок у пилота есть непрокачиваемый параметр «характер». Все эти показатели в сумме отвечают за то, насколько хорошо наёмный пилот ездит по треку. Поначалу он медленный, быстро выходит из себя и поэтому часто ошибается, но со временем это пройдет. Сам по себе режим очень медитативный: вы практически ни на что не влияете на треке, можете спокойно общаться в Интернете или читать книгу, временами обращая внимание на трансляцию заезда с вашим пилотом. Главной вашей задачей будет подобрать правильную машину – виртуальные гонщики весьма требовательны в этом аспекте. Например, мой подопытный C. Schumaсher совершенно не воспринимал те машины, на которых я запросто с огромным отрывом завоевывал первые места (особенно он невзлюбил мой ненаглядный Ford Mustang Mach 1, долго и упорно настраивавшийся на победу), зато отлично ездил на заводских машинах. Парадокс. Поверьте, подбор «правильной» машины – залог успеха. Да, вы можете приказывать вашему пилоту «ехать быстрее» или «обгонять», но чаще всего это приводит к разворотам и, как следствие, последнему месту в зачёте. Тем не менее, B-Spec – приятное дополнение, позволяющее даже совершенно не умеющим ездить людям полюбоваться всей красотой Gran Turismo 5.
Все остальные будут упорно прокачиваться и открывать доступ к новым гонкам в режиме A-spec. И это очень, очень увлекательно. Все выпуски Gran Turismo каким-то волшебным образом увлекали любого, кто включал игру, не стала исключением и пятая часть. Хотите получать лицензии, стараться выиграть золотые награды, постигать азы спортивного вождения – без вопросов. Нравятся необычные виды соревнований? Вот вам картинг, вот вам NASCAR, вот вам ралли, открывайте, учитесь, получайте удовольствие. И не важно, фанат ли вы автогонок или просто любите красивые машины, каждый здесь находит что-то свое и оторваться от игры совершенно невозможно.
И ведь Polyphony Digital, однажды подсадив вас на этот наркотик, исправно поставляет все новые и новые дозы. После выхода апдейта, совершенствующего игру до версии 1.05, в меню появилась новая иконка – «Сезонные мероприятия», отныне здесь находятся обновляемые соревнования от самих разработчиков. То есть, даже если вы уже прошли все, что только можно, прокачались до сорокового уровня и взяли золото на каждой лицензии, с периодичностью в один-два месяца, у вас всё равно будут появляться поводы вернуться к игре: дополнительные соревнования. И это не просто гонки на время или дрифт на очки с таблицей рекордов. Здесь нам предлагают одиночные заезды с ограничениями еще более жесткими, чем в обычных гонках A-Spec, что автоматически означает намного более высокую сложность, а следовательно и повышенный интерес со стороны профи.
Трассы, о которых вы всегда мечтали
Помимо всего прочего, GT5 поразила всех пользователей тем, что в игру встроен редактор трасс. Он, конечно, не позволит вам взять «Судзуку» и налепить самому поворотов как вздумается. В нем можно выбрать один из четырех пейзажей, где будет происходить гонка, выбрать время суток и количество секторов, из которых состоит трасса. А затем уже на каждом секторе можно менять параметры его длины, сложности и количества поворотов. Настраивая таким образом множество заранее заготовленных параметров, можно создать трассу по своему желанию – хоть асфальтовый овал, хоть длиннющую гравийную трассу с кучей резких поворотов. Может быть, таких же шедевров, как треки от разработчиков, у вас и не получится, но штука всё равно очень интересная.
Одно из новшеств последнего патча – отключение HUD’а. Ездить с видом из кабины теперь намного приятнее: ничто не заслоняет зеркала и реальные приборы.Вот так выглядят хорошие «стандартные» машины в Gran Turismo 5. Весьма неплохо, пока не увидишь элитные модели.
Вообще Gran Turismo 5 меньше всего напоминает обычную консольную игру – она, как сказал Кадзунори Ямаути, словно живой организм: постоянно развивается и растет. Каждый новый апдейт направлен не на починку каких-то плохо работающих вещей, а на добавление новых. Так, помимо сезонных мероприятий у нас уже есть механические повреждения, огромные возможности по настройке лобби в онлайне и возможность отключать HUD. Причем последнее появилось благодаря просьбам форумчан с сайта gtplanet.net, именно они указали на то, что при виде из кокпита очень сильно мешают висящие на экране элементы HUD’а, и разработчики откликнулись, дали нам право на кнопку «выкл». Чувствовать эту заботу очень приятно, ведь Gran Turismo частенько поругивали именно за отсутствие комьюнити, которым так славна Forza. Теперь очевидно, что комьюнити существовало всегда, но лишь теперь оно вступает в силу, получив поддержку и отклик от разработчиков.
Наверное, вы ждете каких-то сухих цифр: сколько машин в игре, сколько трасс, сколько часов займет прохождение. Извольте. Машин много – больше тысячи, но нормальных из них чуть больше двухсот. Да, вы правильно поняли, речь идет об элитных. Причем вся эта морока с разделением автопарка на «стандартные» и «элитные» образцы, подчас рождает больше вопросов, чем успеваешь получить ответов. К примеру, многие стандартные модели выглядят весьма и весьма неплохо, но ведь играть без кокпита уже совсем не интересно. При этом некоторые из них умудряются выглядеть просто непотребно, и когда у тебя на трассе вместе с идеальными «элитами» попадаются вот такие гадкие утята, весь магический эффект фотореалистичной гонки тут же испаряется. И совсем не понятно, зачем было тратить силы на создание этих стандартных машин, проработку физики, замену звуков… Ведь что бы там ни говорили, но это никак не портированные из четвертой части модели. Графически – да, это копии авто из игры прошлого поколения, но ведь и ездят, и звучат они по-новому. Не проще ли было использовать потраченное на них время (вдумайтесь только: восемьсот «стандартных» машин!) на создание еще хотя бы сотни «элитных»? Пожалуй, это главный вопрос, который мучает сегодня всех владельцев Gran Turismo 5, не понаслышке знакомых с главным ее конкурентом – Forza Motorsport 3. Ведь какими бы сверхреалистичными ни выглядели модели «элитных» машин, при прямом сравнении они оказываются лишь немногим лучше своих собратьев за авторством Turn 10. А ведь в Forza 3 высокодетализированных автомобилей более четырехсот – и все с кокпитами.
У Gran Turismo 5 есть два неоспоримых козыря перед всеми прочими гоночными симуляторами: наличие разных погодных условий и смена дня и ночи в реальном времени. И сделано все настолько красиво и реалистично, что даже самых скептически настроенных людей заставляет признать – вот такого мы еще никогда не видели. Особенно это относится к смене времени суток. Она доступна почему-то не на всех трассах, но хватает и того, что она есть на Nurburgring Nordschleife и Circuit de la Sarthe, двух самых культовых треках, где проводятся двадцатичетырехчасовые гонки. Фактически, дай нам только эти две трассы со сменой дня и ночи, оставь одни только машины премиум-класса и выпусти игру под названием Gran Turismo 24, и фанаты автогонок все равно будут счастливы, ведь поездки по ночному «Зеленому аду» рождают такие незабываемые ощущения, что за один только восход солнца хочется разом простить все недочеты и странности, которые есть в игре, и скорее выставить ей десятку.
А все потому, что игра великолепно работает с освещением. Мы уже писали, что здесь лучшие световые эффекты из всех виденных нами автогонок, и повторим это вновь: они великолепны.
Блеск и нищета GT5
Думаете, разговоры о парадоксальности графики были для красного словца? Тогда убедитесь собственными глазами: непросто представить, что все эти скриншоты – из одной игры, правда?
И все же многочисленные достоинства Gran Turismo 5 вовсе не отменяют тех огромных проблем, которые у игры есть. Главная из них – кошмарные деревья и минимальное количество полигонов во всей местности, что окружает трек. И этот позор – по соседству с тремя эталонами: освещением, моделями «элитных» машин и дорогой! Да-да, дорога и ее покрытие переданы на отлично. На трассах в наличии не просто перепады высот – Gran Turismo, на зависть большинству конкурентов, может похвастаться настоящим рельефом дорожного полотна: кочками, выбоинами… Это намного усиливает правдоподобность ощущений от езды. А вот со всем, что окружает эту изумительную дорогу, по которой летят великолепные авто, не в состоянии совладать на достойном уровне качества. Взять тот же Ле-Ман: трасса воссоздана великолепно, ездить по ней огромное удовольствие, но стоит притормозить и взглянуть на симпатичный домик, травку или даже отбойники, и тут вас настигнет весь ужас бедственного положение бэкграунда Gran Turismo 5. Квадратные дома с нарисованными окнами и двухмерные зрители под плоскими деревьями, воткнутыми в плохо текстурированную имитацию земли. Но если не останавливаться, не приглядываться, не искать недостатки намеренно, а просто играть – ездить, сосредоточившись на дороге и думая о следующем повороте, а не над убогой ёлкой в двадцати метрах от трассы, Gran Turismo 5 выглядит отлично. Нет, правда, никаких извинительных преувеличений: когда едешь по знаменитым трекам вроде Suzuka или Laguna Seca, складывается впечатление, что это без пяти минут фотографические копии реальных трасс. Парадокс.
Еще один парадокс связан с повреждениями, о которых столько говорили перед выходом игры. Как мы и писали в прошлой статье, изначально в GT5 их толком и нет, сносные графические повреждения, ничуть не влияющие на управление машиной, открываются только после прокачки до двадцатого уровня, и нет никакой возможности включить или выключить их по собственному желанию. Однако после выхода двух последних патчей, у нас мало того, что есть желанный «выключатель», так еще и появились наконец обещанные механические повреждения. Причем исполнено это все на уровне той же Forza 3: машины мнутся, теряют мощность, «зацикливаются» на какой-либо поворот, но при этом отказываются терять детали, да и чаще всего спокойно продолжают ездить после столкновения со стеной на скорости двести километров в час. И тут возникает вопрос: а оно нам вообще было нужно? С одной стороны, «повреждения – это всегда здорово», с другой, GT5 – симулятор настолько реалистичный, что и система повреждений ей подобает лишь реальная, где серьёзное столкновение означает разбитую машину и снятие с соревнований. Но перед нами все-таки игра, а у игры свои законы, и все вместе никак не вяжется. Вот и выходит – повреждения есть, они весьма недурны, и выиграть гонку после даже легкого столкновения уже невозможно, но надо ли оно нам? Может, было бы лучше, если вместо этого разработчики потратили бы время на то, чтобы сделать еще «элитных» машин?
Наверное, самое неприятное сочетание: ночь плюс ливень. Но как же завораживают капли на лобовом стекле и нервно выхватывающий дорожное полотно свет!Как мы и говорили, смена погоды происходит в реальном времени: дождь может закончиться через пару секунд, а вот лобовое стекло будет сохнуть еще долго.
Элитные автомобили на трассе выглядят совершенно бесподобно. Никакого обмана – на трассе они такие же красивые, как и в меню выбора.
Здесь, наверное, нужно заметить, что физика на асфальте в GT5 просто бесподобна, да и ралли весьма неплохи, хоть до полноценного гравийного симулятора еще есть куда расти, и пора уже подвести итог, но…
Но новая Gran Turismo совершенно немыслима без онлайна. Впервые безоговорочно хочется похвалить разработчиков за то, как они интегрировали в игру онлайн. Мало того что можно наконец-то делать приватные комнаты и спокойно гонять с друзьями – игра буквально вся, целиком испещрена онлайн-вкраплениями. Помимо уже названных сезонных мероприятий здесь есть совершенно потрясающая статистика на всех ваших друзей, тоже играющих в GT5: вы можете не просто смотреть, кто сколько гонок выиграл и какие лицензии получил, вы можете видеть полную историю действий вплоть до того, кто и какую машину вчера купил и какое соревнование выиграл. Также вы можете размещать в Сети свои фотографии из фото-режима, чтобы друзья, заглянув на вашу страницу, могли их посмотреть. Вы сможете дарить машины, запчасти и даже краску для кузова. Но еще интереснее то, что у каждого пользователя отныне есть свой форум, и вы можете спокойно оставлять там сообщения, которые будут видны всем, а можете адресно отправлять внутреннюю почту. В итоге вырисовывается огромная онлайн-составляющая, которая и с гонками-то почти никак не связана – это настоящий мир Gran Turismo.
Конечно, остались и еще какие-то не освещенные темы, ведь в игре есть затягивающий и отлично реализованный фото-режим, здесь на трассах дует ветер и разработчики не поленились включить просчет физики шлейфа брызг, летящих из-под колёс… И пускай Gran Turismo 5 не совершенна, она обладает таким поистине непреодолимым шармом и необъяснимым магическим притяжением, что оторваться от нее просто невозможно. И неважно, что деревья плоские, а на машины нельзя наносить аэрографию, пятая часть великой игры все равно останется в истории как одна из лучших автогонок десятилетия.
Пластилиновые автомобили
Еще одна неоднозначная вещь в игре – повреждения. С одной стороны, они незаскриптованные, а значит, машины мнутся как хотят, что намного интереснее всегда одинаково погнутых бамперов из Forza Motorsport 3. С другой стороны… взгляните сами. Вам не кажется все это немного странным?
2124 Прочтений • [Обзор игры Gran Turismo 5] [11.04.2012] [Комментариев: 0]