В следующем номере мы много будем рассказывать о команде «СИ» и том, как мы делаем номер. Красиво и в меру откровенно. Только запомните одну простую вещь. Файтинги Soul Calibur – главное, что нас связывает, дарит возможность понимать друг друга с полуслова, перечеркивает все трудности. Эти игры никогда не позволят нам пожалеть о выборе места работы. Любая другая мотивация – включая материальные стимулы – вторична и не универсальна. «Это шутка?» – спросите вы. Да, конечно. Почти.
Увы, но Soul Calibur II нам хватило примерно на полтора года беспрерывной игры, затем – тупик. Все бойцы изучены, навыки свои подтянуты до возможного максимума. Никто не способен никого удивить. На короткое время – месяца три – наше внимание привлек Tekken 5. Ему мы бы – возможно – присягнули на верность, не оправдай Soul Calibur III наших ожиданий. Не улыбайтесь понимающе. Окажись он лишь все тем же Soul Calubur II, но с тремя новыми героями и улучшенной графикой, – достался бы игре вердикт «в топку». К счастью, сгореть заживо диску было не суждено.
ULTIMATE SOUL CALIBUR
Несмотря на всю нашу любовь к игре, мы знаем – у Soul Calibur II были недостатки. Скучный однопользовательский режим с идиотскими заданиями (особенно большой комок грязи мы адресуем подземельям с миллионом однотипных схваток) проходили скрепя сердце. Но иначе нельзя было открыть секретных персонажей! Три костюма на героя при невозможности их модифицировать – слишком мало. Этим, собственно, явные минусы исчерпываются, хотя придумать способы улучшить игру можно влет. Вот и разработчики не ударили в грязь лицом.
Вобрав в себя все лучшее, что изобрели в файтингах за последние годы, Soul Calibur одновременно дистанцировался от конкурентов. Только взгляните на бои! Дизайн персонажей кардинально сменился – цветастых клоунов, которые никак не могут понять, стоит ли им быть фотореалистичными, заменили на нормальных персонажей в спокойных тонах. Впрочем, слово «нормальные» здесь не совсем уместно. Вольдо все так же сходит с ума на арене, груди Таки и Айви порвут бюстгалтер любого размера, а Лизардмен в стойке «на четырех лапах» совершенно деморализует непривычного к Soul Calibur человека. Статус файтинга с оружием – одного из немногих – и так позволял дизайнерам сочинять действительно интересные приемы, но Soul Calibur всегда заигрывал еще и с магией. В третьей части огненные всполохи неблокируемых ударов куда внушительней, а у босса есть даже самый настоящий файербол. Атаки, пробивающие блок (Guard Break), сопровождаются разрядами молний, а оказавшийся в обездвиженном состоянии (Stun) боец выглядит, как преступник на электрическом стуле.
Костюмы вольдо в новой части – за гранью добра и зла.Так выглядит побочный босс в Tales of Souls. Если повезет – не встретитесь.
COMMAND LIST
Первым делом мы проверили, как поживают наши любимцы. И, скажем так, не узнали их. Таблицу ударов изрядно прошерстили – одни приемы убрали, другие повесили на иные комбинации клавиш, третьим сменили характеристики. Зато добавили немало совершенно новых. И если в целом стиль ведения боя у старичков сохранился, то конкретные тактики, шаблонные атаки исчезли – их надо придумывать заново. Запустив Soul Calibur II для сравнения, мы обнаружили: в третьей части скорость боя заметна выросла; а персонажей можно условно поделить на быстрых и сверхбыстрых – исключение составляют разве что Астарот с Роком. При этом бойцы теперь еще больше дистанцируются друг от друга по стилю ведения боя. Раньше Кассандра и Лизардмен были клонами Софитии – теперь это абсолютно самостоятельные бойцы, то же касается Сон Мины и вернувшихся в строй Рока и Зигфрида. Поэтому фраза «в Soul Calibur III» появилось только три новых персонажа» – несусветная ложь. Бойцов стало больше в два-три раза. С экс-клонами мы разобрались, но откуда взялись остальные?
До релиза игры никто и не подозревал, что custom-персонажи из режима Character Creation окажутся действительно самостоятельными. Журналисты были щедры на догадки в духе: «Наверное, класс Monk использует приемы Кассандры, а Thief – Талим». На деле оказалось, что разработчики проявили фантазию и сочинили для каждого уникальный набор атак и связок. Да, конечно, часть приемов была все же позаимствована у обычных героев, но лишь часть. Например, класс Dancer использует некоторые атаки Вольдо и Сянхуи, но и своих собственных предостаточно. Пожалуй, даже больше, чем у персонажей-клонов в Soul Calibur II – Лизардмена (Софития) и Асассина (Юн Сунг плюс Сянхуа). Вот вам и разнообразие!
Читая рецензии на Soul Calibur III в западных журналах, трудно не заметить, что их авторы играли в файтинг недолго. Час, от силы – два. Иначе непременно рассказали бы, что кроме обычных секретных персонажей, для которых предусмотрены клеточки в таблице выбора бойца, есть еще и дополнительные. Наш старый знакомец Хванг, девушки из магазинов по продаже предметов и бонусов, герои режима Chronicles of the Sword также могут быть открыты. Это еще десяток-два персонажей, у которых есть свои собственные приемы... ну, хотя бы, броски! Помните, я в самом начале сказал, что в Soul Calibur II играть неинтересно – дескать, мы все уже об игре знаем? Если честно, я слабо представляю себе, когда смогу сказать то же самое о третьей части.
Чехарда с названиями
Упоминающийся в тексте Soul Edge известен также, как Soul Blade. C названием Soul Calibur все последние годы происходила непонятная чехарда – Namco отчаянно пыталась убедить прессу (сначала – европейскую, затем и американскую), что его следует записывать вот так: «Soulcalibur». С учетом того, что в самой игре мечи называются нормально – Soul Edge и Soul Calibur – нам это кажется, по меньшей мере, странным. Так что мы сочли для себя возможным не путать читателей и продолжить писать так, как привыкли. Хотя в логотипе игра называется слитно, со строчной «c». Наконец, в Soul Calibur III по непонятной нам причине изменены (искажены?) имена некоторых героев – Сон Мины и Юн Сунга. Мы прослушаем краткий курс корейского языка и выясним, как эти имена следует записывать по-русски, обещаем.
В голову Астарота вбит огромный гвоздь. Но это ему ничуть не мешает.Мицуруги теперь, увы, не очень похож на Юрия Левандовского. теперь это настоящая гора мускулов. Странно для самурая.
USER FRIENDLY
Не успеет ли Soul Calibur III наскучить раньше, чем мы доберемся до самого вкусного? Нет. Разработчики всячески облегчили жизнь геймерам – и новичкам, и опытным файтерам. Обычный режим тренировок дополнен обучающим – где человек-сова Olcadan расскажет о системе боя все; затронет и базовые понятия, и самые сложные. В предыдущих играх что-то подобное присутствовало, но как часть заданий в скучном однопользовательском прохождении – это раздражало профессионалов и ничего не давало новичкам. Само скучное прохождение, кстати, почило в бозе. Как так?
Раньше в Soul Calibur режим Weapon Master или Edge Master пытался охватить необъятное. Он рассказывал о сюжете игры, помогал новичкам получать продвинутые навыки (например, освоить технику Guard Impact), предлагал схватки на особых правилах (пол из зыбучего песка, искаженная гравитация, ограничения по допустимым приемам и многое другое) и заодно служил способом открытия новых персонажей и арен. Если геймеру нужно было и первое, и второе, и третье с четвертым – ok, здорово. В противном случае Weapon Master превращался в пытку.
В Soul Calibur III все эти функции разнесены по разным пунктам меню. Тренировка – отдельно, спецзадания – тоже. Режим Tales of the Souls заменил одновременно и Arcade, и Weapon Master. В нем нашлось место сюжету (у каждого героя – свой) и карте мира, на которой отмечены все локации, но по сути это слегка усложненный Arcade Mode. Последовательно победили десяток-другой бойцов, побили пару боссов – смотрите финальный ролик и радуетесь жизни. Между поединками – небольшой кусок текста или сценка на движке игры; возможно – интерактивная. Конечно, всерьез вникать в детали сюжета и теперь станут немногие, но в Soul Calibur II по три экрана текста перед каждым дурацким боем не читал вообще никто. Так что Tales of the Soles – отличный способ скоротать время в ожидании друга, который побежал в магазин покупать второй джойпад взамен раздолбанного.
А как же бонусы? Это самая приятная новость. Персонажи и арены открываются без особых усилий. Достаточно просто играть – в любых режимах – и они как-то сами собой появятся. И быстро. Оружие и новые детали для Character Creation – тоже. Что-то придется покупать в магазине (деньги выдаются за прохождение однопользовательских режимов), остальное игра просто дарит геймеру. Бесплатно. За хорошее поведение. С учетом того, что бонусов очень много, то даже безостановочно гоняя Soul Calibur III в течение месяца, можно постоянно открывать что-то новое. По-моему, это самая удачная модель получения бонусов из существующих. Только вспомните Dead or Alive 3 с его чудовищными условиями получения костюмов!
Хронология
Десять лет назад Namco выпустила на аркадных автоматах файтинг Soul Edge. Он во многом напоминал Tekken, однако персонажи дрались, используя оружие, и могли более свободно передвигаться по арене в 3D. По-настоящему знаменитым сериал стал, когда в 1999 году на Sega Dreamcast был портирован сиквел, Soul Calibur. Графика улучшилась по сравнению с аркадной версией, система боя казалась безупречной. Все это, а также харизматичность героев, заставило рецензентов игровых изданий по всему миру поставить файтингу высший балл. Soul Calibur – одна из трех игр за историю японского журнала Famitsu, заслуживших оценку в 40 баллов из 40. Сиквел выделился тем, что вышел на трех платформах сразу – небывалая редкость для файтингов, однако несколько разочаровал малым количеством отличий от предыдущей части. Зато в каждой из трех версий Soul Calibur II был свой уникальный персонаж: Линк (GC), Хэйхати (PS2), Спаун (Xbox). Одно время в прессе муссировались слухи о Soul Calibur Advance для Game Boy Advance, но в дальнейшем они не подтвердились; на портативной консоли Namco выпустила лишь Tekken Advance. Soul Calibur III был заявлен как эксклюзив для PS2 и, судя по всему, будет последним серьезным файтингом на платформах текущего поколения.
Засаламель машет косой очень быстро. И часто чередует верхние и нижние удары.В игре есть режим, где в бою нужно выполнять задания. Например, собирать вываливающиесЯ из врага монетки.
BONUS GAME
О странной стратегии Chronicles of the Sword лучше рассказать отдельно, но интересных режимов в игре и без нее хватает. Помнится, в Virtua Fighter 4 компьютер имитировал поведение реальных японских геймеров, оцифрованное в сети аркад VF.Net. Драться с такими дублями куда интереснее, чем с обычным AI. Очень удачная инновация. В Soul Calibur III тоже есть виртуальные бойцы, но они уже ни с кого не скопированы – просто придуманы. Против них придется бороться в режиме Tournament – слабо выиграть Кубок Южной Америки? Постараюсь выяснить, кстати, существует ли он на самом деле.
Если помните, еще в самом первом пресс-релизе были заявлены «удобные режимы для проведения чемпионатов». Они есть. До 8 участников. Схемы две – single elimination и league (каждый играет со всеми, затем подсчитываются очки). Это удобно, но лишь для квартирных турниров – без double elimination, возможности прописывать ники бойцов и с таким ограничением на количество соревнующихся ничего более серьезного провести не получится. С другой стороны, для более серьезного все равно нужно иметь отдельный компьютер со специальной программой. Помнится, одно время в редакции мы рисовали таблицу для турнира на бумажке – теперь сможем беречь драгоценную древесину.
Ну и, наконец, главная фишка – Character Creation. Если у основных персонажей костюмы можно только перекрашивать, то здесь простор для фантазии ограничен лишь набором деталей. Выбираем класс – их тут десяток-два, затем – пол, и оказываемся в редакторе внешности бойца. Поначалу доступных типов лиц, причесок, верхней и нижней одежды, аксессуаров не так уж и много, но постоянно открываются новые. Персонажи конструируются по принципу «кочана капусты» – сначала подбирается нижнее белье, поверх можно надеть что-нибудь легкое, затем – еще что-нибудь, нацепить побрякушки... С учетом того, что все детали весьма вычурны и изобилуют вырезами, они обязательно будут проглядывать друг из-под друга. Если выбирать что попало – результат наверняка окажется нелепым, поэтому лучше посидеть в редакторе подольше и вообразить себя модным дизайнером. Например, Юрий Левандовский у нас специализируется на создании образов готических девочек. Кто знает – может, в нем пропадает талант модельера...
Бойцов из Character Creation допускается задействовать в обычном Versus-режиме, наравне со стандартными персонажами. Так как они сохраняются на карту памяти, то их можно утащить к другу.
А что, если свою готическую девочку отправить драться с файтерами из-за границы? Увы, в Soul Calibur III нет одной важной фичи – сетевого режима, хотя он здесь просто-таки напрашивается. Это тем более печально, что уже есть две игры, где с ним все в порядке – Mortal Kombat: Deception и Dead or Alive Ultimate. Не будем говорить о том, нужен он в России или нет – это, в конце концов, наши проблемы – налицо желание разработчиков сэкономить время и деньги. Их право. Наконец, не вполне ясно, как обстоят дела с нечестными приемами и глюками. Мы их не обнаружили, но не факт, что не узнаем об этом позже, когда за тестирование примутся профессиональные файтеры.
Chronicles of the sword
Довольно противоречивый режим для одного игрока, представляющий собой своеобразную смесь файтинга и простенькой стратегии с ролевыми элементами. Сюжетная подоплека там столь же «интересна», как и в Story Mode второй части игры, так что на этом останавливаться не будем. Участвовать здесь могут только собственноручно сделанные персонажи, причем использовать уже созданного для VS режима героя нельзя, соответственно придется ваять нового. Ему в подмогу дадут еще нескольких бойцов, которых перед каждой миссией можно еще дополнительно «подрихтовать» и назначить род войск (пехотинец, рыцарь, бандит или конник), что определит основные параметры воина: защиту, атаку и скорость перемещения. Далее, в зависимости от предстоящего задания, нужно заботливо расставить свою «армию» на карте. Игровое поле, как правило, состоит из двух противоборствующих замков, соединенных сетью дорог, которые охраняются сторожевыми постами. В захвате этих построек и состоит смысл режима. Как только ваш юнит добегает до вражеского форпоста, начинается фаза боя. Если охраны нет, то после разрушения он переходит под ваше управление. В противном случае загружается стандартный поединок. Причем у башен иногда имеются некоторые свойства, известные по прошлым сериям, например, «исцеление» или «ледяное покрытие». В соответствии с RPG-частью участники боя получают очки опыта, что опять же сказывается на их характеристиках. Chronicles of the sword еще довольно сыроваты, но при этом вполне играбельны и вполне способны увлечь вас на несколько часов.
FINISH HIM!
В остальном в игре все просто замечательно. Улучшенная графика, слегка обновленная система боя (читайте о деталях в нашем «Хите», а также в грядущей тактике – мы ее пока еще только пишем), куча новых персонажей – включая трех уникальных, отличный однопользовательский режим... Что еще? Ах да, в Soul Calibur III нет возможности модифицировать костюмы стандартных бойцов – добавлять к ним аксессуары. Это было еще в Virtua Fighter 4, кстати. И Character Creation – не есть полноценная замена этой фичи. Хотелось бы также увидеть настоящие CG-ролики в конце прохождения Tales of Soules, а не короткие сценки на движке. В Tekken 5 они, почему-то, есть. Наконец, стоило бы подумать о tag-режиме. Именно подумать – не факт, что система боя Soul Calibur для него пригодна.
Поле для деятельности команды Soul Calibur обозначили – осталось вынести вердикт. Лучший файтинг на консолях текущего поколения? Да, конечно. Жизнь в стиле Soul Calibur продолжается.
Мнение экспертов
Михаил Разумкин. Что ж, SCIII доказал, что PS2 еще рано списывать в утиль. Игра оказалась не только достойно сделана в плане геймплея, но еще и превосходно выглядит. И так весьма симпатичный движок Tekken 5 заиграл всеми своими гранями. А со спецэффектами, пожалуй, и вовсе переборщили – за искрами, вспышками, всполохами и прочими «атрибутами» поединков на мечах порой совсем не видно происходящего на экране. Но больше всего мне понравилось грамотное развитие боевых стилей персонажей и невероятно похорошевший режим одного игрока. В SCIII каждый из героев четко продвинулся в сторону совершенствования только ему присущей техники. Например, красавица Ivy своим мечом-плетью крутит так, что иногда подумываешь: а зачем ей вообще его складывать? И делается все это интуитивно. А что будет, когда я загляну в Command List? Не удивлюсь, если для выполнения Calamity Symphony больше не потребуется ломать крестовину геймпада. Жаль лишь, что по-прежнему неточно просчитываются попадания. Ситуация с беспрепятственно проходящими сквозь тело клинками, увы, никуда не делась.
Юрий Левандовский. Такой должна была быть вторая часть! Быстрая, красивая и с морем персонажей! Три новых героя, не в пример ужасному Некриду, сбалансированные и совершенно непохожие на других. Особенно мне приглянулся Zasalamel, больно он модно своей косой размахивает, хотя и обновленный Nightmare тоже хорош. Происходящее на экране в этот раз завораживает настолько, что оторваться даже просто от созерцания этого чуда невозможно, уж очень все красиво. Герои стали похожи на людей, костюмы и арены радуют хорошей детализацией, а какие тут спецэффекты, это вам не вспышечки из Tekken 3, это ядерные взрывы! Теперь можно точно сказать – из PS2 выжаты последние соки! Геймплей изменился, на мой взгляд, в лучшую сторону. Приемов у всех героев поприбавилось, от захватов теперь можно уходить аж в трех разных фазах, да и GI теперь две разновидности. Но главное – все стало намного быстрее! А ведь есть еще custom-персонажи и более ста всевозможных сапог и шапок к ним! А еще стратегический режим... Похоже, это последний и самый лучший файтинг для PS2.
Артем «cg» Шорохов.Soul Calibur III пошел по пути Tekken 5 – как и было предсказано в июньском номере нашего журнала. До блеска надраены все основные «фишки» сериала, на -ять выполнены все обещания: улучшена графика, расширены режимы, придуманы новые приемы... Новый SC, блестит, сверкает и невероятно пахнет. Но больше всего понравилась существенно возросшая скорость боя и небольшие, но очень заметные изменения в механике. Отныне не побегаешь особо по арене – каждый невовремя сделанный шаг немедленно наказывается. Приходится чаще блочиться, тщательнее расчитывать время атаки, дожидаться «правильного» момента для того или иного приема. Некогда бестолковое размахивание оружием превратилось в реальную альтернативу «шахматному» Tekken’у; кого-то это, возможно, даже оттолкнет. Красивые, яркие, многослойные спецэффекты в серьезном бою сильно раздражают (вот бы нам возможность отключать их в «Опциях» к черту!), привыкнуть к ним тяжело... Но это уже брюзжание: слишком, видите ли, красиво, отвлекает. Отличная вышла игра, просто отличная. Но реальных инноваций по-прежнему нет. Жанр выпит до дна. Что дальше?
Наталья Одинцова. Зигфрид самоотверженно добегал до собора, где хранился Soul Edge, крушил мечом проклятый глаз и снова возвращался в начало режима Tales of Souls. «Кажется, кому-то не терпится раскрыть все мои сюжетные сцены», – подумал он, потирая изрядно отбитые об арены бока. Еще бы, ведь к финальной битве ведет несколько путей – знай только, принимай нужные решения на очередной развилке. А в награду за эксперименты – особые миссии, секретные персонажи и сценки на движке игры. Вовремя нажатая комбинация клавиш меняет сюжет ролика – проигрывающий персонаж вдруг получает возможность отыграться – причем ролики можно и после всех битв просмотреть отдельно. Последний раз что-то похожее видела только в Story Mode обожаемой Guilty Gear X2. И все таки здорово, что раскрытые секреты вроде тех же арен затем появляются и в Versus Mode, – даже если уже знаешь сюжет, как облупленный, все равно хочется проходить однопользовательский режим: раздобыть новое оружие и эффектные декорации для будущих грандиозных турниров.