Обзор игры Xenosaga Episode III: Also Sprach Zarathustra
Финальный эпизод грандиозной саги опьяняет и дает повод пролить слезу. Вернувшись к привычной схеме игрового процесса, учтя все пожелания, но неотступно следуя великой идее «сюжет превыше всего», игра наконец-то позволила почувствовать себя уютно в этой искусно сотканной атмосфере. И вспоминать не хочется, какую бурю противоречивых эмоций вызвала предшественница: из-за абсурдной боевой системы мало кому удалось добраться до последнего босса, и уж тем более закончить второй эпизод. И ведь вовсе не интерес к геймплею, а невероятно увлекательный сюжет побуждали раз за разом пробовать, ошибаться и снова пробовать...
Пусть при беглом осмотре «Эпизод третий» не вызывает восторгов и удивления одним лишь отказом от тиранической системы. Это неважно – внимание к истории и каждому событию, которое затрагивает повествование, здесь, пожалуй, ещё сильнее обострилось. И как только это понимаешь, открываются все перспективы нового облика Xenosaga.
Шаттл «Надежда»
Множество камней летело в огород создателей за одно лишь то, что, перейдя на куда более удачный дизайн персонажей, они отчего-то позабыли о декорациях. И действительно, монотонные коридоры, не самая учтивая камера и бедные интерьеры быстро навевали скуку. А вкупе с изматывающими сражениями, посещения такого рода «подземелий» становились равносильны пыткам.
В первых главах доктор Мизрахи высказывает предположение, что и у KOS-MOS может быть сердце. У T-elos оно есть – каждый раз, когда ей удается досадить кому-нибудь, она злорадно улыбается.Мощность «другой KOS-MOS» демонстрируется несколько раз, и всегда успешно. Спойлер: это та самая «загадочная форма жизни», что мы нашли на боевом корабле U-TICK в первом эпизоде.
Сама Сион, все прочие герои (состав партии почти не изменился), а заодно противники и, до кучи, предметы – все отображаются на локации и заметны издалека. Условно каждое место делится на «мирное» и «боевое». То есть там, где сначала приходилось исследовать закутки и вести светские беседы, вспоминая былые дни и строя планы на будущее, жизнь бьёт ключом. Городские жители гуляют по улицам, научные работники всегда рады что-нибудь объяснить («квадрат» позволяет выслушать эти объяснения внимательно, показывая предмет обсуждения с нового угла и переводя разговор в режим диалога), а грузчики попеременно жалуются на жизнь и делятся сплетнями. Так протекает большая часть игрового времени, ибо именно здесь ведутся многочисленные сюжетные диалоги, прерывающиеся затяжными видеороликами. Конёк Xenosaga, её фетиш и одна из самых спорных составляющих концепции – сюжетная линия – по-прежнему на первом месте. Доходит до того, что целая глава может состоять из одних лишь разъяснений обстоятельств с единственным отвлечением на двухминутное сражение на боевых роботах. Скучать, впрочем, не приходится. В третий эпизод заложено слишком много важных событий и боевых ситуаций, и ни одно из показанных сражений нельзя назвать тусклым. Даже наоборот – порой удивляешься тому, что перед тобой настоящая финальная версия игры, а не нарезка сюжетных роликов из какого-нибудь ответвления. Что характерно, на протяжении всего этого представления от игрока требуется какое-то участие, пускай и сводится оно лишь к перемещению от одной точки на карте к другой или нажатию каких-то «чрезвычайно важных кнопок» на стенной панели. Выбирать ветки диалогов и принимать какие-то решения позволяют крайне редко, однако необходимости в этом также не возникает.
Поиграем в детективов?
Исследование локаций в привычном понимании прочно сплавлено с боевой системой, из чего вытекает несколько в равной степени полезных и опасных для игрока следствий. Так как Сион видит своих врагов на карте, а уровень сложности по-прежнему не позволяет вольностей, она может использовать всяческие уловки. Например, поставить мину-ловушку, взрыв которой на время выведет из строя преследователей и даст преимущество в сражении. Кроме того, противники на карте не проявляют чудес сообразительности и легко теряют героиню из виду, стоит ей отойти на несколько шагов. Также их всегда можно застать врасплох, напав сзади и получив подчас действительно спасительный шанс выйти из сражения нетронутым.
Очередность ходов можно посмотреть на показателе в углу экрана. Бои построены по такому принципу, что ленте не приходится перестраиваться часто.Что эта штуковина здесь делает, остается только гадать. Впрочем, в том, что с ней придется сразиться, сомнений уже не возникает.
Отсутствие «случайных стычек» предоставляет необходимый простор для поиска бонусов и обходных путей. Зная, что никакой робот за углом не возродится после того, как героиня вернется в комнату еще раз, можно изучать все предметы и получать столько сюжетной информации, сколько потребуется. При таком подходе гораздо удобнее решать многочисленные головоломки и местечковые задачки, без которых не обойдется ни одно путешествие. Можно продумать следующий ход, сколько угодно бегать вокруг загадочного механизма и пробовать все решения, что всплывают в голове. А заодно любоваться захватывающими, богатыми на детали декорациями. Уже в прологе задача с соединением ядер отправляет Сион в небо, где напротив нее стоят гигантские машины. По очереди активируя переключатели, видишь, как части машины соединяются воедино среди миллионов маленьких облаков, на фоне которых героиня кажется крошечной и беззащитной. Эффект присутствия потрясающий, не зря этот момент выбрали для японской демонстрационной версии.
Пацифизм не в моде
Партия подобрана немного не по сезону. Без Зигги или Дзина тут явно не обойтись – в бою МОМО бесполезна, ей нужны сильные бойцы для защиты.
Боевая система отныне не требует планирования на десять ходов вперед, но и от тактической составляющей не отказывается. Помимо основной атаки, каждый герой (за редким и вполне обоснованным исключением) может использовать заученные заранее техники (то есть навыки, магические атаки и специальные приемы). Удары распределены таким образом, что стандартная атака наносит меньше всего урона и зависит исключительно от показателя силы персонажа, Tech и Ether рассчитаны на средние повреждения, а Special Attack бьёт, как все предыдущие разом. В общем, всё более-менее традиционно. Единственное, что может смутить, – длинный список меню. Но и без него никак. Битвы с рядовыми противниками вряд ли вызовут какие-то особые сложности. Действует старая тактика: если против команды игрока выступают пешие воины или слабые монстры, можно попробовать решить все за два хода, отказавшись тратить ценные EP. Каждый простой удар тут же отражается на шкале в верхнем углу экрана, пользоваться которой можно как заблагорассудится. Лимит этого счётчика – три действия. С его помощью можно повторить ход подконтрольного персонажа, и с его же помощью активируются специальные атаки. Но будьте готовы к тому, что в один прекрасный момент сам противник применит против команды такую же разрушающую технику. Всё честно: у злодеев есть такая же шкала, и по силе они никак не хотят вам уступать.
Xeno-вселенная
История сериала, доступная владельцам PlayStation 2, полна оговорок. Что-то приходилось из сценария вычеркивать, чтобы уместиться в рамки одного эпизода, что-то специально приберегалось для проектов «по мотивам». Например, игра для мобильных телефонов Xenosaga: Pied Piperрассказывает о прошлом таких важных персонажей, как Зигги, Хаос, Вильгельм, Вояжер и Димитрий Юриев. Она поделена на три небольших главы, в которых герои расследуют загадочные убийства через сеть U.M.N. Для тех, кто не владеет японским, фанаты подготовили скрипт-перевод, ищите его здесь.
А вот встретив на пути босса, следует готовиться к затяжной и сложной схватке, где удача уже не играет никакой роли. К каждому такому сражению нужно отнестись, как к решающему бою с главным злодеем в любой другой игре. Тут уж не обойтись без выдержки, терпения и толстого инвентаря, ломящегося от полезных предметов. Боссы склонны то и дело менять тактику и всегда стараются удивить чем-то новеньким, так что выделить конкретную цепочку действий, «вычислить» последовательность нападений в надежде найти лазейку, подлечиться и взять инициативу в свои руки оказывается невозможно.
T-elos в переводе с греческого означает «причина» или «цель», «конечный результат процесса». С каким упорством она исполняет свое предназначение –втаптывает «девочку в голубом» в грязь!Вызвав экран статистики, можно получить справку о последних событиях и текущем положении вещей, а также узнать, что делать дальше.
Довольно скоро сама собой вырабатывается такая стратегия: на первых порах лечиться подручными средствами, вроде аптечек, и ни в коем случае не допускать смерти персонажей, после чего ввести в бой «лекаря» (эта роль отводится MOMO) и как можно дольше рубить врага двумя оставшимися «бойцами», подлечивая по мере надобности то одного, то другого. Как правило, когда полоска жизни босса достигнет критической отметки, злодей обретёт целый ряд невиданных доселе приёмов, наносящих невероятно большой урон. Пытаться зализать раны после таких атак бесполезно, поэтому «лекаря» в срочном порядке меняйте на третьего «бойца» и начинайте гонку предсмертных оплеух. К слову, не стоит пренебрегать умением Сион повышать скорость напарников – подчас без него просто не обойтись.
Ницше бы одобрил
За победы Сион получает очки опыта и деньги. Деньги можно и нужно тратить в универсальном магазине на покупку нового оружия, брони и дополнительных аксессуаров. Однако серьезного прироста в показателях или, если выразиться точнее, существенно возросшей эффективности скупленных вещей ожидать не приходится. По крайней мере, такого, чтобы заполучивший в свое распоряжение расчудесный меч Дзин стал бы вдруг «пасти» всю команду, превратившись в козырной туз и танк на ножках, не ждите точно. Куда быстрее находится практическое применение многочисленным аптечкам (скупаемым в двух видах – как для героев, так и для их «боевых роботов»), да дешёвым украшениям. Они отражают статус-атаки, и в этом главная их ценность.
Чуть более значимая роль отведена умениям. Скопив за десяток сражений нужное количество очков развития, можно потратить их на новые техники или магические атаки. Ветка скиллов напоминает Matra Grid из Digital Devil Saga, однако накладывает более жёсткие правила. Неприятным следствием отсутствия случайных сражений стало ограничение возможности прокачивать своих персонажей. То есть набрать очков развития на все навыки не получится даже у самых старательных. Кроме того, перейти с одного уровня навыков на другой можно только в том случае, если все четыре предлагаемых навыка предыдущего уже куплены. Звучит, быть может, не так уж и страшно, но когда дело доходит до того, что ни один из героев не имеет нужного скилла, и возможности подрядиться на часовые тренировки в ближайшем будущем тоже не предвидится, это ощущается как смертный приговор. Непривычно для Xenosaga, но факт: бойтесь экспериментировать с веткой скиллов, оно когда-нибудь, да отзовётся.
СЕКРЕТ! НОВАЯ ОДЕЖДА ДЛЯ ГЕРОЕВ: Allen Swimsuit – пройдите игру, сохранитесь и загрузите полученный файл; chaos Flawless – пройдите игру, сохранитесь и загрузите полученный файл; chaos Swimsuit – Floating Landmass Crypt through EVS: воспользуйтесь консолью у входа, чтобы получить доступ в секретную зону; Jin Swimsuit – Labyrinthos, Margulis’s Room: Treasure box; Jr. Swimsuit – Miltia World Map, Right Side: Treaure box; KOS-MOS D Unit V1 – купите в магазине; MOMO Swimsuit – Dabrye Mine’s Entrance: победите Mai, вернитесь ко входу, сыграйте в crane game несколько раз; Shion Research Uniform – украдите у Red Testament’s ally; Shion White Shirt – украдите у Red Testament; Ziggy Swimsuit – пройдите Advanced Hakox Levels.
Впрочем, вынуждены поправиться, достоинство третьего эпизода отнюдь не в облегчении боевой системы. Важнее другое – теперь прохождение уже не кажется испытанием на прочность нервной системы, а разделение на главы не назовёшь необходимостью делать паузы между часовыми сюжетными рассуждениями. В идеале, именно такой должна была предстать перед нами первая или хотя бы вторая часть. Тогда бы и число заинтересованных в триквеле игроков было куда больше, и вопрос об издании игры на территории Европы не решался бы годами. Второго эпизода мы ждали очень долго. Как знать: быть может, третьего не дождёмся вовсе.
«Евро-сага»
История с выходом сериала Xenosaga на территории Европы полна обещаний и трагических поворотов судьбы. Когда только было объявлено о разработке первого эпизода, никто не сомневался в том, что когда-нибудь он докатится и до Старого Света. Причем главным основанием этой идеи считалась всенародная любовь к Xenogears, проекта по вселенной которой наверняка ждут в каждом доме счастливых обладателей PS2. Однако – не судьба, дальше Америки он не продвинулся. Первая часть была холодно принята на Западе, и сейчас ее можно купить за жалкие $15.
Второй эпизод держал в рукаве сразу несколько козырей, самый заметный из которых – новый дизайн персонажей. От кукольных моделей отказались в пользу более реалистичных. Существенно доработанный графический движок и вновь поднявшийся интерес к серии дал зеленый свет изданию игры в Европе. Наше издание оформлено в красивую коробку и комплектуется дополнительным DVD с нарезкой всех роликов предыдущей части. Как насчет последней главы? Боссы Namco Bandai не делают никаких обещаний.
На Nintendo DS существует весьма вольный пересказ первых двух эпизодов саги, так создателями и названный – Xenosaga: I & II. События излагаются не в строгом соответствии оригиналу, – было внесено несколько новых сценариев и переставлено кое-что из старого. Кроме того, существует также аниме-сериал Xenosaga: The Animation, манга (издается с 2004 года, пока завершена только адаптация первого эпизода) и flash-ролик, рассказывающий о том, что случилось между вторым и третьим эпизодами. Фанатский перевод можно найти здесь.
2233 Прочтений • [Обзор игры Xenosaga Episode III: Also Sprach Zarathustra] [11.04.2012] [Комментариев: 0]