Впрочем, а что есть обычный сюжет JRPG а-ля Square? Сказка, подкрепленная элементами воспринимаемой буквально метафизики, на почве чего можно легко выстраивать логичные и красивые сюжетные линии с философией, удачно проецирующейся на реальный мир, где нет ни магии, ни даже доказанной научно множественности миров. Возьмем хотя бы кусок разговора сидящих среди урезанных в летах Тидуса, Сельфи и Вакку главных героев: "Вы не задумывались над тем, почему мы оказались на этом острове? И если действительно есть другие миры, то наш - лишь часть чего-то намного большего. И мы могли с таким же успехом оказаться где угодно.". Для них переход между мирами прост - достаточно построить плот и добраться до линии горизонта. Нам достаточно нажать на паузу джойстика или пульта видеомагнитофона и закрыть глаза, но это дает нам возможность лишь заглянуть туда, подсмотреть чужую жизнь. А что, если когда-нибудь метафизика материализуется и в серой реальности за окнами? Когда много людей (смотрите статистику продаж) верят во что-то, то, как учит нас MGS2, это становится реальностью, подменяет реальность, может быть не менее значимым ориентиром, чем реальность. Все просто. Пока же сценаристы KH всего лишь получают возможность цитировать, скажем, экзистенциалистов, подкрепляя мысли наглядной демонстрацией. Удобно и красиво. Интересно, кстати, узнать, как в Xenosaga Episode I экс-скваревцы наглядно продемонстрируют воспринимаемую буквально философию Ницше? Надеюсь, не так, как это уже было сделано однажды в нашей серой реальности...
И ни один фанат не уйдет обиженным...
Что касается внешнего вида KH, то игра отличается от FF X примерно так же, как Skies of Arcadia отличается от Shenmue c поправкой на отсутствие героев-уродцев. Я очень боялся того, что диснеевские персонажи испортят все впечатление от игры, но произошло другое - я в очередной раз убедился, что Square может на любом, даже самом нелепом материале, сделать великую игру. Фомам неверующим рекомендую взглянуть самим.
Здесь нет издевательства ни над любимыми героями FF, ни над героями Диснея. Живая и здоровая Айрис лишь заставляет капельку взгрустнуть: уж больно красиво (вспомните корявые модели FF 7) она выглядит, нисколько при этом не изменившись внешне (вспомните FF X, где Юна выглядела абсолютно другой женщиной при переходе от 3D-модели к CG-ролику, не говоря уже о портрете). Хотелось бы, конечно, когда-нибудь увидеть полноценные римейки старых игр от Square по образцу того, как это сделал Capcom с Resident Evil... С другой стороны Гуфи, Плуто и Дональд Дак, пусть и не отличающиеся глубиной мыслей и проработкой характеров, все равно есть яркие индивидуальности, как комедийные персонажи могут дать фору кому угодно, плюс к этому очень удачно приспособлены для существования в любом мире, где, скажем, Скволл и Айрис выглядели бы просто дико.
Дисней (вопреки мнению некоторых особо ярых
фанатов аниме) не должен умереть.
Все лучшее - детям?
Как я и боялся, ориентированность игры на детей повлияла на другое - на игровой процесс. Действительно, закон о том, что RPG, где бой идет в реальном времени, в принципе не может быть полноценной RPG, еще никто опровергнуть не мог. Если исход боя зависит от умения человека бить по кнопкам, более того, если недостаток этого умения может помешать ему продвинуться дальше, то ни о каком отыгрыше роли, заданной ли наперед или же выбранной самим геймером, речь идти не может. Равно как и об эмоциональном восприятии сюжета, кстати. Бой обязан быть пошаговым, пофазовым, - да каким угодно, лишь бы результат зависел только от характеристик героя и выбранной тактики.
Впрочем, на приставках давно уже существует такое понятие как Action/RPG, где нормальной системой боя жертвуют ради усиления других элементов. К примеру, решения логических загадок или исследования уровней. Если во время вояжей по комнате с кучей рубильников (или точных прыжков по платформам) вас будут постоянно выкидывать на Random Encounter, то крыша точно поедет. В таких случаях действительно лучше упростить бой до минимума. Или же можно сделать наоборот - позаимствовать бои из жанра Beat'em Up, красивые и понятные любому геймеру. Замечу также, что только одна серия Action/RPG добилась широкой известности - Zelda, остальные пользовались довольно ограниченной популярностью. Тоже очень показательно.
В Kingdom Hearts авторы пошли по пути Phantasy Star Online - постарались в реальном времени реализовать механику пошагового боя. Но если в PSO (где реальное время жизненно необходимо - это ведь сетевая ролевушка) это удалось (за счет четкого баланса характеристик и временных задержек), то в Kingdom Hearts удачная вроде бы задумка расползлась по швам. Какое там авто- и ручное прицеливание? Какая там тактика? Надо крутиться во все стороны и бить, бить, бить по кнопкам! Главный инструмент тактики - прыжки, с помощью которых можно уйти из боя и оглядеться. Главный инструмент баланса - то, что из врагов вываливаются (всегда) восполнители энергии. Честное слово, иначе просто было бы нереально восстанавливать энергию, ведь остановить бой менюшкой нельзя. А иногда это очень нужно, особенно когда забываешь переложить предметы из общего хранилища в карман к главному герою.
Самое интересное - то, что введение реального времени нисколько не упростило бой. Враги ведь все равно появляются по законам Random Encounter, что жутко мешает. Ведь Kingdom Hearts по большому счету - платформер с элементами RPG. Причем полноценный (в том смысле, что передвигаться можно куда угодно, никаких 2D in 3D) 3D-платформер с очень кривой камерой. Представьте себе, что вы прыгаете с одного гигантского гриба на другой... и вдруг вылезает злобный враг, которого вы бьете, а затем успешно падаете вниз. Ужасно, правда? Никак не затронули упрощения и боссов. Они ничуть не слабее тех, что были в FF с одной маленькой поправкой: вам нужно вручную от всего уворачиваться, а количество лечилок СИЛЬНО ограничено. В FF можно было сесть, подумать и придумать тактику даже для самого злобного босса. Здесь нужно рассчитывать только на умение прыгать и бить. Чтобы себя и дальше не расстраивать, закончу с этим.
Зачем? А чтоб было!
Другая проблема Kingdom Hearts - графика. Они излишне активно балансирует яркостью и цветностью. После демонстрации яркого и красивого острова нас отправляют в блуждания по ночному побережью, где нифига не видно, а нужно попасть в одно из самых труднодоступных мест. Мрачный и туманный Traverse Town сменяется цветастым миром Алисы в Стране Чудес, что воспринимается как удар по голове кувалдой. Впрочем, возможно, это лишь моя проблема - никогда не любил винегрет.
Чтобы закончить с критикой, упомяну еще корабль Гамми. Во-первых, его можно конструировать (что очень сложно, абсолютно неинтересно и не имеет практической ценности), во-вторых, на нем нужно летать между мирами. И это будет не просто красивый ролик, вам нужно управлять кораблем вручную, отстреливать врагов и уворачиваться от препятствий. Поверьте, что ничего более некрасивого, неудобного и глупого вы не видели. Но тренироваться летать на корабле придется, потому что в случае гибели (а это вполне реально) вас отбросят в предыдущий мир.
Убеждаем себя в ценности приобретения?
Не одними боями жива KH, и это есть очень хорошо. Логическими загадками нас почти не пичкают, но вот исследовать каждый мир придется. Удобно то, что все потенциально юзабельные объекты отслеживаются, т.е. не надо гадать, с каким цветочком можно поговорить, а с каким - нет. Есть куча секретов, есть даже альтернативные (громко сказано, но все же) способы выполнения заданий, которые обычно сводятся к тому, что надо что-то найти, забрать и принести выдавшему задание. В сочетании с кривой (и плохо управляемой вручную!) камерой мудреная архитектура некоторых миров может вызвать большие проблемы. Во многих случаях не помогает даже солюшен - я просто не понимал, где нахожусь и бесцельно бродил туда-сюда, пока не натыкался на ориентир. С другой стороны есть масса людей, которых хлебом не корми - дай что-то квестоподобное пройти. Решайте сами, нужно ли вам такое или нет.
Но в любом случае забудьте обо всех этих проблемах, представьте себе, что их нет. Ведь основная ценность Kingdom Hearts - сюжет и герои. Ради того, чтобы побывать живьем в диснеевских мультфильмах, чтобы прочувствовать новую игру от Square, чтобы увидеть любимых героев FF так, как их воспринимают ваши младшие братья, стоит отбросить все сомнения и взять игру. Да и, в конце концов, потренироваться в тыкании в кнопки тоже иногда полезно.
756 Прочтений • [Обзор игры Kingdom Hearts] [11.04.2012] [Комментариев: 0]