«Давным-давно в далекой стране стояла деревенька Камики…» – так начинается долгий пятнадцатиминутный вступительный ролик Okami. Он не цветной и состоит, по преимуществу, из текста и примитивных картинок со скудной анимацией. Геймеров, привыкших, что заставка обычно – самая красивая часть игры, такое начало может и отпугнуть. Не бойтесь, всё ещё исправится, а если надоест смотреть, отвернитесь, мы вам всё равно расскажем, как дело начиналось.
Итак, в деревеньке Камики на заре времен жили были Наги и Нами, юноша и девушка. А ещё по соседству обитало страшное восьмиглавое чудище Ороти, которое каждый год съедало по девице. Пришёл черед Нами быть съеденной, но Наги решил выручить любимую. Отправился он к пещере, где жило чудище, сразился с ним и… победил. Потому что помогал ему белый волк, умевший колдовать. Благодарные жители деревни воздвигли в память об этом два святилища, в которых поставили статуи Наги и волка, а над местом сражения, где навеки остался священный меч Наги, построили храм. Прошло сто лет, и вот, в канун юбилея, под покровом ночи кто-то украл священный меч, и призрак чудовища ожил, наводнив округу демонами. Дриада, живущая на персиковом дереве, хранительница деревни, из последних сил поколдовала над статуей волка, и вот вам, пожалуйста! Приветствуем богиню солнца Аматерасу! Волчица, не говорит, пользуется услугами переводчика. В роли толмача мальчик-с-пальчик Иссун, великий художник, случайно застрявший в складках платья дриады. У него свой интерес – поучиться новым техникам рисования у богов. Вместе эти двое начинают большое путешествие.
Временно потеряв волшебную силу, Аматерасу отбрыкивается от демонов приёмами волчьего кунг-фу.Если вы вдруг не заметили, кисточкой нашей богине служит пушистый хвост.
Иллюзия сходства
Вначале геймплей Okami может показаться знакомым и довольно однообразным. Есть карта. На карте есть монстры и ключевое место, в котором нам нужно с кем-то поговорить или что-то сделать. Прочёсываем местность, попутно вырезая всех монстров и прокачиваясь, находим ключевую точку, говорим/делаем, открываем проход на следующий уровень. Повторяем столько раз, на сколько хватает фантазии дизайнера. Нет-нет, это не про Okami, а про множество других игр, на которые она похожа первые три-четыре часа.
Правда открывается постепенно и незаметно. Вот на карте повсюду рыщут демонические Hayaki Stroll (что-то вроде знаменитой Черной простыни). Столкнёшься с ними – тут же место встречи окружит магический барьер, из-под земли полезут демоны, и начнется драка. Победишь один раз, другой, третий и захочешь прокачаться. Да не тут-то было! Очки опыта, оказывается, даются совсем не за это.
Проездом из «Гэндзи»
Встречаются в Okami и две личности, уже знакомые вам по игре Genji (или одноимённому эпосу): Ёсицунэ Минамото и его соратник Бенкей. Но если Бенкея в игре так и зовут, то Ёсицунэ выступает под именем Waka (Усивака в японской версии). Усивака-мару – так называли Ёсицунэ в детстве.
«Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!» Помогаем мальчику-зайчику ловить рыбку.Рыболов – без штанов! Поверьте, спереди его скромный наряд выглядит ещё оригинальнее.
Добро с зубами и когтями
Извольте совершать добрые дела. Какие? Утешать обиженных, защищать униженных, кормить голодных. Людей в окрестностях немного, но на роль обездоленных подойдут и животные. Спасите воробьиную принцессу от старушки-людоедки, накормите голодного тигра – и вот тогда-то и получите драгоценные очки «уважения», которые улучшают характеристики! Правда, совсем избежать столкновения с монстрами не удастся. Некоторые из них закрывают «ключевые точки» на местности, мешая цветам расти, а кроликам размножаться. После уничтожения супостатов земля преображается, на цветущие луга прибегают звери (не забудьте их потом покормить!), а в астральный карман богини валятся порции ценных благодарностей. Но бесконечно прокачиваться за счет вечно голодных свиней или енотов не дают, каждую стайку можно покормить только один раз.
Монстры, надо понимать, ни к кому уважения не испытывают, поэтому при убийстве из них выпадают деньги. Кроме того, легко пополнить кошелёк, разбивая по дороге всё, что плохо лежит – бесхозные горшки, бочки, глиняные фигурки. Разбитое всё равно «отрастёт» обратно (трюк можно повторять сколько угодно). Деньги тратятся у местных торговцев, которые, как и прочие рядовые граждане, в Аматерасу богиню не признают, даром с товарами расставаться не намерены и требуют «кесарево».
Ещё один ресурс, достающийся в драках, – когти демонов. Некоторые коллекционеры, и даже сам Император, готовы обменивать на них уникальные вещи. Однако, если вам с когтями не везет (они просто так не даются, нужно хитрым способом добивать монстров), ничего страшного. Непременно вооружаться каждым новым полученным артефактом необязательно, ведь главное оружие Аматерасу – её кисточка.
Иссун
Имя напарника и «голоса» Аматерасу Иссуна отсылает нас к японскому подобию сказки о Мальчике-с-Пальчике. Её герой, малыш крошечного роста Иссун-боси, посланный богами бездетным супругам, отправился искать счастья в город. Там он поступил на службу к князю и сделался личным секретарём княжеской дочери. Во время одной из прогулок на принцессу и Иссуна напали два людоеда. Один из них проглотил мальчика, однако тот колол чудовище изнутри своим острым мечом, пока оно не выплюнуло героя. Обратив обоих людоедов в бегство, Иссун подобрал потерянный ими волшебный молоток, исполняющий желания. Иссун, конечно, же, загадал стать большим, вырос и женился на принцессе.
В игре пьют саке не только люди и чудища, но и божества. По крайней мере, вот эта овца совсем не прочь.Чтобы нанести урон монстру-цветку, надо заставить его бутон раскрыться.
Высокое искусство
Okami можно смело считать «графической новеллой». Или альбомом для раскрашивания, в котором только намечены контуры. Основную часть предстоит дорисовать игроку. Вначале волчица умеет не много – разрушать одни объекты резким росчерком и восстанавливать (дорисовывать) другие. По ходу сюжета она одного за другим освобождает из плена представителей пантеона местных зодиакальных божеств, которые, в благодарность, обучают её новым приёмам. Постепенно мы научимся вызывать ветер, замедлять время, поджигать и тушить предметы и делать уйму других интересных вещей. Умелое применение вновь разученных техник – залог продвижения по сюжету, но второстепенные задачи на радость игрокам можно решать самыми разными способами.
Вот вам пример. Скажем, нужно переплыть большой водоём. Но Аматерасу (помните, что её оживили из каменной статуи?) через непродолжительное время непременно тонет! Можно создать на водной глади вереницу листьев кувшинки и прыгать по ним, а можно наколдовать всего ОДИН лист и заставить ветер сдуть его в нужное место. Чем больше знаешь приёмов, тем больше вариантов сочетания техник, тем оригинальнее выйдет и само путешествие, и драки с врагами, которых тоже можно умело «закрасить» до смерти.
Есть и ещё одно существенное отличие от «линейных» игр. Сюжет не ведёт героев по цепочке единожды открывающихся уровней, а кидает как попало из одного конца глобальной карты в другой – из столицы обратно в Камики, в леса и пещеры, и снова назад. И каждый раз вновь разученные техники открывают недоступные уголки карты, новые события и возможности.
Аматерасу
Согласно японским верованиям, первыми людьми и одновременно первыми божествами были мужчина Идзанаги и женщина Идзанами (в игре, как вы помните, фигурируют легендарный воин Наги и его возлюбленная Нами). Богиня солнца Аматерасу, дочь Идзанаги, родилась, когда он омывал свой левый глаз. Её брат Сусаноо был богом ураганов, Подземного Царства, вод, сельского хозяйства и болезней. Недовольный тем, что Аматерасу достались лучшие владения, он прокрался на земли сестры и устроил там жуткий беспорядок: разрушил межи на возделанных Аматэрасу полях, засыпал оросительные каналы и напугал небесных ткачих, подруг Аматерасу. В расстроенных чувствах богиня скрылась в пещере. Чтобы выманить её обратно и вернуть свет на землю, боги изготовили священное зеркало – ми-кагами, повесили на ветви священного дерева магическое ожерелье из резных яшм – магатама. После этого богиня Амэ-но-Удзумэ принялась плясать на перевёрнутом чане, распустив завязки своей одежды. Услышав хохот богов, смеющихся над танцем Амэ-но-Удзумэ, Аматерасу не удержалась, выглянула из своего убежища и увидела своё отражение в священном зеркале. Решив рассмотреть свой небесный лик поподробнее, богиня подошла поближе, и, в конце концов, её таки удалось водворить обратно на небо.
А Сусаноо, поссорившись с сестрой и всей божественной семьёй, был изгнан с небес на землю, где совершил свой главный подвиг – убил восьмиглавого змея Ямата-но-Ороти, подпоив его восьмикратно очищенным саке из восьми бочек. Из хвоста дракона Сусаноо достал меч-кусанаги, который в знак примирения отправил Аматерасу. Сам же он женился на богине рисовых полей Кусинада-химэ (семерых её сестёр, к сожалению, чудище успело съесть).
Три священных реликвии: зеркало, ожерелье (или чётки) и меч Аматерасу передала своему внуку, первому императору Японии. В игре эти предметы служат боговолку оружием.
В роли мистера Дриллера
Но не только кисточка – оружие Аматерасу. Придётся и когтями поработать, и удочкой помахать. Здравствуйте, обязательные мини-игры. Выбор небольшой, но занятия неожиданные. Есть, например, фантазия на тему Mr. Driller на том же движке, что и основная игра. Выглядит очень необычно. Есть ловля рыбы (удивительно, что этим приходится заниматься волку!). Беда в том, что иногда эти занятия кажутся как бы «приставными», повторение убивает новизну. Первый раз ловить рыбу необычно и весело, второй – интересно, потом неизбежен вопрос: «Что, опять?!»
Чудищ-нурикабэ, похожих на стенку с ручками (помните таких же в играх о Марио?), саке не пои, дай преградить дорогу занятой волчице. Но для кисточки Аматерасу эти каменюки – не помеха.Аматерасу может в любое время поменять ночь на день, просто пририсовав в небе солнце. Ближе к середине игры она научится обратному действию – рисованию луны.
Буйство красок
Графическое исполнение игры – удивительное сочетание технологий и художественного мастерства. На cel-shading, вроде бы, все уже насмотрелись, но тут нечто большее. Ощущение, будто в самом деле попал на картину, выполненную в технике традиционной японской живописи нихонга. Даже некоторые очевидные упрощения не режут глаз. Например, большинство деревьев и кустиков здесь спрайтовые, но им это прощаешь. В самом деле, они выглядят как нарисованные, а это не предполагает трёхмерности. Плоское и объемное сочетаются изумительно. За счет умелой стилизации под обведенный тушью рисунок сгладились или исчезли невыгодные ракурсы и позы персонажей.
Дизайн героев-людей – отдельная история. Даже не история, а просто песня какая-то. Сразу понятно, кто трусливый хвастун, кто могучий воин, кто пастушка-простушка, а кто писаная красавица. Даже несмотря на красные носы у большей части населения (впрочем, у красавиц носов вообще не видать).
13 знаков зодиака
15 способов рисования волшебной кисточкой достаются Аматерасу от божеств-животных, «работающих» знаками китайского зодиака (сама Аматерасу, видимо, соответствует собаке). Однако, как вы помните, в зодиаке, пусть даже и китайском, 12 символов. Откуда же взялись «лишние» звери? Во-первых, в игре есть целых три обезьяны, обучающие волка трём аспектам «цветочной техники». Они составляют один знак зодиака. Во-вторых, разработчики решили восстановить историческую справедливость и вернуть в зодиак кошку. Согласно легенде, кошка не попала на торжественную раздачу знаков зодиака Яшмовым Императором, потому что её подруга крыса обманула её, сказав, что празднество будет днём позже. С тех пор кошка с крысой и стали врагами.
Если враг за время драки посерел, его надо быстренько перечеркнуть кистью!Подобно герою Dog’s Life, Аматерасу умеет копаться в земле. Но так глубоко дворняга Джейк не лез.
Винный юмор
Носы, однако, объясняются просто. Все обитатели страны Nippon не прочь выпить по поводу и без, а прямой потомок великого Наги, мечник Сусаноо, только этим и занимается под видом тренировок. Даже Наги когда-то победил Ороти не только с помощью волка, но и благодаря доброй порции священного саке. Сам хлебнул и супостата отравил. Далась авторам эта винная тема! Впрочем, не только она. К японской мифологии (откуда пришли все имена героев и даже серпантин сюжета) создатели игры относятся с большой – нет, огромной! – долей юмора. Даже люди несведущие сообразят, что в мифах, конечно, «всё было не так», потому как и в игре кое-что не совсем так, как надо бы при восхищенном и почтительном отношении к мифам. Чего стоит один старейшина деревни, с непередаваемой торжественностью исполняющий ритуальный танец… вприсядку, а затем не менее ритуальный… брейкданс! А «традиционное японское» одеяние дриады с вырезом на попе в форме персика… Сотрудники студии Clover отвели душу, насыщая игровой мир такими вот не очень заметными, но необычайно выразительными деталями. Перечислять их бесполезно, они тесно переплелись с сюжетом, и на протяжении всей игры здорово подстегивают желание продвинуться дальше, чтобы вдоволь посмеяться с друзьями, восхищенно тыкая пальцем в экран.
Волк человеку – бог?
Причина, по которой игровым воплощением Аматерасу стал волк, скорее лингвистического, чем мифологического характера. «Оками» по-японски значит «волк», а если записать то же слово другими иероглифами, получится «великое божество» (уважительная приставка «о» + «ками»). Ещё одна интересная деталь, связанная с личностью главного героя, – его неопределённый пол. Одни персонажи считают Аматерасу волком, другие – волчицей. Возможно, неразбериха связана с тем, что, по некоторым теориям, первоначально ками солнца был мужским божеством, а Аматерасу – его жрицей (почитавшейся женой бога). В дальнейшем оба культа слились в один.
Чтобы замаскироваться под демона, героиня прилепляет на лоб фуду – тряпочку с заклинанием. Заклинание игрок сам рисует кисточкой на холстине.Кабан Бакугами – божество взрывчатки!
Немного о грустном
Так почему же игра не заслуживает самой высокой оценки? Разумеется, не только за вялое вступление. Она, словно павлин свой хвост, разворачивает перед нами яркий, многоцветный веер идей, оригинальных решений и необычных занятий. Даже драки с монстрами коротки и необременительны, куда больше времени уделяется свершению добрых дел. Но потом наступают битва с Восьмиглавым и… вторая половина игры. Зло ещё не побеждено, и всё начинается по новой, только драк больше, добрых дел меньше и появляются повторы. Словно создатели опомнились (а может, им намекнули?) и решили наконец удовлетворить потребности и той категории игроков, которые обычно требуют add-on с расширенной боевой системой. Две трети техник рисования осваиваются в первой части, и вторая кажется какой-то пустой. Впрочем, для тех, кто не любит коротких игр, это, скорее, достоинство, ведь ни фирменный юмор, ни великолепные пейзажи никуда не деваются.
Ещё один недостаток – тугое управление «кистью». Описать это на словах довольно трудно, и объяснить, почему оно так, – тоже. Но увы: некоторые заклинания необычайно сложно нарисовать. Ветер слева направо, например, вызывается без труда, наоборот – раз через трое. То ли дело в неудачном для таких действий контроллере, то ли в ошибках программирования. А может быть, в особенностях человеческой анатомии? Но даже и в этом можно найти что-то приятное. Okami балансирует на грани сообразительности и ловкости. Рисуя в сто первый раз особо сложную загогулину, физически ощущаешь, как учишься быть внимательнее, сосредоточеннее и аккуратнее. Удивительно, что за такое дело взялась простая компьютерная игра. Выходит, многих так и не смогли научить усидчивости в школе.
СЕКРЕТ!
1. Клыки демонов
Помимо добычи клыков в честном бою с монстрами, существует, возможно, более простой способ разжиться этими ценными предметами. Для этого нужно определённым образом нажимать кнопку «крест» во время загрузки. Всего в игре существует два вида загрузочных экранов. На одном из них появляется цепочка волчьих следов, заканчивающаяся силуэтом Иссуна. Если нажимать «крест» с небольшим упреждением перед появлением очередного следа, он станет большим, а если вы соберёте целую цепочку больших следов, вместо Иссуна появится клык демона.
В другом варианте при нажатии «крестика» на экране появляются хаотически расположенные следы. Здесь надо просто лупить по кнопке как можно быстрее, пока не появится клык.
2. New Game +
Пройдя игру и досмотрев титры, вы получите возможность сделать финальное сохранение, с которого начинается «новая игра-плюс». У вас сохранится всё оружие (кроме пятого зеркала, пятых чёток и пятого меча), из Holy Artifacts останутся только Peace Bell, Lucky Cat, Wood Mat и Ink Pot. Характеристики героини сохранятся, а вот рисовальные заклинания придётся разучивать заново.
3. Разное
В зависимости от того, с каким результатом вы закончите игру, вам станут доступны следующие бонусы.
Неуязвимость – найдите все 100 бусин (Stray Beads). Помните: одну бусину вам дадут за прохождение игры.
Проигрыватель саундтрека, Kamic Returner, Kamic Transfomer 1,2 – просто пройдите игру один раз.
Kamic Transfomer 3 – рейтинг S за смерти (Deaths).
Kamic Transfomer 4 – рейтинг S за количество побеждённых врагов (Enemies Defeated).
Kamic Transfomer 5 – рейтинг S за деньги (Money Gained).
Kamic Transfomer 6 – рейтинг S за клыки демонов (Demon Fangs Found).
Kamic Transfomer 7,8,9 – рейтинг S за вознесённую хвалу (Praise Earned).
Секретный театр – потратить на прохождение более 31 часа.
1393 Прочтений • [Обзор игры Okami] [11.04.2012] [Комментариев: 0]