Когда рассказываешь про Bayonetta Хидеки Камии, самое сложное – не прерваться и не броситься переигрывать особо запомнившуюся главу. Вот черноволосая ведьма, оседлав ракетный снаряд, летит навстречу ангелам, благообразным на вид и ужасным под доспехами. Те обстреливают героиню и пылающими шарами, и сгустками энергии, да так лихо, что происходящее напоминает
трехмерный скролшутер. Вот снова Байонетта, стройная и длинноногая, останавливает время, чтобы пройтись по воде, вот с грациозностью пантеры мчится по воздушным мостам – светящимся огненным печатям, а за ней, грохоча, катится чудовищный шар – еще одна небесная напасть. И уж что начинается, когда разбитые статуи оборачиваются когтистыми бронированными монстрами или же на арену высыпают фарфоровые девы с крыльями вместо волос! Смертоубийство, да и только (и в буквальном, и в переносном смысле!),
но со стороны выглядит как невероятное шоу: смесь спортивной гимнастики, стриптиза и БДСМ.
Как полагал Достоевский, красота спасет мир. В студии Platinum Games решили на весь мир не замахиваться и ограничиться экшнами от третьего лица. Как заявил Хидеки Камия, со времен первой Devil May Cry в жанре ощутимо не хватает перемен. Появление современных платформ вроде бы должно было развязать разработчикам руки, а получилось наоборот – каких-то сногсшибательных экспериментов с 3D геймеры не дождались. Но он, Камия, сдерживать творческую энергию не будет и при поддержке соратников перевернет
устоявшееся представление о том, как могут выглядеть подобные игры.
Доппельгангерши Байонетты ловко обращаются и с катанами, и с мечами, но не в состоянии повторить знаменитый колдовской удар волосами. А вот Жанна, как дипломированная ведьма, – запросто! Спустя еще пару-тройку комб ее стряхнут с мотоцикла. Тут-то и начнется шоу«И не проси приделать к твоей руке бензопилу!», – предупреждает героиню оружейник Роден. Между тем любимое оружие солдат из Gears of War в игре все же есть: его разрешают отбирать у ангелов. В отличие от «постоянного» арсенала такие трофеи ломаются после пары ударов
Поверить в некий новый способ преподнести уже знакомый набор из битв, платформенных элементов и пазлов, оказалось нелегко. Отдали роль женщине? Да это Данте с бюстом! За удары отвечают комбинации из нескольких клавиш? Где только подобное не использовалось! В демоверсии действие происходит на площади перед готическим собором? Передрали пейзажи из DMC, само собой! Между тем главное различие между Bayonetta и всеми прочими экшнами вовсе не в исходном материале, а в том, как он подается.
Посмотреть хоть на саму героиню – ее непропорциональное тело буквально преображается, когда она начинает двигаться. Уже не обращаешь внимания на чересчур маленькую голову и гипертрофированно длинные ноги: всякое движение Байонетты в первую очередь подчеркивает ее женственность. Что ни шаг, то не хуже, чем у лучших топ-моделей с подиумов, что ни двойной прыжок, то на спине непременно распустятся крылья, что ни приземление – то с вспархивающими бабочками из-под каблуков. А самая смертоносная пуля,
которую ведьма бережет для особо ненавистных врагов, – разумеется, ее помада.
***
Стоит пройти все главы на любом уровне сложности, и во внутриигровом магазине появятся дополнительные костюмы для Байонетты. Покупаете их, и в меню, рядом с опцией «выбрать уровень сложности» появляется строка «смена наряда». Переодеть героиню можно лишь перед началом главы, зато в катсценах она будет щеголять уже не в обычном одеянии, а в обновке.
Дизайн врагов в Bayonetta просто завораживает: противники-ангелы выглядят подобающе величественно и вместе с тем, вне всяких сомнений, сущие монстрыНавык «ведьминское время» (подробнее о нем читайте в статье) – едва ли не главное оружие Байонетты. Некоторых противников только с его помощью и удастся убить
Едва ли не важнейший эпизод, сразу и окончательно заставляющий разувериться в мифе о «Данте в юбке», – встреча Байонетты с доппельгангершей. Что в таких случаях делают герои-мужчины? Проверяют, насколько точно двойник повторяет их движения, а затем переходят в наступление. Дамы поступили иначе: с подачи самозванки начали выяснять, которая из них сумеет станцевать настолько зажигательно, чтоб у воображаемых зрителей аж слюнки потекли. Сравнение показало, что Байонетта и позирует откровеннее,
и растяжка у нее – на зависть любой балерине, и шарму немерено – фонтаны из-под земли бить начинают. Тут-то противница-ангелица и не выдержала: со злости пошла в атаку первой.
Статика – на любителя, динамика – безупречна. Это правило справедливо как для главной звезды Bayonetta, так и для видеоврезок, поясняющих перипетии сюжета. Скажем, лирические зарисовки о прошлом используют минимум цветов (изображение часто попросту тонируют под сепию) и выглядят скорее комиксом, чем полноценным анимированным роликом – из сцен выхвачены отдельные моменты, как будто невидимый монтажер отсматривает пленку, то подолгу, то на мгновение останавливая взгляд лишь на избранных
кадрах. Кому-то такое решение покажется попросту неподходящим и несовременным (еще бы, замершие люди выглядят несуразными куклами!), а кто-то напротив, и внимания не обратит, разве что посетует на некоторую сумбурность происходящего.
В обычных сценах «замораживание» сочетают с более традиционно снятыми эпизодами. Например, незачем обстоятельно документировать, как невидимая Байонетта разрисовывает помадой физиономию незадачливого журналиста. Можно обойтись двумя кадрами: «жертва до экзекуции» и «жертва после». А вот чтобы показать, как капли дождя соблазнительно стекают по черному одеянию из ведьминских волос, комиксов недостаточно – тут и мини-ролик не грех подмонтировать! Но все же главный повод
восхищенно поахать над видеовставками – торжественные появления боссов и предзаписанные потасовки (внимание – большинство сцен на движке, а как смотрятся!). Постановкой битв занимался Юдзи Симомура, который продумывал хореографию героев в третьей и четвертой DMC, а также для кинофильмов – например, «Противостояния» Рюхея Китамуры. Сказать, что параллелей с прежними его работами практически не просматривается, нельзя: Байонетта и ее бывшая соратница, а ныне соперница
Жанна, наставляют друг на друга пистолеты точно так же, как когда-то – Данте и Неро. Но и впечатления «ах, все это уже было» тоже нет: за каждым кульбитом ведьм следишь, затаив дыхание. Тем более что в любой момент ролик может завершиться, и управление персонажем передадут игроку. Тут уж придется справляться своими силами: драться с ангелами на обломках падающей башни, вразумлять нахальных двойников прямо посреди оживленного шоссе, и спасаться от потоков горящей лавы, удирая по стенам
домов.
***
В Bayonetta вы отыщете немало отсылок к предыдущим работам Хидеки Камии. Devil May Cry, само собой, не забыли: например, одна из секретных миссий называется Angel May Cry, а Байонетта умеет призывать гигантского вражеского краба, очень похожего на Фантома, первого босса из оригинальной DMC. Оружейник Роден знает и любит Resident Evil: от него героиня слышит реплику «Whadda’ya buyin’?», которую повторяет торговец в RE4.
Секретов в Bayonetta не счесть: например, с оружейником Роденом можно подраться, за противницу Жанну – полноценно пробежаться по всем уровням (а не только в паре сцен), наводя ужас на ангелов. Чтобы завербовать ведьму в красном, нужно пройти все главы, получив за задания платиновые или «стопроцентно платиновые» медалькиПластинки с ангельскими записями позволяют бесплатно получить новое оружие. Шесть из них отыщутся на уровнях (некоторые придется собирать по кусочкам), а три выдадут за различные достижения вроде прохождения всех глав на «харде» или еще более жестоком уровне сложности (здесь его именуют Infinite Climax)
За одну главу на долю Байонетты выпадает столько испытаний, что и Рю из Ninja Gaiden не снилось. На нормальном режиме сложности быстро иссякают рядовые враги, а их место занимают недруги позлее и посноровистее, которые любят ходить парами, а героиню способны убить двумя ударами. Создания света различаются повадками: какие-то умеют ловко подкинуть ведьму в воздух, а потом, если та не уйдет от атаки, начать непрерываемую цепочку ударов, какие-то обучены «самонаводиться» на противника, врезаться
в него подобно спортсмену-регбисту или же выстреливать снопами магических лучей. Боссы и того опаснее, хотя, за исключением разве что Жанны, интересны в первую очередь как противники, а не как герои (в отличие от злодеев из DMC 4).
Единственное оправдание дьявольской изобретательности ангельских приспешников – Байонетта и сама может убить их парой ударов, если опекающий ее геймер хорошо владеет всем арсеналом доступных навыков. Сперва у героини есть только четверка пистолетов: два в руках, два – на ногах. Со временем список доступного вооружения расширится: собирая (иногда по кусочкам!) пластинки с ангельскими гимнами, ведьма меняет находки на катану, хлыст, когти-перчатки и прочие средства умерщвления негодяев. Что-то
(например, катану) прицепить к каблукам не удастся, а вот пистолеты можно экипировать, как душе угодно. На арену разрешат взять два набора оружия, за быстрое переключение между ними отвечает L2. Разучивать новые комбинации клавиш, взявшись за меч или сменив клинок на базуку, не придется – последовательности останутся теми же. Изменится скорость ввода команд: в Bayonetta активно используются паузы между нажатиями кнопок, заодно поменяется радиус поражения.
Особенно хорошо прочувствовать разницу позволяют секретные миссии. Например, выскакивает задание: прибить врага только волосами. Лимит – четыре минуты. Как вы наверняка помните, прическа Байонетты хороша и в качестве одежды, и как средство нападения. Большинство приемов, за которые отвечает последовательность из трех и более клавиш, завершаются появлением какой-нибудь напасти из ведьминских кудрей – гигантской ноги в туфле или чудовищного кулака с наманикюренными ногтями. То есть, неприятели
не погибнут, пока не получат волосами в нос. Стоит попасть по ним обычным ударом, и все, комбо провалено, чудо-кулака не дождаться. Хлыст, само собой, отпадает сразу – Байонетта умудряется попасть по неприятелю, когда тот топчется чуть ли не на противоположном конце арены. А он вдобавок и не думает топтаться! Он несется к противнице во весь опор. Выбираю перчатки, и начинаю упражняться в хореографии (аудиоподсказка для тех, кому сложно рассчитать паузы по анимации, – героиня кричит как заправская
теннисистка, выполняя каждый удар). Удар, второй, финал комбо, два кувыка назад, и снова: удар, второй, финал комбо, два кувырка назад. На каждого рядового врага – по два испытания на ловкость, на мидбосса – четыре, а то и пять. Переживаю три волны, но, когда появляется четвертая, не успеваю уложиться в срок.
***
Версии Bayonetta для разных платформ различаются только по графике. Сюжетные ролики на PS3 выглядят замыленней, чем на Xbox 360, так что если выбор есть, лучше остановиться на втором варианте. Если же в наличии только консоль Sony, не переживайте – «мыло» не мешает точно попадать по врагам. Тем не менее, американская торговая сеть Gamestop уже объявила, что позволит покупателям сэкономить 5$ на PS3-варианте.
Удар волосами – отличный способ расправиться с неприятелем еще до того, как тот подобрался к героине вплотную. Кулак или иное наваждение вроде туфли самонаводятся прямо в темечко незадачливым ангелам, если те оказываются в радиусе пораженияКак только начинаешь недоумевать, где верх, где низ, и куда подевались противники, выручает R1: прицелившись, героиня автоматически отыскивает врагов
Анализирую ошибки: можно, например, использовать особую уловку – «ведьминское время». Увернешься при помощи R2 за секунду до удара, и противники почти перестают двигаться, а мир окрашивается фиолетовым. Но вот незадача: если даже в «слоу-мо» огреть врага не прической, все преимущество мгновенно сходит на нет – недругов размораживают раньше положенного. Меняю перчатки на катану, и тут-то убеждаюсь: обычный волосяной туфель бьет по одному ангелу, а финальный прием в таком
же комбо у меча – по нескольким! Благодаря открытию, расправу удается завершить досрочно.
Базовый набор – далеко не все вооружение ведьмы. В обмен на ангельские нимбы в дружественном магазине предложат обзавестись новыми навыками. Например, научиться увертываться за счет R2 даже в воздухе или при помощи все той же R2 поправлять здоровье – если удастся нажать спасительную клавишу именно в тот момент, когда неприятельская алебарда или лапища опустится на героиню (если хочется ставить рекорды, без этих хитростей не обойтись!). Кроме того, даму охотно снабдят сладостями: скажем, лечебными
чупа-чупсами. Цена карамелек не меняется (в отличие от целебных снадобий из DMC), но купить разрешается лишь определенное количество, а за их использование штрафуют – не дают в финале главы бонусные нимбы. Если все же нужно больше, предстоит освоить азы зельеварения (ингредиенты рассыпаны по уровням ровно в таких количествах, чтобы жизнь не казалась совсем уж сказкой). Не забыты аксессуары: хоть они, несомненно, пригодятся в хозяйстве, однако стоят дорого, и расходуют магическую энергию. Восполнить
запасы несложно – достаточно провести пару удачных комб, чтобы шкала под линейкой жизни снова начала подмигивать сине-фиолетовыми огоньками (как вариант, можно отыскать специальный предмет – магическую бабочку). Правда, растерять накопленное также очень легко: хватит пары ран. Вдобавок, оказываешься перед выбором: задействовать аксессуар или подождать, пока наберется достаточно энергии на «пыточную атаку», которая подкосит любого мидбосса.
Несмотря на весь перечисленный арсенал, авторам Bayonetta удается очень ловко соблюдать баланс: когда проходишь главы в первый раз, выбрав нормальный режим, даже и мысли нет заикнуться, что победа далась слишком легко. Стоит возгордиться – пыл остужает «хард», в котором героиню с первой же миссии осаждают серьезные противники, а мелких сошек почти не видать (а ведь есть и более зверский Infinite Climax!). Надоедает чрезмерная сложность, необходимость идеально выполнять увороты, чуть
ли не каждый раз уходя в «ведьминское время», осточертевают заковыристые боссы – передохнуть предложит «упрощенный автоматический» режим (есть и вариант полегче). Тут хоть на одну клавишу жми – Байонетта будет сыпать комбами и, словно пуля, метаться от одного врага к другому («ведьминское время», правда, активируется по-честному отслеживанием движений – надписи «Опасность!» над головами ангелов не появляются).
***
Bayonetta хочется отдельно похвалить за весьма толковую систему сейвпойнтов. Не успеваете, скажем, среагировать на QTE в пылу драки – персонаж гибнет, но воскреснуть сможет аккурат перед злосчастным моментом. То есть, всю драку целиком переигрывать не придется. Одна незадача – если дать героине хотя бы раз погибнуть, на дополнительные нимбо-бонусы в финале главы можно не рассчитывать.
Cветящаяся в небе золотая дорожка – не просто спецэффект, а полноценная лестница, по которой героиня сейчас помчится вверхПылающий город, оживленное шоссе, райские кущи, крыша современного небоскреба, аэродром, – достопримечательностей здесь хватает
А самое притягательное в Bayonetta – то, о чем походя говорилось чуть выше. Здесь и вправду не оставляют ни секунды на передышку, изобретательно переворачивают привычное представление о том, с какой частотой следуют задания в экшнах и с неменьшей легкостью крутят всем миром – секунда, и по стене уже бежать сподручнее, чем по земле. Вроде бы не впервой увертываться от лучей лазеров, осторожно ступать по мостовой, стараясь не угодить в лужи из пылающей лавы, решать простенькие пазлы, которые
и без того сведены к минимуму, успевать жать QTE. Но представьте: вас загоняют на площадь-арену, там расставлены пять ящиков. Во всех них спрятаны осколки ключа, а в четырех еще и по мидбоссу, а то и по два. По арене неустанно молотит гигантский шар, который самонаводится на Байонетту – сам по себе он почти безвреден, но оглушает ведьму, делая легкой добычей для ангелов. Без ключа не пройти дальше, поэтому остается одно: показывать чудеса ловкости, пытаясь либо улизнуть от недруга, либо загнать его под
шар, и всячески приближать финал за счет комб. И это лишь малая толика одного уровня! Хватает и совершенно невероятных штрихов: кое-где разрешают закидывать врагов машинами, а в одной из схваток Жанна с Байонеттой перебрасываются обломком здания (очень жестко ограниченное по времени QTE). Помните еще, кстати, насчет помады? Ее траекторию придется задавать лично, стараясь не дать снаряду сбиться с курса из-за зависших в воздухе осколков стекла.
Эпатажный, зрелищный и при этом невероятно увлекательный как игра – такого экшна жанру действительно не хватало. Пусть здесь и меньше акцент на сюжете, чем в той же Devil May Cry, предложенных увеселений с лихвой хватает, потому оторваться от консоли удается лишь неимоверным усилием воли. Специфический (не иначе, осакский) грубоватый юмор с лихвой окупается невероятно зрелищными поединками (а для кого-то, возможно, и вовсе станет несомненным достоинством Bayonetta) что в записи, что на аренах,
череда заданий обеспечивает непрерывный приток адреналина, и даже увидев Жанну в третий (или уже четвертый?) раз, я и не думаю возмущаться – ведь эту дуэль наверняка обставят иначе, чем предыдущие.
***
Перевоплощение в пантеру не требует ни покупки особых скиллов, ни оплаты в виде магической энергии. Дважды нажимаешь R2 – и вот Байонетта уже несется вперед в облике грациозного зверя, моментально обучившись очень далеко прыгать и очень быстро бегать. Долго оставаться в таком состоянии ей не под силу, но и десятка секунд хватает, чтобы преодолеть очередную пропасть.
1428 Прочтений • [Обзор игры Bayonetta] [11.04.2012] [Комментариев: 0]