У подростков из сериала Megami Tensei пока что всегда находился веский повод не просиживать штаны на школьной скамье. То все планы на диплом перечеркнет Апокалипсис, как в Shin Megami Tensei: Lucifer’s Call, то город без предупреждения заполонят демоны, как в Persona, а то проза ученических будней просто останется по большей части за кадром, как в Persona 2: Innocent Sin. Честно ходить на уроки, делать домашнее задание и гадать, кого вызовут к доске на этот раз, – разве ж этого ищут геймеры в виртуальных мирах? Тем неожиданней выглядит Persona 3: отныне в RPG можно и важно не только бороться со всевозможной нечистью, но и подсказывать друзьям правильные ответы на занятиях.
Словосочетание Megami Tensei (дословный перевод: «перерождение богини» или «реинкарнация богини») давно превратилось в своеобразный пароль как в Японии, так и за океаном. Благодаря локализаторским усилиям компании Atlus, оно возникло и в названиях тех игр, которые на родине прекрасно обходились без подобного символа клановой принадлежности. Тем не менее так в западной среде, где лишь единицы могли похвастаться знакомством с оригинальной MegaTen для NES и ее прямыми наследницами, сложилось представление о всем сериале. Megami Tensei – это обращение к истории мировых религий, это пантеон египетских, греческих, африканских, индийских, синтоистских и многих других богов и мифических существ, которые не скрываются под вымышленными именами. Megami Tensei – это отказ от фэнтезийности в пользу городской мистики, будь то современный нам мегаполис, город будущего или же недалекого прошлого. Megami Tensei – это, несмотря на оккультный флер, прежде всего истории о людях с их слабыми и сильными сторонами, причем без назойливого морализаторства. И конечно же, Megami Tensei – это боевая система с «фирменными» наименованиями заклинаний, непременным заветом отыскивать «ахиллесовы пяты» врагов, чтобы перехитрить их в сражении, и не менее непременной прокачкой.
Монстры в Тартаре не таятся, но если герой не успеет первым ошарашить их молодецким ударом, в бою они перехватят у команды инициативу.Попав на новый этаж, герои получают советы от персонажа-разведчика; cперва это Мицуру, а затем Фуука.
При этом основной костяк сериала времен NES и SNES – игры довольно мрачные по настрою и не слишком дружелюбные к новичкам (да и сейчас бытует мнение, что Megami Tensei – далеко не для всех). По замыслу Atlus, ответвлению Persona отводилась роль мостика между общепонятными, рассчитанными на самую широкую аудиторию RPG и нишевым MegaTen, и не случайно именно первый выпуск, Revelations: Persona, и вторая часть двухсерийной Persona 2 c подзаголовком Eternal Punishment добрались до англоязычной публики куда быстрее прочих родственниц (если не считать Revelations: Demon Slayer для GameBoy Color).
Третья «Персона» обзавелась самостоятельным сюжетом, но сохранила связь с предыдущими выпусками, а заодно и с Digital Devil Saga равно как и с недавно вышедшей Devil Summoner: Kuzunoha Raidou. По телевизору в школьном общежитии транслируют коротенькие передачи о Лизе Сильверман из Innocent Sin и Баофу из Eternal Punishment, а в списке возможных сверхъестественных помощников значится ворон Ятагарасу, явно не понаслышке знакомый с оракулом Ятагарасу, проводником Райдо в мире духов. Беззаботной жизнь героев назвать нельзя: уже в заставке появляется крылатое латинское выражение «memento mori» («помни о смерти»), и Смерть постоянно маячит на горизонте – либо вполне явственно, в облике Жнеца Душ с косой, либо незримо, в виде Эвокеров, устройств, которые используются для призыва Персон. Как и раньше, Персоны – это маски, некий слепок личности, воплощенный в виде мифического существа. Как и положено мифическим существам, они располагают колдовскими навыками, заменяя хозяевам гримуары и справочники. Вот только Эвокеры как две капли воды похожи на пистолеты, а ритуал вызова требует символически застрелиться. Неудивительно, что наиболее впечатлительным бойцам-подросткам требуется не одна и не две попытки, чтобы сжиться с самой идеей – отправить, пусть и условно, собственное «Я» в небытие, чтобы из подсознания вырвалась Персона. Впрочем, суицидальные мотивы и пошаговые битвы со злонамеренными монстрами в урочный 25-й час, о котором даже не подозревают рядовые обыватели, – лишь одна сторона медали. Вторая, куда более жизнерадостная – это обычная школьная жизнь. Руководить поступками традиционно «немого» главного героя нам дозволено целый игровой год: такой срок отводится на расследование. И почти каждый день, исключая выходные, праздники и каникулы, пройдет под знаком учебы.
В отличие от соратников, главный герой умеет менять Персон. От выбора Персоны зависят не только доступные навыки и заклинания, она передает хозяину свои слабости и сильные стороны.Чтобы успешно наладить отношения с людьми, герой вынужден угадывать самый приятный им вариант ответа. Иногда даже складывается впечатление, что он просто лживая скотина!
Как бы отважно и смекалисто ни вел себя безымянный синеволосый школьник в видеороликах, без надлежащей тренировки он – тупица, трусло и замухрышка. Его тонкая и, как выяснится в дальнейшем, противоречивая натура описывается всего тремя характеристиками: учености, храбрости и обаяния (Academics, Courage, Charm). Поначалу кажется, что развить их не составит труда. Правильно отвечаешь на уроке – растет обаяние, позанимался в библиотеке – ум уже из ушей прет, посмотрел фильм ужасов – обзавелся стальными нервами. Некоторые поводы улучшить карму, правда, довольно забавны: например, кто бы мог подумать, что поход в караоке-бар добавляет отваги, а подношения синтоистским богам заменяют повторение лекций? Впрочем, при самом хорошем раскладе в день не удается насобирать больше 3-4 плюсов суммарно, и вскоре выясняется, что самосовершенствование все больше напоминает обычные школьные будни: корпишь над справочниками и тетрадями, ходишь в караоке-бар как на работу, а результат проявляется только через неделю. Или месяц. Или вовсе по итогам семестра. Ради чего такие жертвы?
Разумеется, ради того, чтобы налаживать связи. В отличие от соратников, главный герой вооружен несколькими Персонами, и чем доверительней его отношения с одноклассниками и другими знакомыми, тем проще ему со сверхъестественными помощниками – дружба перегоняется в очки опыта, если Персоны создаются алхимическим путем. За один день разрешается осчастливить своим обществом лишь одного знакомого, и это время будет безнадежно потеряно для личных тренировок, а ведь еще и о боевых вылазках не стоит забывать…
Persona 3: Fes
Когда актер Стив Принс (Steve Prince), озвучивавший Такайю в американской версии Persona 3, упомянул на своем сайте, что сыграет полицейского в Persona 3: Fes, секрет компании Atlus выплыл наружу – жителей Штатов обязательно осчастливят дополнением к игре. Волноваться есть из-за чего: в Fes припасены новые костюмы, добавлен режим Hard, андроиду Айгис отведена целая отдельная глава, да и в общей сложности за этим вариантом можно провести на 30 часов больше, чем за оригиналом. Впрочем, сообщение на страничке Принса вскоре исчезло, представители Atlus комментировать произошедшее отказались, а тем временем еще один актер, Лиам О’Брайен (Liam O’Brien), чьим голосом разговаривает Акихико Санада, написал уже на своем сайте, что появится в Fes. Очевидно, официальный анонс мы услышим лишь когда будут распроданы все запасы американского коллекционного (оно же – единственное) издания Persona 3.
Стоит врагам угадать слабые стороны героев, как и они получают за удачливость дополнительный ход.Cамое неудобное в Persona 3 – смена экипировки соратников. Для этого нужно отдельно поговорить с каждым!
За несколько месяцев расписание оформляется и устаканивается. Сюрпризами остаются переговоры героев у школьных ворот, происходящие не по календарю сюжетные события, утренние уроки и выстраивание взаимоотношений – сейвпойнты стратегически расположены так, чтобы отбить охоту маниакально перезагружаться после каждого неудачного выбора фразы. Одним словом, вроде бы, и неожиданностей хватает: Persona 3 напоминает заправский мистический триллер напополам с на редкость увлекательным ситкомом. И набившее оскомину правило многих RPG «зачисти подземелье – получи порцию рассказов» ловко замаскировано. Но все же нелегко избавиться от чувства, что прокачку в боях заменили прокачкой в «симуляторе жизни». А во второй половине учебного года, когда все характеристики достигают потолка, бесконечные вразумления монстров огнем и мечом и вовсе остаются единственным вечерним развлечением.
А как обстоят дела со сражениями? Подземелье на этот раз всего одно, зато многоэтажное: любимая школа ночами превращается в устрашающую конструкцию (на память сразу приходит «Юная революционерка Утена» с Ареной в запретном лесу позади Академии) и становится прибежищем сил зла, Тартаром. Лабиринты этажей по протяженности значительно уступают, скажем, лабиринтам из Digital Devil Saga, и похожи друг на друга как две капли воды, хотя и создаются каждый раз случайным образом. В боях герои действуют поочередно, причем игрок управляет лишь главным персонажем – напарники отданы на откуп AI, и даже Персоны их не меняются, а развиваются автоматически, без каких-либо шансов разжиться дополнительными заклинаниями и навыками. Все недостатки и слабости команды уравновешиваются тем набором Персон, который составляет геймер; важен и выбор соратников для очередной вылазки. Может показаться, что независимость бойцов – серьезное препятствие в схватках, где большое значение придается расчету и прицельной «стрельбе» по уязвимым местам. Но герои умеренно сообразительны, учитывают результаты сканирования противников, в свободном режиме не забывают подлечивать друг друга и по приказу меняют тактику: например, сосредотачиваются на нападении или же добивают исключительно поверженных врагов. Увы, им не свойственно учиться на наглядных примерах и перенимать хитрости у предводителя: ему приходится подстраиваться под отряд, а не наоборот. И еще одна ложка дегтя – отныне в Persona нечаянно заполучить Game Over еще проще, чем раньше: достаточно, чтобы погиб главный персонаж, и это при том, что сохраняться разрешено лишь у входа в Тартар, а телепорты, позволяющие вернуться обратно к недобитым монстрам, расположены лишь примерно на каждом десятом этаже. Но не обходится и без приятных штрихов: например, игра автоматически подсказывает, кому из союзников перекинуть склянку с лекарством, позволяет подсмотреть (после сканирования) вражьи сильные и слабые стороны, а затем (после развития соответствующих умений) и вовсе сигналит иконками, если выбранное заклинание принесет неприятелю больше пользы, чем вреда. Да и стоит бойцам поднакопить силенок, как более хилые телом и духом недруги начинают благоразумно разбегаться – прощайте, ненужные стычки с мелюзгой (здравствуйте, бесхозные сундуки с золотом)!
Мини-игра после каждого случайного сражения – угадай карту, получи приз в виде новой Персоны, очков опыта, денег, оружия или сеанса мгновенного лечения.При скрещивании Персоны наследуют часть родительских умений: предрасположенные к магии «дети» усваивают заклятья, физически развитые – силовые навыки. Так что скрещивание – самый лучший способ получить опытных подручных!
И снова вспоминается Digital Devil Saga – в ее бесконечных коридорах однообразные враги особенно надоедали. В Persona 3 обитатели Тартара также не поражают обилием родов и обликов, и редко когда в их отрядах меняется состав. Но перед геймером и не стоит задачи выжечь каленым железом все подземелье (что бы там ни говорили другие герои): нужно лишь добраться до очередного телепорта (зачастую это удается сделать почти без шума). Взамен теста на поддержание формы в ключевых местах команду поджидают боссы: о них известно заранее, с ними удается совладать и без долгих часов прокачки, и вдобавок перед ними традиционно позволяется сохраняться. Чтобы охладить пыл тех геймеров, которых хлебом не корми – дай прокачаться, разработчики предусмотрели несколько ловушек: в первой половине игры бойцы быстро устают после схваток с нечистью и на восстановление формы им требуется несколько дней. Вдобавок до поры до времени путь к новым сегментам Тартара отрезан: дескать, обратите внимание на «симулятор жизни», не драками едиными школьники живут! А на доступных этажах удой «экспы» с нечисти быстро сходит на нет, как только герои набирают пару-тройку уровней (правда, чем глубже они забираются, в Тартар тем больше опыта им позволяется набрать и тем дольше удастся прокачиваться).
Можно было бы еще долго перечислять достоинства Persona 3: что герои-подростки (вот редкость!) ведут себя как подростки, что несмотря на аскетизм текстур, игра выглядит на удивление стильно и в то же время жизнерадостно, что Япония «персоновская» – за вычетом 25-го часа – мало чем отличается от Японии всамделишней. Однако лучше всего на примере третьей части видно, что отход от «нишевости» в Atlus прежде всего связывают с созданием более удобных условий для игроков – не в ущерб уже сложившемуся у поклонников образу. Признаюсь, я не удержалась и обзавелась американским изданием с помощью сайта play-asia.com, чтобы пораньше опробовать новую «Персону». Но и до Европы она доберется – у нас ее изданием занимается Koei, релиз намечен на первый квартал 2008 года.
Карты Таро
Считается, что игральными картами европейцы обязаны жителям Ближнего Востока: без них никогда не появилась бы на свет комбинация «тройка, семерка, туз», изводившая беднягу Германа, да и ни о какой «Пиковой даме» и речи бы не было. В обычной колоде представлены карты четырех мастей. А в колоде Таро к ним прибавляется пятая, «старшая» масть, которую еще обозначают как Старшие Арканы, в то время как все остальные масти получают собирательное название Младшие Арканы.
Кому сейчас не назови слово «Таро», все в первую очередь подумают о гаданиях. Предсказывать судьбу с помощью Таро в Старом Свете начали в 16 веке, а в 1781 году французский протестантский священник Антуан Кур де Жеблен (Курт де Гебелин) впервые заявил, что по этим картам можно не только узнать судьбу, но и разгадать тайны древних цивилизаций. Впоследствии в гаданиях все чаще стали использоваться традиционные игральные колоды, а Таро приглянулись мистикам и оккультистам: они принялись разгадывать символику рисунков. Их предположения и выкладки стали применять в толкованиях раскладов, когда с помощью Таро опять начали предсказывать будущее.
Существует множество различных колод Таро – в Persona 3 используется колода Алистера Кроули, оккультиста с противоречивой репутацией. Это подтвержается тем, что в Persona 3: Fes, дополненной версии, андроиду Айгис соответствует Аркан Эон (Aeon), которого нет в других авторских Таро. Кстати, в игре, на уроке по истории магии, проводят ликбез: немного рассказывают о значении каждого из Старших Арканов.
Чем дальше продвигается игрок, тем обильней подсказки в бою. Что делает каждый навык, сообщается сразу, а вот проверить состояние противника (не завысил ли себе убойную силу?) удастся не сразу.Удар по слабому месту буквально сбивает противников с ног. Если таким образом повержены все недруги, команда получает возможность совместно отмутузить нечисть.Советы по прохождению Persona 3>>
1172 Прочтений • [Обзор игры Shin Megami Tensei: Persona 3] [11.04.2012] [Комментариев: 0]