Более 700 лет правители Далмаски удерживали небольшую, но стратегически важную территорию между Аркадийской и Розаррской империями, пока аркадийцы в одночасье не свергли короля Раминаса и не начали хозяйничать в стране, алчно поглядывая на Розаррию. «Ах, если бы не этот предатель, сэр Баш! – шушукались в народе. – Ведь это он коварно напал на нашего монарха и преподнес Далмаску имперцам на блюдечке! Ах, бедная принцесса Эш, сперва она потеряла мужа, а смерти отца и вовсе не пережила! И теперь некому отбить трон у наместника Вэйна, который уже обжился в покинутом дворце». Но наместник Вэйн оказался вовсе не тираном и самодуром, а дальновидным политиком. «Непосильные налоги, суровый военный режим? Нет, Аркадия пришла в Далмаску не для того, чтобы разорять и грабить, а чтобы сохранить мир в этой стране, ради которого столько трудился ее безвременно погибший повелитель!».
Революционные настроения быстро сошли на нет. Неспокойно лишь тем, кто чует подвох за красноречием наместника, и тем, кто одержим жаждой мести.
Отдавать приказы лидеру команды можно в двух режимах: приостанавливая ход битвы или же позволяя событиям идти своим чередом.Новые суперприемы (Quickenings) можно объединять в цепочки. Если повезет, этот трюк удастся, даже когда у персонажей закончилась мана.
Зловещая Темная Империя, пробудившееся древнее Зло – миф, страшная сказка из предыдущих Final Fantasy. Final Fantasy XII, как и Final Fantasy Tactics задолго до нее, прежде всего, рассказывает о людях: о политических интригах, об искушении властью, об ответственности и о том, что дорога в ад зачастую вымощена самыми что ни на есть благими намерениями. И именно поэтому неожиданное вмешательство сверхъестественных существ в события, достойные исторического романа, – куда большее потрясение, чем, скажем, новость о невиновности сэра Баша или чудесном спасении принцессы Эш. В конце концов, не для того мы шесть лет любовались обликами героев и вызнавали подробности о новой «Последней Фантазии», чтобы купиться на такую «утку»!
Нелегкая доля заклинателей духов
В FFXII Эонов вновь заменили Эсперы, древние существа, которых требуется сперва победить, чтобы заручиться их поддержкой. Выучиться призывать Эсперов может любой персонаж, однако действует правило: если, скажем, Ваан, получил право вызывать Белиаса, никому другому тот уже не достанется. В обмен за помощь Эсперы отжирают столько «очков магии», что навязывать их колдунам даже совестно – кто же будет лечить команду, если помощничек не справится с неприятелем, а восстанавливающие ману снадобья закончатся?
Неудивительно, ведь нам пришлось ждать двенадцатую часть так долго, что порой казалось – мы уже успели в нее сыграть. Рассказы о красочных пейзажах, лихо закрученном сюжете и невероятно удобной боевой системе в духе онлайновых RPG превращались то в романтические грезы, то в скептические рассуждения, что мышиной возне за троны не обставить по размаху проделки Дженовы и генетические эксперименты FFVII.
Мир Ивалис и впрямь на редкость живописен. Грандиозные замки, величественные гробницы, научные лаборатории и фантастические лабиринты поражают причудливой смесью средневековой и футуристической архитектуры: до каменной кладки хочется дотронуться, на необыкновенных воздушных мотоциклах – прокатиться. Обилие песочных оттенков в палитре намекает на жаркий средиземноморский климат тех стран, где разворачиваются основные действия. А при виде многочисленных представителей человекоподобных рас, вроде кроликоухих виер и ящеров-бангаа, уже знакомых по FFTA, сравнение со «Звездными Войнами» напрашивается само собой. Причем различаются расы, помимо внешнего вида, еще и говором – на редкость убедительный штрих к портретам! Как разработчики и предупреждали, для моделей персонажей использовано еще меньше полигонов, чем в FFX (например, пошевелить пальцами героям удастся только, если того требует сценарий), зато текстуры доспехов (особенно у закованных в металл с ног до головы Судей) впечатляют – по богатству чеканки они не уступают броне из Valkyrie Profile 2: Silmeria.
В отличие от героев, к примеру, игр сериала Tales of, персонажи FFXII хоть и сражаются в реальном времени, но не умеют немедленно выполнять приказы.В FFXII содержимое сундуков зависит от воли случая: из одной и той же кубышки можно вытянуть ценное оружие, а можно – жалкие 10 гилей, которых не хватит даже на снадобье.
Но самое удивительное, пожалуй, не пейзажные красоты (каждая Final Fantasy предъявляет нам великолепные для своей платформы ландшафты), а то, как ловко передана иллюзия жизни за счет все тех же пожертвованных полигонов. Например, на столичных улицах яблоку негде упасть: туда и обратно снуют десятки горожан, занятых повседневными делами. Правда, с героями готовы общаться не все: поначалу это обескураживает, но затем понимаешь – так и должно быть. Иначе из боязни пропустить ключевого для сюжета персонажа легко увязнуть в пустых разговорах, да и не бывает так, чтобы у всех нашлось доброе слово или полезные сведения для незнакомцев.
Путь к каждой достопримечательности – тоже своеобразный лабиринт (как в онлайновых RPG), но догадаться об этом можно разве что взглянув на карту. Наоборот, создается впечатление, что команда действительно путешествует: пересекает пустыни, пробирается по лесам, штурмует горы без всяких скидок на условности консольных RPG. Отказавшись от традиционных для сериала случайных стычек с разыгрыванием битв на отдельной арене, разработчики добились убедительности: и время не тратится на непременный просмотр начала и финала сражения, и враги не таятся, и активные бойцы тушуются за широкой спиной предводителя только в тех зонах, где схваток не предвидится. Бескрайние просторы впечатляют; но ближе к концу, когда два предпоследних лабиринта скорей напоминают склеенные воедино цепочки из подземелий, кажется, что в Square Enix слукавили, устроив марафон на выживание и сэкономив на видеороликах. Неудивительно, что в сюжетных сведениях начинаешь тонуть: в оставшихся сценках новости буквально спрессованы.
«Разве не я – главный герой этой FF?» - Ваан, мелкий воришка.
Хотя нас долго убеждали, что именно уличный сорванец Ваан – главный герой FFXII, на деле оказалось, что руководит маленьким отрядом бойцов за свободу Далмаски вовсе не он. У неожиданно воскресшей принцессы Эш ярости и решимости хоть отбавляй: она жаждет лично расплатиться с имперцами за смерть отца и мужа. И, если удастся, заодно вернуть себе трон. А романы на стороне крутить – вдове не к лицу, да и как думать о личном счастье, когда призрак любимого супруга неприкаянно бродит вокруг? Даже в советчики к ней набиться нелегко: бывалые рыцари или вездесущие воздушные пираты куда более сведущи в битвах за троны, чем мелкий воришка. Так и остается Ваан чаще всего зрителем, которого шпыняют все кому не лень, включая рассудительную подружку Пенело.
Характеры персонажей обрисованы, что называется, широкими мазками: события выстроены так, что чаще всего предлагается вникнуть в суть очередной политической заварушки. И в то же время, учитывая количество действующих лиц (как-никак, тягаются несколько государств!), просто удивительно, как даже коротких появлений на сцене все-таки хватает, чтобы составить представление о героях. Пострадали, пожалуй, только Судьи: верные слуги Аркадийской империи слишком значительны и не за всяким революционером-голодранцем погонятся, но в то же время их слишком много, чтобы подыскать для каждого повод сыграть не проходную роль.
С неудачно подобранными гамбитами команде придется тяжело, но бойцов всегда можно «перепрограммировать».Иногда к активной команде присоединяется четвертый персонаж. Управлять им невозможно, зато многие гости лечат пострадавших напарников снадобьями.
«Бедная принцеса, как она беспокоится о своих подданных! Когда она окажется на троне Далмаски, для страны наступят счастливые дни!» - Сэр Восслер, рыцарь принцессы Эш.
Боевая система FFXII – под стать изменившимся условиям сражений. Одновременно в схватке принимают участие лишь трое бойцов (изредка к ним присоединяется «гостевой» персонаж, которым нельзя управлять), но герои со «скамейки запасных» всегда могут подменить товарищей, в том числе и погибших, без потери хода. Пока в живых остается хотя бы кто-то из резерва, поражение не засчитывается. На ум сразу приходит SMT: Digital Devil Saga, в которой, напротив, гибель активной команды означала конец игры, – крайне жестокая несправедливость! Более того, в FFXII разработчики даже не помышляют подложить свинью тем, кому, к примеру, не хочется видеть в гуще схватки Пенело или даже Ваана. Никто из шести основных персонажей не распрощается с компанией на середине пути, и обязательно совершенствовать навыки всех воинов также не требуется.
В бою игрок контролирует только лидера (его можно переназначить в любое время одним щелчком клавиши). В отличие от принятой в прочих играх сериала системы ATB, команды в FFXII выполняются не сразу же, а через некоторое время. Впрочем, следить за каждым выпадом подопечного и его коллег не нужно: так называемые гамбиты – простой способ запрограммировать AI героев по вкусу. Выдаются они постепенно, поэтому вначале сражения мало чем отличаются от традиционных. Зато как только список гамбитов расширяется, открывается раздолье для стратегических комбинаций. Полностью предоставить бойцов воле случая не позволяют как достойные противники (редкая Final Fantasy так часто заставляет попотеть за победу), так и вероятность, что «лечебный» гамбит или спасающий от вредоносного статуса на деле сработает куда позже (советы по гамбитам читайте в нашей тактике по Final Fantasy XII).
Эспер остается на поле боя до тех пор, пока у него не кончатся враги, запас атак или же не иссякнет здоровье. Свое или заклинателя – неважно.«Сил нет, хочется править!» - наместник Вэйн, посланник Аркадийской империи.
«Дети мои! Тут поблизости есть гробница, где спрятан древний магический меч! Мощное,смертельное оружие! Даже орехи колет!» - Нынешний глава учения пророка Килтии.
Когда в Square Enix создавали Sphere Grid, систему покупки навыков и бонусов к характеристикам персонажей в FFX, пути развития героев были жестко заданы, но уже в европейской версии игры геймеры могли выбрать: положиться на готовое решение или же самостоятельно распределить роли в команде. Лицензионная система FFXII – еще демократичней. Поначалу герои различаются не слишком значительно, и только выбор навыков и оружия решит, кому быть магом, кому призывать защитников-Эсперов, кому проворно шинковать врагов катаной, а кому – ухитряться выстоять против самых агрессивных нападающих. Никаких ограничений, вроде «хрупкая Эш не поднимет здоровенный топор» не существует. Стоит персонажу приобрести лицензию на использование определенного оружия, и он мигом обучается и «Кровавым Мечом» вертеть, и из «Лука Персея» стрелять. Вот только за само вооружение придется выложить деньги торговцам.
Очки на покупку лицензий (License Points) получают даже герои, не участвующие в боях. Огорчает только одно: не всегда очевидно, где среди еще не добытых лицензий прячется нужная (особенно это раздражает, когда предмет – уже в инвентаре), а расходовать LP на экспериментальный поиск порой накладно.
Где находится Ивалис?
Ясуми Мацуно, создатель сериала Ogre Battle, перешел в Square в 1995 году, не только набравшись опыта в создании тактических RPG и заручившись поддержкой художника Акихико Ёсиды, который с тех пор отвечает за облик героев в его проектах: вместе с Мацуно компания заполучила целый новый (пусть и вымышленный) мир под названием Ивалис (Ivalice), где магия существует бок о бок с новейшими технологическими достижениями вроде пистолетов, летательных аппаратов и перегонных кубов. Впервые он послужил ареной для политических интриг в Final Fantasy Tactics, причем из диалогов персонажей следовало, что Ивалис весьма напоминает средневековую Европу – с множеством феодальных государств и единственной всеобщей религией, проповедуемой Церковью Глабадоса. Впрочем, это никак не континент или целая планета. До мира Ивалис разрастается в Final Fantasy Tactics Advance, когда четверо героев с помощью магической книги преображают родной городок в заповедник приключений. Хотя Vagrant Story вышла задолго до Final Fantasy XII, она может считаться далеким будущим Ивалис из двенадцатой части: в игре упоминается королевство Валендия, а учения пророка Килтии сохранились только в древних свитках. А в официальном руководстве к FFXII (FF XII Ultimania Omega) утверждается, что и события FF Tactics разворачиваются гораздо позже приключений принцессы Эш.
Думаете, готова хронология? Вовсе нет! Распутывание секретов Ивалис сродни погоне за Белым Кроликом. В версию Final Fantasy Tactics для PSP проник пират Балтье! Остается только гадать, свалился ли он на Рамзу и компанию благодаря временному парадоксу, как и Клауд из FFVII, или же просто дожил? А в Clan Primer отыскиваются записи храброй исследовательницы Мельроз. Ветеранам Vagrant Story это имя будет знакомо – так звали инквизиторшу, отправившуюся с агентом Эшли Райотом расследовать загадки города Леа Монде. Кроме того, согласно FFT, св. Аджора выступил против учения пророка Килтии за 1200 лет до событий игры, но в FFXII сообщается, что раскол произошел за две тысячи лет до раздела Далмаски, а св. Аджора вообще-то была женщиной.
Тему Ивалис не считают закрытой и в Square Enix. Помимо римейка для PSP уже анонсированы Final Fantasy XII: Revenant Wings и продолжение Final Fantasy Tactics Advance для DS.
Новые лицензии открываются по мере того, как приобретаются умения и способности на смежных клетках.«Заказная» охота на монстров – верный способ найти достойного противника для команды!
«И это – несметные сокровища?» - Балтье, воздушный пират (выуживая мешочек с 10 гилями из сундука в древней усыпальнице королей).
Сходство с онлайновыми RPG не заканчивается устройством мира. На развеселые походы по магазинам требуется столько денег, что при обычном прохождении ни за что не хватит: при виде стольких разновидностей вооружения и доспехов глаза начинают разбегаться с удвоенной скоростью. Денежных вливаний требуют и торговцы заклинаниями, и продавцы особых умений (technics), и даже распространители «гамбитов»! Раззадорившийся игрок натравливает команду на поголовье монстров в ближайшем лабиринте или же пробует силы в охоте (Mark Hunting). О нет, он рассчитывает не только на деньги и очки опыта! Его манит «лут» (он же полезный улов с убиенной твари – от когтей и зубов до оружия), так милый сердцу любителей «Рагнарька», FFXI и WoW. Лут предлагается исключительно продавать. Так разработчики пытаются внушить нам, что избавили нас от необходимости собирать двадцать склянок чего-нибудь эдакого и тридцать плошек чего-нибудь другого для очередной «Бриллиантовой Кирасы», а затем нестись с этим добром в специализированный магазин или к автору квеста. В любой лавчонке с радостью примут добычу, и если найденного хватит, на базаре (который также доступен из любого магазина) внезапно начнут приторговывать новинками (опциональное вооружение или обычные снадобья и амуниция по скидочной цене).
Сколько чего и для чего требуется, намекает Clan Primer – пополняющаяся по мере прохождения энциклопедия о мире FFXII. Увы, намекает не всегда. Страницы с советами появляются только после того, как команда победит определенное число монстров одного вида, да и не всегда понятно, как выяснить, чего не хватает. Так и выходит, что некоторые предметы появляются, когда герои уже «переросли» их.
Конечно, есть вариант покупать только самое нужное и не предаваться охоте за богатством. Но как устоять, когда глаза просто разбегаются?
Впрочем, прокачиваться заставляет не только богатый выбор, но и обилие достойных противников: для бойцов любого уровня найдется и подземелье подстать, и особый босс. Когда тонкости государственных переделов поднадоедают или, наоборот, изучены вдоль и поперек, Ивалис все еще не хочется покидать.
«Давайте, вы все теперь проводите меня до одной очень важной горы и поможете нашей героической Империи не ввязаться в кровопролитную войну? А я верну принцессе Эш трон Далмаски.» - Ларса, сын императора Аркадии.
До FFXII еще ни одна «Последняя фантазия» не могла похвастаться такой степенью свободы во всем, что касается боев и планирования команды, и решимостью отказаться от традиций. Нас неизбежно заставляли беспокоиться: стоит или не стоит пренебрегать прокачкой надоедливой героини, стоит или не стоит размышлять над выбором боевых приемов, ведь действительно сложных схваток почти не бывает. Наконец, мы были твердо уверены, что без трогательной любовной линии представить Final Fantasy невозможно. Оказалось – вполне возможно. И даже несмотря на щедрые порции видеороликов, двенадцатая часть не превращается в интерактивный фильм, оставаясь игрой – очаровывающей, несмотря на мелкие недочеты. Европейская версия, выпуска которой нам пришлось ждать еще дольше, чем коллегам из Штатов, не порадует нас такими же радикальными дополнениями, как в свое время европейский вариант FFX. По сути, мы получили то же самое, что и американцы: развертку 16:9 и несколько дополнительных сцен, которые не вошли в японское издание. А тем временем в Square Enix уже вовсю трудятся над Fabula Nova Crystallis: cразу тремя играми с пометкой FFXIII. Final Fantasy XIII и Final Fantasy Versus XIII выйдут на PS3, а Final Fantasy Agito XIII предназначена для мобильных телефонов. Впору сказать: всегда остается еще одна «Последняя Фантазия», к которой будут стремиться поклонники RPG.
Мнение экспертов Red Cat - Лучшей частью Final Fantasy лично для меня по-прежнему остается девятая. А FFXII по праву разделит второе место с FFVII,умудрившись остаться в рамках сериала и при этом обогатиться уймой нововведений. Жалко, что Судьям сценаристы уделили куда меньше внимания, чем можно было бы предположить.
Евгений Закиров - Разочаровало только отсутствие сильной любовной линии в сюжете. Политическая часть преподнесена грамотно, но сопутствующие элементы (когда слезливая «лавстори» перестала быть обязательным атрибутом JRPG?..) можно не заметить. А ведь речь идет о Final Fantasy.
Сергей «TD» Цилюрик - В Suikoden III в угоду отличному сюжету пожертвовали геймплеем; в FFXII в тень уходит история, зато геймплей потрясает. Нет, сюжет и персонажи неплохи , но узнаем мы о них ровно столько, чтобы увлеченно продолжать путешествие по Ивалис. Да, Final Fantasy XII не идеальна, но оторваться от нее невозможно.
Наталья Одинцова - Задумок сценаристов хватило бы не на один роман: возможно, именно поэтому всегда кажется, что кому-то из героев отчаянно не хватило экранного времени, а пересказу событий – обстоятельности. Хотя на горизонте уже маячит FFXII, в Ивалис хочется возвращаться вновь и вновь: затягивает!
1807 Прочтений • [Обзор игры Final Fantasy XII] [11.04.2012] [Комментариев: 0]