«Я люблю панк-рок, поэтому вот такой металл обычно не слушаю» – «Лемми, между прочим, в интервью нередко упоминает, что Motorhead играет скорее панк, чем металл!» – «Ну-ну! Это не мешает Лемми на каждом выступлении заявлять: дескать, Motorhead исполняет рок’н’ролл!»
Такие записи можно обнаружить на youtube.com, например, отправившись на розыски трека In the Black, вошедшего в альбом Inferno 1994 года. Что считать тяжелой музыкой, к какому направлению отнести ту или иную композицию? Неофиты блуждают в дебрях специальных терминов и определений, металлические группы экспериментируют со звуком и жанровыми обозначениями (скажем, Дэвид ДиФэй, лидер и вокалист Virgin Steele, именует альбом Visions of Eden не иначе как «преимущественно романтическим варварским симфоническим
эпическим пауэр-металом»). Но даже если из всего изобилия хэви-групп вы слышали лишь Manowar или Metallica, то наверняка знаете: металл – это про мужиков с мечами и героизм. Или же – про смерть, тлен и разрушение. Или – про демонов, огонь, кровь и бензин. Одним словом, громко, с гитарными риффами, с бубумцаньев басов, и внушающим кому-то тревогу, а для кого-то бодрящим ритмом. Величественно и немного смешно.
К чему это я? А вот к чему – в Brutal Legend рассказывают про металл. Рассказывают обстоятельно, не без самоиронии и одновременно настолько проникновенно, что в этом мире чужим себя не чувствует никто. Ни завсегдатай концертов, ни тот, кто хихикал над известным интернет-мемом о «песнях про меч в стиле разных исполнителей», ни тот, кто любит
панк-рок, но «вот такой металл обычно не слушает». Так и тянет сказать – даже самые закоренелые ненавистники тяжелой музыки будут поражены прямо в сердце (пускай для начала им придется как-то выдержать саундтрек, скомпилированный из «тех самых» композиций). Мир, куда судьба забросила Эдди Риггса, непревзойденного мастера решать чужие проблемы и самого талантливого роуди на планете, не просто срисован с обложек альбомов Iced Earth и Helloween (песен этой группы в подборке Brutal
Legend, увы, нет). Торчащие из земли гигантские мечи или буйство стихий – антураж. Необязательные миссии, цель которых – разыскать все телескопы, разбросанные по континенту, и осмотреть каждую статую и стену из динамиков, поручения вроде «довези пиво парням на пляже, да так, чтоб по пути не согрелось и не расплескалось», реплики в духе «Демонических императоров как-то на земле не наблюдается! Впрочем, если не считать глав звукозаписывающих компаний», – вот то,
что вдыхает жизнь в эти декорации, заставляет улыбаться и, невзирая на шероховатости (о них позже), аплодировать создателям. Как тут не прийти в восхищение, когда каждый геймплейный элемент обусловлен сюжетом и темой, а диалоги и монологи героев хоть сейчас растаскивай на цитаты!
Предводители вражеских войск могут проворачивать те же трюки, что и Эдди, – объединять усилия с подконтрольными юнитами, чтобы поразить неприятеля каким-нибудь особенно зубодробительным приемомНовые мелодии для «Клементины» (любимой гитары Эдди) разучиваются так: отыскиваем в окрестностях полыхающий сине-фиолетовыми огнями постамент и смотрим на него во все глаза. Череп на постаменте переворачивается, и бравый роуди мигом разучивает мелодию-прием
Концерт – все равно что поле битвы
Brutal Legend долго и упорно маскировалась под экшн от третьего лица. На показах не умалчивали, что в игре главного героя будут сопровождать отряды соратников и им непременно разрешат отдавать приказы. Не скрывали и главного: действие развернется в мире-песочнице. Но вот самолично опробовать разрешали исключительно те отрывки, в которых Риггс крушил друидов топором, парализовал адских монашек магическими аккордами или же разъезжал на автомобиле, обеспечивая огневое прикрытие концертному автобусу.
Финальная версия расставила все по местам: перед нами не экшн в духе God of War или, тем паче, Dynasty Warriors и даже не GTA, хотя перехватывать чужие средства передвижения (а вернее, стопорнуть крутейшего дикобраза, пантеру, коня-призрака, а то и вовсе чудо-юдо) не возбраняется. Это прежде всего RTS: но такая, в которой полководцу разрешено сражаться наравне с рядовыми воинами и использовать гитарные соло, чтобы поддержать своих солдат, а также в буквальном смысле слова плавить лица
врагов. Битвы рок-групп – с базой в виде концертной площадки, фанатской энергией в качестве ресурсов, магазинами тематических товаров как способом эти ресурсы перехватить у врага – только такие миссии воспринимаются как ключевые (на манер схваток с боссами в уже упомянутой God of War). На долю Эдди выпадают и другие поручения: кто, кроме него, спасет автобус от атак демонов, выполнит необязательные миссии (нет, не ради презренных купюр, а чтобы добыть зажигалки – артефакты Богов Металла),
проедется по горам и равнинам, разыскивая статуи драконов. Но все же нас не обманешь! Цель роуди, помощника группы в турне, – обеспечить вверенным его заботам музыкантам лучшее шоу на планете. Ради нескольких выступлений на самых примечательных здешних площадках и затевается весь сыр-бор.
Зло в Brutal Legend выглядит эффектно и немного карикатурно, напоминая о персонажах из мультфильмов Тима БертонаЧтобы раздать пару дополнительных инструкций войскам, нужно исполнить зажигательное гитарное соло
Рабочие будни
Завершена первая обязательная миссия. Друиды убиты, монашки повержены, новая знакомая (красотка Офелия), еще не очарована нашим героем, но уже определенно прониклась его умением собрать автомобиль из любых запчастей. Эдди официально становится – нет, не лидером маленькой победоносной группы, то есть, простите, армии под названием Ironheade («потому что с «e» в конце оно звучит куда значительней!»), а роуди, который поможет отчаявшимся рок-звездам отыскать поклонников, свергнуть
фальшивых кумиров и возродить дух истинного металла. А поскольку, как уже упоминалось, Brutal Legend – по сути большая песочница, между сюжетными миссиями предлагается наслаждаться необязательными поручениями (благо на карте мира указывается, где получить задание и в чем оно будет заключаться), коллекционируя зажигалки. В обмен на них Страж Металла (если вы следили за новостями о проекте, то наверняка знаете, что эту роль уготовили Оззи Осборну) проапгрейдит оружие Эдди, сделает тюнинг автомобиля
и обвешает железного коня пулеметами да бомбометами. Чтобы раньше времени не снабдить героя слишком уж убойным арсеналом, ассортимент Стража пополняют постепенно. Выполнишь сюжетную миссию – вот и сообщение о новых поставках. Воодушевляет? Еще бы! На первую встречу с Оззи спешишь со всех ног: отыскиваешь на просторах наполовину ушедшую в землю черепушку в шлеме, вокруг которой растут красные цветы, справляешься с мини-игрой в духе музыкальных симуляторов (по терминологии Brutal Legend, исполняешь
гитарное соло), влетаешь на автомобиле внутрь, отовариваешься, выскакиваешь. Но уже где-то после третьего апгрейда (замечу, на нормальной сложности) подмечаешь: не так уж важно, какой топор у Эдди, и не столь уж принципиально, что за пулемет прилажен на «Дьявола» (Deuce; так роуди нарек машину). Никто и не думает делать из героя эдакого Рэмбо: вот и арсенал его в итоге беден, и самонаводящиеся ракеты не каждого монстра вмиг наземь повалят, и даже способов разукрасить машину у Оззи – всего с
десяток. Утешительный приз – можно покупать каменные бюстики других персонажей и увековечивать физиономии соратников и противников на здешней копии горы Рашмор (на ней, если вы вдруг запамятовали, высечены лица четырех американских президентов).
Чтобы разбить цепи на статуях, хранящих мифы мира Brutal Legend, необходимо использовать прием Earthshaker (А + X). А вот если отыщете статую связанного демонами дракона, знайте: его освободит хороший разряд электричества (зажать Х). За освобождение ящериц премируют надбавками к здоровью, скорости заживления ран и т.д.Сходным образом складывается роман с второстепенными миссиями. Первая засада, которую Эдди устраивает прихвостням генерала Лайонвайта, не ставит жизнь героя под угрозу. Геймеру намекают, что, объединив усилия с соратниками (т.е. нажав Y, в случае с джойпадом Xbox 360), персонаж получит доступ к спецприемам (спецприем обычно один) и таким образом станет сильней. По правде говоря, подобные ухищрения потребуются лишь в будущих засадах: их окажется еще много, и они успеют надоесть куда сильней, чем гоночные
миссии.
Признаюсь, во время первых заездов меня посещали невеселые мысли: выбило из колеи управление. Кнопка газа, кнопка нитроса, кнопка заднего хода и кнопка «развернуться на ходу» – вот и вся автомобильная наука. Первая поездка не стоит того, чтобы сочинять о ней балладу, – обломок камня, и тут «Дьявола» разворачивает так, что он становится перпендикулярно дороге. Втягиваешься, привыкаешь, и хотя на пути по-прежнему нет-нет да попадется предательский булыжник, а машина соперника
запросто столкнет автомобиль Эдди с узкой горной дорожки (наоборот не получается), тормоза уже не так и нужны, да и без правдоподобия прекрасно обходишься. В мире металла нет места автосимуляторам, ведь гонщики с хэви-метал обложек и впрямь останавливаются, лишь лихо развернувшись.
Куда сильней удручает другое: действительно оригинальных поручений, таких, чтоб потом взахлеб рассказывать друзьям (вроде той же экспресс-доставки пива или операции по зачистке логова мышей-вампиров от непрошенных гостей), – можно по пальцам пересчитать. Было бы больше – я б выкупила у Оззи все каменные рожи, лишь бы как-то оправдать страсть к выполнению второстепенных миссий.
За базовое управление войсками отвечает D-pad. Доступные приказы: остаться на месте, следовать за лидером и громить все, что находится в указанном направленииИгроку выдадут ачивку, если Эдди оседлает всю местную живность: от огнедышащих зверей до лосей. Приятный бонус: взгромоздившись на зверя, можно использовать его личный суперприем
Гимн безусловной победы
В какой-то момент осознаешь: побочные задания приелись или все выполнены, пора прервать осмотр достопримечательностей. К чести Double Fine замечу: новые сюрпризы туристам преподносят вплоть до самого финала. Сюжетные миссии изменят облик мира: то уже знакомые места преобразятся, в горах заполыхают вулканы, а небо окрасится кроваво-красным, то откроется доступ к неизведанным ранее тропкам-джунглям, соседствующим с по-Бартоновски готичными руинами (отыщется даже нечто похожее на дерево из «Сонной Лощины»
– то самое, с головами), заснеженным горам и до жути инфернальным озерам.
Где-то на предпоследней ключевой схватке я поймала себя на мысли: весь одиночный режим, вернее те его эпизоды, которые относятся к RTS, – суть гигантская обучающая миссия. Иначе и не скажешь: ведь окончательно список юнитов перестает пополняться лишь за пару битв до финала, а науку «эффективность юнитов зависит от того, с какими представителями войск неприятеля они сражаются» преподают тогда, когда пара-тройка концертов-битв уже отгремела.
Готовят полководцев не иначе как к мультиплееру (в онлайновых кампаниях можно взять под опеку любую из трех представленных в Brutal Legend фракций). Обучение выходит довольно своеобразное: к каждому сражению-пазлу нужно подобрать свое решение-ключ и тогда схватка завершится в рекордный срок. Альтернативные пути, эксперименты с родами войск, сравнения с шахматами – это все для забав в мультиплеере. В сингле дела обстоят просто: быстро накладываешь лапу на ресурсы, чтобы прокачать базу и сгенерить
конницу (здесь кавалерию кличут «Огненными баронами» и она разъезжает на мотоциклах). Далее строишь пару юнитов для специфических заданий (скажем, «Крушители Камня» могут раздолбать такие вражеские строения, к которым остальные юниты и на десять метров не подберутся – погибнут) и следишь, чтобы битва шла намеченным путем, а в решающий момент бросаешь силы на атаку вражеской базы (вы еще не забыли, что речь идет о концертной площадке?).
Командовать приходится в условиях, приближенных к экшнам от третьего лица: военачальник бегает вместе с отрядами и, как во время засад, объединяется с ними для спецприемов (например, чтобы сделать пару прицельных залпов по подоспевшим недругам). Не забыты гитарные соло: они пригодятся и для того, чтобы заполучить порцию ресурсов, подбодрить солдат или помешать конкуренту быстро клепать собственные юниты. Чтобы улучшить обзор поля, Эдди вскоре помогают взмыть в воздух – с высоты птичьего полета легко
прикинуть, на какие цели бросить силы. Кроме того, из поднебесья можно вмиг спикировать на нужный участок карты. Одна незадача: с управлением особо не разгуляешься. Нет, при желании удается раздавать индивидуальные приказы каждому отряду: выделять кнопкой Y, зажимать нужную клавишу на D-pad, спешить к следующему отряду. Долго, нудно, и в условиях боя сложновато. Например, решаешь послать команду девиц с автоматами сторожить будку с мерчандайзом (важно беречь ресурсы!), а прочие отряды отправить на захват новой
точки. Отсылаешь барышень, командуешь оставшимся: «Курс воон на ту вражью будку!», и тут дамы разворачиваются, возвращаясь к армии (в Brutal Legend считается, что раз уж Эдди крикнул, а юнит его услышал, виноват геймер, не выждавший пару секунд). Другой пример: если вылететь на разведку и внезапно решить что-нибудь атаковать, юниты не исполнят приказ начальника («Они не слышат!» – сигнализирует игра). Разумеется, ситуация не безвыходная: достаточно приземлиться, исполнить
соло «армия, спеши ко мне», и солдаты прибегут. Но вот разделение войска хотя бы на два отряда становится настоящей головной болью. Доходило до смешного: я генерила юниты, собирала их у одного опорного пункта, затем бежала к другому и выставляла там (с помощью соло) флаг сбора – чтобы все бойцы, которых я создам вслед за этой операцией, неслись под знамя (а я могла атаковать с двух флангов).
Жребий брошен: теперь либо ад, либо рай
Если наброситься на Brutal Legend со всем азартом придиры, легко отыскать немало неудобного, странного и даже нелицеприятного. Небольшой выбор побочных миссий, их однообразность, огрехи управления в RTS-эпизодах, прямолинейность «победного плана» – раздолье для рассуждений о том, чего не хватает. Подкопаться не выйдет разве что к диалогам и мастерски срежиссированным сюжетным сценам – таким, что проникаешься симпатией и к Эдди, и его соратникам, вопреки (а возможно
и благодаря) их неидеальности (взгляните хоть на кислую физиономию Ларса!) Не вызывает нареканий и графика – разработчики ловко схитрили, отказавшись от реализма в пользу более карикатурного стиля, так что текстуры на камнях не уродуют пейзаж (да что там, по джунглям я каталась просто ради того, чтобы разглядеть все памятники архитектуры!)
А еще – это самое главное – капустник из жанров не смотрится набором чужеродных друг другу элементов. Драки, гонки, битвы – способы обрисовать мир металла так, чтобы даже не воспринимая его всерьез, подхихикивая над любителями трясти головой в такт музыке и отращивать длинные патлы, ни на секунду не сомневаться – он жив и он прекрасен.
2494 Прочтений • [Обзор игры Brutal Legend] [11.04.2012] [Комментариев: 0]