Когда несколько лет назад Squaresoft объявила о совместном с корпорацией Disney проекте, многие сомневались в успехе подобного замысла. И правда – как могут говорящие зверушки из детских мультфильмов вписаться в сценарий полномасштабной RPG, где всерьез затрагиваются вопросы, что есть добро и зло, любовь и ненависть? Оказалось, могут и вполне успешно. Первая часть Kingdom Hearts стала настоящей сенсацией 2002 года для игроков и большим коммерческим успехом для своих создателей. Что и предопределило появление двух продолжений – противоречивой Kingdom Hearts: Chain of Memories для GBA, и Kingdom Hearts 2 для PS2, нашей сегодняшней гостьи.
Опасные связи
Карманная Chain of Memories упомянута не зря. Если вы пропустили ее, но играли в оригинал, есть немалый риск запутаться в сюжетных хитросплетениях Kingdom Hearts 2 и заподозрить авторов в непоследовательности. Вступительный ролик, хотя и пытается вкратце пересказать предшествующие события, особой ясности не вносит и лишь еще больше запутает непосвященных. А уж когда дело дойдет до невероятно затянутого пролога, впору и вовсе растеряться. Вместо Соры, Дональда и Гуфи нам подсовывают незнакомого подростка по имени Роксас. Кто такой, откуда? Увы, чтобы получить исчерпывающие объяснения, придется дождаться финала – в Square Enix еще не разучились как следует интриговать доверчивого пользователя.
Великая мышиная сила
В некоторых схватках с боссами, если Сора терпит поражение, ему на помощь приходит сам Микки Маус. Грозный мышонок способен на многое, благодаря невероятной скорости и прыгучести. Кроме того, король Микки весьма сведущ в магии – многие его заклинания могут поразить несколько противников одновременно.
Многие боссы в Kingdom Hearts 2 питают слабость к позерству и дешевым эффектам.Клауд Страйф и Сефирот вновь получат шанс скрестить мечи.
Печально, но диснеевская гвардия поистрепалась и уже не так сильно влияет на ход событий, хотя поначалу этого и не скажешь. Да, говорящие мыши, утки и собаки всех мастей присутствуют в изобилии, но их то и дело оттесняют на второй план разнообразные новобранцы. Особенно не повезло злодеям. Самых харизматичных, вроде Джафара и морской ведьмы Урсулы, благополучно прикончили еще в первой части, а достойной замены не нашлось. Из-за нехватки подходящих кадров сценаристам даже пришлось кое-кого оживить – ведь на одном увальне Пите далеко не уедешь. Впрочем, так или иначе, время мультяшных мастеров интриги прошло. Им на смену явились личности куда более суровые и амбициозные.
Жизнь в движении
Первая война с Бессердечными (Heartless) разрушила связь между мирами Kingdom Hearts. Поэтому волей-неволей нужно вновь седлать верный Gummi Ship и бороздить пространство в поисках надежных маршрутов и взлетно-посадочных площадок. Последних насчитывается примерно полтора десятка, включая хорошо знакомые места (Аграба, Хэллоуин-Таун) и доселе неизведанные территории, вроде Порт Рояла («Пираты Карибского моря») и Замка Чудовища («Красавица и Чудовище»).
Разумеется, мирно погулять по окрестностям вам никто не позволит. Силы Тьмы не сидели сложа руки и всюду успели «отметиться», не пощадив никого и ничего, в том числе и неприступную твердыню короля Микки Мауса. Так что, где бы ни появились герои, времени у них всегда в обрез – только и успевай громить полчища монстров, да разрушать бесчисленные коварные планы, один хитроумнее другого. Отдыхать некогда: события не стоят на месте, и заниматься чем-либо, с основной задачей не связанным, не просто сложно, но где-то и неуместно. Явных поблажек две: разработчики руками Аида и его прихвостней организовали очередную серию турниров в мире Геркулеса (на этот раз гладиаторские бои происходят в загробном царстве). Да еще заставили искать вырванные страницы из книжки о Винни-Пухе, угодившей по недосмотру Мерлина в руки Бессердечных.
Голос Сарумана
С актерским составом в Kingdom Hearts 2, как всегда, полный порядок – тут вам и Хэйли Джоэл Осмент, и Джеймс Вудс, и другие известные личности. Что до новичков, то самым заметным среди них стал Кристофер Ли (Саруман в трилогии «Властелин Колец» и граф Дуку в «Звездных войнах») – ему досталась роль таинственного DiZ.
Перестрелки на Gummi Ship серьезны как никогда – даже боссы появились!Около save points можно передохнуть и восстановить здоровье.
Прохождение большей части уровней осуществляется по давно проверенной схеме. Сразу после прибытия на место происходит встреча с видным представителем коренного населения. Он-то и поведает вам о местных невзгодах и, возможно, захочет временно присоединиться к отряду. Дальнейшие действия очевидны: необходимо отыскать корень всех зол, а после учинить справедливый суд и жестокую расправу. Само собой, схватка с боссом (а то и двумя-тремя) является непременным пунктом культурной программы.
Кстати, с боссами в частности и сражениями в целом создатели игры пошли на небольшую хитрость. С одной стороны, схватки стали заметно легче, чем в первой части (об этом читайте чуть ниже). С другой же, помимо основной задачи – уничтожить недруга – частенько приходится выполнять еще одну: защищать какого-нибудь вспомогательного персонажа, либо некий ключевой на данном отрезке повествования объект. Причем о второстепенной задаче в общей суматохе легко позабыть, особенно если вы чересчур увлеклись прелестями битвы. Результат такой забывчивости всегда печален: ненавистная всем формам жизни надпись «Game Over» и необходимость начинать сражение с самого начала. Конечно, на первых порах подобная перспектива не очень пугает, но вот ближе к финалу, когда побоища с ключевыми противниками растягиваются на несколько этапов, лучше держать ухо востро.
Гамми-разборки
Полеты на Gummi Ship многих раздражали в оригинале, но разработчики и не подумали от них избавиться. Наоборот, летать теперь приходится еще чаще, чем раньше, каждый раз уничтожая по пути тучи врагов. Но не пугайтесь – в Square Enix учли жалобы поклонников, так что нынче управлять несуразным корабликом куда удобнее, а перестрелки стали заметно интереснее и зрелищнее. Чем-то они уже напоминают классику – например, Panzer Dragoon. Кстати, вы по-прежнему можете сконструировать свое собственное судно, хотя особой необходимости в этом нет: количество и функциональность «заводских» моделей нареканий не вызывает.
Многие персонажи охотно помогут советом и укажут следующую цель путешествия.Не забывайте искать сундуки! В них лежит немало ценного.
Ключ к победе
Боевой системе досталась львиная доля нововведений, которые таки смогли проложить дорогу в Kingdom Hearts 2. И нельзя сказать, что прогресс пошел игре исключительно на пользу. Без сомнения, разработчики хотели добра, однако местами их старательность обернулась явным вредительством.
На первый взгляд, все осталось по-старому. Вы напрямую управляете главным героем (обычно это Сора), тогда как действиями его соратников (например, Дональда и Гуфи) руководит бдительный и в меру глупый искусственный интеллект. Ваше влияние на товарищей по оружию дальше распределения экипировки и самых общих инструкций, как себя вести в конфликтных ситуациях, не распространяется – не положено!
Сора – юноша чрезвычайно покладистый, и большая часть специальных приемов выполняется одной-единственной кнопкой. Далее многое зависит уже от конкретного врага, его характеристик и поведения. Неужели так просто? Ничего подобного! Где-то на втором-третьем часу наступает черед тех самых нововведений. И боевая система из чего-то примитивного и необременительного тут же вырастает в многоликое чудо-юдо.
Время от времени на экране появляются подсказки, что делать дальше. Не игнорируйте их.Состав отряда можно изменить как через меню, так и прямо во время боя.
Новшество за номером один – Reaction Commands, сердечный подарок от брутальной God of War. В сражении на экране то и дело загораются изображения нужной клавиши. Если успели вовремя нажать, сможете насладиться зрелищными трюками и существенно облегчите себе жизнь. В противном случае продолжите драться, пока не представится новая возможность. Новшество номер два – Drive Forms. Заполнение специальной полоски Drive Gauge позволяет Соре на короткое время превращаться в сверхсильного и невероятно быстрого бойца с двумя кейблейдами вместо одного. Наконец, чтобы окончательно отмести подозрения в скупости, на свет божий вытащили еще и Limits – суперприемы разной степени эффективности, которые можно выполнять вместе с кем-либо из приглашенных звезд (например, Геркулесом).
Впечатляет? А теперь позвольте сообщить, что магия и предметы из первой части, равно как и summon-команды, никуда не делись. И пользоваться ими по-прежнему нужно в реальном времени, когда пули свистят над головой и враг наступает со всех сторон. Ничего не скажешь, очень подходящий момент для того, чтобы судорожно разбираться с премудростями игрового интерфейса! Выручает одно – повальная слабость, охватившая солдат неприятеля. В Kingdom Hearts 2 по-настоящему грозные противники встречаются реже, чем кенгуру в Заполярье, разве что пара-тройка боссов ближе к финалу окажет достойное сопротивление.
Поклон цензуре
Как нередко случается с японскими играми, до англоязычного рынка Kingdom Hearts 2 добралась, понеся кое-какие (слава богу, незначительные) потери. Например, зеленую кровь Гидры (один из боссов) заменили на черно-красный дым, пиратов Барбоссы уже нельзя поджечь заклинанием Fire, а их мушкеты оборотились в неуклюжие арбалеты.
Переодевшись в красное, Сора способен творить в бою настоящие чудеса.Многие эпизоды почти дословно повторяют хорошо знакомые сцены из мультфильмов.
Не мультфильм, но красиво!
Технически Kingdom Hearts 2 смотрится неплохо, но от предшественницы почти не отличается – по крайней мере, так кажется на первый взгляд. К моделям персонажей отнеслись чуть бережнее, так что герои заметно похорошели, перестав напоминать угловатых буратин. Спецэффекты и анимация и раньше были выполнены на «отлично», и сейчас хороши, не придерешься. С уровнями чуть хуже: они, как правило, невелики по размеру и несколько... безлюдны. Кое-где NPC днем с огнем не отыщешь. По нынешним меркам, бедновато, особенно если вспомнить последнюю серию Dragon Quest или посмотреть кадры из Final Fantasy XII. Хорошо, хоть масштабы потасовок заметно выросли: обычное дело, когда на экране вертится несколько десятков Бессердечных!
Музыка же бесподобна! Пожалуй, мы имеем дело с одним из самых удачных игровых саундтреков за последнее время. Есть и знакомые мотивы, есть и совершенно новые. И ведь ни одну мелодию нельзя назвать скучной или неподходящей.
Даже в черно-белых мультиках были злодеи. Драки не избежать!Замок чудовища (из м/ф «Красавица и чудовище») невелик, но все так же красив и торжественно мрачен.
Happy End
Несмотря на ряд противоречий и мелких промахов, из Kingdom Hearts 2 получилась на удивление цельная, увлекательная и красивая сказка. В меру наивная, в меру смешная, отчасти философская, не лишенная пафоса и драматических ноток. Ее можно рекомендовать не только давним поклонникам Square Enix и Disney, но и всем, кто неравнодушен к хорошим ролевым играм с запутанной историей и непременно счастливым концом.
Стоп, снято!
Наконец-то авторы игры догадались, что правую аналоговую рукоятку можно использовать для управления камерой (раньше эта функция отводилась кнопкам R2 и L2). Но, позаботившись об одном, позабыли про другое: во второй части камера столь же охотно застревает в узких коридорах и упирается в стены, как и в первой.