«You died». «You died». «You died». Снова и снова. Что ни сделай в Demon’s Souls, итог почти всегда один – кроваво-красная надпись «You died», горькое разочарование («Все напрасно!»), тяжелый вздох и очередная попытка завершить начатое. «На этот раз должно получиться!»
В современных компьютерных играх высокую сложность не ценят, а уж в консольных-то и подавно – дескать, сейчас время уже не то, чтобы одну локацию месяц проходить, неделю прокачиваться и сутки бить последнего босса. Встречаются, конечно, исключения из правил, но уж больно редкие и по большей части однотипные. Никто же не будет ждать от Ninja Gaiden уровня сложности casual? А вот от Demon’s Souls такого ожидать было бы вполне логично: серая, незаметная ролевая игра от From Software, без лишнего шума выпущенная сначала в Японии, а потом и во всех азиатских странах, вроде бы, ни на какие лавры не претендовала. Ключевое слово – «серая». Неприглядная, мрачная, невыразительная. Таково было мнение западных геймеров поначалу, но все изменилось, когда в версии для Китая обнаружился полный и качественный перевод на английский язык. Несколько месяцев о Demon’s Souls говорили как о недоступном простым смертным «хардкоре», игре-мечте, мрачном и суровом путешествии в мир, полный тайн и опасностей. А спустя какое-то время американское отделение компании Atlus, известной своей любовью к играм необычным, сложным и в каком-то смысле потусторонним (читай – демоническим), анонсировало западный релиз, предложив новый перевод текста, американские серверы и несколько вариантов издания. Уже тогда, по реакции игрового сообщества, было понятно, что Demon’s Souls ждет невероятный успех в Америке. И так оно и случилось. Продажи хорошие, оценки высокие, пресса любит, геймеры довольны!
Пока один игрок бегает внизу и пытается свалить рыцаря с ног, другому хорошо бы забраться повыше и расстрелять его из лука. Тактика!При правильном распределении улучшений можно в конечном итоге использовать все типы оружия и брони, независимо от требуемого класса.
Но вот справедливый вопрос: что же в ней такого замечательного, за что ее все хвалят и присуждают награды, которых, быть может, куда более достойны другие RPG, маячившие все это время на виду? Что подкупает в Demon’s Souls, делает ее необычной, другой? Наконец, что же такого хорошего может быть в высокой сложности и необходимости раз за разом не просто перепроходить отдельный эпизод, а пробегать всю локацию целиком?
***
Когда пишешь про Demon’s Souls, первое, что приходит на ум, это преследующая в ночных кошмарах фраза «You died». Люди обычно не верят в это. Люди говорят: «Не может быть такой игры, в которой ты уж прям так часто умирал бы и был вынужден проходить все сначала. Зачем тогда браться, если игра такая сложная и, кажется, вообще не создана для того, чтобы в нее комфортно играли? Может быть, все эти самопровозглашенные хардкорщики лгут?» =»
Не лгут. Лгут, когда говорят, что играть неудобно, что, дескать, управление корявое и ничего не получается. Вот это ложь. А когда говорят, что игра очень сложная, надо различать в этих словах вот какой месседж: «Игра честная». Да, герой вынужден часто умирать. Первый же босс в Tutorial обязательно вас убьет. (Но и с ним можно справиться, если знать как; «узнать как» получится месяца через два.) Это большой демон с огромным тесаком (впрочем, тесак-то можно и не заметить), увидев который вы инстинктивно достанете щит и спрячетесь за ним. А теперь подумайте. Демон в три или четыре раза выше вас. Его тесак размером с вашего персонажа. Каким надо быть дураком, чтобы прятаться от него за щит? Естественно, вы погибнете. Вы погибнете и на следующей локации. И еще десять раз, пока не доберетесь до настоящего первого босса. Его атаки, правда, можно блокировать щитом, но к этому времени ваше доверие щит уже потерял, вы ни за что не станете слепо на него полагаться. Вы постараетесь отпрыгнуть или сделать перекат, зайти со спины и рубануть со всей силы. И на секундочку вам покажется, что что вы освоились в мире Demon’s Souls. Да только это не так. Надпись «You died» так и будет преследовать вас до самого конца. И не смилостивится после финала, когда вы начнете игру заново. Потому что одинаковых ситуаций в Demon’s Souls нет. С одной-единственной тактикой не получится победить даже двух одинаковых противников. =»
Честно говоря, у меня осознание этого заняло слишком много времени. Я все никак не мог взять в толк, почему, если я блокирую удар щитом, обычный, рядовой противник лупит мне в щит и удар проходит прямо по герою. Почему? Да потому, что щит надо наставлять точно на цель и уметь тут же парировать атаку. Потому что противник с легкостью вместо обычного удара сделает более мощный, и тогда клинок пройдет чуть левее защищенной зоны – и тогда… Правильно, «You died».
Иногда во время большого скопления монстров или в сражении с огромными демонами игра немного притормаживает. Время от времени эти подтормаживания оказываются фатальными: пропустил удар мечом – «You died».Кто со щитом – тот себя бережет. И не зря!
***
Последнее время растет число «пользовательских википедий», в которых обычные игроки делятся своими идеями касательно прохождения тех или иных видеоигр. Demon’s Souls тоже не обойдена вниманием: всю интересующую новичков информацию можно найти на сайте demonssouls.wikidot.com.
Крещение огнем
Первое, что приходит на ум, это необычный мир, который сам по себе внушает уважение. Вернее, сразу пять огромных миров, представляющих здесь населенные опасными тварями классические средневековые пейзажи. Поначалу игрок в этой вселенной совсем один (о том, как решить проблему одиночества, будет рассказано позже) и нет ему никакого дела до подробностей сюжета и справки по тремстам видам оружия. Единственное, что его интересует, это как приспособиться к здешним условиям обитания. Очень быстро придет осознание простого факта: неважно, кто ты – маг или лучник, мечник или все классы сразу. Сложности перед героем стоят одни и те же, различаются лишь пути их преодоления, и чтобы найти хотя бы один, придется приложить немалые усилия. Требуется именно приспосабливаться, методом проб и ошибок вырабатывать тактики ведения боя с разными противниками и, конечно, погибать, причем погибать часто и с позором. Наилучшая стратегия здесь – осторожность и осмотрительность, ценнейшие качества – внимательность и умение предугадать, что ждет героя за следующим поворотом, самый важный совет: «лучше уйти в глухую оборону или спрятаться, чем лезть на рожон, хвастаясь новым мечом и шлемом».
В других RPG разделение на рядовых противников и больших боссов подразумевает традиционную схему прокачки, согласно которой игрок некоторое время копит уровни, сражаясь с не представляющими серьезной угрозы монстрами, а потом дерется на равных с самым главным из них. В Demon’s Souls нет такого понятия, как «рядовой противник» (но есть прокачка, причем одним она видится «изящной», а другим невыносимо утомительной). Есть люди, с которыми до поры до времени лучше стараться не конфликтовать, есть страшные чудища, которые ходят по одиночке и, если быть крайне осторожным, валятся от нескольких ударов мечом, а есть и бегающие большими группами скелеты, пауки и прочие отродья, схватки с которыми можно пережить… если знать, что и как делать. Глубина и привлекательность боевой системы заключается в том, что вместо методичного размахивания оружием здесь предлагается хитрить, уклоняться, искать разные способы выполнить одно и то же действие. Нельзя подойти к гулю и просто начать лупить его мечом, нет: следует ударить наотмашь, оттолкнув его назад, и скорее провести еще один удар, и еще – причем таким образом, чтобы противник не смог твердо встать на ноги и ответить ударом на удар. Потому что если этот забальзамированный труп с сияющими в темноте глазами ответит, по экрану расплывется ненавистная надпись «You Died», и весь путь придется пройти с самого начала – иначе пропадет единственная валюта в игре, души поверженных врагов.
***В зависимости от того, какие поступки совершает герой, меняется мир вокруг него. Эту установку повторяют, кажется, все разработчики видеоигр, и частенько концепт так и остается лишь в словах очередного хвастуна, но только не в случае с Demon’s Souls. Здесь, если игрок выполняет квесты и послушно уничтожает демонов, считается, что он сражается на стороне света. Он становится сильнее и выносливее. Однако стоит затеять покушение на NPC, напасть на другого героя или отчебучить что-нибудь в этом духе, то, напротив, он переходит на сторону зла и… слабеет. Меньше сила удара, меньше выносливость. Но везде есть свои плюсы! Решив стать злодеем, игрок вправе рассчитывать на куда как более ценные награды за убитых демонов, а также на новые задания и, главное, возможность сразиться с особенно сильными монстрами.
Разных типов монстров в игре достаточно. Почти все они смертельно опасны, и даже те, которые выглядят безобидно, могут существенно напакостить.Скелеты, призраки, ожившие мертвецы – все это создает облик и фирменную атмосферу Demon’s Souls. Просто сказать, что это мрачная игра, недостаточно – эстетика «темного фэнтези» здесь сработана настолько хорошо, что хоть сейчас снимай фильм по мотивам или пиши книгу.
МНЕНИЕ Артём ШороховМожете смеяться, но мне концепция Demon’s Souls очень живо напомнила Barbarian, восхитительную в своей неподатливости и хардкорности игру 1987 года. В роли мускулистого варвара предстояло спуститься в полное ловушек и монстров подземелье, чтобы сразиться со злодеем колдуном, собственным братом. Хоть все приключение и состояло из каких-то пятидесяти экранов, выучить коварную игру приходилось буквально наизусть. И не просто выучить, но и разработать стратегии победы над каждым врагом, разгадать и научиться преодолевать каждую ловушку, выяснить назначение и местоположение каждого предмета. Игра была специально выстроена таким образом, чтоб не оставить геймеру ни шанса отреагировать на опасную ситуацию: либо ты знаешь, что и как делать, и готов к этому, либо – «You died», ломай голову дальше. Буквально каждый экран покорялся с большим трудом, ценой многочисленных «А если я вот так?», всякий новый шаг на неизведанный пиксель экрана делать было попросту страшно. Сегодня подобных игр не бывает. Разве лишь Demon’s Souls.
Настойчивость – мачеха успеха
«Тщетность» – вот то слово, что придет на ум всякому геймеру, вознамерившемуся пройти Demon’s Souls традиционными для RPG способами: прокачкой, рубкой всего движущегося, отважной трусцой навстречу опасностям. По блестяще реализованной задумке авторов, каждый уголок здесь, во-первых, кишит кровожадными тварями, во-вторых, буквально напичкан всевозможными ловушками. А учитывая тот факт, что происходит дело обычно ночью или в темных подземельях, где единственным источником света служит догорающий факел и на расстоянии пары шагов не видно решительно ничего, всякая отвага обязательно в конечном итоге окажется безрассудством. Впрочем, на определенную помощь игрок все-таки может рассчитывать – скажем, на мультиплеер, позволяющий взаимодействовать с другими отважными спасителями королевства. Но надо помнить, что любое благо в Demon’s Souls оказывается палкой о двух концах, и если что-то одно делает прохождение легче, обязательно найдется ряд условий, вступающих с этим преимуществом в спор.
Так, игрок вправе рассчитывать на подсказки, оставленные другими душами. Увидев красные надписи на полу, можно прочитать оставленное другим игроком сообщение и принять его к сведению. Там может быть написано что-нибудь в духе «смело прыгай в обрыв, внизу сокровища и все блага» – и надо быть совсем уж дураком, чтобы в это поверить. А кто не дурак, тот посмотрит рейтинг подсказки, и если он равен единице, пройдет мимо. Впрочем, имеет смысл все же не устраивать розыгрыши, а делиться действительно важной информацией, ведь если кому-нибудь она поможет и этот человек оставит положительный отзыв, то автору полностью восполнится линейка здоровья. Кстати, подсказки не придется набирать по буквам: для них предусмотрен редактор с готовыми шаблонами, куда требуется только вставить нужные слова.
***
Я не могу не написать про подсказки, потому что они действительно очень важны, и среди них действительно много ложных. И если бы я не читал подсказки, то дракон спалил бы меня сразу же, едва мой герой сделал шаг к мосту. Помогла ли подсказка? Нет. Я спрятался за бочкой, дракон пальнул, и та рассыпалась пеплом, а вместе с ней и хрупкое тело спасительницы (конечно, я играю за женщину-рыцаря), и мне пришлось снова возвращаться к месту гибели. Слава богу, за это время в этом же самом месте погибло еще несколько человек. Я подошел к кровавому пятну, нажал «крестик» и увидел, что случилось за десять секунд до гибели отважного героя. Потом еще. И еще. Один идиот метался из стороны в сторону и в конце концов свалился сам. Другой повторил мой подвиг и был поджарен. И только третий показал, что и как надо делать, хотя потом, правда, все равно спекся.
***В Demon’s Souls есть несколько классов персонажей: Knight, Priest, Thief, Magician, Temple Knight, Soldier, Wanderer, Barbarian, Royal, Hunter. Классы здесь играют несколько иную роль, чем в других RPG. Они представляют собой лишь набор характеристик, которые игрок может развивать на свое усмотрение, т.е. никто не мешает сделать из охотника мага или из мага воина, если это будет необходимо.
В иных случаях игроки могут помогать друг другу, даже и не догадываясь об этом. Когда один воин умирает и оставшийся после него кровавый след находит другой, он вправе задаться вопросом, что же именно случилось с несчастным, как же он напросился на вечный покой. Тотчас появится красный призрак и повторит последние действия убитого, а также покажет, что стало причиной его смерти. Иногда, правда, случается, что эти знания оказываются бесполезными: когда перед тобой закованный в броню рыцарь размером с высотное здание и любые попытки хоть как-то поранить его оказываются тщетными, и без всяких призраков понятно, почему пол скользок от крови. В таких случаях рекомендуется звать на помощь друзей, и побольше. И все равно оставаться начеку: впуская в мир души помощников, можно также открыть дорогу так называемому «красному фантому» – игроку, который скорее перережет глотку просящему помощи, чем присоединится к команде борцов с демонами.
С другой стороны, когда дело доходит до первого босса, даже самый наивный геймер уже будет готов к тому, что буквально все в мире Demon’s Souls настроено против него и что единственный верный союзник – собственная осторожность, осмотрительность и хитрость. Обладающий этими качествами воин без труда освоится с игровой механикой, он первым поймет, что, в действительности, какими бы сложными ни были битвы, победить можно всегда. И именно тогда произойдет второе «открытие» Demon’s Souls. Словно по волшебству откроется путь ко всем подземельям, к многочисленным заданиям и, главное, возможности подстраивать враждебный мир под себя. Ради этого в уничтоженное демонами королевство захочется возвращаться снова и снова, захочется искать редкие предметы и выполнять особенно сложные квесты, наконец, сражаться с чудовищами, которые раньше вызывали страх и трепет. Несомненно, именно как раз такой RPG не хватало владельцам PS3, да и что скрывать, остальных платформ все это время.
***
Когда надо написать про мультиплеер, сразу теряешься. Demon’s Souls такая игра, где мультиплеер словно по дефолту, обязателен, как ни крутись: перед началом тебя заставляют прочитать правила, создают учетную запись и ты играешь, когда вокруг тебя уже бегают разные фантомы – призраки других игроков. Ты не задумываешься над тем, что мультиплеер здесь вообще есть, тебе кажется, что все эти привидения придуманы разработчиками, и подсказки тоже разбросаны разработчиками. А когда возникает необходимость позвать другого игрока, пригласить его в «свой мир», ты скорее опасаешься ножа в спину, чем действительно ожидаешь помощи. Впрочем, он-то как раз вряд ли навредит, а другие игроки обязательно воспользуются случаем.
А еще про Demon’s Souls всегда стесняешься писать, будь то журнал, форум или блог. Потому что у тебя никогда ничего не получается, во время прохождения ты все время сталкиваешься с трудностями, погибаешь… И всегда по своей же вине – не был достаточно осторожен, лез на рожон, не оглянулся вовремя. Вот поэтому и погиб. Сложность игры виновата? Ничуть. Сам дурак. И мазохист – капельку.
Демоническая прокачкаВ Demon’s Souls в ходу только одна валюта: души поверженных противников. Души используются для покупки нового оружия, его ремонта или улучшения, плюс они также необходимы для повышения уровня персонажа (Soul Level) и отдельных характеристик. Однако не все так просто и привычно, как может показаться. Получить новый уровень можно только у одного персонажа – Девы в черном (Maiden in Black). Ее можно найти в убежище душ (Nexus), правда, не сразу – сначала придется победить первого босса. Это не очень сложно (его атаки вполне можно блокировать щитом, да и вообще серьезной угрозы он не представляет) и не займет много времени, зато откроет доступ к чудесам прокачки. Почему чудесам? Потому что всего в игре более семисот уровней. Прокачиваться до последнего нужды нет никакой, но даже и сотый уровень (сравнительно скромная величина) отзовется настоящими страданиями – уж очень много душ надо не просто собрать, а еще и унести с собой, не растеряв в пути.
2052 Прочтений • [Обзор игры Demon’s Souls] [11.04.2012] [Комментариев: 0]