К постоянству легко привыкнуть. Совсем недавно в Kingdom Hearts II пострадать герои могли разве что из-за моей невнимательности. Тщательно дозированные враги, не менее тщательно продуманные боссы – чтобы команде оказались по силам и после битвы не хотелось выбросить джойпад в окно. А вот Odin Sphere напоминает «старорежимный» beat’em up: хотя в наказание за смерть персонажа заставляют перепроходить только тот уровень, на котором он погиб, целебных снадобий – всего ничего, вещмешок ничтожно мал, да и постоянно приходится делать нелегкий выбор: нарастить линейку здоровья или прокачать оружие. Неприятели же вовсю хитрят, мстят за попытки «рашем» пройтись по уровню и вообще норовят убить одним махом. И даже бодрящий вызов к третьей сюжетной главе превращается в сущее наказание.
И тут выясняется, что достаточно было всего лишь посмотреть по сторонам: «хардкорность» Odin Sphere – спошная маскировка. Суровые условия прохождения прекрасно уживаются с извечным заветом RPG: прокачайся, и жизнь станет проще. Противники и в особенности боссы от этого все уловки не позабудут, но увернуться от сокрушительного удара десять раз (и вдобавок с правом на ошибку) куда проще, чем безупречно проделать то же самое раз сорок.
Боссы в Odin Sphere традиционно занимают полэкрана. Стоит им позвать на помощь прихвостней (а они обязательно так и сделают), как игра начинает заметно тормозить.Театральной постановке знакомой сказки легко простить предсказуемые повороты сюжета. Да и реплики звучат на удивление искренне и убедительно.
Похожая история вышла и с сюжетом. При виде того, как валькирия Гвендолин силится завоевать отцовскую любовь подвигами на поле боя, невольно начинаешь сомневаться: не окажутся ли приключения молоденькой воительницы незатейливым пересказом уже слышанных неоднократно историй. Но тесная связь со сказками в Odin Sphere не замалчивается: сага о Гвендолин, по игровой мифологии, – книга, которую читает девочка Алиса. Как только она будет дочитана, в библиотеке Алисы магически появится том о похождениях следующего персонажа, и так до тех пор, пока не закончатся жизнеописания всех пяти героев и из разрозненных отрывков не соберется общая картина происходящего. Предсказуемость им нисколько не вредит: поцелуй принцессы по всем законам сказок возвращает человеческий облик принцу-лягушке, но диалоги и сценки срежиссированы так, что все происходящее напоминает постановку классической пьесы. Например, шекспировского «Сна в летнюю ночь» (до «Укрощения строптивой» или «Макбета» дело, впрочем, не доходит). Чтобы усилить сходство, действующие лица изъясняются немного старомодно. И переводчики, и актеры озвучки постарались на славу: если бы эта драма разыгрывалась на театральных подмостках, никто бы и не подумал обвинить исполнителей в фальши.
От скандинавских мифов, которые сперва собирался пересказать руководитель проекта Джордж Камитани, осталось всего ничего. Одина из бога разжаловали в короля-демона, но за знаниями он по-прежнему готов отправиться хоть в загробный мир – подземное царство королевы Одетты. Нисколько не опасаясь гнева грозной повелительницы, Один таскает из ее владений волшебные камни. Гномы затем перековывают их в оружие, которое саморазвивается, поглощая жизненную энергию – «фозоны» (phozons): наращивает мощь и заодно обучает владельца магическим навыкам. «Фозоны» служат и заменой кузницам, и расходным «топливом» для заклинаний, и даже универсальным удобрением. «Еда укрепляет здоровье!» – внушает старую истину Odin Sphere: выращенные прямо на поле боя фрукты и особая «кустовая» баранина лечат раны, а также увеличивают жизненные силы персонажа. Взаимосвязаны не только воинская доблесть и желудок: например, семена для рассады можно выиграть в битве или купить. Но даже если денег хватает, утащить с собой больше, чем влезает в заплечные сумки, не выйдет. В них же сперва умещается лишь шестнадцать предметов, включая экипировку. Впрочем, расставаниями с законным выигрышем будут омрачены лишь ранние вылазки первой героини. Вскоре Гвендолин обучится искусству алхимии и наловчится по звуку угадывать, где на уровне прячутся мандрагоры (в Odin Sphere они напоминают ожившие овощи). И весь лишний груз из вещмешка – от амулетов до яблочных огрызков – запросто употребит на усовершенствование «материалов» – особых составов, без которых из мандрагор нельзя ни лечебный эликсир сварить, ни взрывоопасную смесь сготовить. А когда опыт проходит успешно, в награду алхимику достается и готовый препарат, и, опять же, «фозоны».Что приятно, собранный за прохождение набор рецептов переходит по наследству к следующему персонажу.
Мини-схема поля сражения здорово выручает в бою. На ней отображаются и враги, еще не попавшие в объектив камеры, и файрболлы, летящие в героя.Склянка с напалмом или секретный прием – верный способ разом расправиться с толпой врагов и получить призы за молниеносное прохождение уровня.
Игровые ситуации вынуждают постоянно делать выбор: что посчитать более выгодным и чем пожертвовать. Законная лазейка для прокачки не избавляет раз и навсегда от необходимости принимать решения, и за это охотно прощаешь разработчикам скудный набор боевых приемов. Помимо общих выпадов и прыжков каждый из героев владеет в лучшем случае двумя уникальными навыками, которые и определяют его манеру драться. Например, заяц Корнелий умеет крутиться колесом в воздухе, а рыцарь Освальд – перевоплощаться на зависть всем ниндзя в смертоносную тень.
Куда сложней простить однообразие боссов и лабиринтов, хотя сюжетно оно вполне объяснимо. Приключения всех персонажей приходятся на время войны между Одином и фэйри (их же здесь величают «ванами» в согласии с Эддами) за мистический Котел, так что они постоянно сталкиваются с одними и теми же злодеями и их прислужниками, но в разное время. Чего уж удивляться, что загробное царство превратилось в самый настоящий проходной двор, ядовитые лягушки бродят в лесах целыми легионами, а к дракону, который ненавидит зачарованное оружие, протоптали дорожку почти все те, кому оно досталось! Уже к третьей саге доподлинно выясняется, каких ловушек ждать на уровнях и на что способно большинство неприятелей, а ведь до финального, общего для всех героев эпилога, остаются еще два обязательных прохождения. Тем удивительней, что окончательно надоесть Odin Sphere все же не успевает. Увлекают знакомые битвы, хочется узнать, как сложилась судьба у остальных действующих лиц, и заодно собрать недостающие подробности предыстории. Запоминается и мир: вместо того чтобы гнаться за сверхреалистичной трехмерной графикой, в Vanillaware вручную разрисовали каждый пейзаж и каждое движение спрайтов. При виде здешних пышных лесов и разоренных сражениями полей на ум приходит как Saga Frontier II с акварельными ландшафтами, так и… театральные декорации. Если в Valkyrie Profile Мидгард представал хоть и величественным, но по-средневековому суровым, мир Odin Sphere поражает буйством красок: даже самые мрачные его уголки и впрямь отлично бы смотрелись на страницах детской книги сказок.
«Можно питаться виноградом и шоколадными тортами и все равно оставаться стройной!» – уверяет Odin Sphere.Поля сражений замкнуты в кольцо и оборудованы на манер подземелий Valkyrie Profile дверьми к другим комнатам-аренам.
Правда, со всем этим рисованным великолепием PlayStation 2 справляется не всегда. Особенно в битвах с боссами, когда злыдни окружают себя когортой прихвостней, игра начинает заметно «тормозить»: и герой движется как во сне, и соперников поражает та же болезнь. Так же неторопливо подгружаются новые экраны в кулинарной мини-игре, и ведь обойтись без нее никак нельзя. Стратегическое поедание шоколадных десертов и перченой курятины – самый верный способ быстро набрать сил перед очередным восхождением на гору или вылазкой на передовую.
Сериал Megami Tensei приучил геймеров, что логотип Atlus в первую очередь красуется на необычных проектах «не для всех». В случае с Odin Sphere компания выступает только как издатель, и на «избранность» детище Vanillaware совсем не претендует: все здесь выглядит удивительно складно, доступно и на своем месте, как в хорошей постановке старой сказки.
Ванильные истории
Дебютный проект Джорджа Камитани (Princess Crown для Saturn вышел в 1997 году и так и не выбрался за пределы Японии) во многом напоминает Odin Sphere и манерой подачи сюжета, и геймплеем. Уже тогда Камитани не только руководил разработкой, но и собственноручно рисовал эскизы персонажей, а также рекламные иллюстрации. Собственную компанию, Vanillaware (сперва она называлась Puragru), он основал, чтобы делать такие игры, которые ему нравятся. Например, cозданная им совместно с Nippon Ichi консольная RTS GrimGrimoire, которая недавно вышла в Штатах, вдохновлена StarCraft, за которой Камитани в свое время провел немало часов.
1650 Прочтений • [Обзор игры Odin Sphere] [11.04.2012] [Комментариев: 0]