Несколько лет назад компания Sega задумала переворот в приключенческом жанре и создала знаменитую Shenmue – поразительный и, увы, недооцененный многими проект. По замыслам авторов, Shenmue со временем должна была превратиться в игровой сериал, однако по разным причинам дальше второй части дело не пошло. Сегодня слухи о Shenmue 3 нет-нет да и мелькают на просторах Сети, хотя Sega ничего не подтверждала официально. Самый смелый и дорогой эксперимент в истории компании забыт раз и навсегда? Как бы не так! Отказавшись (надеемся, временно) продолжать историю Shenmue, издательство использовало уже имеющиеся наработки в криминальной драме «Якудза».
На первый взгляд, мало что отличает эту игру от новомодного гибрида GTA и beat’em up. Налицо обычный вечно одинокий главный герой, вид от третьего лица, запруженные улицы виртуального мегаполиса и многочисленные недруги, готовые затеять драку по любому поводу. Руки-ноги в качестве основного оружия и бейсбольная бита как лучший аргумент в любом споре. Обыденно, знаете ли. И где-то даже скучно. Но это лишь первое – и, заметим, обманчивое – впечатление. Настоящая Yakuza оказывается чем-то совершенно другим. Чем-то, удивительно смахивающим на… самую настоящую RPG, хитро замаскированную под клон Final Fight и прочих Streets of Rage. Не верите? Мы готовы незамедлительно представить вам доказательства!
Черно-белая якудза
Пересказывать сюжет бессмысленно – слишком велик риск раскрыть те или иные детали выдуманной сценаристами Sega интриги. Да и вам наверняка приятнее самостоятельно разобраться в хитросплетениях истории, выведя всех злодеев на чистую воду. А вот пару слов о том, насколько удачными (или наоборот) получились персонажи, скажем непременно. Увы, авторы не отважились одним махом избавиться от клише, и чётко разделили героев на плохишей и кибальчишей. Вот главный герой, Кадзуми – он, безусловно, добр и благороден. Такой если полюбит, так на всю жизнь, если возьмётся защищать, то до последней капли крови. А вот убийца-маньяк Симано. Сразу понятно – сволочь. Почтенный оябун с удовольствием тратит свободное время на то, чтобы отрезать подчинённым пальцы. Подобные стереотипы в Yakuza насажены столь густо, что и не продохнуть порой. Ведь почти что не влияя на ход событий, они, тем не менее, лишают характеры героев реалистичности, делают их предсказуемыми.
Как это ни грустно, все сражения проводятся на специальных «боевых локациях», будто в насмешку над свободой общеигрового геймплея огороженных невидимыми стенами.Супермаркет – мечта командировочного, средь магазинных полок в пору заблудиться! Ан нет – полки для красоты, за списком возможных покупок пожалуйте на кассу.
Тренируйтесь
Для начала стоит обратить внимание на развитие персонажа и обретение им новых умений и навыков. Без этого всегда есть опасность крепко застрять на первом же сколько-нибудь сложном боссе, без всяких надежд на светлое будущее. В Yakuza недостаточно просто набирать очки опыта в многочисленных потасовках – ими нужно с умом распорядиться, совершенствуя тело, душу либо боевую технику героя. Крепкие мускулы и выносливость помогут выдержать большее число вражеских ударов, в том числе и таких, после которых нормальный человек, скорее всего, уже не поднимется. Правильное духовное воспитание даст Кадзуми моральное преимущество перед соперниками. Ну а дотошное изучение основ рукопашного боя пополнит арсенал бывшего бандита новыми хитроумными приёмчиками, комбо-сериями, смертоносными захватами и бросками. Таким образом, средней руки мафиози (пусть и очень харизматичный), с которым мы имеем дело в начале игры, ближе к финалу превращается в настоящего сэнсея, достигшего духовных и телесных вершин. Если же его ещё и правильно экипировать, то, вероятно, ни одна схватка не вызовет значительных затруднений.
Раз уж упомянули экипировку, остановимся на ней чуть подробнее, хотя возне с разнообразным снаряжением разработчики уделили не слишком много внимания. Наиболее любопытная (и важная!) категория предметов – медикаменты и продукты питания. Таблетки, порошки и инъекции отлично бодрят, способствуют чудесному заживлению ран и на раз поднимают настроение. Гамбургеры, сандвичи и лапша также помогут поправить здоровье – пусть толк от их применения не так очевиден. Одна беда: пища и лекарства (вот странность!) не валяются на улицах и даже не выпадают из врагов; их приходится приобретать в магазинах за наличные. Там же можно разжиться и другими полезными вещами – например, веревкой. Сама по себе она ни к чему, но в сочетании с каким-нибудь другим предметом наверняка пригодится. Элегантный зонтик – тоже неплохое капиталовложение. И не подумайте, будто в Токио чересчур дождливо. Просто в умелых руках зонтик становится оружием не менее грозным, чем клюшка для гольфа. Кстати, зонтик, купленный в магазине (а не найденный где-нибудь в подворотне), отличается еще и отменной прочностью – вполне хватит на полдюжины драк.
Большому кораблю – большие деньги
Как и неоднократно упомянутая Shenmue, Yakuza стала одним из самых дорогих проектов в истории Sega – на её разработку потратили 21 миллион американских долларов. Среди прочего, деньги пошли и на оплату первоклассных актёров озвучки. Так, чудовищный Футо Симано в англоязычной версии говорит голосом Майкла Мэдсена («Бешеные псы», «Убить Билла»), одноглазый приспешник Симано, Горо Мадзима – на самом деле переодетый джедай Марк Хэмилл. А главного злодея доверили озвучить молодому актеру Майклу Розенбауму, отметившемуся ролью Лекса Лютора в популярном сериале Smallville, повествующем о юношеских годах Супермена.
Бейсбольной бите найдется и мирное применение.В бою старайтесь не попадать в окружение – спиной удар не отобьёшь, да и уклониться едва ли получится.
Дробите кости
Теперь собственно о драках – ведь им придется посвятить немало сил и времени. Встречи с противниками в Yakuza происходят достаточно часто, причем, согласно RPG-канонам, они случайны, и избежать их удается крайне редко. Предсказать, где Кадзуми в очередной раз подвергнется нападению, почти невозможно: потенциальную опасность представляют и пьяные завсегдатаи окрестных баров, и мелкое хулиганьё, и рядовые члены якудза, без дела слоняющиеся по улицам. Схватке, как правило, предшествует короткая словесная перепалка (вам коротко объяснят причину нападения), после чего действие переносится на небольшую арену. Ничего не напоминает? Любой поклонник ролевых игр японского образца, даже лоб не наморщив, тут же выдаст: «random encounter» (или «случайные сражения») – один из отличительных признаков едва ли не каждой первой JRPG.
Драться разрешено руками, ногами, заранее приобретенным оружием и всем, что валяется поблизости. Например, велосипедами, урнами для мусора или садовыми скамейками. Если разборки происходят в баре или офисе, не следует пренебрегать столами, стульями, компьютерами и кассовыми аппаратами – их едва ли хватит на три-четыре удара, но эффект в любом случае более значителен, чем от простого удара кулаком. Есть и особые суперприёмы, для проведения которых требуется заполнить шкалу Heat и заодно проявить чудеса реакции, вовремя нажав на нужную кнопку. Разумеется, не стоит забывать и про оборону. Неприятельские выпады (те, что послабее) можно блокировать; от более сильных лучше уклоняться, иначе велик риск впустую растратить драгоценное здоровье.
В боевой системе главное разочарование – скудность приёмов нападения. По сути драка сводится к соло на клавишах имени одной комбы.То и дело во время сражений требуется быстро нажать ту или иную кнопку, чтобы нанести противнику дополнительный урон или вывернуться из захвата.
В целом, боевая система хорошо сбалансирована, хотя пара недочётов всё-таки закралась. Во-первых, потасовки с рядовым хулиганьём ближе к середине начинают просто-напросто надоедать своим однообразием. Во-вторых, нужно учесть, что Кадзуми почти всегда дерётся в одиночку, а вот противник не брезгует пользоваться численным превосходством, что, с одной стороны, делает бои более напряжёнными, а с другой выявляет сразу несколько трудностей. Трудность первая и главная – очень странная реализация автонаведения («захват цели» сопряжён со стрейфом). Трудность вторая: начав выполнять цепочку ударов, Кадзуми не остановится до тех пор, пока не завершит её, либо его не прервёт метким хуком в челюсть (или велосипедом в спину) один из противников. Вместе трудность номер один и номер два срабатывают так. Вы «запускаете» зубодробительное комбо из полудюжины ударов, намеченная жертва проворно отскакивает в сторону, и дальше вы беспомощно наблюдаете, как герой продолжает ожесточенно молотить воздух. В первых главах подобный промах, вероятно, сойдёт с рук; позднее он чреват самыми плачевными последствиями.
Красота через силу
Графически Yakuza выполнена очень и очень неплохо. Достаточно посмотреть на многолюдные улицы игрового Токио и сравнить их с любой из GTA-подобных игр последних лет. В то же время нельзя не заметить, что великолепие сиё дается старенькой PS2 с огромным трудом. Раздражающая надпись «Loading» появляется на экране с пугающим постоянством; то один, то другой прохожий вдруг растворяется в воздухе – и спустя пару секунд материализуется из ниоткуда. Кроме того, очевидно, все ресурсы были брошены именно на праздношатающиеся толпы обывателей: автомобили в Yakuza встречаются исключительно на парковках, день сменяется ночью в строго определенные сюжетом моменты, да и интерактивность оставляет желать много лучшего.
Когда прокачаете соответствующий навык, Кадзума научится спецударам с применением оружия.
Живите своей жизнью
Но довольно о насилии – в Yakuza есть место и мирному времяпрепровождению. Зайдите в стрип-бар (желательно не ломиться туда в рабочий полдень – не поймут) поглазеть на полуголых красоток, посетите закусочную, наведайтесь в зал игровых автоматов или супермаркет. Там для заработанных нелёгким трудом (как всегда – в квестах или драках) денег обязательно найдётся применение, будь то покупка необходимого по сценарию корма для животных, приобретение дорогого парфюма, оружия или продуктов питания. Главное не переборщить с шоппингом и азартными играми: оказаться на улицах Токио без гроша в кармане – перспектива не из приятных. Даже с учётом того, что любой поход в магазин или кафетерий пополняет копилку опыта.
Свободное время можно посвятить не только дракам да магазинам, но и общественно-полезной деятельности – то есть выполнению десятков мелких поручений, которыми вас всегда готовы снабдить жители Токио. Принесите бутылку саке нищему пьянице; поймайте грабителя, вырвавшего сумочку у пожилой дамы; отыщите очки, потерянные незадачливым клерком. Всемирной славы вы за эти подвиги не снищете, но на кое-какую награду рассчитывать стоит (в том числе драгоценные очки опыта). Возможно, даже весьма существенную. Тем более что некоторые квесты, поначалу кажущиеся совершенно незначительными, могут неожиданно помочь в решении основных сюжетных задач. Так что не ленитесь помогать людям!
Думаете, видеоролик? Фигу с маслом! В видеороликах игр такого класса лысина под мышкой не утонет.Большая часть сценок на движке – не кино «а-ля Metal Gear», а неторопливая болтовня практически неподвижных героев.
И опасайтесь мошенников; их в округе тоже хватает, для них даже хмурый завязавший якудза – желанная добыча. Обычное дело: прелестная девушка просит защиты от домогательств не в меру ретивого ухажёра. А после драки приглашает спасителя (то есть вас) в расположенный поблизости бар пропустить пару стаканчиков. Ну, а на что способна воровка с клофелином – вам расскажет передача «Дорожный патруль»: бравый защитник забывается мертвецким сном, и в себя приходит только наутро – уже без подруги и с пустыми карманами.
СЕКРЕТ!Пройдите игру, чтобы получить доступ к Adventure Review Mode, Battle Review Mode и Movie Viewer.
Получите рейтинг S во всех 50 миссиях режима Battle Review Mode (открывается после прохождения игры), чтобы получить доступ к режиму Master Fighter.
После выполнения всех побочных квестов перед кинотеатром появится секретный босс. Заговорите с ним, чтобы начать бой.
«RPG без магии – деньги на ветер» гласит народная мудрость. Наверное, поэтому так мало «реалистичных» ролевых игр. В «Якудзе» авторы выкрутились – в минуты душевного подъёма Кадзума выбивает из противников душу ещё сильнее и зрелищнее, чем обычно.
Советуйте друзьям
Признаться, Yakuza приятно нас удивила, хотя казалось, что от нынешней Sega ждать сюрпризов уже не приходится. Вместо ещё одной трёхкопеечной поделки мы получили роскошный интерактивный роман о криминальном мире Токио. И не беда, что не все задумки разработчикам удалось воплотить так, как надо. Ведь на финальном результате отдельные промашки почему-то почти не отразились. Особо рекомендуем Yakuza всем тем, кого в свое время «зацепила» упомянутая в начале статьи Shenmue. Пусть сказка о токийских гангстерах и не продолжает легендарный проект Ю Судзуки, но звание идейной преемницы оправдывает на все сто.
НАШИ ЭКСПЕРТЫ Артем Шорохов –Yakuza всем хороша – кое-где даже прекрасна, – но боевую систему придумывали наспех. Жаль, что драки нельзя отключить!
Red Cat – Чего бы там ни обещали в Sega, настоящая Yakuza удивительно смахивает на… самую что ни на есть RPG.
Наталья Одинцова – Фильм «Плачущий убийца» показал нам гангстеров, мастерски владеющих оружием. Yakuza продемонстрирует нам, как японские мафиози наловчились драться мусорными бачками!
1027 Прочтений • [Обзор игры Yakuza] [11.04.2012] [Комментариев: 0]