Cоздателям Grandia III было сложно, поверьте. Dragon Quest VIII уже отгремел, Final Fantasy XII – на горизонте. Позор Grandia Xtreme – позади, неизвестность Grandia Online – впереди. Что такое Grandia сейчас – ролевая жвачка с красивой графикой для всех подряд или традиционная RPG для избранных? Вы не поверите, но и то и другое сразу.
Забудем на минутку об идеальной боевой системе и графических красотах. По пресс-релизам Grandia III выглядит историей о мальчике Юки, который всю жизнь мечтал подняться в воздух на собственном самолете. Прославиться. А там недалеко и до любви прекрасных женщин, и спасения мира от обаятельного злодея... Чушь. Grandia III впервые на моей памяти фокусирует внимание геймера на чувствах тех, кто рядом с ним по ту и эту сторону экрана. Вспомните, как раз за разом в RPG юные деревенские пареньки уходили из дома в далекие странствия, сухо попрощавшись с матерью и забрав с собой ржавый отцовский меч. Grandia III извиняется за все игры жанра перед женщинами, теряющими так сыновей; показывает, что и они тоже могут быть героинями – яркими, сильными, привлекательными. И очень слабыми, когда – пусть и не в самом начале игры – ребенок все же делает выбор в пользу самостоятельности. Решает расправить свои крылья и улететь из родного дома – здесь-то тема авиации и оказывается как нельзя более уместной.
Азартные игры
Поставить на кон собственные руку и сердце? Довериться воле случая? Если это и стоит делать, то только не в Grandia III. В здешней карточной игре не помогут навыки покера или преферанса. В ней вообще не нужно делать ничего осмысленного – только выбрать несколько карт, поставить деньги и пять раз кинуть кости. Выпала удачная комбинация – забирайте выигрыш. Нет – кидайте по второму разу.
Умиляет, как Grandia III уклонилась от пропаганды азартных развлечений в чистом виде. Игра здесь идет не на живые деньги, а на «медальки». Обменивать золото на них можно ограниченными порциями, обратная конверсия невозможна. Надеетесь заработать на полный инвентарь лечащих предметов? Карточные игры здесь не помогут. Выигранные «медальки» позволено тратить только на приобретение призов в импровизированном магазине. Самый дорогой товар «стоит» около миллиона, максимальная ставка – тысяча. На момент написания обзора чаша моего терпения была полна, а заветный Skill Book высшего уровня так и оставался недосягаемым.
Справа – смешной босс-неудачник, преследующий героев в течение всей игры. Персонаж комический – как Mid-Boss в Disgaea: Hour of Darkness.Эта Дана специализируется на магии огня. И список заклинаний соответствующий, и яйцо маны подходит. Все правильно сделано!
Но быть матерью положительного героя – все же легче, чем младшей сестрой убийцы целого мира. Воспоминания о счастливом детстве вдвоем еще свежи; а брат повзрослел слишком рано и вбил себе в голову вещи, которые девочка Альфина упорно не хочет понимать. Почему исполнять отведенную при рождении роль говорящего с богами – плохо? Какую свободу для себя и мира ищет Эмилиус? Когда-то брат с сестрой считали себя двумя половинками; клялись не расставаться, идти по миру рука об руку. Быть вместе. «Я чувствую себя неполноценным рядом с тобой, – яростно выкрикивает Эмилиус. – Ты не нужна мне. Я хочу быть один, только один». И кровь – крупными каплями... Проводить в большой мир сына, сохранить в себе любовь к брату, дождаться возлюбленного, заблудившегося в погоне за мечтой, – таково истинное предназначение героинь Grandia III.
Альфина может быть отличным магом – если экипирует посох MAG +55. Но может и воином – с дубинкой ATK +45. Grandia III позволяет делать с персонажами что душе угодно.Конек графического движка Grandia III – открытые пространства. Пещеры в игре – самые обычные. А вот стоит только выйти наружу – тут и леса, и поля, и реки, и пустыни даже. Прорисовка до горизонта.
Красиво, правда? А ведь сюжет игры, стоит его разобрать на винтики, совершенно обычный. Если в новых Final Fantasy отказала фантазия у дизайнеров персонажей, то в Grandia – у сценаристов. За последние десять лет они явно видели только четыре RPG, и все – собственного производства. Проходя игру, я удовлетворенно подмечала вещи вроде: «Юки встречает Альфину ровно как Рюдо – Елену в Grandia II». Герои на восьмом часу сталкиваются со Злом, отправляются в путешествие по миру в поисках богов-Стражей, заимствуют их Силу, на пятнадцатом уточняют кредитную историю и домашний адрес Зла, на двадцать восьмом выбивают у него аудиенцию, предварительно просмотрев несколько флешбеков. По такой схеме у нас уже не раз выманивали полсотни долларов, не находите? Геймеру быстро становится понятно, чем закончится все дело, и хочется только узнать, как именно это произойдет. Сюрпризы бывают, но странные – сценаристы не раз вводят важных, казалось бы, персонажей, о которых затем забывают. Есть и другие смешные сюжетные дыры – я так и не поняла, почему Юки продолжают доверять самолеты после стольких катастроф и как он умудряется поднимать машины в воздух после своих горе-приземлений. Уверена – без Альфины, Миранды и Даны ничего бы не вышло ни у пилота, ни у самой игры. В этом и кроется мораль Grandia III, не находите?
К барьеру!
Упаси господи – раздражать господ геймеров необходимостью переигрывать одно и то же место раз за разом. Это не модно. Уровень сложности в Grandia III точь-в-точь соответствует требованиям рынка. На простых монстрах можно расслабляться, лениво выбирая рецепт убиения данной конкретной жертвы. «Сегодня мой выбор – Crackle Fang или Одним махом семерых побивахом». Боссы и группы сильных монстров заставляют собраться. Рассчитываете на авось – а вот вам Game Over! Действуете с умом – получайте заслуженную победу! Все честно.
Чем мощнее заклинание – тем красивее оно выглядит и дольше демонстрируется.Свалиться в пропасть в Grandia не получится вам не дадут идти туда, куда не положено.
А что происходит между горе-приземлениями и героическими взлетами? Grandia известна тем, что это единственная серия RPG, где интересно не только следить за сюжетом, но отрывать лапки монстрам. Несколько лет назад я писала, что «в Breath of Fire: Dragon Quarter представлена лучшая система боя в японских RPG за всю историю существования жанра». Так вот, тот Breath of Fire – игра умная, а вдобавок еще и зрелищная. А в Grandia III акценты расставлены иначе. Зрелищная, но еще и умная игра. И тоже с «самой лучшей системой боя».
Представьте себе арену, по которой суматошно бегают персонажи и монстры, размахивают мечами, посохами, клешнями, крыльями и даже хвостами. И бьют, бьют, бьют друг-друга! Иногда действие замирает, один из бойцов воздевает руки к небу и произносит могучее заклинание. Как только дым спецэффектов рассеется и очки повреждений будут подсчитаны, веселье продолжится. Пока не настанет пора отдавать команду. Посмотрите в верхний левый угол любого скриншота с боевкой. Видите колесо с иконками персонажей? Внутреннее кольцо – это ваши подопечные, внешнее – монстры. Колесо делится на несколько зон, из которых наиболее важна одна – подготовки к действию. Когда иконка героя доходит до нее, время останавливается и выскакивает удобное меню. Наверняка миллион раз видели такое: «атака, магия, спецприем» – в таком вот духе. Решение принято? Игра опять переходит в режим реального времени. Иконка же движется дальше, а как дойдет до зоны действия, так все задуманное и произойдет. Если дойдет, конечно.
Дизайн помещений в Grandia III – точь-в-точь как во второй части. Такая вот «преемственность художественной мысли».Меняющие статус заклинания (например, усыпляющие или парализующие) в Grandia не очень-то полезны.
Краеугольный камень системы боя в Grandia – отмена чужого действия (Cancel). Пока иконка бойца в зоне ожидания, его можно контратаковать и отбросить назад во времени на полколеса. Подойдет и бесплатный удар Critical, и любой спецприем со свойством Cancel. Противники хорошо об этом знают и умело «перебивают» ваши собственные атаки. Вот возьмем, например, такую ситуацию. Настало время выбирать команду для Альфины, вы ищете в списке заклинаний любимый Hellburner, и вдруг замечаете: а босс-то готовит контратаку, и иконка его уже почти дошла до зоны действия. Что делать? Срочно использовать Comet Strike (время подготовки – почти нулевое; Cancel-эффект – есть). Урон от него невелик, зато шкуры ваших подчиненных останутся целыми и невредимыми. А добивать босса будет уже второй герой под прикрытием Cancel-удара третьего. Не впадайте только в эйфорию, система Cancel – отнюдь не волшебная палочка-выручалочка. Помните, что хоть враг и откидывается назад на полколеса, вашему герою нужно пройти полный круг, чтобы повторить атаку. То есть, творить с врагом что душе угодно, не давая ему ни единого окна для контрудара, можно в одном случае – если он маленький тормоз и без друзей. А таких обижать – грех.
Свободный полет
Первой за штурвал самолета садится... правильно, Альфина. В сцене, когда Юки дает девушке «порулить», геймер впервые может полетать по миру игры в свободном режиме. Юмор в том, что приземляться разрешено не везде – есть всего с десяток доступных локаций. Зато кнопка R1 всегда готова рассказать о подсвеченном целеуказателем объекте. «Руины древнего храма» или «Большое озеро с пресной водой». Еще приятно, что увиденные прежде на наземных уровнях города и ущелья легко узнаются. Вплоть до «ой, это же та пещера, где меня настиг Game Over!» Мелочь, а приятно!
Миранда выглядит куда моложе своих тридцати с лишним лет, правда?«А сынок-то уже совсем взрослый», – умиленно пробормотала Миранда.
Широко разрекламированное нововведение Grandia III – атаки в воздухе – соответствуют и духу, и содержанию системы боя в полной мере. Cancel с помощью Critical-ударов (а также некоторые виды магии – взять ту же Crackle) подкидывает врагов вверх. Если следующим на очереди героем выбрать самую обычную атаку (Combo), то она превратится в эффектное избиение несчастного монстра в воздухе. Польза от этого двоякая. Урон куда больше, чем обычно, – это раз. Убитый комбой в воздухе враг может оставить вам на память ценный предмет – это два. Опять же, главное – не увлекаться этим. Я помню случай, когда все мои четыре героя перекидывали друг другу одного монстра, пока второй медленно-медленно готовил заклинание Quake... И ведь не зря.
В Grandia III сюжетных роликов больше, чем в Grandia II, не говоря уже об Xtreme.
Уже нравится игра? Предупреждаю: составить полное впечатление оGrandia III по первым нескольким часам игры нельзя совершенно. Локации одна за другой остаются позади, и игра меняется на глазах. Архитектура зданий усложняется, неприглядные кустики на обочине дороги сменяются густыми джунглями, и даже виденные в сотне других RPG руины древней цивилизации смотрятся внушительно благодаря красивейшим текстурам. В Интернете пишут: игра красивее, чем Dragon Quest? Знайте – этот человек прошел Grandia III наполовину, не меньше. Напротив, стартовавший с места в карьер сюжет после двадцатого часа потихоньку затухает, радуя лишь редкими по-настоящему эмоциональными диалогами. Да и что греха таить – самые яркие персонажи сходят со сцены еще на первом DVD, а их преемники не всегда держат марку. К счастью, к финалу сценаристы опять просыпаются, а вместе с ними – и их герои.
Нельзя сразу оценить не только сюжет, но даже геймплей! Есть игры, вываливающие на геймера все свои фичи разом. Дескать, пользуйтесь! В той же Final Fantasy X – сразу вам и Sphere Grid (система прокачки), и овердрайвы, и саммоны, и партия большая, и предметы разные. Время идет, заклинания усложняются, число призываемых зверюг растет, но ничего принципиально нового не добавляется. В Grandia III все не так. Поначалу нельзя даже экипировку толком поменять – не на что. Список заклинаний как редактировать, если их по одному на брата? Геймера приучают обходиться тем, что есть, пользоваться Cancel-атаками, лечащими предметами. Проходит несколько часов – и вот, радость какая, можно зайти в магазин со словами: «Мне магию, на все!» Теперь уже можно повозиться с экипировкой – дескать, «вот этот мальчик у меня будет лекарем, а девочке отлично подойдет огненная атакующая магия». Под стать списку заклинаний надо подобрать яйца маны (mana egg). Например, Frost Egg усиливает всю водную магию. Проходит еще время, и геймер узнает: да из яиц, оказывается, можно извлекать новые заклинания – что даже на черном рынке не купишь! Конечно, в процессе переработки предмет уходит в астрал, но для экипировки нужно всего четыре – по одному на героя. Приходится выбирать, чем жертвовать. Ведь бросать супермощные заклинания налево и направо без соответствующего яйца за пазухой бесполезно. Только зря очки маны сожжете. И уже в конце первого диска вас ждет агрегат, позволяющий соединять (fusion) яйца. К тому времени всякого мусора первого уровня должно накопиться куча – вот из него можно соорудить такое, что ни одному боссу мало не покажется. Опять же, легко перестараться – сделать яйцо, которое герои не смогут надеть. Уровнем магии не вышли. И, наконец, есть еще орбы Хранителей. Здесь все просто – это та самая царь-пушка, из которой по воробьям лучше не стрелять. Потому что перезаряжается очень долго (хоть и автоматически).
Умники и умницы
Чтобы вас не запутать, в основном тексте я рассказывала только о заклинаниях и яйцах маны. А есть еще навыки (Skills; не путать со Special – спецприемами) и умные книги. Заклинания делятся на элементальные группы (огонь, вода, земля, ветер). У навыков есть своя система (ментальные, физические и так далее). Экипировав книгу, вы усиливаете те или иные группы целиком. Осталось только отредактировать список навыков у каждого бойца, подобрав их «в тон» фолианту. Например, магичке отлично подойдут Guru’s Way, Absorb Magic, Water Mastery и, соответственно, Magician Book. Как и в случае с яйцами, самые занятные навыки хранятся «внутри» книг. И после прочтения источник знаний уничтожается. Бояться этого не стоит – все-таки, все или почти все яйца и книги не уникальны и встречаются в игре несколько раз. Да, и еще раз напоминаю (игра тоже не преминет сказать раз десять): навыки и заклинания «просто в инвентаре» бесполезны! Их надо обязательно экипировать. И навыки нельзя «использовать» в бою. Они просто есть и действуют сами по себе. Пассивно.
А теперь – внимание – вопрос. Представьте себе, что вам с самого начала игры пришлось бы постоянно думать обо всем – о списке заклинаний, о, прости господи, яйцах и их, боже ты мой, слиянии? Похожая проблема была у Final Fantasy VIII. Как начала я бродить по тамошнему меню, так все желание проходить игру до конца пропало. Еще немаловажно: Grandia III желанна не только сюжетом; интересно же узнать, какие еще развлечения придумали нам дорогие разработчики.
Что еще вам нужно знать о Grandia III? Игра абсолютно линейна, зато есть необязательные боссы. Модели персонажей в роликах на движке и в CG-видео сильно различаются по качеству; иногда это бесит. На локациях встречаются логические загадки уровня «нажмите кнопку – откроется дверь». Чудесной стрелки-автопилота из Grandia II здесь нет, но по имеющейся мини-карте можно легко сориентироваться. Исследовать локации в поисках сундуков легко и весело, благо монстры всегда видны заранее, и их можно убить насовсем. Ах да, у героя есть еще сканер «что где плохо лежит». Нажав на кнопку, мы получаем информацию о всех близлежащих сундуках, отдельно лежащих предметах и интерактивных объектах. Изобретение вы оцените по достоинству – любой новой RPG без подобной фичи стоит давать на полбалла меньше, и точка.
Мое личное мнение? Я мечтала, что Grandia III прискачет на белом коне и заколет гидру Final Fantasy, обратит в пепел Dragon Quest. Увы, шоу «конкуренты убивают себя об стену» отменили. Но... гнедой в яблоках вас устроит?
Супермены и чудо-девочки
Спецприемы (Special) в игре учатся сами собой. Бывает так, что выбираете в меню пункт Combo, а герой что-то мудрит, мечом во все стороны, огонь и молнии мечет. А потом объявляет: «Я решил назвать это Волшебным Ударом Зеленого Дракона!». И его потом повторяйте когда угодно – были бы в запасе очки спецприемов (не путать с маной; запас пополняется автоматически). Каждый такой Special можно усовершенствовать. Опять же, игра сама выбирает, когда порадовать вас надписью «герой открыл секретный способ делать ЭТО»! Надо просто часто применять любимые приемы. Тогда сначала будет поднята их убойная сила, затем – скорость исполнения, и так далее. Вплоть до «ультимативной» формы, когда все настолько хорошо, что даже и в чем-то плохо – монстров жалко. Есть, правда, приемы более мирные. Дана, например, может вызвать себе «бесконечный источник маны». Один босс меня до того довел, что заклинания на него стало творить не из чего, а HP у него – как у всех моих героев, вместе взятых, да еще и умножить на три. Тогда я отправила трех бойцов прикрывать Дану cancel-атаками, организовала девушке бесплатную ману, и она быстро добила гада самыми дорогими заклинаниями. Такая вот тактика.
1201 Прочтений • [Обзор игры Grandia III] [11.04.2012] [Комментариев: 0]